СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа воспитания 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа воспитания 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитания 1 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

городского округа Лосино-Петровский Московской области











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

1 «З» КЛАССА

2021 – 2022 учебный год


















Составитель:

учитель начальных классов,

Воропаева Марина Сергеевна











р.п. Свердловский

2021 год

 Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа воспитания составлена в соответствии с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (от июля 2020 года).

Перечень документов по вопросам организации деятельности, связанной с классным руководством, является многоуровневым, содержит нормативные акты, регламентирующие процессы воспитания в образовательных организациях в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования, включает совокупность норм и правил, принятых в соответствии с разграничением полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях закрепляют:

1. Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;

2. Семейный кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

 6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

10. Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

  



1.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

 

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

 

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:

 1)    в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

 2)     в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

 3)    в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

 В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

  • Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

 

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

   

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

 

5.Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет  это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.

 

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

 

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

4)  использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

8) организовывать профориентационную работу со школьниками;

9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

 

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

 

Раздел 2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы класса. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

 

2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

 

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми.

День Знаний, День учителя, День матери, Новогодние представления, Смотр песни и строя к 23 февраля, 8 Марта.

  Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.

 

На внешкольном уровне:

-Месячник пожилого человека

-Экологические  акции

-«Бессмертный полк»

- Митинг к 9 мая

- 22 июня - День памяти и скорби


На школьном уровне:

 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.

День Знаний,

День учителя,

День матери,

Новогодние представления,

Смотр песни и строя к 23 февраля,

8 Марта

День Здоровья

Праздничный концерт ко Дню Победы.

Последний звонок

1 июня - День Защиты детей.

 



На уровне классов:

 Оформление выставок, подготовка к общешкольным мероприятиям в качестве команды, ряда заданий на класс (разработка сценария, дежурство, костюмы и декорации)

 

На индивидуальном уровне: 

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,

  • ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

 

2.2. Модуль «Классное руководство»

 

Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями

 

Работа с классным коллективом: 

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в   них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

 

Индивидуальная работа с учащимися: 

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.

  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.

  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.

  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

 




Работа с учителями, преподающими в классе: 

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и   разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

 

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

  • создание и организация работы родительского комитета класса

  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

  

Модуль 2.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание       на     занятиях       школьных       курсов      внеурочной       деятельности осуществляется преимущественно через:

 

Спортивно-оздоровительное направление:

Кружок "Юные спортсмены", обучающий курс "Шахматная азбука", секция "Народные игры" сдают детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;

- развивают основные физические качества младших школьников (сил: быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения). что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;

-воспитывают волевые качества дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность скромность.

Духовно-нравственное направление:

Проектная деятельность "Я - гражданин России", Клуб проектов "Умники и умницы" формируют у обучающихся эстетические потребности, ценности и чувства; основы разработки социальных проектов, организации коллективной творческой деятельности. Развивает коммуникативные навыки, стабилизирует эмоции, обогащает детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями, развивает самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы.

Социальное направление:

- Общественно-полезная практика "Школа докторов", формируют у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни. Общеинтеллектуальное направление:

Кружок "Лего - конструирование",Клуб проектов "Умники и умницы" формируют навыки и умения в поиске и выделении необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

Общекультурное направление:

Кружок "Радужный мир", «Театральная студия» формируют у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональность, нравственная отзывчивость;

-гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

  

2.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация       школьными      педагогами      воспитательного        потенциала   урока предполагает следующее: 

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение   на   уроке   интерактивных   форм   работы   учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.



2.5. Модуль «Самоуправление»

 

Поддержка детского самоуправления в классе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.

 На уровне школы:

  • через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

  • через работу РДШ и Совета старшеклассников, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);

 На уровне класса: 

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидера (старосты, дежурного), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления;

  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса, актив класса;

 На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение

  • и   анализ общешкольных и внутриклассных дел;

  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями, оформлением классного уголка, организацию и проведение мероприятий.

