Государственное бюджетное образовательное учреждение
для обучающихся воспитанников с ОВЗ
«Рославльская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат I-II-V видов»
Принято: Руководитель МО _Лаврененкова Е.А._______ . Протокол № ______ «__»___________2014 г. | Согласовано: Заместитель директора по ВР Нестерова Л.В._________ «__»________________2014 г. | Утверждаю: Директор школы-интерната ___________Картунина С.В. Приказ № _______ «__»_______________2014 г. |
Рабочая программа
воспитательной работы с учащимися группы №3
на 2014-2015 учебный год.
Составила воспитатель
высшей квалификационной категории
Пересыпкина.Е.А
Рославль
2014
Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
в группе №3.
Воспитатели:. Пересыпкина.Е.А, ПомазковаЛ.И., Шатинская Е.В.
Список детей во II полугодии: Любченко Камила, Абраменков Андрей, Бруй Кирилл, Шестерикова Ангелина, Семенко Валерия, Бобров Степан, Воробьёва Наталия, Петрова Наталия, Самусев Алексей, Ильин Дмитрий.
Цель воспитательной работы: всестороннее развитие обучающихся воспитанников, охватывающее духовно-нравственный, культурный и эстетический рост личности ребёнка.
Задачи:
продолжать укреплять и охранять здоровье детей;
воспитывать культурно-гигиенические навыки;
совершенствовать навыки коммуникации, расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
повышать духовно-нравственный потенциал путём вовлечения в дополнительное образование;
развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом, расширять активный словарьдетей.
Количество и качество усвоения программного материала
направления | по плану | проведено | % выполнения | качество усвоения % |
Внеклассное чтение | 18 | 17 | 94 | 78% |
Духовно-нравственное развитие | 18 | 17 | 94 | 78% |
Познавательно-эстетическое | 18 | 18 | 100 | 80% |
ППД | 18 | 18 | 100 | 80% |
ООМ | 36 | 36 | 100 | 80% |
Здоровье-сбережение | 18 | 18 | 100 | 82% |
Трудовое обучение | 18 | 18 | 100 | 82% |
Всего | 144 | 142 | 99 | 80% |
Вывод. В течение второго полугодия проведено 144 внеклассных занятия по семи направлениям, что составило 99 %. Причина не проведённых занятий – изменение состава детей, замена занятий. Качество усвоения программного материала 80%.
Участие воспитанников в мероприятиях:
Праздничная линейка, посвященная Дню знаний;
Праздничная линейка, посвященная Последнему звонку;
Праздничный концерт, посвященный Дню матери;
Праздничный концерт «Мы вместе», посвящённый Дню защиты детей;
Урок мужества «70 лет снятия блокады Ленинграда»;
Весёлые старты посвященные дню защитника Отечества;
Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню 8 марта;
Конкурс рисунков ко Дню Победы;
Конкурс рисунков «Дед Мороз» организованный фирмой «Консультант плюс»;
«Рождественские встречи»;
Встреча с ветеранами, поздравление ветеранов;
Экскурсия в Рославльский историко-краеведческий музей.
Участие в культурно-досуговых мероприятиях по плану воспитательной работы
1.Трудовой десант.
2.Смотр-конкурс газет «День Победы»
3.Игра-конкурс «В море пословиц и поговорок»
4. Занимательные задания.
5.Конкурс загадок о зиме.
6.День санитарии.
7.«Весёлые старты».
8.Воскресный турнир «В гостях у сказки».
9.Конкурс газет-поздравлений к Дню защитника Отечества.
10.Конкурсно-игровая программа «Суперзолушка».
11.Конкурс стихов о маме.
12 Весёлые старты посвященные дню защитника Отечества;
13.Конкурс рисунков на асфальте «Мой дом»
Проведены профилактические беседы с медработником: «Мы за здоровый образ жизни», «Профилактика гриппа», «Травматизм в зимний период».
Проведён цикл бесед по ТБ в школе, общественных местах, в транспорте, при обнаружении взрывчатых веществ.
Вывод: в течение второго полугодия воспитанники группы №3 активно участвовали в общешкольных, городских, областных мероприятиях, посещали музеи, библиотеки, вовлечены в дополнительное образование (кружки разной направленности).
Наблюдается положительная динамика в саморазвитии на 0,8балла(расширение знаний в различных областях, прилежание и активность в учении, познавательная активность), в отношении к труду 1 балл (самообслуживание, трудолюбие, бережливость), в отношении к обществу на 1 балл (гуманность, вежливость, толерантность, соблюдение норм поведения в общественных местах).
Уровень воспитанности детей за 2013-2014 учебный год
год | саморазвитие | отношение к труду | отношение к обществу | проявление отрицательных качеств личности | вредные привычки по количеству воспитанников |
2012-2013 | 3 | 3 | 3,5 | 1 | - |
2013-2014 | 3,8 | 4 | 4,5 | - | - |
Вывод :За 2013-2014 учебный год показатели уровня воспитанности выросли на единицу(рост-пол процента в полугодие).В следующем учебном году рекомендовано обратить внимание на : духовно-нравственное воспитание, саморазвитие детей, воспитывать интерес к чтению.
Пояснительная записка к программе на 2014-2015 уч.год.
