СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прорамма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 220 ч 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прорамма»

План дата

Факт дата

Темы

Домашнее задание

Прим

Язык и речь2ч

1

03.09.


Русский язык – один из развитых языков мира.

Подготовиться к письму по памяти Упр.2)


2

04.09.


Язык и общение.

Выполнить упр. №4


Повторение изученного в 5 классе. (12ч)

3

05.09.


Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Выполнить фонетический разбор


4

06.09.


Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов.

Подобрать отрывок с изучае­мыми орфограммами из художественного текста упр27,.


5

07.09.


Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов.

Выполнить упр28


6

07.09


Части речи. Морфологический разбор слова.


Обо­значить части ре­чи в тексте упр. 31, 33


7

10.09.


Морфологический разбор слова

Сделать морфологический разбор. слов


8

11.09.


Орфограммы в окончаниях слова.

Выполнить упр. 37


9

12.09.


Словосочетание. Простое предложение

Написать сочине­ние-этюд по данно­му началу - пер­вым строчкам из миниатюр М. М. -Пришвина: «Сто­яла на красивом месте лавочка»; «Все цветет», «Время летит, моргнуть не успел»



10

13.09.


Словосочетание. Простое предложение

Выполнить упр47


11

14.09


Сложное предложение. Разбор предложений.

Выполнить упр. №50


12

14.09.


Сложное предложение. Разбор предложений.

Выполнить упр53


13

17.09.


Прямая речь

Выполнить упр.56 П.12


14

18.09.


Диалог

Выполнить упр60


Текст(6)

15

19.09.


Р/р №1,2. Текст

Выполнить упр. 61


16

20.09.


Р/р №1,2. Текст


Выполнить упр63


17

21.09.


Р/р № 3. Официально-деловой стиль речи.

Составить текст,П.19


18

21.09.


Обобщающий урок по теме «Повторение изученного»

Работать со словарными словами


19

24.09.


Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием и работа над ошибкам



20

25.09.


Работа над ошибками






Лексика. Культура речи (14)



21

26.09.


р/р.Устное описание картины

Подготовить со­общение об одной из словарных ста­тей Детской эн­циклопедии П.20;,


22

27.09.


Р/р №4,5 Устное описание картины



23

28.09.


Р/р №4,5 Устное описание картины



24

28.09.


Общеупотребительные слова

Выполднить упр.108


25

01.10.


Профессионализмы

Составить сло­варь профессио­нальных слов представителей любой профессии


26

02.10.


Диалектизмы

Найти и записать отрывок из текста художественного произведения, в котором автор ис­пользует диалек­тизмы.


27

03.10.


Р/р №6,7 Сжатое изложение (упр. 75)



28

04.10.


Р/р №6,7 Сжатое изложение (упр. 75).Анализ



29

05.10.


Эмоционально окрашенные слова. Жаргонизмы.

Редактировать текста


30

05.10.


Устаревшие и новые слова

Найти устаревшие слова в былине, ответить на во­прос: какие из них в словаре С.И. Ожегова со­провождаются специальной по­метой?


31

08.10


Исконно русские и заимствованные слова

Найти и записать происхождение слов, связанных с темами: школа, искусство, театр.


32

09.10.


Исконно русские и заимствованные слова

Выполнить упр 121


33

10.10.


«Как это по-русски?»

Выполнить упр132


34

12.10.


«Как это по-русски?»

Выполнить упр136


Фразеологизмы. Культура речи( 9ч)

35

12.10.


Фразеологизмы

Подобрать 3-4 статьи из словаря «Крылатые сло­ва», книги Э. Вартаньяна «Почему мы так говорим?» и др., записать в тетрадь, проил­люстрировать (работа в группах)


36

15.10.


Фразеологизмы

Упр146


37

16.10.


Обобщение по разделу «Лексика»

Вы­писать из афоризмов книги Л. Н. Толстого «Путь жизни» слова- антонимы, отве­тить на вопрос: как связаны сове­ты, касающиеся правил владения словом с закона­ми нравственно­сти?


38

17.10.


К/р№2 Свободный диктант

Написать тестовую работу


39

18.10.


Работа над ошибками



40

19.10.


Повторение изученного в 5 классе.

. Заполните табли¬цу примерами: орфограммы в корне, в приставке, в окончании П.31; упр. 159


41

19.10.


Повторение изученного в 5 классе.

Выполнить Упр163


42

22.10.


Р/р № 8,9 Описание помещения



43

23.10.


Р/р № 8,9 Описание помещения



Словообразование.Орфография.Культура речи(31)

44

24.10.


Основные способы образования слов в русском языке

Выполнить упр. 169, 171, П.33


45

25.10.