 

2.6. Модуль «Детские общественные объединения»

 

Действующее на базе школы детское общественное объединение

  • Штаб первичного отделения Всероссийской общественно-государственной, детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ),

  • Юнармейский отряда «Стрижи» Всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»;

  • Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности», ЮИДРОССИИ.РФ,

  • ВОЛОНТЁРЫ ПОБЕДЫ

Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:

  • утверждение и последовательную реализацию в детских общественных объединениях демократических процедур (выборы актива, ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающимся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

  • организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленный на помощь другим людям, формирование в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.

  • поддержку и развитие в детских объединениях традиций и ритуалов, формирующих у обучающихся чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел)

 

Модуль 2.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»

 

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.

 

 2.8. Модуль «Профориентация»

 

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: 

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

  • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий,

  • о      способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

  

2.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

 

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда класса, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с   предметно-эстетической средой школы как: 

  • оформление интерьера классного помещения и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;

  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой классной  и школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

  • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов);

  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

 

2.10. Модуль «Работа с родителями»

 

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности):

 На групповом уровне: 

  • родительский комитет класса, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

  • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

  • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. 

На индивидуальном уровне: 

  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

  • помощь   со   стороны   родителей   в   подготовке   и   проведении

  • общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

 Условия успешной реализации программы:

  • Поддержка идеи программы коллективом школы, учащимися, их родителями и учителями.

  • Привлечение к реализации программы школьного  психолога.

  • Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.

  • Сотрудничество с учителями, работающими в классе.

 Планируемые результаты:

  • Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;

  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;

  • потребность в  творческой самореализации;

  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.


Приложения к программе



План воспитательной работы 1 «З»  класса на 2021-2022 учебный год


  1. Цель воспитательной работы класса:

Направлены на создание условий для формирования коллектива и развития личности в нём, на формирование навыков самоуправления, культуры общения, воспитания трудолюбия, бережливости и самостоятельности.


  1. Задачи ВР на 2021–2022 учебный год:

- Создание здорового микроклимата в классном коллективе, формирование межличностных отношений.

- Развитие индивидуальных качеств личности учащихся и создание условий для интеллектуального развития их способностей и достижений, познавательных интересов, кругозора (кружки, олимпиады, экскурсии и т. д.)

- Создание обстановки способствующей благоприятному усвоению учащимися учебного материала, организации помощи в учёбе слабоуспевающих учащихся, воспитание чувства заботы о больных одноклассниках.

- Привитие навыков работоспособности и воспитание ответственного отношения к трудовой деятельности.

- Привитие санитарно - гигиенических навыков, бережного отношения к своему здоровью, воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

- Воспитание эстетической и нравственной культуры учащихся.

- Продолжить работу над формированием самосознания, чувства собственного достоинства, взаимопонимания, самоуважения, способности к самооценке.

- Организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся, формировать эмоционально-положительное отношение к учебе, знанием, деятельности;

- Воспитывать гражданско-патриотические качества через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;

- Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям;

- Прививать навыки здорового образа жизни;

- Прививать любовь к природе.

  1. Психолого-педагогическая характеристика 1 «З» класса.

В классе обучаются 36 учеников: 16 девочек и 20 мальчиков. Ребята подружились между собой в первые дни знакомства в классе. У них появились общие интересы и занятия (посещают одни и те же кружки). Многие дружат не только в школе, но и за её пределами. Сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками. Большинство учеников класса открыты и легки в общении. Дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Ребята учатся прислушиваться к мнению друг друга, находить компромисс в спорных ситуациях.

На уроках дети активны, любознательны, проявляют устойчивый интерес к учебной деятельности, владеют навыком самостоятельной работы, учатся работать в парах и в группах. Общий уровень развития учащихся – средний, интересы разнообразные.

К учителям и одноклассникам относятся доброжелательно. Конфликтные ситуации в коллективе не возникали.

Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий.


  1. Календарь мероприятий воспитательной работы на 2021-2022 уч.год

Модуль

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Ожидаемый результат

СЕНТЯБРЬ

1






2.