В группе №3 на начало 2014-2015 учебного года изменился состав обучающихся воспитанников. Список 5-го Б класса-группы слабослышащих детей : Любченко Камила, Абраменков Андрей, Бруй Кирилл, Шестерикова Ангелина- в классе-группе обучается ученик 4-Б кл.-Жданко Роман.
Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При составлении программы воспитательной работы по видам деятельности использовались:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ,2007).Авторы:ХуденкоЕ.Д.,ГаврилычеваГ.Ф.,СеливановаЕ.Ю., Титова В.В.
Воспитание проходит в процессе взаимодействия людей в разнообразных сферах их деятельности в рамках социальных институтов, при этом одним из основных является школа-интернат.
На современном этапе развития общества воспитание приобрело новые грани. В центре системы воспитания как наивысшая ценность жизни находится человек; образование, обучение рассматриваются сегодня как средство воспитания; формирование личности протекает в контексте общечеловеческой культуры; свобода выбора при формировании личности является фундаментом методического решения проблемы воспитания.
Целью воспитания является всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка с ОВЗ, возможно более полная его самореализация в социуме. Успешная социализация воспитанника с особыми образовательными потребностями возможна при соблюдении определенных условий воспитательного процесса. Прежде всего, это комплексный подход, который предполагает использование различных видов деятельности, игры, труда и общения как единого механизма формирования личности.
Задачами воспитателя являются:
• обучение воспитанников с нарушениями слуховой функции нормам речевого общения, полноценному использованию речевого общения как средства познания, самопознания, эмоционального и речевого развития;
• обучение общению словесной речью в своем коллективе, формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива, с учителями и воспитателями, со слышащими сверстниками; развитие общительности, преодоление страха общения;
• формирование потребности школьников, особенно младшего возраста, в общении со взрослыми, обеспечение не только общения на формальной, деловой основе, но и межличностного, неформального общения на позитивной эмоциональной основе, когда взрослый выступает как источник интересных знаний, умений, проявляет душевное тепло и дружеское участие;
• корректировка общения при его нарушениях (например, изолированности от коллектива отдельных учащихся).
Формирование личности ребенка с ОВЗ, его воспитание в коллективе предполагают коррекционную, а главное коммуникативно-адаптационную направленность при использовании словесной речи как ведущего средства общения в условиях речевого режима, что особенно важно при работе с детьми, имеющими нарушения слуховой функции.
Наиболее эффективна воспитательная работа при учете возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Важным является стремление к достижению воспитательного эффекта, в основе которого лежит не внешнее (дисциплинарное) побуждение, а внутренние мотивы воспитанников, сформированные посредством овладения социальным нравственным опытом в единстве с развитием словесной речи.
Содержание работы педагогов в интернате определяется целью и задачами воспитания детей с недостатками слуха и реализуется в разнообразных видах деятельности детей — учебно-познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной, в условиях целесообразно организованного чередования различных видов деятельности.
Учебно-познавательная деятельностьявляется продолжением учебно-воспитательного процесса I половины дня и содействует закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных в различных видах деятельности воспитанниками, а также формирует новые знания и умения. Она имеет большую практическую направленность. По содержанию учебно-познавательная деятельность выходит за рамки учебных предметов, обеспечивая овладение детьми широким кругом знаний, умений, накопленных человеческим обществом в разных сферах деятельности. Она содействует развитию их познавательных интересов, обогащению житейских и научных знаний, развитию речи, мышления, остаточного слуха.
Виды учебно-познавательной деятельности:
- самоподготовка;
- тематические прогулки, экскурсии;
-беседы;
-игры;
-бытовой труд;
-внеклассные занятия по направлениям воспитания.
В ходе деятельности у детей формируются основы научного мировоззрения, расширяются знания об окружающей природной и социальной среде, они более четко осознают свое место в обществе, формируется направленность личности.
I. Самоподготовка
Самоподготовка проводится в классных комнатах, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой, оснащенных необходимым наглядным и дидактическим материалом.
Основными требованиями к организации и проведению самоподготовки являются:
• преемственность в работе и единство действий учителя, учителя-дефектолога и воспитателя;
• тщательная подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала, а также методики работы, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для воспитанников, окончивших самоподготовку раньше остальных);
• соблюдение слухоречевого режима и работа над дальнейшим развитием словесной речи и остаточного слуха учащихся;
• единство руководства коллективной самоподготовкой учащихся и оказания им своевременной индивидуализированной помощи со стороны воспитателя;
• проведение самоподготовки в точном соответствии с режимом дня, после обеда и продолжительного отдыха воспитанников.
В ходе самоподготовки педагогом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Основные задачи самоподготовки, заключаются в обучении детей приемам самостоятельной работы, рационального использования времени, формировании у них навыков учебного труда, речевого общения с опорой на использование остаточного слуха. Через усвоение необходимой лексики, обеспечивающей во время самоподготовки общение учащихся с воспитателем, а также друг с другом, воспитатель закрепляет новые знания, учит их практическому применению.
На самоподготовке важно создать обстановку, близкую к домашней. После выполнения определенной части заданий разрешается обмен мнениями, детям предоставляется возможность сделать перерыв в занятиях.
