Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.
Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга учащихся.
Задачи:
развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;
Программа строится на основе следующих принципов:
добровольное привлечение к процессу деятельности;
чередование коллективной и индивидуальной работы;
свободный выбор вида деятельности;
Общая характеристика программы внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной. Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, участие в конкурсах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Место данного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности.
результате освоения программы внеурочной деятельности «Биология для любознательных» обучающиеся на ступени основного общего образования: - получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир; - познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут
осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; - получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- владение цитированием и различными видами комментариев; - использование различных видов наблюдения; - качественное и количественное описание изучаемого объекта; - проведение эксперимента; - использование разных видов моделирования.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
Содержание программы
Введение (2 ч.)
Практическая часть:
Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?»
Разработка эскиза и оформление уголка «Биология для любознательных»
Занимательная биология (14 ч.)
Практическая часть: Час ребусов
Устный журнал «По страницам Красной книги» Биологическое лото «В мире флоры и фауны» Праздник урожая «Винегрет-шоу» Биологическая викторина Круглый стол «Легенды о цветах»
Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни» Виртуальное путешествие «В стране динозавров» Викторина «Час цветов» Конкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили» Оформление коллажа «Братья наши меньшие» Экологический турнир «В содружестве с природой» Викторина «Птичьи разговоры Конкур «И ни рыба, и ни мясо…»
Занимательные опыты и эксперименты по биологии (11 ч.)
Практическая часть: Час моделирования
Как покрасить живые цветы? Биологические фокусы Где прорастут семена?
Практическая работа «Занимательные опыты с молоком» Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями Практическая работа «Строение клеток плесневых грибов» Выращивание чайного гриба Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений» Выращивание растений на растворах солей
Практическая работа «Определение степени загрязненности воздуха»
Познай себя (7 ч.)
Практическая часть:
Определение норм рационального питания Определение темперамента Познаем секреты высшей нервной деятельности Оказание первой медицинской помощи
Как создать модель клеток крови своими руками?
Программа обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные).
Тематическое планирование
Содержание | Количество | Характеристика |
(разделы, темы) | часов | деятельности учащихся |
Введение | 2 | Формируют умение спрашивать |
| | (выяснять точки зрения других |
| | учеников, делать запрос учителя в |
| | ситуациях, когда нет достаточной |
| | информации); умение выражать свою |
| | точку зрения; |
| | умение договариваться (выбирать в |
| | доброжелательной атмосфере самое |
| | верное, рациональное, оригинальное |
| | решение). |
1. Занимательная | 14 | Учатся правильно формулировать свои |
биология | | мысли. Решать поисковые задачи. |
| | Обосновывать свою точку зрения. |
| | Формировать системное мышление. |
| | Обмениваться с одноклассниками |
| | своими мыслями. Формировать систему |
| | организации учебной деятельности, |
| | анализируя опыты по единому |
| | предложенному плану. Формируют |
| | умения находить необходимую |
| | литературу, выбирать нужную |
| | информацию. |
2. Занимательные | 11 | Учатся работать с лабораторным |
опыты и | | оборудованием. |
эксперименты по | | Соблюдают правила работы в кабинете, |
биологии | | обращения с лабораторным |
| | оборудованием. |
3. Познаем себя | 7 | Учатся работать с лабораторным |
| | оборудованием. |
| | Соблюдают правила работы в кабинете, |
| | обращения с лабораторным |
| | оборудованием. |
| | Проводят самооценку и взаимооценку |
| | проделанной работы. |
ИТОГО | 34 | |
Предполагаемые результаты реализации программы
1 уровень результатов:
«Приобретение социальных знаний»
личностные качества:
2) универсальные способности
3) опыт в проектно-исследовательской деятельности
-умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и научно-практической деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым объектам;
2 уровень результатов: «Формированиеценностного отношения к социальной реальности»
личностные качества:
2) универсальные способности:
3) опыт в проектно-исследовательской деятельности:
умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
уровень результатов: «Получение самостоятельного общественного действия»
1) личностные качества:
2) универсальные способност:
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
3) опыт в проектно-исследовательской деятельности:
Обучающиеся смогут:
ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами
ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;
предвидеть последствия деятельности людей в природе;
Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ | | | | | Ко | Дата | |
п/ | | | | | л- | | |
п | Кол-во часов | | | Основные | во | | |
| | | учебные | ча | | |
| | Форма занятий | Оборудование | | |
| | действия | со | | |
| | | | | |
| | | | учащихся | в | | |
| | | | | | | |
| Введение – 2ч. | | | | | | |
1 | | «Шляпа | | Развивать | 1 | | |
| | желаний». | | способность | | | |
| Как интересно | Мозговой | | отстаивать свою | | | |
| организовать | штурм. Работа в | Презентация, | точку зрения. | | | |
| работу? Как | группах по | | | | |
| книгопечатная | | | | |
| разработать | направлениям. | | | | |
| продукция | | | | |
| план | Составление | | | | |
| | | | | |
| мероприятий? | примерного | | | | | |
| | плана по | | | | | |
| | направлениям | | | | | |
2 | | | | Формировать | 1 | | |
| | | | такие качества, | | | |
| Оформление | Коллективная | Презентация, | как дружба, | | | |
| коллективизм, | | | |
| уголка кружка | работа | ватман | | | |
| личная | | | |
| | | | | | |
| | | | ответственность | | | |
| | | | за общее дело. | | | |
| Занимательная | биология | – 15ч. | | | | |
3 | | Коллективная | Карточки с | . | 1 | | |
| Час ребусов | | | | |
| работа | ребусами | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | |
4 | | | Иллюстративн | | 1 | | |
| По страницам | Устный журнал | ый материал, | | | | |
| Красной книги | аудиозаписи | | | | |
| | | | | |
| | | звуков леса. | | | | |
5 | Биологическое | | 6 конвертов, | | 1 | | |
| лото «В мире | Командная игра | | | | |
| жетоны | | | | |
| флоры и фауны» | | | | | |
| | | | | | |
6 | | | | Формировать | 1 | | |
| | | | понятие о видах | | | |
| | | | интеллектуальн | | | |
| | | | ых игр и их | | | |
| | | Презентация, | отличительных | | | |
| | | особенностях и | | | |
| | | жетоны, пазлы, | | | |
| | Праздник | правилах; | | | |
| «Винегрет-шоу» | карточки с | | | |
| урожая | особенностях | | | |
| | иллюстрациям | | | |
| | | конкурсных | | | |
| | | и | | | |
| | | заданий | | | |
| | | | | | |
| | | | интеллектуальн | | | |
| | | | ых конкурсов и | | | |
| | | | подходы к их | | | |
| | | | решению; | | | |
| | | | правилах работы | | | |
| | | | с литературой; | | | |
| | | | принципах | | | |
| | | | работы в | | | |
| | | | команде | | | |
7 | | | | Формировать | 1 | | |
| | | Презентация с | навыки обмена | | | |
| Биологическая | | впечатлениями и | | | |
| Командная игра | разбивкой по | | | |
| викторина | мнением. | | | |
| | секторам | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
8 | Легенды о | Круглый стол | Иллюстративн | | 1 | | |
| цветах | ый материал | | | | |
| | | | | |
9 | | | | Формировать | 1 | | |
| | | | умение | | | |
| | | | составлять и | | | |
| Конкурс | | | классифицирова | | | |
| лозунгов и | | Творческие | ть вопросы; | | | |
| плакатов «Мы | Конкурс | работы | работать с | | | |
| за здоровый | | учащихся | книгой; | | | |
| образ жизни» | | | распределять | | | |
| | | | командные роли. | | | |
| | | | | | | |
10 | Виртуальное | | Иллюстративн | | 1 | | |
| путешествие «В | Игра- | ый материал, | | | | |
| стране | путешествие | жетоны, | | | | |
| динозавров» | | презентация | | | | |
11 | Викторина «Час | Командная игра | Иллюстративн | | 1 | | |
| цветов» | ый материал | | | | |
| | | | | |
12- | Конкурс «Мы в | | | | 2 | | |
13 | ответе за тех, | | Иллюстративн | | | | |
| кого | | ый материал | | | | |