3.









4.






5.





6.






7.

Ключевые общешкольные дела




Ключевые общешкольные дела










Школьный урок








Школьный урок





Школьный урок




Организация предметно-эстетической среды



Школьный урок

«Здравствуй, школа!» Классный час «Урок Мира»


Книжная выставка «Дорога мира и добра»










Классный час «Наш мир без терроризма».






Беседа «Международный день распространения грамотности»


«Посвящение в первоклассники»




Акция «Аллея первоклассников»





Неделя безопасности дорожного движения

1.09.






3.09












3.09









8.09






30.09.





30.09






25.09-29.09

Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.










Классный руководитель Воропаева М.С.







Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.



Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.

Показать причину возникновения войн, пути разрешения конфликтов.


Воспитание умения сопереживать, чувствовать сопричастность к глобальным проблемам современного мира, умение быть добрым и отзывчивым.


Дети должны знать, что такое терроризм, каковы его последствия, какие возможные способы защиты от него существуют.


Знание детей о Международном дне распространения грамотности.


Рассказать обучающимся, что должен знать первоклассник.


Формировать у детей бережное отношение к природе, уход.



Составить схему :дом-школа, школа-дом.

ОКТЯБРЬ

8.





9.






10.






11.





12.





13.








14.









15.

Школьный урок.





Ключевые общешкольные дела




Ключевые общешкольные дела




Экскурсии, экспедиции, походы.



Ключевые общешкольные дела



Профориентация








Школьный урок









Ключевые общешкольные дела


Праздник «День учителя» (поздравление от первоклассников)


Осенний калейдоскоп – конкурс поделок из природного материала.


День Здоровья.

Классный час: «Разговор о правильном питании»


Экскурсия: «Фабрика мороженного»



Конкурс школьных уголков




Виртуальная экскурсия «Совершите свое первое путешествие в мир многообразия профессий»


Всероссийский урок безопасности школьников в сети.






Благотворительная акция «Собери макулатуру – спаси дерево»

05.10.





13.10-20.10 октября




15.10.






17.10.





21.10.





27.10.








25.10.









октябрь

Классный руководитель Воропаева М.С.


Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.



Классный руководитель Воропаева М.С.



Классный руководитель Воропаева М.С.






Классный руководитель Воропаева М.С.







Классный руководитель Воропаева М.С.

Учить детей проводить мероприятия



Учить детей видеть прекрасное





Вести здоровый образ жизни.





Увидеть этапы производства продукции. Вид профессии.


Эстетическое воспитание учащихся



Выбор профессии.








Закрепить знания учащихся с преимуществами сети интернет, скрытыми и открытыми угрозами интернета.


Воспитание любви к природе.


НОЯБРЬ

16.







17.





18.










19.





Ключевые общешкольные дела





Работа с родителями




Работа с родителями









Ключевые общешкольные дела







Мероприятие «В семье единой», приуроченная к международному Дню народного единства


Информационное оповещение через классные группы.



Родительское собрание № 2









Фотовыставка приуроченная к празднику «День Матери» «Золотые мамины руки»



4.11







08.11





11.11










26.11





Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.


Классный руководитель Воропаева М.С.







Классный руководитель Воропаева М.С.




Формировать чувство гражданственности и патриотизма.




Знания учащихся.





Адаптация учащихся, техника безопасности в школе, формированию законопослушного поведения учащихся,

успеваемость.


Выставка рисунков своих мам.





ДЕКАБРЬ

20.













21.






22.






23.




Школьный урок













Школьный урок






Ключевые общешкольные дела




Ключевые общешкольные дела


Единый урок «Права человека»












Беседа : «Я живу в России», посвящённый Дню Конституции РФ.



«Новогодняя поделка»





Новогодняя сказка «Дед мороз»

1.12.













13.12.






22.12.






26.12.







Классный руководитель Воропаева М.С.










Классный руководитель Воропаева М.С.



Классный руководитель Воропаева М.С.