По мере выполнения заданий воспитатель организовывает выборочную проверку и взаимопроверку устных и письменных работ, помогает слабоуспевающим или пропустившим занятия учащимся, подключая к этой работе их более сильных товарищей, которые выступают в роли ассистентов, помощников по тем или иным учебным дисциплинам.
В целях максимальной эффективности самоподготовки пятиклассников и рационального использования ими времени целесообразно учить их планировать свой учебный труд и отчитываться о выполнении, регламентировать время выполнения домашних заданий по каждому предмету. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисциплинирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в установленный срок.
Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:
Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между воспитателем и учащимися, между учениками, внутри группы, между воспитателем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой
Основные этапы самоподготовки:
Организационный этап. Его задача – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования самоподготовки, психологические настроить ученика на работу.
Выполнение домашнего задании по предметам. (Самостоятельное изучение материала).
Контроль за качеством подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях учеников, несформированности умений и навыков, их коррекция. Этап рефлексии: “Я”, “Мы”. “Дело”.
Заключительный педагогический контроль
Организация выполнения домашних заданий.
Перед началом самоподготовки каждый воспитатель в течение 2-3 минут с привлечение члена учебной комиссии делает анализ прошедшего учебного дня: что удалось, что нет, какие получены оценки, почему, какие получены замечания от учителей, какие случились нарушения дисциплины.
На самоподготовке важно создать обстановку, близкую к домашней. После выполнения определенной части заданий разрешается обмен мнениями, детям предоставляется возможность сделать перерыв в занятиях.
В целях максимальной эффективности самоподготовки и рационального использования ими времени воспитатель учит их планировать свой учебный труд и отчитываться о выполнении, регламентирует время выполнения домашних заданий по каждому предмету, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисциплинирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в установленный срок. Воспитатель также организует систематическую работу по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.
В конце самоподготовки подводится краткий итог, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе отдельных учащихся. Анализ необходимо проводить без нотаций и нравоучений. Дети нуждаются в похвале даже по малейшему поводу. Детям нужно дать возможность почувствовать уверенность, веру в свои силы.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников.
Уметь организовать своё рабочее место, приготовить необходимые учебные принадлежности.
Иметь записи домашних заданий в дневниках ежедневно.
Самостоятельно повторять изученный на уроках материал перед приготовлением письменных заданий.
Знать изученные орфограммы, применять правила при выполнении письменных упражнений.
Владеть умением выполнять различные грамматические разборы, правильно ставить знаки препинания.
Знать математические правила и формулы, уметь их применять при решении задач, примеров.
Учить самостоятельно (при необходимости коллективно) устные предметы.
После выполнения заданий проводить самопроверку (по вопросам в конце параграфа) и взаимопроверку.
II. Тематическая прогулка, экскурсияпроводится с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся знаний, или приобретения новых, а также для решения конкретных воспитательных и коррекционных задач, расширения сферы общения, социальных контактов, профессиональной ориентации воспитанников. Тематика прогулок и экскурсий может быть связана с учебными предметами, внеклассными занятиями, а может носить и более широкий коррекционно-развивающий и воспитательный характер.
При проведении тематических прогулок и экскурсий для детей с нарушениями слуха требуется специальная подготовка:
* постановка учебных, воспитательных и коррекционных задач;
* определение содержания, словаря;
* разработка заданий для отдельных учащихся и всей группы воспитанников в целом;
* подготовка оборудования, при необходимости;
* предварительное ознакомление воспитателя с местом проведения прогулки, экскурсии.
В ходе мероприятия воспитатель руководит наблюдениями детей, обращая внимание на существенные признаки объектов, явлений, дает словесные пояснения наблюдаемому (для отдельных учащихся опорные таблички), вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме.
После проведенного мероприятия, полученные знания и представления закрепляются при изготовлении книжек-малышек, альбомов, стендов, рисунков, организации выставки собранных коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчетов, сочинений, в беседах, при чтении литературы по теме прогулки, экскурсии.
Содержание программного материала.
Экскурсии.
Экскурсия в городской парк. Экскурсия на почту. Экскурсия в магазин. Экскурсия в осенний парк. Экскурсия в медицинский кабинет. Экскурсия в парк поздней осенью. Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в весенний парк. Экскурсия в салон красоты.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников.
Воспитанники должнызнать/понимать
1. Иметь знания об истории своего края, города, его достопримечательностях, знаменитых земляках.
2. Проявлять интерес к творчеству художников, скульпторов, деятелей искусства, науки и техники.
3. Знать правила поведения и культуры в общественных местах при посещении культурно-массовых мероприятий.
4. Знать правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте.
5. Пополнить знания об особенностях жизни растений и животных нашего края и других природных зон.
6. Виды городского транспорта;
Воспитанники должны уметь:
-ориентироваться в расположении улиц города;
- оплатить проезд с помощью проездных документов;
-соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте;
- соблюдать правила поведения и культуры в общественных местах при посещении культурно-массовых мероприятий
III. Беседа
Беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон: учителя и ученика. Педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.
Основные этапы проведения бесед:
• сообщение конкретных факторов;
• объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников;
• обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;
• обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;
• применение воспитанниками усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения своих товарищей, других людей, как устно, так и письменно.
Цель беседы - усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить воспитанники; те практические выводы, которые будут сделаны.
