№ | План дата | Факт дата | Темы | Домашнее задание | Прим |
Язык и речь2ч |
1 | 03.09. | | Русский язык – один из развитых языков мира. | Подготовиться к письму по памяти Упр.2) | |
2 | 04.09. | | Язык и общение. | Выполнить упр. №4 | |
Повторение изученного в 5 классе. (12ч) |
3 | 05.09. | | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | Выполнить фонетический разбор | |
4 | 06.09. | | Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов. | Подобрать отрывок с изучаемыми орфограммами из художественного текста упр27,. | |
5 | 07.09. | | Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов. | Выполнить упр28 | |
6 | 07.09 | | Части речи. Морфологический разбор слова. | Обозначить части речи в тексте упр. 31, 33 | |
7 | 10.09. | | Морфологический разбор слова | Сделать морфологический разбор. слов | |
8 | 11.09. | | Орфограммы в окончаниях слова. | Выполнить упр. 37 | |
9 | 12.09. | | Словосочетание. Простое предложение | Написать сочинение-этюд по данному началу - первым строчкам из миниатюр М. М. -Пришвина: «Стояла на красивом месте лавочка»; «Все цветет», «Время летит, моргнуть не успел» | |
10 | 13.09. | | Словосочетание. Простое предложение | Выполнить упр47 | |
11 | 14.09 | | Сложное предложение. Разбор предложений. | Выполнить упр. №50 | |
12 | 14.09. | | Сложное предложение. Разбор предложений. | Выполнить упр53 | |
13 | 17.09. | | Прямая речь | Выполнить упр.56 П.12 | |
14 | 18.09. | | Диалог | Выполнить упр60 | |
Текст(6) |
15 | 19.09. | | Р/р №1,2. Текст | Выполнить упр. 61 | |
16 | 20.09. | | Р/р №1,2. Текст | Выполнить упр63 | |
17 | 21.09. | | Р/р № 3. Официально-деловой стиль речи. | Составить текст,П.19 | |
18 | 21.09. | | Обобщающий урок по теме «Повторение изученного» | Работать со словарными словами | |
19 | 24.09. | | Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием и работа над ошибкам | | |
20 | 25.09. | | Работа над ошибками | | |
| | | Лексика. Культура речи (14) | | |
21 | 26.09. | | р/р.Устное описание картины | Подготовить сообщение об одной из словарных статей Детской энциклопедии П.20;, | |
22 | 27.09. | | Р/р №4,5 Устное описание картины | | |
23 | 28.09. | | Р/р №4,5 Устное описание картины | | |
24 | 28.09. | | Общеупотребительные слова | Выполднить упр.108 | |
25 | 01.10. | | Профессионализмы | Составить словарь профессиональных слов представителей любой профессии | |
26 | 02.10. | | Диалектизмы | Найти и записать отрывок из текста художественного произведения, в котором автор использует диалектизмы. | |
27 | 03.10. | | Р/р №6,7 Сжатое изложение (упр. 75) | | |
28 | 04.10. | | Р/р №6,7 Сжатое изложение (упр. 75).Анализ | | |
29 | 05.10. | | Эмоционально окрашенные слова. Жаргонизмы. | Редактировать текста | |
30 | 05.10. | | Устаревшие и новые слова | Найти устаревшие слова в былине, ответить на вопрос: какие из них в словаре С.И. Ожегова сопровождаются специальной пометой? | |
31 | 08.10 | | Исконно русские и заимствованные слова | Найти и записать происхождение слов, связанных с темами: школа, искусство, театр. | |
32 | 09.10. | | Исконно русские и заимствованные слова | Выполнить упр 121 | |
33 | 10.10. | | «Как это по-русски?» | Выполнить упр132 | |
34 | 12.10. | | «Как это по-русски?» | Выполнить упр136 | |
Фразеологизмы. Культура речи( 9ч) |
35 | 12.10. | | Фразеологизмы | Подобрать 3-4 статьи из словаря «Крылатые слова», книги Э. Вартаньяна «Почему мы так говорим?» и др., записать в тетрадь, проиллюстрировать (работа в группах) | |
36 | 15.10. | | Фразеологизмы | Упр146 | |
37 | 16.10. | | Обобщение по разделу «Лексика» | Выписать из афоризмов книги Л. Н. Толстого «Путь жизни» слова- антонимы, ответить на вопрос: как связаны советы, касающиеся правил владения словом с законами нравственности? | |
38 | 17.10. | | К/р№2 Свободный диктант | Написать тестовую работу | |
39 | 18.10. | | Работа над ошибками | | |
40 | 19.10. | | Повторение изученного в 5 классе. | . Заполните табли¬цу примерами: орфограммы в корне, в приставке, в окончании П.31; упр. 159 | |
41 | 19.10. | | Повторение изученного в 5 классе. | Выполнить Упр163 | |
42 | 22.10. | | Р/р № 8,9 Описание помещения | | |
43 | 23.10. | | Р/р № 8,9 Описание помещения | | |
Словообразование.Орфография.Культура речи(31) |