Основные способы образования слов в русском языке

Выполнить упр173 П.33


46

26.10.


Морфемный и словообразовательный разборы.

Выполнить упр174


47

26.10.


Морфемный и словообразовательный разборы.

Провести морфемный и словообразовательный разборы


48

06.11.



Этимология слов

Рассказать о строении словарной статьи этимологического словаря упражнение178


49

07.11.


Этимология слов

Выполнить упражнение180



08.11.




Р/р№ 10,11 Подготовка к сочинению – описанию помещения. Написание сочинений.

Повторить


50

09.11


Р/р№ 10,11 Подготовка к сочинению – описанию помещения. Написание сочинений.

Дописать сочинение


52

09.11


Буквы О,А в корне –кос-, -кас-

Заполнить таблицу примерами П.36; упражнение. 186.


53

12.11


Буквы О.А в корне –гор-, -гар-.

Выполнить упражнение. 189.


54

13.11


Буквы Ы,И после приставок

Работать с текстом. Вставить орфограмм, графически их обозначить


55

14.11


Приставки пре-, при- Условия выбора гласных в приставках.

Списать, обозначить орфограмму П.40. Упражнение. 203, 204. Подготовка к сочинению


56

15.11


Приставки пре-, при-Условия выбора гласных в приставках.

Повторить


57

16.11


Приставки пре-, при- со скрытым смыслом

Подготовить связ-ный рассказ о правописа-нии ПРЕ- и ПРИ-. упражнение. 209, 211, 214


58

16.11


Обобщение по теме «Приставки при-, пре»

Работать с раздаточным материалом


59

19.11


Обобщение по теме «Приставки при-, пре»

Работать с раздаточным материалом


60

20.11


Р/р №12,13 Выборочное изложение. Подготовка и написание.

Повторить пройденные орфограммы


61

21.11


Р/р №12,13 Выборочное изложение. Подготовка и написание.

Повторить орфограммы


62

22.11


Соединительные О и Е в сложных словах

Обозначить графически орфограмму П.41. Упражнение. 215,


63

23.11


Соединительные О и Е в сложных словах

Выполнить упражнение 216


64

23.11


Сложносокращённые слова

Выполнить Упражнение. 220. Подготовиться к сочинению П.42,упражнение. 220.


65

26.11


Р/р№14,15 Сочинение по картине. Подготовка и написание.

Повторить


66

27.11


Р/р№14,15 Сочинение по картине. Подготовка и написание.

Повторить


67

28.11


Морфемный и словообразовательный разбор слова

Указать способ образования слов П.43. Упражнение. 227, 228.


68

29.11


Морфемный и словообразовательный разбор слова

Выполнить упражнение 235


69

30.11


Обобщение по разделу

Выполнить упражнение240


70

30.11


Обобщение по разделу

Выполнить упражнение 241


71

3.12


К/р №3 Диктант с грамматическим заданием

Повторить


72

4.12


К/р№ 4 Тест

Повторить


73

5.12


Анализ контрольной работы и работа над ошибками

Составить словарный диктант на изученные орфограммы (объем -40 слов)


Морфология.Орфография.(25)

74

6.12


Повторение изученного в 5 классе

Написать мини-сочинение «Роль имени существительного в русском языке»


75

7.12


Разносклоняемые существительные

Распределить существительные по типам склонения, определить падеж разносклоняемых существительных П.45; упражнение 256


76

7.12


Разносклоняемые существительные

Выполнить П.45,упражнение 258


77

10.12


Буква Е в суффиксе –ен- существительных на -мя

Выполнить П.46,упражнение 259


78

11.12


Буква Е в суффиксе –ен- существительных на -мя

Выполнить П.46;, упражнение264


79

12.12


Несклоняемые существительные

.Составить с несклоняемыми существительными словосочетания П.47; Упражнение. 268


80

13.12


Род несклоняемых существительных

Подготовить устное высказывание на тему «Откуда по-явились в русском языке несклоняемые существительные и почему они не подчиняются общим правилам?»


81

14.12


Существительные общего рода

Составить словосочетания или предложения с существительными, которые дают ха-рактеристику че-ловеку (отрица-тельную, положи-тельную)


82

14.12


Морфологические признаки имени существительного.

Составить небольшой связный текст по теме «Увлеченность (ожи-дание)», указать все имена существительные П.50; упражнение 234.


84

17.12


Р.р.№16,17. Сочинение.

Повторить орфограммы


85

18.12


Р.р.№16,17. Сочинение.