Коррекционнымизадачами при проведении бесед являются:
• формирование и обогащение словарного запаса;
• работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур;
• обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.
Начиная с I класса необходимо требовать от детей развернутых связных высказываний. В I-III классах учащиеся с нарушением слуха овладевают преимущественно словами с конкретным значением. Первоклассники должны уметь устно составлять 3—5 предложений, объединенных общей темой. Во II—IV (V, VI) классах объем устных связных высказываний увеличивается за счет количества предложений.
Типы предложений от класса к классу усложняются: в I—II классах это простые нераспространенные и распространенные предложения разных структур, в III—IV (V, VI) классах сложные предложения с различными видами придаточных.
Развитие связной речи регулируется программными требованиями к типам предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений не рассматриваются изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями в беседах, речевых упражнениях, при подготовке отчетов, сообщений, сочинений.
Темы бесед должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей (о школе, о Родине, о растениях и животных, об играх и развлечениях детей, о труде школьников и взрослых, о дружбе и товариществе и др.).
Для письменных работ целесообразно брать те темы, которые связаны с конкретными наблюдениями, впечатлениями и действиями детей. Следует избегать широких тем, например рассчитанных на описание природы (осень, зима и т.д.). Необходимо чаще использовать темы, связанные с общественно полезным трудом, способствующие решению задач трудового и нравственного воспитания.
Проведение беседы требует большого мастерства от воспитателя. Главное требование - обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Проводя беседу, воспитатель задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.
При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.
Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей в жизни, поступков, явлений. Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.
В беседах должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки воспитанников, и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.
Тематический план бесед
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Экскурсии, тематические прогулки |
1. 2. 3. | I четверть Я в мире людей Зачем нужны правила? Мои права и обязанности | 3 3 2 | 1 2 |
Итого | 8 | 3 |
1. 2. 3. | II четверть Что такое традиции, обычаи? Мое поведение Новый год в окно стучится | 1 5 2 | 1 2 |
Итого | 8 | 3 |
1. 2. 3. 4. | III четверть Друг познается в беде Города-герои. Что я знаю о войне? Женский день – 8 марта Безопасное поведение. Оказание первой помощи | 3 2 1 5 | 1 |
Итого | 11 | 1 |
1. 2. 3. | IV четверть Мир увлечений Государственные праздники Характер и положительные качества в жизни человека | 2 2 4 | 1 2 |
Итого | 8 | 3 |
Всего | 35 | 10 |
Содержание программного материала
Уточнение и обогащение словаря.
Слова, обозначающие сравнение признаков предметов, оттенки цвета.
Слова с эмоционально-экспрессивной окраской. Слова, выражающие морально-эстетическую оценку, нравственные понятия. Слова с переносным значением, образные выражения.
Развитие связной речи.
Понимание и употребление в речи предложений с однородными членами и обобщающими словами, сложных предложений с придаточными определительными, изъяснительными, условия.
Текст.
Определение темы и основной мысли текста. Выделение частей текста. Озаглавливание текста и его частей. Сочинение (сообщение, отчет) с опорой на картинку, по серии картинок на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту, а также на основе наблюдений за природой, экскурсий и т.п. с предварительной коллективной подготовкой.
Работа над композицией составляемого рассказа (начало, середина, конец). Составление плана.
Устное и письменное составление текстов приглашения, поздравления. Написание короткого письма о своих делах.
Основные требования к уровню подготовки воспитанников
Воспитанники должны знать:
• элементарные права и обязанности школьника;
• государственные праздники нашей страны;
• правила безопасного поведения на дороге;
• правила поведения в общественных местах;
• правила поведения в экстренных ситуациях (при порезе, ожоге, пожаре и т.п.).
Воспитанники должны уметь:
• отвечать на вопросы развернутыми связными высказываниями;
• составлять устные и письменные рассказы (отчеты, сообщения, сочинения) повествовательного характера с элементами описания;
• озаглавливание текста, выделение его частей;
• составлять текст поздравления, приглашения, письма.
IV. Игра
Эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности ребенка с нарушениями слуха являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.
Специальными задачами являются:
• развитие и обогащение игровой деятельности детей;
• расширение круга знакомых им игр;
•использование игры как коррекционного средства, в общем и речевом развитии ребенка с недостатками слуха.
Спортивные, подвижные игры выступают одновременно средством реализации двигательной активности и средством коррекции моторных нарушений, физического развития детей и укрепления их здоровья. Они дают также опыт и навыки коллективных отношений. Организуя подвижные и спортивные игры, воспитатель обеспечивает рациональную дозировку физической нагрузки и моторную плотность процесса игры. Не следует перегружать игры проговариваниями, так как это снижает ценность так необходимой детям физической нагрузки.
Дидактической игре принадлежитважная роль в развитии познавательных способностей и навыков словесной речи. Дидактическая игра, основанная на наглядном материале (лото, геометрические фигуры, предметные и сюжетные картинки), содействует повторению и закреплению изученного в классе материала, обогащению словаря и разбитию слухового восприятия, стимулирует речевое общение детей, способствует формированию мыслительных операций.
Сюжетно-ролевая игра объединяет общение и предметную деятельность. Сюжетно-ролевые игры формируют у детей с ОВЗ воображение, служат средством овладения нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с различными видами деятельности взрослых, в том числе профессиональными. В сюжетно-ролевой игре дети познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей.
