СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РУП по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основе ФГОС по специальностям СПО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии»

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

Министерство образования Республики Коми


«Печораса промышленнöй да экономическöй техникум»

уджсикасö велöдан канму учреждение

(УВКУ «ППЭТ»)

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_________________Н.В. Черткова

01.09.2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальностям среднего профессионального образования

13.02.03 Электрические станции, сети и системы

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

















Печора, 2016 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании предметной (цикловой) комиссии

«Общественные дисциплины»


ОДОБРЕНО

Методическим советом

ГПОУ «ППЭТ»

Председатель ПЦК


Председатель методического совета


Е.С. Сахненко



О.Э.Фокина

31.08.2016 г.


31.08.2016 г.


Разработчики:

Сахненко Е.С., Еделькина Л.М., преподаватели общественных дисциплин ГПОУ «ППЭТ»


Эксперты:


Внутренняя экспертиза


Техническая экспертиза:

Сахненко Е.С., председатель ПЦК «Общественные дисциплины» ГПОУ «ППЭТ»

Содержательная экспертиза:

Фокина О.Э., заместитель директора по методической работе ГПОУ «ППЭТ»


Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основании федеральных государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки и примерной программы учебной дисциплины «Основы философии», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по всем специальностям среднего профессионального образования и рекомендованной ФГУ «ФИРО» для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации от 27.08.2009 г.

















СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.………....4

1.1.Область применения программы……………..……………....................4

1.2.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена………………………………………………...4

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины………………………………………………………...4

1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .6

2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……......7

3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....9

3.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы………. ….....…9

3.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОГСЭ. 01 Основы философии..............................................................…10

4.УСЛОВИЯ реализации УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..14

4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………………………………………………..…………….14 4.2. Информационное обеспечение обучения……………………...…….14

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……....................................................................................17











1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии


    1. Область применения рабочей программы

ОГСЭ.01 Основы философии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО технического, общетехнического и гуманитарного профилей.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

ОГСЭ.01. Основы философии является обязательной частью программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования по специальностям СПО технического, общетехнического и гуманитарного профилей и входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

Задачи:

  1. Сформировать знания о проблематике философских размышлений;

  2. Сформировать умения осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли;

  3. Сформировать знания об условиях развития личности, свободы, ответственности;

  4. Сформировать знания, умения и навыки личностного отношения к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

В результате освоения дисциплины студент должен:

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения бытия;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Специалист должен обладать следующими общими компетенциями (ОК 1-9):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студентов –72 часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов – 48 часов;

  • самостоятельной работы студентов – 24 часов.


2. результаты освоения УЧЕБНОЙ дисциплины

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение студентами основами философской науки для осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных профессиональных задач.

Результатом освоения является овладение студентами философскими знаниями для осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных профессиональных задач, в том числе профессиональны ми (ПК) и а также общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Выполнение проектного задания. Руководство проектным заданием.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Выполнение заданий по решению проблемы в группе (организация и участие в групповой работе), подготовка проектов по изучаемым темам, проведение оценки выполнения заданий одногруппников и самооценки

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Выполнение проектного задания. Руководство проектным заданием.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.

Выполнение проектов, исследовательских работ по темам, поиск информации по проблеме,

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Выполнение проектов, исследовательских работ при помощи ПК, работа в Интернете

ОК 6. Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Работать в группе по решению проблемы, выполнению проектов.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

Руководить работой в группе, вносить предложения

ОК 8 .Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение проектного задания. Руководство проектным заданием.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Выполнение проектного задания. Руководство проектным заданием.



3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

  • лабораторные работы не предусмотрены

  • практические занятия

  • контрольные работы


-

-

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

  • подготовка сообщений, презентаций, проектов;

  • оформление деловых бумаг (анкета, резюме и т.п.);

  • выполнение домашней работы



Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2







3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии



Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

Раздел I. Наука философия

Тема 1.1. Предмет философии Содержание 12
1

Философия как наука и мировоззрение. Функции философского знания

2/2 2
2

Основной вопрос философии как предмет науки

2/4 2
3 Разделы философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, философия науки, этика, эстетика, философская культурологи, история философии 2/6 2
4 Источники философского знания. Этапы развития философии 2/8 2
Тема 1.2.