Повторить орфограммы


86,87

19.12

20.12


НЕ с существительными

Выполнить упражнение., 291


88,89

21.12

21.12


Суффиксы -чик-, -щик-

Выполнить; упр. 295, 298. Подготовиться к словарному диктанту


90,91

24.12

25.12


Суффиксы –ек-, -ик-

Выполнить упражнение. , 300.


92,93

26.12

27.12


Суффиксы с О.Е после шипящих

Обозначить графически орфограмму.Составить предложения (текст), включить слова с изученной орфо­граммой упр.304, 306


94,95

28.12

28.12


Повторение и обобщение изученного

Выполнить упр. 310, 314 Устное высказыва-ние о роли существи­тельного в речи


96,97

14.01

15.01


К/р№5 Словарный диктант с тестом. Работа над ошибками

Подготовить сло­варный диктант


98,99

16.01

17.01


Р/р№ 18,19 Текст

Работать с текстом


Имя прилагательное(34)

100

101

18.01

18.01


Повторение изученного в 5 классе

Определить син­таксическую функцию прилагательных

П.55; Упражнение. 322, 324.


102

21.01


Р/р №20,21 Описание природы

Повторить


103

22.01


Р/р Описание природы

Дописать сочинение


104

23.01


Степени сравнения прилагательных

Выпи­сать прилагатель­ные, образовать сравнительную форму, графиче­ски обозначить способ словооб­разования.

Упр. 339,


105

24.01


Степени сравнения прилагательных

Выполнить упр.341


106

25.01


Разряды прилагательных. Качественные прилагательные

Выполнить упр.340 По­добрать к качест­венным прилага­тельным синони­мы, антонимы.


107,108

25.01

28.01


Р/р№22,23 Сочинение-описание уголка природы

Дописать сочинение


109

29.01


Относительные прилагательные

Выполнить упр .346 П.59


110,111

30.01

31.01


Р/р№24,25 Выборочное изложение

Дописать изложение


112

01.02


Притяжательные прилагательные

Выполнить упражнение 350


113,114

01.02

4.02


Морфологические признаки имени прилагательного.

Расска­зать на примерах текста, как опре­делить разряд прилагательных П.61 Упражнение 351, 352.


115,116

5.02

6.02


К/р№6. Контрольная работа по теме «Разряды имён прилагательных».

Работа над ошибками

Повторить орфограмму


117,118

7.02

8.02


НЕ с прилагательными

Выполнить упражнение 357, 361.


119,120

8.02

11.02


Суффиксы с О,Е после шипящих и Ц

Выполнить упр. 363. За­полнить таблицу «Гласные О-Е по­сле шипящих и Ц» своими примерами


121

12.02


Проверочная работа. Тест по теме «Правописание прилагательных»

Повторить орфограмму


122,123

13.02

14.02


Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных.

Образовать от существительных прилагательные., 367, Упражнение 373, П.64; Упражнение 365



124,125

15.02

15.02


Обобщающие уроки по теме «Буквы Н и НН в именах прилагательных».

Списать, графически обо­значить орфо­граммы Упражнение374


126,127

18.02

19.02


Суффиксы –к-,-ск-

П.65; Упражнение 376, 378. Гра­фически обозна­чить орфограммы П.65; Упражнение 376, 378.


128,129

20.02

21.02


Правописание сложных имён прилагательных.

П.66; упражнение 380;.

Составить зада­ния к тесту «Де­фисное и слитное написание сложных прилагатель­ных» П.66; упражнение 380


130

22.02


Обобщение по теме. Комплексный анализ текста.

Работать с текстом


131

22.02


Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Из рассказа И. Тургенева «Бежин луг» (описание мальчиков) выписать прилагательные, определить, с какой целью писа­тель использует прилагательные


132,133

25.02

26.02


К/р№7 Словарный диктант с тестом. Работа над ошибками

Составить словарный диктант


134

27.02



Р.Р.№26.Публичное выступление.

Повторить конспект урока


Имя числительное(16)

135,136

28.02

1.03


Имя числительное как часть речи.

; ВыполнитьУпражнение 395, 396


137,138

1.03

4.03


Простые, сложные, и составные числительные. Их правописание.

подготовить сообщение на тему «О проис­хождении каких числительных вы знаете?» П.68; Упражнение.400;


139

5.03


Числительные с Ь в середине и в конце

Списать , определить час­ти речи, ответить на вопрос: Что общего в словах? Чем они отлича­ются? П.69; Упражнение 403


140

6.03


Количественные числительные. Их разряды. Целые числа

Выполнить упражнение 410 П.71,72;


141

7.03


Целые числа

Выполнитьупражнение414 П.72;


142,143

11.03

12.03


Дробные числительные

Выполнить упражнение420


144

13.03


Собирательные числительные

Выполнитьупражнение424


145,146

14.03

15.03



Порядковые числительных.

