СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь №6 по учебному предмету "Гигиена и экология человека"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

для специальности "Сестринское дело" и "Лечебное дело"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь №6 по учебному предмету "Гигиена и экология человека"»

Практическое занятие № 5


СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ, ПОДСЧЕТ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА

И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ РАЦИОНА ПИТАНИЯ.

Цель занятия

  • приобрести навыки оценки рациона питания


Задание №1.

Запишите определения терминов

Меню 


Меню-раскладка


Брутто


Нетто 


Запомните!!!

1. Подсчет калорийности по отдельным приемам пищи. Общая калорийность рациона принимается за 100%; определяется процент калорийности завтрака, обеда и ужина. При трехразовом питании физиологическими нормами рекомендуется на завтрак 30, обед - 45-50, ужин -25-30% суточной калорийности рациона.

2. Количество белков, жиров и углеводов умножается на соответствующие коэффициенты энергетической ценности. Приняв общую калорийность рациона за 100%, находят количество калорий за счет белков, жиров и углеводов. Рекомендуемая калорийность составляет: за счет белков -14; жиров - 30; углеводов - 56%.

3. Подсчет соотношения Б:Ж:У. При подсчете белок принимается за единицу. Рекомендуется соотношение Б:Ж:У как 1:1:4.

4. Подсчет процентного содержания белка животного происхождения. В суточном рационе белка животного происхождения должно быть не менее 50%.

Для расчета пищевой ценности блюд, которые не приведены в справочных таблицах, необходимо знать: 1) точную рецептуру блюда и норму закладки продуктов; 2) химический состав сырья, используемого для приготовления блюда, в том числе количество добавленной поваренной соли; 3) характер тепловой обработки (варка, тушение, жаренье и т.д.) блюда; 4) выход готового блюда.

Задание №2. Назовите основные признаки

-болезни избыточного питания



- болезни пищевой недостаточности



Задание 3. Выберите все правильные ответы.

Правильные ответы обведите

1Под термином "рациональное питание " понимают:

а) питание, соответствующее по калорийности энергозатратам человека

б) питание, содержащее все пищевые вещества в необходимых количествах;

в) питание, сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ;

г) питание, способствующее хорошему усвоению питательных веществ вследствие высоких органолептических свойств пищи;

д) питание, предусматривающее соблюдение определенного режима

2. Какие пищевые вещества характеризуют качественный состав пищи?

а) жиры;

б) белки;

в) витамины;

г) минеральные соли;

д) углеводы;

3. Биологическая роль белков:

а) являются пластическим материалом;

б) участвуют в синтезе гормонов;

в) участвуют в синтезе ферментов;

г) участвуют в синтезе антител

4. Нарушения, возникающие при белковой недостаточности:

а) развитие жировой инфильтрации печени;

б) изменение химического состава и морфологического строения костей;

в) изменения в эндокринных железах и понижение их функциональной способности;

г) снижение иммунобиологической реактивности организма

6. Продукты, богатые источники полноценного белка:

а) злаковые и продукты их переработки;

б) мясо и мясные продукты;

в) молоко и молочные продукты;

г) рыба и рыбные продукты;

д) овощи и фрукты

7. Биологическая роль жиров:

а) являются важным источником энергии;

б) улучшают вкусовые свойства пищи;

в) являются источником фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот;

г) являются источником витаминов группы В;

д) являются источниками жирорастворимых витаминов

8. Продукты - основные источники углеводов:

а) овощи и фрукты;

б) мясо и мясные продукты;

в) злаковые и продукты их переработки;

г) молоко и молочные продукты;

д) сахар и кондитерские изделия

9. Биологическая роль кальция:

а) участвует в формировании костей скелета;

б) участвует в процессе свертывания крови;

в) необходим для поддержания нормальной нервно-мышечной возбудимости;

г) способствует усвоению белков

10. Продукты с содержанием витамина С свыше 100 мг %:

а) клубника;

б) лимоны;

в) шиповник;

г) черная смородина;

д) облепиха

11. Продукты - источники витамина А:

а) морковь;

б) красный перец;

в) томаты;

г) яйца;

д) печень

12. Продукты - источники витамина Д:

а) овощи;

б) зерновые;

в) молоко и молочные продукты;

г) печень морских рыб;

д) яйца


Задание №4.