44 | 24.10. | | Основные способы образования слов в русском языке | Выполнить упр. 169, 171, П.33 | |
45 | 25.10. | | Основные способы образования слов в русском языке | Выполнить упр173 П.33 | |
46 | 26.10. | | Морфемный и словообразовательный разборы. | Выполнить упр174 | |
47 | 26.10. | | Морфемный и словообразовательный разборы. | Провести морфемный и словообразовательный разборы | |
48 | 06.11. | | Этимология слов | Рассказать о строении словарной статьи этимологического словаря упражнение178 | |
49 | 07.11. | | Этимология слов | Выполнить упражнение180 | |
| 08.11. | | Р/р№ 10,11 Подготовка к сочинению – описанию помещения. Написание сочинений. | Повторить | |
50 | 09.11 | | Р/р№ 10,11 Подготовка к сочинению – описанию помещения. Написание сочинений. | Дописать сочинение | |
52 | 09.11 | | Буквы О,А в корне –кос-, -кас- | Заполнить таблицу примерами П.36; упражнение. 186. | |
53 | 12.11 | | Буквы О.А в корне –гор-, -гар-. | Выполнить упражнение. 189. | |
54 | 13.11 | | Буквы Ы,И после приставок | Работать с текстом. Вставить орфограмм, графически их обозначить | |
55 | 14.11 | | Приставки пре-, при- Условия выбора гласных в приставках. | Списать, обозначить орфограмму П.40. Упражнение. 203, 204. Подготовка к сочинению | |
56 | 15.11 | | Приставки пре-, при-Условия выбора гласных в приставках. | Повторить | |
57 | 16.11 | | Приставки пре-, при- со скрытым смыслом | Подготовить связ-ный рассказ о правописа-нии ПРЕ- и ПРИ-. упражнение. 209, 211, 214 | |
58 | 16.11 | | Обобщение по теме «Приставки при-, пре» | Работать с раздаточным материалом | |
59 | 19.11 | | Обобщение по теме «Приставки при-, пре» | Работать с раздаточным материалом | |
60 | 20.11 | | Р/р №12,13 Выборочное изложение. Подготовка и написание. | Повторить пройденные орфограммы | |
61 | 21.11 | | Р/р №12,13 Выборочное изложение. Подготовка и написание. | Повторить орфограммы | |
62 | 22.11 | | Соединительные О и Е в сложных словах | Обозначить графически орфограмму П.41. Упражнение. 215, | |
63 | 23.11 | | Соединительные О и Е в сложных словах | Выполнить упражнение 216 | |
64 | 23.11 | | Сложносокращённые слова | Выполнить Упражнение. 220. Подготовиться к сочинению П.42,упражнение. 220. | |
65 | 26.11 | | Р/р№14,15 Сочинение по картине. Подготовка и написание. | Повторить | |
66 | 27.11 | | Р/р№14,15 Сочинение по картине. Подготовка и написание. | Повторить | |
67 | 28.11 | | Морфемный и словообразовательный разбор слова | Указать способ образования слов П.43. Упражнение. 227, 228. | |
68 | 29.11 | | Морфемный и словообразовательный разбор слова | Выполнить упражнение 235 | |
69 | 30.11 | | Обобщение по разделу | Выполнить упражнение240 | |
70 | 30.11 | | Обобщение по разделу | Выполнить упражнение 241 | |
71 | 3.12 | | К/р №3 Диктант с грамматическим заданием | Повторить | |
72 | 4.12 | | К/р№ 4 Тест | Повторить | |
73 | 5.12 | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | Составить словарный диктант на изученные орфограммы (объем -40 слов) | |
Морфология.Орфография.(25) |
74 | 6.12 | | Повторение изученного в 5 классе | Написать мини-сочинение «Роль имени существительного в русском языке» | |
75 | 7.12 | | Разносклоняемые существительные | Распределить существительные по типам склонения, определить падеж разносклоняемых существительных П.45; упражнение 256 | |
76 | 7.12 | | Разносклоняемые существительные | Выполнить П.45,упражнение 258 | |
77 | 10.12 | | Буква Е в суффиксе –ен- существительных на -мя | Выполнить П.46,упражнение 259 | |
78 | 11.12 | | Буква Е в суффиксе –ен- существительных на -мя | Выполнить П.46;, упражнение264 | |
79 | 12.12 | | Несклоняемые существительные | .Составить с несклоняемыми существительными словосочетания П.47; Упражнение. 268 | |
80 | 13.12 | | Род несклоняемых существительных | Подготовить устное высказывание на тему «Откуда по-явились в русском языке несклоняемые существительные и почему они не подчиняются общим правилам?» | |
81 | 14.12 | | Существительные общего рода | Составить словосочетания или предложения с существительными, которые дают ха-рактеристику че-ловеку (отрица-тельную, положи-тельную) | |
82 | 14.12 | | Морфологические признаки имени существительного. | Составить небольшой связный текст по теме «Увлеченность (ожи-дание)», указать все имена существительные П.50; упражнение 234. | |