Указать род, число, падеж порядковых чис­лительных П.70; Упражнение406, 407.


147

15.03


Употребление числительных в речи.

Работать с текстом


148

18.03


Морфологический разбор числительного

Выполнить упражнение 428


149-150

19.03


К/р№8. Комплексный анализ текста по теме «Имя числительное».

Работать с тестом


Местоимение(23)

151,152

21.03

22.03


Местоимение как часть речи.

Указать синтаксическую функцию место­имений в предло­жении П.76; Упражнение 434,435.


153,154

22.03

1.04


Личные местоимения.

Выполнить упражнение441, 444. П.77;


155

2.04


Возвратное местоимение СЕБЯ.

Графи­чески обозначить П.78; Упражнение447.


156,157

3.04

4.04


Р.р.№27,28. Сочинение-рассказ

Выполнить упражнение 449(устно)


158,159

5.04

5.04


Вопросительно-относительные местоимения.

Разо­брать 2 предло­жения по членам предложения П.79; Упр. 453, 454.


160,161

8.04

9.04


Неопределённые местоимения.

Выполнить упр. 459, 460 П.80;


162,163

10.04

11.04


Отрицательные местоимения.

Выполнить Упр. 466, 474 П.81


164

12.04


Притяжательные местоимения.

Выполнить Упр. 479 П.82;


165

12.04


Р/р№29 Рассуждение

Повторить П.83


166

15.04


Р/р№30 Сочинение-рассуждение

Написать сочинение-рассуждение


167

16.04


Указательные местоимения.

Доказать принадлежность к тексту, опреде­лить средства связи предложе­ний в тексте П.84; Упр. 486.


168

17.04


Определительные местоимения.

Выполнить упр. 491 П.85;


169

18.04


Морфологический разбор местоимения

Повторить изу­ченное по теме «Местоимение»


170,171

19.04

19.04


Р/р№31,32 Сочинение по картине



172

22.04


Повторение изученного по теме «Местоимения».

Выполнить Упр.505 (устно)


173

23.04


К/р№9. Тест по теме «Местоимение»

На­писать короткую зарисовку, ис­пользуя в ней в качестве средства выразительности речи однородные сказуемые, вы­раженные глаго­лом («Метель разбушевалась», «Летняя гроза», «Снежные заба­вы» и т.д.)





Глагол



174

24.04


Повторение изученного в 5 классе

Провести словообразовательный анализ


175,176

25.04

26.04


Словообразование глаголов.



177

26.04


Тест по теме «Глагол»

Выполнить упр.527. П.89


178

29.04


Разноспрягаемые глаголы

Выполнить у пр. 528, 536


179,180

30.04

03.05


Переходные и непереходные глаголы.

П.91; Упр.540. Опреде­лить время глаго­лов, ответить на вопрос: «Какие из слов, часто упот­ребляемых в ре­чи, не являются глаголами: прошу, извините, благо­дарю, спасибо, пожалуйста, раз­решите и т.д.?» Свое мнение обоснуйте П.91; Упр.540.


181,182

03.05

06.05


Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Выполнить упр.545, 546


183,184

07.05

08.05


Образование сослагательного наклонения глагола.

П.93; Упр.553, 558.


185,186

10.05

10.05


Образование повелительного наклонения глагола.

Дописать сочинение


187

13.05


Р/р№33. Сочинение по картинкам

написать сочине­ние-миниатюру («Метель», «Гро­за», «Листопад»), используя одно­родные сказуемые

Выполнить упр. 563;


188,189

14.05

15.05


Обобщение по теме «Наклонение глагола»



190

16.05


К/р №10 Диктант с дополнительным заданием.

Записать безлич­ные глаголы, обозначающие со­стояние природы, обозначающие физическое и эмо­циональное со­стояние человека. Составить с ними текст


191,192

17.05

17.05


Безличные глаголы

Соста­вить письменное научное описание цветка, используя в тексте глаголы: делится (на), со­стоит (из) и др. П.96; упр. 576;


193,194

20.05

21.05


Морфологические признаки глагола.

Написать сочинение-рассказ


195

22.05


Р/р№34 Рассказ

проанализиро­вать фрагмент из рассказа «Муму» (барыня впервые увидела собачку), определить коли­чество глаголов говорения в этом тексте, их роль П.98; упр. 580;


196,197

23.05

24.05


Гласные в суффиксах глаголов

Составить рас­сказ, используя глаголы в форме изъявительного и условного накло­нения (6-8 пред­ложений) по дан­ному началу: «Весна! Весна! И все ей рады...»