Составьте однодневное меню и подсчитайте калорийность, адекватность и сбалансированность питания


Часы приема

Место приема

Наименование блюд

Масса

г

Б

г

Ж

г

У

г

ккал

Завтрак












ИТОГО НА ЗАВТРАК %






Обед













ИТОГО НА ОБЕД %






Полдник%











ИТОГО НА ПОЛДНИК %






Ужин%













ИТОГО НА УЖИН %






ВСЕГО ЗА ДЕНЬ







Задание №5

Проанкетируйте вашего коллегу и оцените результаты, дайте рекомендации по улучшению питания.

КАРТА-АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И ОЦЕНКИ ПИЩЕВОГО СТАТУСА ОРГАНИЗМА

Дата заполнения анкеты

I. Данные анкетируемого

1. Ф. И. О. _________________________________________________________

2. Пол________ 4. Профессия—————————

3. Возраст ______ 5. Часы работы (учебы)

II.Вредные привычки

Курит (нет, да). Если курит — сколько: пачку в день, больше пачки, полпачки (подчеркнуть)

Употребляет ли спиртные напитки (нет, да). Если употребляет — какие, сколько, как часто

III. Условия труда и быта

Характер трудовой деятельности: преимущественно умственный труд, легкий физический труд, средний по тяжести труд, тяжелый физический труд, особо тяжелый физический труд (подчеркнуть)

Условия быта, степень обеспеченности коммунальным обслуживанием


Занятия спортом (вид, регулярность, продолжительность)


IV. Данные о питании (за одни сутки)

Прием пищи

Часы приема

Перечень блюд, их масса

Рецептура блюд

Калорийность

1-й








2-й







3-й








4-й








итого





V. Данные о нуждаемости в диетическом питании

VI. Данные оценки пищевого статуса организма

Показатель:

1.Толщина подкожно-жирового слоя, мм

2. Масса тела, кг

3. Рост, см

4. Окружность грудной клетки, см

5. Резистентность кожных капилляров

6. Симптомы витаминной недостаточности:

1) десны отечные, разрыхленные (С, Р)

2) десны кровоточащие (С, Р)

3) сухость кожи (А)

4) трещины губ (В2, В6, РР)

5) красный кончик языка (В2, В6, РР)

6) гипертрофированные сосочки языка (В2, Вб, РР)

7) язык лакированный красный вследствие атрофии сосочков (В2, РР)

8) язык бледный вследствие атрофии сосочков (В2, В6)

9) отпечатки зубов на языке (В2, В6, РР)

VII. оцените рацион питания. Рекомендации по здоровому питанию

Пример оценки рациона питания

Энергетическая ценность рациона составляет_____ ккал, что является (недостаточностью, нормой, избытком, увеличением, снижением) для покрытия энергозатрат в соответствии с физиологическими рекомендуемыми нормами.

Питание __разовое, (не)соответствует гигиеническим рекомендациям, распределение пищи (не)рационально.

Питание достаточное, недостаточное, полноценное, неполноценное.

Для устранения выявленных нарушений необходимо ввести (ограничить) в рацион _________, что позволит увеличить (снизить) содержание_____

Для нормализации режима питания следует увеличить (уменьшить) определенный прием пищи, облегчить (добавить) продукты питания.


Рейтинговая таблица отметок

в соответствии с количеством баллов, набранных за работу

Уровень сложности

Максимальное количество баллов за задания

Суммарный балл

Отметка

1

2

0

1

2-3

4-7

0

1

2

3

2

4

08-10

4

3

8

11-18

6

4

10

19-22

7

5

6

23-24

25-28

29-30

8

9

10