Организуя игры, воспитатель учитывает особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуховой функции и корректирует ее:
* однообразие и бедность сюжетов;
* чрезмерную детализацию предметных действий;
* механическое подражание друг другу;
* трудности в переносе действий на другую игровую ситуацию;
* в игровом замещении предметов.
Вследствие этого воспитатель создает необходимые условия для проведения игры и руководит ею, обучая воспитанников самой игре, формируя и развивая новые игровые умения, активизируя необходимые для игры словарь, вводя новые для детей речевые конструкции, обороты речи, обусловленные сюжетом игры или ее правилами.
Разные виды игр требуют разного объема словаря и предоставляют разные возможности для развития словесной речи, остаточного слуха, навыков общения.
Важными условиями успешной организации и проведения игр
являются следующие:
• тщательная подготовка воспитателя к проведению игры;
• наличие и доступность игрушек, игр, инвентаря, элементов костюмов; обучение детей пользованию этими предметами, а также предметами-заменителями;
• обеспечение детям впечатлений (событие, экскурсия, книга» фильм), необходимых для возникновения у них потребности в игре;
• создание речевой среды в процессе игры и активизация общения между играющими;
• поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.
Тематический план игр
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1. 2. 3. | I четверть Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра Подвижная игра | 3 2 4 |
Итого | 9 |
1. 2. 3. | II четверть Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра Подвижная игра | 2 3 3 |
Итого | 8 |
1. 2. 3. | III четверть Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра Подвижная игра | 4 3 3 |
Итого | 10 |
1. 2. 3. | IV четверть Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра Подвижная игра | 2 2 4 |
Итого | 8 |
Всего | 35 |
Содержание программного материала
Подвижные игры:
индивидуальные упражнения-задания для формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия;
прыжки через скакалку и бег со скакалкой;
упражнения с малым мячом (школа мяча);
метание мяча на дальность;
в прыжках — перепрыгнуть из квадрата в квадрат, не наступая на начерченные линии;
с мячом — подбросить мяч вверх и присесть, дотронуться пальцами до пола, выпрямиться и успеть поймать мяч;
игры с элементами развивающих упражнений: «Мяч по земле», «Фигуры»;
игры с ходьбой и бегом: «Быстро по местам!», «Невидимка», эстафета «Ходьба по начерченной полосе»;
игры с бегом: «Бег за обручами», «Белые медведи»;
игры с прыжками: «Зайцы в огороде», «Эстафета с прыжками»;
игры с метанием на дальность и в цель: «Стой!», «Поймай мяч в воздухе!», «Будь метким!»;
Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Примерный перечень тем:
• на земле, в небесах и на море (о видах транспорта, о транспортных профессиях и т.п.);
• лото «Времена года», «Цветы», «Растения», «Грибы», «Домашние и дикие животные» и др.;
• игры «В городе», «Уголок юного пешехода», «В зоопарке», «В поле» др.;
• «Кем быть?», «Все работы хороши» (о профессиях);
• «Семья», «В больнице», «В поликлинике», «В продуктовом магазине» и др.;
на развитие пространственной ориентировки, внимания: «Чья команда быстрее построится?»;
на развитие внимания: «Запрещенное движение», «Чей голос?», «Угадай, что звучит?» и т.п.;
• на развитие воображения, мышления: «Дорисуй рисунок», «Чудесный мешочек», «Сложи узор», «Собери мозаику» и т.п.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
В конце 5 класса воспитанники должны знать и уметь:
• правила разученных игр;
• распределять роли, выбирать водящего;
• построиться в колонну по одному, по два, по три;
• строиться и идти парами, находить свое место в строю (в колонне, в шеренге);
• строиться в круг и ходить по кругу;
• сохранять правильную осанку;
• бросать и ловить малый мяч одной рукой;
• ходить и бегать с изменением направления по ориентирам;
• бежать по прямой, по кругу;
• отталкиваться одной ногой в прыжках в высоту;
• собирать узоры, мозаику по картинке;
• выполнять игровые действия соответствующие тематике игры;
• называть изученные профессии и уметь рассказать о ней;
• дифференцировать игровой материал по общим признакам;
• вести диалог в ходе игровой ситуации.
V. Бытовой труд (проведение бани).
В задачи трудового воспитаниявходят:
• формирование и активизация соответствующего словаря (словарь «Баня»)
• развитие и совершенствование умения общаться словесной речью в процессе трудовой деятельности;
• формирование специальных двигательных умений и навыков;
• приучение к самостоятельному и осмысленному выполнению любой работы;
• развитие мышления в разнообразных видах деятельности;
• совершенствование навыков планирования последовательности трудовых операций.
Трудовая деятельность воспитанников реализуется через различные виды и формы труда по самообслуживанию — уход за своей одеждой и ее мелкий ремонт, уборку помещений и душевой кабины, различные виды дежурства.
Важной составной частью трудовой деятельности является общественно полезный труд, включающий благоустройство интерната, ремонт мебели, подготовку выставок, проведение «Трудовой недели», «Трудового десанта», трудовые дела старшеклассников для подшефных младших классов, помощь библиотеке (уборка, подклейка и расстановка книг) и многое другое.