Бытие и материя


1

Бытие и материя. Философский смысл проблемы бытия. Философское понимание «материи»

2/10 2
2

Диалектика: принципы, категории и законы диалектики

2/12 2
Самостоятельная работа №1
1

Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Мифологическое мировоззрение»; «Религиозное мировоззрение»; «Философия в системе культуры»; «Бытие как философская категория»; «Структурные уровни материи (неорганическая природа, живая природа, общество)»; «Судьба проблемы бытия в 21 веке»)


3
Раздел II История философии
Тема 2.1. Этапы философии

Содержание

14
1

Философия Древнего Востока. Философия античности: натурфилософия, эпоха эллинизма (Демокрит, Софисты, Сократ. Платон., Аристотель)

2/14 2
2 Средневековая европейская философия (Основные этапы: патристика, схоластика. Философские взгляды Августина Аврелия, Фомы Аквинского) 2/16 2
3

Философия эпохи Возрождения. Складывание идей гуманизма (Философы-неоплатоники, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Н.Макиавелли, М.Монтень). Философия эпохи Просвещения. Появление субъективного идеализма. (Дж.Беркли, Д.Юм, Вольтер)

2/18 2
4

Западноевропейская философия 17 - начала 19 века. Развитие естествознания (Разработка методов познания. Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Д.Локк, Б.Спиноза, Г.Лейбниц)

2/20
5

Немецкая классическая философия конца 18 - начала 19 века (И.Кант, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах). Европейская философия 19 века. Материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс)

2/22 2
6

Русская философия

2/24 2
7

Современная философия

2/26 2
Самостоятельная работа №2
1 Подготовка реферативных сообщений о представителях философских школ и направлений (по выбору)


3
Раздел III. Философская антропология


Содержание 4
Тема 3.1. Человек как главная философская проблема

1

Происхождение человека. Природа и сущность человека. Единство человека и природы

2/28

2

2

Человек, индивид, личность. Сущность и назначение человека. Категории человеческого бытия

2/30

2

Самостоятельная работа №3
1 Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Концепции происхождения человека»; «Смысл жизни человека с точки зрения философии»; «Проблема жизни, смерти и бессмертия в истории философии»)
3

Тема 3.2.

Проблема сознания

Содержание 4
1 Сущность сознания. Соотношение материи и сознания. Современные естественнонаучные данные о мозге, разуме, сознании. 2/32 2
2

Мышление его истоки и сущность. Язык и мышление

2/34 2

Самостоятельная работа№4


1

Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Проблемы сознания в истории философии»; «Современные философские представления о происхождении сознания»; «Современная цивилизация и психическое здоровье личности»; «Сознание и бессознательное»; «Основные идеи психоанализа З.Фрейда»; «Теория архетипов К.Юнга»)


3

Тема 3.3.

Учение о познании

Содержание

4


1 Значение познания в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Соотношение познания и знания. Категория истины 2/36 2
2 Виды познавательных отношений человека: здравый смысл; наивный реализм; художественные, нормативно-ценностные, праксиологические, научные 2/38 2
Самостоятельная работа №5
1 Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Как человек познает окружающий мир?»; «Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания»; «Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании»; «Методы и формы научного познания»; «Проблема истины в философии»)
3

Раздел IV. Духовная и социальная жизнь человека



Тема 4.1.

Духовная жизнь человека

Содержание

4


1

Философия и научная картина мира

2/40

2

2

Философия и культура (религия, искусство; история)

2/42

2

Самостоятельная работа №6


1

Написание эссе по темам: «Кризис современной культуры»; «Этика современной науки» «Почему жива религия»; «Религия и общество» (по выбору)


3

Тема 4.2.

Общество и его философский анализ

Содержание

4


1

Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Теория общественного прогресса

2/44

2

2

Глобальные проблемы современности

2/46

2

Самостоятельная работа №7
1 Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Проблемы современного информационно-технического общества»; «Культурологические, цивилизационные и формационные подходы к истории»; «Н.Данилевский. О.Шпенглер. К.Маркс. А.Тойнби. К.Ясперс. Их взгляды по вопросам культуры, цивилизации, формации»).

