Наименование учебного предмета: «Я и мой компьютер»
Класс 5 А, 5 Б
Уровень общего образования базовый
Учитель: Христенко Василий Николаевич
Срок реализации программы, учебный год 2014 - 2015
Количество часов по учебному плану
Всего 34 часа в год, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» и авторской программы курса Информатики 5-7 кл. Босова ЛЛ (М. «Бином» 2008)
Учебник:
Электронный вариант учебника «Информатика» для 5 класса Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронный вариант учебного пособия «Информатика в играх и задачах» 5 класс Горячев А. В., и др. – М.: БАЛАСС, 2012
Рабочую программу составил ____________________________ Христенко Василий Николаевич
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Примерная программа (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Авторской программы курса Информатики 5-7 кл. Босова ЛЛ (М. «Бином» 2008)
Основной задачей курса является знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий.
Курс способствует развитию алгоритмического мышления учащихся, воспитывает нравственно-ответственное отношение к компьютерам и информационным системам, с которыми им придется иметь дело и во взрослой жизни.
В быстро меняющемся мире, где появились такие нововведения, как Интернет, сотовая связь, и где нарастает взрывная волна цифровых технологий, в период формирования информационного общества важными достижениями человека является его умение быстро и качественно работать с информацией, анализировать полученные данные и грамотно обрабатывать ее; уметь принимать правильные и обоснованные решения на основе меняющейся информации. Основная цель обучения – приобщение подрастающего поколения к огромной части человеческой культуры – научному мировоззрению, а также к культуре творческого мышления. Этому необходимо учить, начиная с первых шагов в школе. Сегодня компьютеры – обычное явление в учреждениях, банках, магазинах, больницах и наших домах. Современное общество определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике; учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д.
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Информатика и ИКТ практически используются во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует информационной грамотности и ИКТ компетентности. Это предполагает и конкретные знания, и владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), и определенный стиль мышления, вырабатываемый практикой работы на компьютере.
Цели и задачи курса:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- овладение конкретными информационно-коммуникационными технологиями, главным образом Интернет и офисными технологиями (ИКТ), необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для прикладной информатики;
- подготовка к сознательному усвоению систематического курса информатики;
- ориентация на профессии, существенным образом связанные с информатикой,
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Объем учебного времени – 1час в неделю, 34 часа в год.
Учащиеся должны знать/понимать:
основные источники информации;
назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.
Учащиеся должны уметь:
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, преобразования, хранения и применения информации (с использованием компьютера) для решения различных задач;
использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий;
осуществления сотрудничества в совместной работе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Информация вокруг нас | 5 | 5 | - |
3 | Знакомимся с компьютером | 10 | 6 | 4 |
4 | Компьютерная графика | 12 | 5 | 7 |
5 | Начальные уроки по программированию | 4 | 2 | 2 |
6 | Резерв | 2 | 2 | |
| ИТОГО: | 34 | 21 | 13 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Введение в курс. Учащиеся должны знать: - правила техники безопасности работы в компьютерном классе; Учащиеся должны уметь: - проведение инструктажа по ТБ;
Тема 1. Информация вокруг нас.
Учащиеся должны знать: - что такое информация; - виды представления информации по форме; - как происходит передача информации; Учащиеся должны уметь: - решать задачи на кодирование и декодирование информации; - решать задачи, используя метод координат; -представлять информацию в наиболее удобной форме; Тема 2. Знакомимся с компьютером.
Учащиеся должны знать: - основные устройства компьютера; - объекты Рабочего стола; - что такое Меню; Учащиеся должны уметь: - работать в простых текстовых редакторах; -работать с помощью клавиатуры и мыши; -работать с окнами; Тема 3. Компьютерная графика.
Учащиеся должны знать: - предназначение графических редакторов; - интерфейс графического редактора; Учащиеся должны уметь: - запускать графический редактор; -устанавливать размеры области для рисования; -применять инструменты графического редактора; Тема 4. Начальные уроки по программированию.
Учащиеся должны знать: - интерфейс среды ЛогоМиры; - как задать движение черепашки; Учащиеся должны уметь: - писать простые программы;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
- оценивание получающегося творческого продукта.