В средних классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки учащихся. Правильно поставленное трудовое воспитание школьников, непосредственное и систематическое их участие в посильном труде являются незаменимыми факторами выработки на этом этапе осознанного отношения к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития.
Трудовое воспитание в является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.
В процессе трудового воспитания должны решаться следующиезадачи:
• воспитание у школьников трудолюбия, уважительного отношения к труду и к людям труда, бережного, экономного отношения к материалам, инструментам, оборудованию;
• формирование основ трудовой культуры, гигиенических навыков, первоначальных знаний и умений, необходимых для вовлечения младших школьников в общественно полезный труд;
• нравственное, эстетическое и физическое воспитание;
• развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительной деятельности.
Воспитанники среднего звена школы (5-8 классы) овладевают элементарными приемами ручной работы с различными материалами, ухода за растениями, ремонта учебно-наглядных пособий, различных полезных предметов для класса, школы, дома и т.д. Уже на этой ступени начинается ознакомление с некоторыми доступными для понимания детей профессиями.
Трудовое воспитание должно носить практический характер, предусматривающий активное, творческое участие школьников в общественно полезном труде. Во время практической работы школьники закрепляют полученные знания, осваивают первоначальные приемы обработки различных материалов; у них формируются общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда), воспитывается культура труда.
Трудовая деятельность учащихся в условиях интерната приобретает коррекционно-воспитательную направленность при поэтапном обучении необходимым трудовым операциям на основе демонстрации каждого отдельного действия, сопровождаемого словесным пояснением, при постепенном усложнении трудовых заданий с учетом возраста и способностей воспитанников.
При организации деятельности на занятиях по бытовому труду необходимо учитывать эти особые коррекционные задачи, которые определяются специфичностью состава учащихся школы слабослышащих, ограниченностью их речевого развития. Все этапы занятия должны быть максимально насыщены речевым общением. Воспитатель должен стимулировать учащихся к пользованию речью, ни в коем случае не удовлетворяясь молчаливым выполнением ими практических заданий.
В процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по бытовому труду следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей.
Тематический план по бытовому труду
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Практические задания | Дата |
1. 2. 3. 4. | I четверть Наш класс (спальня). Составление графика дежурств. Подготовка к осенней выставке. Банные принадлежности. Уход за средствами стирки. | 3 1 2 3 | 1 1 1 2 | |
Итого | 9 | 5 | |
1. 2. 3. 4. | II четверть Зачем нужно мыло? Микробы. Вылечи вещи. Изготовление новогодних игр. Генеральная уборка | 3 1 2 1 | 1 2 1 | |
Итого | 7 | 4 | |
1. 2. 3. 4. 5. | III четверть Ремонт одежды. Правила личной гигиены. Книжкина больница Изготовление приглашений, поздравительных открыток. Изготовление подарков к праздникам. | 2 1 1 2 5 | 1 1 2 5 | |
Итого | 11 | 9 | |
1. 2. 3. 4. | IV четверть Уход за постельными принадлежностями. Сезонная одежда. Уход за одеждой. Генеральная уборка душевой. Собираем вещи для отъезда домой. | 2 2 3 1 | 2 1 3 1 | |
Итого | 8 | 7 | |
Всего | 35 | 25 | 1 |
Содержание программного материала
Правила безопасности труда и личной гигиены:
организация рабочего места;
соблюдение правил личной гигиены- в том числе при проведении бани;
охрана труда и личной гигиеныпри проведении бани.
Работа в классе:
Учебно-наглядные пособия:
дидактические игры;
макеты по правилам дорожного движения;
дидактические материалы по всем предметам начальной школы;
полезные изделия для класса;
подарки для родителей;
ремонт книг классной и школьной библиотек;
ремонт учебно-наглядных пособий.
Самообслуживание:
уборка классных комнат, спален, душевых кабин, проветривание помещений;
дежурство в столовой: раздача вторых блюд, уборка посуды, столов;
уборка постели; уход за банными принадлежностями;
уход за одеждой и обувью;
мелкий ремонт одежды.
Благоустройство территории вокруг школы (озеленение, поддержание чистоты и порядка).
правила безопасности труда и личной гигиеныпри работе с граблями, лопатой;
уборка закрепленной за классом территории;
изготовление птичьих домиков и кормушек;
подкормка зимующих птиц.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
К концу 5 класса воспитанники должны знать:
правила безопасности труда и личной гигиены;
название и назначение банных принадлежностей;
правила пользования душевой кабиной;
общие сведения о средствах стирки и механизмах;
правила обмена постельных принадлежностей.
Воспитанники должны уметь:
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать назначение технических средств;
самостоятельно мыться в душевой кабине;
соблюдать правила проведения банного дня.
Основные критерии оценки трудовой деятельности учащихся:
• правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;
• осознанное выполнение задания;
• трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
• положительное отношение к общественно полезному труду;
• экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности техсредств, приспособлений;
• соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены.
Основные требования к речевому оформлению трудовой деятельности (при планировании, в процессе трудовой деятельности, при отчете):
• активное пользование связной речью (в диалогической и описательно-повествовательной формах);
• знание названий инструментов, материалов, трудовых операций, бытовых приборов, средств гигиены и стирки.