Классный руководитель Воропаева М.С.




Формирование у детей понимания ценности и уважения человеческой жизни не только своей, но и другого человека, а также необходимость регулирования отношений между людьми.


Сформировать основы знаний о Конституции- как основном законе РФ.


Мелкая моторика. Развитие творчества у обучающихся.



Узнать историю возникновения нового года.

ЯНВАРЬ

24.





25.

Курсы внеурочной деятельности



Школьный урок


Беседа: «Я выбираю спорт».




Беседа: «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944год)-27 января»

12.01.





28.01.

Классный руководитель Воропаева М.С.


Классный руководитель Воропаева М.С.


Вести здоровый образ жизни.




Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

ФЕВРАЛЬ

26.







27.








28.






29.

Школьный урок.







Школьный урок.








Ключевые общешкольные дела




Работа с родителями

День Российской науки. Интегрированный (межпредметный) урок.



Международный день книгодарения. Библиографический урок.





Спортивный праздник «Вперед мальчишки!»




Родительское собрание № 3

8.02.2022







14.02.2022








21.02.2022






25.02.

Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.





Классный руководитель Воропаева М.С.



Классный руководитель Воропаева М.С.


Познакомить учащихся с историей возникновения Дня науки.



Повышение у учащихся интереса к чтению. Обогащать словарный запас, расширять кругозор.


Развивать у ребят чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине.


Беседа с родителями. Родительское собрание «Союз семьи и школы в делах и достижениях»

МАРТ

30.










31.







32.











33.







34.

Ключевые общешкольные дела








Ключевые общешкольные дела





Школьный урок











Школьный урок







Школьный урок


«Масленица»










Праздник «А ну-ка девочки», посвящённый Международному Дню 8 Марта.



День Воссоединения России и Крыма. Урок – диспут.








День Земли. Экологический урок.





Всероссийская неделя детской книги. Библиографический урок.

04.03.










09.03.







18.03.











21.03.







28.03.

Классный руководитель Воропаева М.С.







Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.








Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.


Беседа с учащимися об истории возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.


Праздник для мам и девочек.






Воспитание любви к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, формирование знаний о своём Отечества.


Формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.


Беседа о создании книг и материалов из которых они сделаны. Воспитывать желание к постоянному общению с книгой, бережному отношению к ней.

АПРЕЛЬ

35.







36.






37.

Работа с родителями






Школьный урок.






Ключевые общешкольные дела


Беседа с родителями об успеваемости учащихся





День Космонавтики.

Гагаринский урок «Звездный сын земли»



Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной безопасности)

5.04.







12.04.






29.04.

Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.



Индивидуальная работа с учащимися.





Формировать представления о космосе и об освоении космического пространства.


Сформировать представление о профессии пожарный и особенностями службы пожарной охраны.




МАЙ

38.












39.







40.






41.







42.



Ключевые общешкольные дела










Ключевые общешкольные дела





Школьный урок.






Классное руководство






Работа с родителями.


День Победы. Праздничный концерт. Акция «Георгиевская ленточка». Акция «Бессмертный полк»






Международный день семьи. Спортивный конкурс «7-Я.»




Беседа: «Традиции моей семьи»





Проведение отчётного ученического собрания «Итоги работы за учебный год»


Родительское собрание № 4

09.05.












13.05.







16.05.2022






май







22.05.

Классный руководитель Воропаева М.С.









Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.



Классный руководитель Воропаева М.С.




Классный руководитель Воропаева М.С.




Праздничный концерт. Воспитание патриотических чувств у обучающихся, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины.


Укрепление связей «Семья-школа», направленных на воспитание здорового образа жизни.


Совершенствование и сохранение традиций и культуры своего народа.


Подведение итогов деятельности за учебный год.





Итоги учебного года.








4.План тематических классных часов на 2021 – 2022 учебный год

Название

Ожидаемый результат

Дата

1

«Здравствуй, школа!»

Классный час «Урок Мира».