Предметные результаты
- поиск информации ;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Электронный вариант учебника «Информатика» для 5 класса Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронный вариант учебного пособия «Информатика в играх и задачах» 5 класс Горячев А. В., и др. – М.: БАЛАСС, 2012
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ «Я И МОЙ КОМПЬЮТЕР»
ДЛЯ 5-А, 5-Б КЛАССА
Номер урока | Тема урока | Дата | Планируемые результаты | Примечание |
по плану | факт. |
1 | Инструктаж по ОБЖ. Введение в предмет | 03.09 02.09 | | Учащиеся должны знать: - правила техники безопасности работы в компьютерном классе; | |
1. ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС (5 ЧАСОВ) |
2 | Что такое информация? Действия с информацией. | 10.09 09.09 | | Учащиеся должны знать: - что такое информация; - виды представления информации по форме; - как происходит передача информации; Учащиеся должны уметь: - решать задачи на кодирование и декодирование информации; - решать задачи, используя метод координат; -представлять информацию в наиболее удобной форме; | |
3 | Количество информации. | 17.09 16.09 | |
4 | В мире кодов. | 24.09 23.09 | |
5 | В мире кодов. | 01.10 20.09 | |
6 | Обобщение темы «Информация вокруг нас» | 08.10 07.10 | |
2. ЗНАКОМИМСЯ С КОМПЬЮТЕРОМ (10 часОВ) |
7 | Как устроен компьютер. | 15.10 14.10 | | Учащиеся должны знать: - основные устройства компьютера; - объекты Рабочего стола; - что такое Меню; Учащиеся должны уметь: - работать в простых текстовых редакторах; -работать с помощью клавиатуры и мыши; -работать с окнами; | |
8 | Управляем компьютером с помощью мыши. Главное меню. | 22.10 21.10 | |
9 | Компьютер – помощник в оформлении текстов. | 05.11 11.11 | |
10 | Компьютер – помощник в оформлении текстов. | 12.11 18.11 | |
11 | Практическая работа № 1. «Знакомимся с клавиатурой. Запускаем программы.» | 19.11 25.11 | |
12 | Текстовый редактор. | 26.11 02.12 | |
13 | Практическая работа № 2. «Введение текста.» | 03.12 09.12 | |
14 | Практическая работа № 3. «Редактирование текста.» | 10.12 16.12 | |
15 | Подготовка документа на компьютере. | 17.12 23.12 | |
16 | Практическая работа № 4. «Работа с фрагментами текста. Форматирование текста.» | 24.12 23.12 | |
3. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (12 часов) |
17 | Создание компьютерного рисунка. | 14.01 13.01 | | Учащиеся должны знать: - предназначение графических редакторов; - интерфейс графического редактора; Учащиеся должны уметь: - запускать графический редактор; -устанавливать размеры области для рисования; -применять инструменты графического редактора; | |
18 | Создание компьютерного рисунка. | 21.01 20.01 | |
19 | Практическая работа № 5. «Знакомство с интерфейсом графического редактора.» | 28.01 27.01 | |
20 | Практическая работа № 6. «Мой первый рисунок.» | 04.02 03.02 | |
21 | Практическая работа № 7. «Комбинированный рисунок.» | 11.02 10.02 | |
22 | Практическая работа № 8. «Мой второй рисунок.» | 18.02 17.02 | |
23 | Практическая работа № 9. «Работа с графическими фрагментами.» | 25.02 24.02 | |
24 | Практическая работа № 10. «Сборка рисунка из деталей». | 04.03 03.03 | |
25 | Создание движущихся изображений | 11.03 10.03 | |
26 | Создание движущихся изображений | 01.04 17.03 | |
27 | Практическая работа № 11. «Создание анимации.» | 01.04 07.04 | |
28 | Обобщение темы «Компьютерная графика» | 08.04 14.04 | |
НАЧАЛЬНЫЕ УРОКИ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ (4 ЧАСА) |
29 | Знакомство со средой ЛогоМиры. | 15.04 21.04 | | Учащиеся должны знать: - интерфейс среды ЛогоМиры; - как задать движение черепашки; Учащиеся должны уметь: - писать простые программы; | |
30 | Практическая работа № 12. «Знакомство со средой ЛогоМиры.» | 22.04 28.04 | |
31 | Черепашка меняет облик. | 29.04 05.05 | |
32 | Практическая работа № 13. «Управление черепашкой.» | 06.05 12.05 | |
33 | Повторение темы «Знакомство с компьютером» | 13.05 19.05 | | | |
34 | Повторение темы «Компьютерная графика» | 20.05 19.05 | | | |
2