Учитывая важность соблюдения детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в программе предусмотрено изготовление различных дорожных знаков, игр, макетов по правилам дорожного движения.
VI. Календарно-тематический план внеклассных занятий
по направлениям воспитания.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.
Структура внеклассного занятия.
I.Организационный момент.
II. Речевая зарядка.
III.Основная часть занятия.
1.Знакомство с темой.
2.Обсуждение целей и плана работы.
3.Работа над словарем.
4.Объяснение темы.
5.Создание условий для речевого общения учеников (участие в играх, викторинах, инсценировках, диалогах и др. видах деятельности. Закрепление изученного материала.
IV. Итог занятия.
№ п/п | Содержание | Теоретич. занятия | Практические задания | Дата(день недели)-четверг |
1. 2. 3. 4. | I четверть Давайте познакомимся. День освобождения Смоленщины. Уважение к педагогу-норма поведения ученика. Моя семья. | 1 1 2 1 | 1 1 1 | 4.09, 11.09 18.09, 25.09 2.10, 9.10, 16.10, 23.10, |
Итого 9 | 5 | 3 | четверг |
1. 2. 3. 4. | II четверть Экскурсия в краеведческий музей. Государственные праздники. Уважение к ветеранам-нравственная норма. Народные традиции. | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 06.1113.11, 20.11,27.11 4.12,11.12 18.12,25.12 |
Итого | 4 | 4 | четверг |
1. 2. 3. 4. | III четверть Что такое этикет? Мы- вместе Главный праздник страны Уважение к женщине-нравственная норма | 2 1 1 1 | 1 1 1 2 | 15.01,22.01,29.01 05.02,12.02 19.02,26.02 05.03,12.03,19.03 |
Итого | 5 | 5 | четверг |
1. 2. 3. 4. | IV четверть Религиозные праздники. Экскурсия к аллее славы. Поздравление ветеранов с Днём Победы. Знаменитые люди Смоленщины. | 1 1 1 1 | 1 2 1 1 | 02.04,09.04 16.04,23.04,30.04 07.05,14.05 21.05,28.05 |
Итого | 4 | 5 | |
Всего | 18 | 17 | 35 |
Программа по здоровьесбережению .
Цели:
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
- Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
- Создание организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения.
- Предоставление всех возможностей для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого школьника.
Коррекционные:
- Создание целостной системы работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций.
Задачи:
- Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья.
- Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой.
- Осваивать новые методы деятельности в процессе обучения воспитанников, использовать технологии внеурочной деятельности, сберегающие здоровье учащихся.
Коррекционные:
-Использовать специальные упражнения, направленных на нормализацию мышечного тонуса, развитие статической выносливости.
-Формировать быстроту реакции на словесные инструкции.
Нормативно-правовая и документальная основа
- Конституция РФ.
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон об образовании.
- ФГОС начального общего образования второго поколения.
- СанПин.
Педагогические средства.
• Диагностика состояния здоровья
• Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.
• Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.
• Программы учебных предметов («Окружающий мир», физическое воспитание) и воспитательные мероприятия, формирующие основы здорового образа жизни
• Участие в днях Здоровья
• Участие в школьных плановые соревнованиях; программах спортивно -массовой и оздоровительной работы.
№ п/п | Содержание | Теоретич. занятия | Практические задания | Дата(день недели) -пятница |
1. 2. 3. 4. | I четверть Режим дня. Личная гигиена. Двигательные упражнения без предметов. Закаливание организма. | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 05.09,12.09 19.09,26.09 03.10.10.10 17.10,24.10 |
Итого 9 | 4 | 4 | пятница |
1. 2. 3. 4. | II четверть Профилактика простудных заболеваний. Охрана здоровья, основы безопасности в школе. Двигательные упражнения с предметами. Береги зубы. | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 07.11,14.11 21.11,28.11 05.12,12.12 19.12,26.12 |
Итого | 4 | 4 | пятница |
1. 2. 3. 4. | III четверть Красивое тело-признак здоровья. Секреты здоровья. Двигательные упражнения с предметами. О вредных привычках.. | 1 1 1 1 | 1 1 2 2 | 16.01,23.01 30.01,06.02 13.02,20.02 27.02, 06.03,13.03.20.03 |
Итого | 4 | 6 | пятница |
1. 2. 3. 4. | IV четверть Мои физические данные. Двигательные упражнения с предметами. Спортивная эстафета к Дню Победы. Итоговое занятие. | 1 1 1 | 1 1 1 1 | 03.04,10.04 17.04,24.04 08.05 15.05,22.05 |
Итого | 3 | 4 | пятница |
Всего | 15 | 18 | 33 |
Критерии и нормы оценки уровня воспитанности учащихся.
Цель педагогического наблюдения - выявление уровня развития культуры ребенка по параметрам, описывающим характер его взаимодействия с окружающими людьми и самим собой в учебной и внеурочной деятельности, для организации с ним педагогического взаимодействия, адекватного уровню актуального развития ребенка и ориентированного на уровень его ближайшего развития.
Оцениваются следующие качества:
1. Навыки самообслуживания.
2. Навыки общения со взрослым.
3. Умение уступать другому.
4. Умение извиниться.
5. Доброжелательность.
6. Умение оказать помощь.
7. Умение играть.