Составление сводной таблицы: «глобальные проблемы: содержание и пути решения»


3
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ 2/48



Самостоятельная работа при изучении дисциплины 24
  1. Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Мифологическое мировоззрение»; «Религиозное мировоззрение»; «Философия в системе культуры»; «Бытие как философская категория»; «Структурные уровни материи (неорганическая природа, живая природа, общество)»; «Судьба проблемы бытия в 21 веке»)
3
  1. Подготовка реферативных сообщений о представителях философских школ и направлений (по выбору)
6
  1. Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Концепции происхождения человека»; «Смысл жизни человека с точки зрения философии»; «Проблема жизни, смерти и бессмертия в истории философии»)
3
  1. Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Проблемы сознания в истории философии»; «Современные философские представления о происхождении сознания»; «Современная цивилизация и психическое здоровье личности»; «Сознание и бессознательное»; «Основные идеи психоанализа З.Фрейда»; «Теория архетипов К.Юнга»)
3
  1. Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Как человек познает окружающий мир?»; «Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания»; «Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании»; «Методы и формы научного познания»; «Проблема истины в философии»)

  1. Написание эссе по темам: «Кризис современной культуры»; «Этика современной науки» «Почему жива религия»; «Религия и общество» (по выбору)

3
7. Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Проблемы современного информационно-технического общества»; «Культурологические, цивилизационные и формационные подходы к истории»; «Н.Данилевский. О.Шпенглер. К.Маркс. А.Тойнби. К.Ясперс. Их взгляды по вопросам культуры, цивилизации, формации»). 3





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



4. условия реализации учебной дисциплины 4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии кабинет «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин».


Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • посадочные места студентов (по количеству студентов);

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

Нормативно-техническая документация:

  • паспорт учебного кабинета;

  • план работы учебного кабинета;

  • инструкции по ТБ.


Средства обучения

Дидактические:

  • комплекты учебных таблиц по темам;

  • дидактические материалы;

  • комплект учебно-методической документации;

  • пособия для мультимедийного оборудования.


Средства телекоммуникации:

  • локальная сеть;

  • сеть Интернет;

  • электронная почта.



4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для преподавателей

  1. Горелов А.А., Основы философии[Текст]. – М.: «Академия», 2010.

  2. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО [Текст].- М. : «ФОРУМ», 2011.

  3. Гуревич П. С. Основы философии: учеб. пособие для студентов СПО[Текст].- М. : «Гардарики», 2007.

  4. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО Под ред. В.П. Кохановского[Текст].- Ростов-на-Дону, 2007.


Для студентов

  1. Горелов, А.А., Основы философии[Текст]. – М.: «Академия», 2010.

  2. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО [Текст].- М. : «ФОРУМ», 2011.

  3. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие для студентов СПО[Текст].- М. : «Гардарики», 2007.


Дополнительные источники:

Для преподавателей

  1. Бабаев Ю.В. Основы философии [Текст]. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009

  2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию[Текст]. – М.: «Высшая школа», 2006.

  3. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь. [Текст] – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008.

  4. Малышевский А.Ф. Введение в философию. [Текст] – М.: «Просвещение», 2007.

  5. Малышевский А.Ф. Мир человека. [Текст]– М.: «Высшая школа», 2007.

  6. Рычков А.К. Философия: 100 вопросов-100 ответов. [Текст]– М.: «Высшая школа», 2007.


Для студентов

  1. Бабаев Ю.В. Основы философии[Текст]. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009

  2. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь. [Текст] – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008.

  3. Малышевский А.Ф. Введение в философию. [Текст] – М.: «Просвещение», 2007.

  4. Рычков А.К. Философия: 100 вопросов-100 ответов. [Текст]– М.: «Высшая школа», 2007.

Электронные информационные ресурсы:

  1. Сайт энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.wikipedia.ru

  2. Сайт учебных и методических материалов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru

  3. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: //http://terme.ru/dictionary/

  4. "Философия в России" [Электронный ресурс] - Режим доступа: // - http:/philosophy.ru

  5. Учебный курс [Электронный ресурс] - Режим доступа: // - http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos-index.html



5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения дифференцированного зачета, практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий и проектов.



Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

устный опрос, сообщения по темам, работа с текстами

Знания:


основные категории и понятия философии;

тестирование, устный опрос

роль философии в жизни человека и общества;

тестирование, устный опрос

основы философского учения бытия;

устный опрос, тестирование

сущность процесса познания;

устный опрос, тестирование

основы научной, философской и религиозной картин мира;

тестирование, устный опрос, сообщения

условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

тестирование, устный опрос, выполнение творческих заданий

Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

тестирование, устный опрос, выполнение творческих заданий