84 | 17.12 | | Р.р.№16,17. Сочинение. | Повторить орфограммы | |
85 | 18.12 | | Р.р.№16,17. Сочинение. | Повторить орфограммы | |
86,87 | 19.12 20.12 | | НЕ с существительными | Выполнить упражнение., 291 | |
88,89 | 21.12 21.12 | | Суффиксы -чик-, -щик- | Выполнить; упр. 295, 298. Подготовиться к словарному диктанту | |
90,91 | 24.12 25.12 | | Суффиксы –ек-, -ик- | Выполнить упражнение. , 300. | |
92,93 | 26.12 27.12 | | Суффиксы с О.Е после шипящих | Обозначить графически орфограмму.Составить предложения (текст), включить слова с изученной орфограммой упр.304, 306 | |
94,95 | 28.12 28.12 | | Повторение и обобщение изученного | Выполнить упр. 310, 314 Устное высказыва-ние о роли существительного в речи | |
96,97 | 14.01 15.01 | | К/р№5 Словарный диктант с тестом. Работа над ошибками | Подготовить словарный диктант | |
98,99 | 16.01 17.01 | | Р/р№ 18,19 Текст | Работать с текстом | |
Имя прилагательное(34) |
100 101 | 18.01 18.01 | | Повторение изученного в 5 классе | Определить синтаксическую функцию прилагательных П.55; Упражнение. 322, 324. | |
102 | 21.01 | | Р/р №20,21 Описание природы | Повторить | |
103 | 22.01 | | Р/р Описание природы | Дописать сочинение | |
104 | 23.01 | | Степени сравнения прилагательных | Выписать прилагательные, образовать сравнительную форму, графически обозначить способ словообразования. Упр. 339, | |
105 | 24.01 | | Степени сравнения прилагательных | Выполнить упр.341 | |
106 | 25.01 | | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные | Выполнить упр.340 Подобрать к качественным прилагательным синонимы, антонимы. | |
107,108 | 25.01 28.01 | | Р/р№22,23 Сочинение-описание уголка природы | Дописать сочинение | |
109 | 29.01 | | Относительные прилагательные | Выполнить упр .346 П.59 | |
110,111 | 30.01 31.01 | | Р/р№24,25 Выборочное изложение | Дописать изложение | |
112 | 01.02 | | Притяжательные прилагательные | Выполнить упражнение 350 | |
113,114 | 01.02 4.02 | | Морфологические признаки имени прилагательного. | Рассказать на примерах текста, как определить разряд прилагательных П.61 Упражнение 351, 352. | |
115,116 | 5.02 6.02 | | К/р№6. Контрольная работа по теме «Разряды имён прилагательных». Работа над ошибками | Повторить орфограмму | |
117,118 | 7.02 8.02 | | НЕ с прилагательными | Выполнить упражнение 357, 361. | |
119,120 | 8.02 11.02 | | Суффиксы с О,Е после шипящих и Ц | Выполнить упр. 363. Заполнить таблицу «Гласные О-Е после шипящих и Ц» своими примерами | |
121 | 12.02 | | Проверочная работа. Тест по теме «Правописание прилагательных» | Повторить орфограмму | |
122,123 | 13.02 14.02 | | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. | Образовать от существительных прилагательные., 367, Упражнение 373, П.64; Упражнение 365 | |
124,125 | 15.02 15.02 | | Обобщающие уроки по теме «Буквы Н и НН в именах прилагательных». | Списать, графически обозначить орфограммы Упражнение374 | |
126,127 | 18.02 19.02 | | Суффиксы –к-,-ск- | П.65; Упражнение 376, 378. Графически обозначить орфограммы П.65; Упражнение 376, 378. | |
128,129 | 20.02 21.02 | | Правописание сложных имён прилагательных. | П.66; упражнение 380;. Составить задания к тесту «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» П.66; упражнение 380 | |
130 | 22.02 | | Обобщение по теме. Комплексный анализ текста. | Работать с текстом | |
131 | 22.02 | | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | Из рассказа И. Тургенева «Бежин луг» (описание мальчиков) выписать прилагательные, определить, с какой целью писатель использует прилагательные | |
132,133 | 25.02 26.02 | | К/р№7 Словарный диктант с тестом. Работа над ошибками | Составить словарный диктант | |
134 | 27.02 | | Р.Р.№26.Публичное выступление. | Повторить конспект урока | |
Имя числительное(16) |
135,136 | 28.02 1.03 | | Имя числительное как часть речи. | ; ВыполнитьУпражнение 395, 396 | |
137,138 | 1.03 4.03 | | Простые, сложные, и составные числительные. Их правописание. | подготовить сообщение на тему «О происхождении каких числительных вы знаете?» П.68; Упражнение.400; | |
139 | 5.03 | | Числительные с Ь в середине и в конце | Списать , определить части речи, ответить на вопрос: Что общего в словах? Чем они отличаются? П.69; Упражнение 403 | |