8. Ответственность.
9. Публичное выступление на внеклассных мероприятиях.
10. Умение организовать и провести внеклассное мероприятие.
11. Активность в общественных делах.
12. Творческое развитие.
13. Навыки самоконтроля психологического и физического состояние.
Каждое качество оценивается по баллам от 1 до 9 и распределяется по трем уровням:
• первый уровень (1-3 балла) - для проявления качества необходим внешний контроль со стороны взрослого;
• второй уровень (4-7 баллов) - требуется внешний контроль в некоторых случаях;
• третий уровень (7-9 баллов) - умение сформировано, действие становится привычкой.
I уровень соответствует низкому уровню развития качества;
II уровень – среднему;
III уровень – высокому.
Конкретные критерии оценки каждого качества:
1. Навыки самообслуживания:поддерживает аккуратность в одежде, аккуратно содержит в шкафчике, соблюдает порядок на рабочем столе, следит за чистотой рук, лица, аккуратно кушает за обеденным столом.
2. Навыки общения со взрослыми:умеет обратиться ко взрослому (исходя из правил общения), принимает требования взрослого (выполняет то, что попросил взрослый, слушается требований).
3. Умение уступать другому:может договориться, приняв чужое условие или предложив свое; не обижается и не выходит из игры из-за того, что не приняли его условия; умеет прощать (т.е. после извинения другого либо принимает его в игру, включается в общение с ним, либо поддерживает нейтралитет в общении).
4. Умение извиниться:в ситуациях, где происходит случайная неприятность, тут же извиняется; умеет оценить свой проступок и признать свою неправоту, сказать об этом.
5. Доброжелательность:избегает отрицательных оценок при выполнении совместных заданий; избегает насмешек, обзываний; открыто предлагает помощь, отзывчив; может посочувствовать, поддержать словом, заступается, защищает другого.
6. Умение оказать помощь:в соответствующих ситуациях оказывает поддержку словом или делом; знает разницу между помощью и "медвежьей услугой"; знает, в каких случаях обратиться за помощью к учителю.
7. Умение играть:предлагает игры; умеет включаться в игру; подчиняется правилам игры; умеет вести себя в неопределенной ситуации (если несколько предложений поиграть и т.п.), умеет устанавливать правила, контролирует их выполнение.
8. Ответственность:исполнителен (выполняет задание в срок, в соответствии с требованиями); держит слово; с помощью педагога осознает последствия своих действий; сам знает, предусматривает последствия своих действий.
9. Публичное выступление на внеклассных мероприятиях:внешний вид, манеры поведения соответствуют ситуации; умеет обратиться к публике.
10. Умение организовать и провести внеклассное мероприятие:предлагает мероприятие; участвует в разработке его содержания; подбирает материал; знает свою роль как участника команды и выполняет возложенные на него функции; участвует в проведении мероприятия; участвует в уборке, если необходимо.
1-3 балла – необходима помощь учителя во всем;
4-6 баллов – совместная деятельность детей с педагогом;
7-9 баллов – самостоятельная деятельность детей (учитель - консультант).
11. Активность в общественных делах:
1-3 балла – необходимо постоянная поддержка и мотивация со стороны педагога;
4-6 баллов – нуждается в частичной поддержке педагога;
7-9 баллов – не нуждается во внешней поддержке, инициативен, сразу откликается на предложение участвовать в каком-либо общественном деле.
12. Творческое развитие:
1-3 балла – выполняет творческие работы в пределах учебной и внеучебной программы;
4-6 баллов – имеются творческие работы, не связанные с учебной программой или с конкретным внеучебным мероприятием (художественные, конструкторские, ремесленные и т.п.)
7-9 баллов – систематически занимается в творческих кружках, секциях, студиях, имеет определенный результат, демонстрирует его (выступления на школьных и внешкольных мероприятиях).
13. Навыки самоконтроля психического и физиологического состояния:знает, как оказать себе помощь в случаях усталости, волнения, перевозбуждения; знает и применят приемы релаксации; умеет организовать режим труда и отдыха в соответствии с ситуацией и собственным состоянием; может помочь справиться со своим состоянием другому, следит за своим здоровьем (может сообщить педагогу о своем самочувствии, правильно ведет себя в случае неважного самочувствия).
Список использованной литературы
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка 1 часть М.: Владос, 2003
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии под ред. Стребелевой Е.А. – М.: Владос,2001
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития,2001
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль: Академия развития,2001
Лопухина И.С. Развитие речи, общей и мелкой моторики. М..: Дельта, 1997
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. Санкт – Петербург «Акцидент», 1997.
Тихомирова Л.Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов и родителей. Ярославль, 1997
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет, Ярославль: Академия развития, 2003
Тесты на готовность к школе. М.: Эксмо, 2010
Новоторцева Н.В. Развитие речи М. Владос, 1998
Новоторцева Н.В. Развитие памяти М. Владос, 1998
Новоторцева Н.В. Развитие мышления М. Владос, 1998
Новоторцева Н.В. Развитие внимания и восприятия М. Владос, 1998
Новоторцева Н.В. 1000 загадок. Пособие для учителей, родителей. М.: Владос,2004
Беседы по картинке. Времена года. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004
Волина В. Веселая математика. М. Издательство, 1999