Беседа с учащимися о значении слов мир, символ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), символе мира, показать причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов.

1 сентября

2

Классный час «Наш мир без терроризма»,Классный час «Безопасный урок».

Беседа с обучающимися о событиях в мире, что такое терроризм, каковы его последствия, какие возможные способы защиты от него существуют.

3 сентября

3

Классный час «Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и употребление ПАВ»

Информировать детей о вреде наркомании, алкоголизма, табакокурения и употребления ПАВ.

24 сентября

4

Классный час «Мы дружны».

Формировать у детей представление о дружбе.

18 октября

5

Классный час - «Правильное питание».

Вести здоровый образ жизни.

15 октября

6

Классный час «День единства и примирения».

Дать общее представление об истории возникновения праздника. Формировать чувство гражданственности и патриотизма.

4 ноября

7

Классный час «Культура отношений»

Обсудить понятие «друг», «дружба», «Отношения между людьми»

19 ноября

8

Классный час «День Матери».

Воспитание уважительного отношения к матери, к женщине, воспитание внимательности, заботливости, уважительного отношения к матери.

26 ноября

9

Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус. Профессия, которая мне нравится».

Беседа о профессиях. Воспитывать интерес к различным профессиям и уважительное отношение к людям этих профессий.

10 декабря

10

Классный час - беседа по ПДД «Правила поведения в городе в зимнее время» (гололёд, водоём в зимнее время). «Правила безопасности во время зимних каникул».

Воспитывать навыки основных правил поведения обучающихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. А также познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при обморожении.

17 декабря

11

Классный час - беседа: «Хочу быть здоровым!»

Формирование ценностного отношения учащихся к своему здоровью. Познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.

11 января

12

Классный час «Защитники земли Русской. День памяти и скорби.

Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к ветеранам войны, защитникам Отечества, чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

27 января

13

Классный час «Путешествие в мир занимательной грамматики».

Создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка.

3 февраля

14

Классный час «Есть такая профессия – Родину защищать».

Развивать у ребят чувство патриотизма, воспитывать любовь к родине.

21 февраля

15

Классный час «Масленичные забавы».

Беседа о русских традициях.

4 марта

16

Классный час «8 Марта – Международный женский день».

Беседа с учащимися об истории праздника 8 марта. Формировать у детей чувства уважения к мамам, бабушкам и сёстрам.

9 марта

17

Классный час «Гагаринский урок. Космос – это мы!».

Формировать представления о космосе и об освоении космического пространства.

12 апреля

18

Классный час «Помним».

Воспитание патриотических чувств у обучающихся, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины.

6 мая

19

Классный час «День славянской письменности и культуры. Урок творчества».

Познакомить с историей и особенностями государственного и православного праздника «День славянской письменности и культуры»

13 мая

20

Классный час «Правила поведения во время летних каникул».

Формирование навыков безопасного поведения школьников в период летних каникул. Соблюдения правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в лесу и на воде.

25 мая


  1. План Родительских собраний на 2021 – 2022 учебный год.

Тема

Ответственные

Дата

1,2

Организационное родительское собрание «Семья+школа. Шаг навстречу»

Классный руководитель Воропаева М.С.

Август, ноябрь

3

Общешкольное родительское собрание «Актуальные проблемы профилактики негативных явлений в подростково-молодежной среде»

Классный руководитель Воропаева М.С.

Февраль

4

Общешкольное родительское собрание «Союз семьи и школы в делах и достижениях»

Классный руководитель Воропаева М.С.

Май


Планируемые  результаты:

  • Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;

  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;

  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;

  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;

  • Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;

  • Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;

  • Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;

  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

  • Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.


 Циклограмма работы по модулю «Классное руководство».

Ежедневно: контроль посещаемости; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по классу; работа с классным журналом; организация питания.

Еженедельно: проведение классных часов, планерок; проверка дневников; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса.

Ежемесячно: проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы.

В конце каждой четверти: подведение итогов четверти; оформление итогов четверти в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.

В конце учебного года: проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.