140 | 6.03 | | Количественные числительные. Их разряды. Целые числа | Выполнить упражнение 410 П.71,72; | |
141 | 7.03 | | Целые числа | Выполнитьупражнение414 П.72; | |
142,143 | 11.03 12.03 | | Дробные числительные | Выполнить упражнение420 | |
144 | 13.03 | | Собирательные числительные | Выполнитьупражнение424 | |
145,146 | 14.03 15.03 | | Порядковые числительных. | Указать род, число, падеж порядковых числительных П.70; Упражнение406, 407. | |
147 | 15.03 | | Употребление числительных в речи. | Работать с текстом | |
148 | 18.03 | | Морфологический разбор числительного | Выполнить упражнение 428 | |
149-150 | 19.03 | | К/р№8. Комплексный анализ текста по теме «Имя числительное». | Работать с тестом | |
Местоимение(23) |
151,152 | 21.03 22.03 | | Местоимение как часть речи. | Указать синтаксическую функцию местоимений в предложении П.76; Упражнение 434,435. | |
153,154 | 22.03 1.04 | | Личные местоимения. | Выполнить упражнение441, 444. П.77; | |
155 | 2.04 | | Возвратное местоимение СЕБЯ. | Графически обозначить П.78; Упражнение447. | |
156,157 | 3.04 4.04 | | Р.р.№27,28. Сочинение-рассказ | Выполнить упражнение 449(устно) | |
158,159 | 5.04 5.04 | | Вопросительно-относительные местоимения. | Разобрать 2 предложения по членам предложения П.79; Упр. 453, 454. | |
160,161 | 8.04 9.04 | | Неопределённые местоимения. | Выполнить упр. 459, 460 П.80; | |
162,163 | 10.04 11.04 | | Отрицательные местоимения. | Выполнить Упр. 466, 474 П.81 | |
164 | 12.04 | | Притяжательные местоимения. | Выполнить Упр. 479 П.82; | |
165 | 12.04 | | Р/р№29 Рассуждение | Повторить П.83 | |
166 | 15.04 | | Р/р№30 Сочинение-рассуждение | Написать сочинение-рассуждение | |
167 | 16.04 | | Указательные местоимения. | Доказать принадлежность к тексту, определить средства связи предложений в тексте П.84; Упр. 486. | |
168 | 17.04 | | Определительные местоимения. | Выполнить упр. 491 П.85; | |
169 | 18.04 | | Морфологический разбор местоимения | Повторить изученное по теме «Местоимение» | |
170,171 | 19.04 19.04 | | Р/р№31,32 Сочинение по картине | | |
172 | 22.04 | | Повторение изученного по теме «Местоимения». | Выполнить Упр.505 (устно) | |
173 | 23.04 | | К/р№9. Тест по теме «Местоимение» | Написать короткую зарисовку, используя в ней в качестве средства выразительности речи однородные сказуемые, выраженные глаголом («Метель разбушевалась», «Летняя гроза», «Снежные забавы» и т.д.) | |
| | | Глагол | | |
174 | 24.04 | | Повторение изученного в 5 классе | Провести словообразовательный анализ | |
175,176 | 25.04 26.04 | | Словообразование глаголов. | | |
177 | 26.04 | | Тест по теме «Глагол» | Выполнить упр.527. П.89 | |
178 | 29.04 | | Разноспрягаемые глаголы | Выполнить у пр. 528, 536 | |
179,180 | 30.04 03.05 | | Переходные и непереходные глаголы. | П.91; Упр.540. Определить время глаголов, ответить на вопрос: «Какие из слов, часто употребляемых в речи, не являются глаголами: прошу, извините, благодарю, спасибо, пожалуйста, разрешите и т.д.?» Свое мнение обоснуйте П.91; Упр.540. | |
181,182 | 03.05 06.05 | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | Выполнить упр.545, 546 | |
183,184 | 07.05 08.05 | | Образование сослагательного наклонения глагола. | П.93; Упр.553, 558. | |
185,186 | 10.05 10.05 | | Образование повелительного наклонения глагола. | Дописать сочинение | |
187 | 13.05 | | Р/р№33. Сочинение по картинкам | написать сочинение-миниатюру («Метель», «Гроза», «Листопад»), используя однородные сказуемые Выполнить упр. 563; | |
188,189 | 14.05 15.05 | | Обобщение по теме «Наклонение глагола» | | |
190 | 16.05 | | К/р №10 Диктант с дополнительным заданием. | Записать безличные глаголы, обозначающие состояние природы, обозначающие физическое и эмоциональное состояние человека. Составить с ними текст | |
191,192 | 17.05 17.05 | | Безличные глаголы | Составить письменное научное описание цветка, используя в тексте глаголы: делится (на), состоит (из) и др. П.96; упр. 576; | |
193,194 | 20.05 21.05 | | Морфологические признаки глагола. | Написать сочинение-рассказ | |
195 | 22.05 | | Р/р№34 Рассказ | проанализировать фрагмент из рассказа «Муму» (барыня впервые увидела собачку), определить количество глаголов говорения в этом тексте, их роль П.98; упр. 580; | |