| приручили».Оф | Виртуальная | | | | | |
| ормление | экскурсия | Творческие | | | | |
| коллажа | | работы | | | | |
| «Братья наши | | учащихся | | | | |
| меньшие» | | | | | | |
14 | Экологический | | Иллюстративн | | 1 | | |
| турнир «В | Командная игра | ый материал, | | | | |
| содружестве с | жетоны, | | | | |
| | | | | |
| природой» | | презентация | | | | |
15 | Викторина | | Видеоматериал | | 1 | | |
| «Птичьи | Видеоурок | | | | |
| ы | | | | |
| разговоры | | | | | |
| | | | | | |
16 | Конкурс «И ни | | иллюстрации | | 1 | | |
| рыба, и ни | Устный журнал | | | | | |
| мясо…» | | | | | | |
17 | Час ребусов | Коллективная | ребусы | | 1 | | |
| работа | | | | | |
| | | | | | |
| Занимательны | опыты и | эксперименты | по биологии 11 | ча | | |
| е | | | | сов | | |
18 | Час | Творческая | Бумага, нитки, | | 1 | | |
| моделирования | работа | пластилин ит.д. | | | | |
19 | | | Любые цветы с | Понимать | 1 | | |
| | | целостность | | | |
| | | белыми | | | |
| Как покрасить | Практическая | окружающего | | | |
| лепестками, | | | |
| живые цветы? | работа | мира. | | | |
| пищевые | | | |
| | | | | | |
| | | красители | | | | |
| | | | | | | |
20 | | | | Знать основные | 1 | | |
| Биологические | Коллективный | | методы изучения | | | |
| | природы. | | | |
| фокусы | эксперимент | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | |
21 | | | | Владеть | 1 | | |
| | | | основными | | | |
| Где прорастут | Индивидуальны | Семена | приемами | | | |
| постановки | | | |
| семена? | й эксперимент | растений | | | |
| экспериментов. | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
22 | | | | Уметь | 1 | | |
| | | | применять | | | |
| Практическая | | | полученные | | | |
| | | знания для | | | |
| работа | | Видео, молоко, | | | |
| Практическая | проведения | | | |
| «Занимательные | лак, бытовая | | | |
| работа | наблюдений за | | | |
| опыты с | химия | | | |
| | природными | | | |
| молоком» | | | | | |
| | | объектами. | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
23 | Работа устьиц. | | | | 1 | | |
| Изучение | Постановка | Микроскоп, | | | | |
| механизмов | листья | | | | |
| опыта | | | | |
| испарения воды | растений | | | | |
| | | | | |
| листьями | | | | | | |
24 | Практическая | | | | 1 | | |
| работа | | Микроскоп, | | | | |
| «Строение | Практическая | | | | |
| плесневые | | | | |
| клеток | работа | | | | |
| грибы | | | | |
| плесневых | | | | | |
| | | | | | |
| грибов» | | | | | | |
25 | Выращивание | Постановка | Винный уксус, | | 1 | | |
| чайного гриба | опыта | дрожжи, сахар | | | | |
26 | Практическая | | | | 1 | | |
| работа | | Комнатные | | | | |
| «Способы | Практическая | растения, | | | | |
| вегетативного | работа | цветочные | | | | |
| размножения | | горшки | | | | |
| растений» | | | | | | |
27 | Выращивание | Постановка | Растения | | 1 | | |
| растений на | помидоров, | | | | |
| опыта | | | | |
| растворах солей | растворы солей | | | | |
| | | | | |
28 | Практическая | | | | 1 | | |
| работа | | | | | | |
| «Определение | Практическая | Лабораторное | | | | |
| степени | работа | оборудование | | | | |
| загрязненности | | | | | | |
| воздуха» | | | | | | |
| Познаем | себя | 7ч. | | | | |
29 | Определение | 1 | | | 1 | | |
| норм | | Раздаточный | | | | |
| рационального | | материал | | | | |
| питания | | | | | | |
30 | | 1 | | Формировать | 1 | | |
| | | | навыки | | | |
| | | | творческой, | | | |
| Определение | | Раздаточный | учебно- | | | |
| темперамента | | материал | практической | | | |
| | | | деятельности. | | | |
| | | | | | | |
31 | Познаем | 1 | | Владеть | 1 | | |
| | | основными | | | |
| секреты высшей | | Раздаточный | | | |
| | приемами | | | |
| нервной | | материал | | | |
| | постановки | | | |
| деятельности | | | | | |
| | | экспериментов. | | | |
| | | | | | |
32 | Оказание | 1 | | Формировать | 1 | | |
| | | умение | | | |
| первой | | Бинт, жгут, | | | |
| | обращаться с | | | |
| медицинской | | шина | | | |
| | лабораторным | | | |
| помощи | | | | | |
| | | оборудованием. | | | |
| | | | | | |
33 | Определение | 1 | Раздаточный | | 1 | | |
| жизненного | | | | | |
| | материал | | | | |
| объема легких | | | | | |
| | | | | | |
34 | Как создать модель клеток крови своими руками | 1 | Бумага, фасоль, чечевица, краски | | 1 | | |
| | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|