198

24.05


Повторение и обобщение темы «Глагол»

Повторить тему «Глагол»


199,200

27.05

28.05


К/р№11 Диктант с тестовым заданием. Работа над ошибками



Повторение и систематизация изученного(4ч)

201

29.05


Орфография и пунктуация

Работать с текстами


202

30.05


Морфология и синтаксис

Работать с текстами


203,204

31.05

31.05


К/р №12 Итоговый контрольный диктант с тестовым заданием.

Работа над ошибками. Итог.























Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).


Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе


  • Воспитание духовно-богатой, нравственно ори­ентированной личности с развитым чувством са­мосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, созна­тельно относящегося к нему как явлению куль­туры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и рече­выми умениями и навыками, развитие готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, само­образования;

  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функциониро­вания, развитие способности опознавать, ана­лизировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение ак­тивного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грам­матических средств, совершенствование орфо­графической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому са­мосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способ­ностей. формирование готовности к сотрудниче­ству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные ком­промиссы.

2. Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля полученных знаний, качества выполнения заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс содержит значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи- речеведческие понятия и виды работы над текстом-; пропорционально распределяются межу грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмета»Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения, Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования реализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрыв­ен со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.

Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются: входной контроль в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов предупредительных, объяснительных, выборочных графических, творческих, свободных («Проверь себя»), диктантов с грамматическими заданиями, проверочных работ, комплексного анализа, итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются:

коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


3. Описание места учебного предмета

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю; итого 204 часа за учебный год.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

К ценностным ориентирам основного общего образования на современном этапе относят:

- формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

- формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся основной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Изучение русского языка в основной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

– готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

– готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

– формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

– готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.



5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой инфор­мации, компакт-диски учебного назначения, ре­сурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

3) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

4) умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

5) способность определять цели предстоящей учеб­ной деятельности (индивидуальной и коллек­тивной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого обобщения ос­новных орфоэпических, лексических, грамма­тических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение ос­новных правил орфографии и пунктуации в про­цессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников; небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений сов в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);

6) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в раз­личных ситуациях формального и неформального меж­личностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка рус­ского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о свя­зи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гума­нитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: линг­вистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассужде­ние); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурса­ми лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче­скими, лексическими, грамматическими, орфографи­ческими, пунктуационными), нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. понимание коммуникативно-эстетических воз­можностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речево­го высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 6 класса



I. Учащиеся должны знать определения основных изучае­мых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от­веты, приводя нужные примеры.

П. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следую­щими умениями   и   навыками:

  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе ча­стей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребле­ния слова;

  •    соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфогра­фические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подроб­но, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систе­матизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать со­держание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;

  • основные признаки стилей языка;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь и другие стили;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

 

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;



говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


6. Содержание учебного предмета

Речь. Общение

Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения

Повторение изученного в 5 классе

фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение . запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки : и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста,

Лексика Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.

Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие сло­ва. Словари. Повторение.

P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжа­тия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К. Р. Контрольный диктант № 2 с лексическим за­данием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. По­вторение.

P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание поме­щения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материа­лов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в кор­не –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.

Буквы ы, и после приста­вок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план со­чинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 4 с грамматиче­ским заданием.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (1 часть)

Имя существительное как часть речи. Разно­склоняемые имена существительные. Буква е в суф­фиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные обще­го рода. Морфологический разбор имени сущест­вительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение ос­новной мысли, темы, ключевых слов текста.

К. Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 2 по теме «Имя суще­ствительное». Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи (2 часть)

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прила­гательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилага­тельных. Различение на письме суффиксов прилага­тельных , ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

P.P. Описание природы: основная мысль, структу­ра описания, языковые средства, используемые в опи­сании. Составление плана описания природы. Выбо­рочное изложение по произведению художественной литературы.

К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 3 по теме «Имя прила­гательное». Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и со­ставные числительные. Мягкий знак на конце и в се­редине числительных. Порядковые числительные. Раз­ряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический раз­бор имени числительного. Повторение.

P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по про­изведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Бе­регите природу!»

К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 4 по теме «Имя чис­лительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоиме­ния. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные ме­стоимения. Отрицательные местоимения. Притяжа­тельные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Место­имения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 9 с грамматиче­ским заданием. Контрольный тест № 5 по теме «Ме­стоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное на­клонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Пра­вописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составле­ние текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 11 с грамматиче­ским заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест № 6 по теме «Глагол».

Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи

Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.

P.P. Сочинение-описание (рассуждение К.Р. Итоговый тест)