196,197 | 23.05 24.05 | | Гласные в суффиксах глаголов | Составить рассказ, используя глаголы в форме изъявительного и условного наклонения (6-8 предложений) по данному началу: «Весна! Весна! И все ей рады...» | |
198 | 24.05 | | Повторение и обобщение темы «Глагол» | Повторить тему «Глагол» | |
199,200 | 27.05 28.05 | | К/р№11 Диктант с тестовым заданием. Работа над ошибками | | |
Повторение и систематизация изученного(4ч) |
201 | 29.05 | | Орфография и пунктуация | Работать с текстами | |
202 | 30.05 | | Морфология и синтаксис | Работать с текстами | |
203,204 | 31.05 31.05 | | К/р №12 Итоговый контрольный диктант с тестовым заданием. Работа над ошибками. Итог. | | |
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе
Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей. формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
2. Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля полученных знаний, качества выполнения заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6 класс содержит значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи- речеведческие понятия и виды работы над текстом-; пропорционально распределяются межу грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмета»Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения, Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования реализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывен со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.
Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются: входной контроль в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов предупредительных, объяснительных, выборочных графических, творческих, свободных («Проверь себя»), диктантов с грамматическими заданиями, проверочных работ, комплексного анализа, итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются:
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
3. Описание места учебного предмета
На изучение предмета отводится 6 часов в неделю; итого 204 часа за учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
К ценностным ориентирам основного общего образования на современном этапе относят:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся основной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Изучение русского языка в основной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
– готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
– готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
– формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
– готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
3) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
4) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого обобщения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников; небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений сов в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);
6) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 6 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
П. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
6. Содержание учебного предмета
Речь. Общение
Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения
Повторение изученного в 5 классе
фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение . запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки : и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста,
Лексика Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К. Р. Контрольный диктант № 2 с лексическим заданием.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.
Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (1 часть)
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К. Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 2 по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи (2 часть)
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 3 по теме «Имя прилагательное». Сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 4 по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 5 по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест № 6 по теме «Глагол».
Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.
P.P. Сочинение-описание (рассуждение К.Р. Итоговый тест)