Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство |
Министерство образования Республики Коми |
|
«Печораса промышленнöй да экономическöй техникум» уджсикасö велöдан канму учреждение (УВКУ «ППЭТ») |
государственное профессиональное образовательное учреждение «Печорский промышленно-экономический техникум» (ГПОУ «ППЭТ») |
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
_________________Н.В. Черткова
01.09.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальностям среднего профессионального образования
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Печора, 2016 г.
РАССМОТРЕНО на заседании предметной (цикловой) комиссии «Общественные дисциплины» | | ОДОБРЕНО Методическим советом ГПОУ «ППЭТ» | Председатель ПЦК | | Председатель методического совета | | Е.С. Сахненко | | | О.Э.Фокина | 31.08.2016 г. | | 31.08.2016 г. | Разработчики: Сахненко Е.С., Еделькина Л.М., преподаватели общественных дисциплин ГПОУ «ППЭТ» Эксперты: | | Внутренняя экспертиза | | Техническая экспертиза: | Сахненко Е.С., председатель ПЦК «Общественные дисциплины» ГПОУ «ППЭТ» | Содержательная экспертиза: | Фокина О.Э., заместитель директора по методической работе ГПОУ «ППЭТ» | Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основании федеральных государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки и примерной программы учебной дисциплины «Основы философии», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по всем специальностям среднего профессионального образования и рекомендованной ФГУ «ФИРО» для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии. Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации от 27.08.2009 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.………....4 1.1.Область применения программы……………..……………....................4 1.2.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена………………………………………………...4 1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины………………………………………………………...4 1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .6 2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……......7 3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....9 3.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы………. ….....…9 3.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии..............................................................…10 4.УСЛОВИЯ реализации УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..14 4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………………………………………………..…………….14 4.2. Информационное обеспечение обучения……………………...…….14 5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……....................................................................................17 |
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии
Область применения рабочей программы
ОГСЭ.01 Основы философии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО технического, общетехнического и гуманитарного профилей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
ОГСЭ.01. Основы философии является обязательной частью программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования по специальностям СПО технического, общетехнического и гуманитарного профилей и входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.
Задачи:
Сформировать знания о проблематике философских размышлений;
Сформировать умения осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли;
Сформировать знания об условиях развития личности, свободы, ответственности;
Сформировать знания, умения и навыки личностного отношения к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.
В результате освоения дисциплины студент должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения бытия;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Специалист должен обладать следующими общими компетенциями (ОК 1-9):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения задания.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов –72 часов, включая:
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ дисциплины
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение студентами основами философской науки для осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных профессиональных задач.
Результатом освоения является овладение студентами философскими знаниями для осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных профессиональных задач, в том числе профессиональны ми (ПК) и а также общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Выполнение проектного задания. Руководство проектным заданием. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Выполнение заданий по решению проблемы в группе (организация и участие в групповой работе), подготовка проектов по изучаемым темам, проведение оценки выполнения заданий одногруппников и самооценки |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Выполнение проектного задания. Руководство проектным заданием. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач. | Выполнение проектов, исследовательских работ по темам, поиск информации по проблеме, |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Выполнение проектов, исследовательских работ при помощи ПК, работа в Интернете |
ОК 6. Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Работать в группе по решению проблемы, выполнению проектов. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. | Руководить работой в группе, вносить предложения |
ОК 8 .Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Выполнение проектного задания. Руководство проектным заданием. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Выполнение проектного задания. Руководство проектным заданием. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | - - - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: подготовка сообщений, презентаций, проектов; оформление деловых бумаг (анкета, резюме и т.п.); выполнение домашней работы | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел I. Наука философия |
Тема 1.1. Предмет философии | Содержание | 12 | |
1 | Философия как наука и мировоззрение. Функции философского знания | 2/2 | 2 |
2 | Основной вопрос философии как предмет науки | 2/4 | 2 |
3 | Разделы философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, философия науки, этика, эстетика, философская культурологи, история философии | 2/6 | 2 |
4 | Источники философского знания. Этапы развития философии | 2/8 | 2 |
Тема 1.2. Бытие и материя | 1 | Бытие и материя. Философский смысл проблемы бытия. Философское понимание «материи» | 2/10 | 2 |
2 | Диалектика: принципы, категории и законы диалектики | 2/12 | 2 |
Самостоятельная работа №1 | |
1 | Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Мифологическое мировоззрение»; «Религиозное мировоззрение»; «Философия в системе культуры»; «Бытие как философская категория»; «Структурные уровни материи (неорганическая природа, живая природа, общество)»; «Судьба проблемы бытия в 21 веке») | | 3 |
Раздел II История философии |
Тема 2.1. Этапы философии | Содержание | 14 | |
1 | Философия Древнего Востока. Философия античности: натурфилософия, эпоха эллинизма (Демокрит, Софисты, Сократ. Платон., Аристотель) | 2/14 | 2 |
2 | Средневековая европейская философия (Основные этапы: патристика, схоластика. Философские взгляды Августина Аврелия, Фомы Аквинского) | 2/16 | 2 |
3 | Философия эпохи Возрождения. Складывание идей гуманизма (Философы-неоплатоники, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Н.Макиавелли, М.Монтень). Философия эпохи Просвещения. Появление субъективного идеализма. (Дж.Беркли, Д.Юм, Вольтер) | 2/18 | 2 |
4 | Западноевропейская философия 17 - начала 19 века. Развитие естествознания (Разработка методов познания. Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Д.Локк, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) | 2/20 | |
5 | Немецкая классическая философия конца 18 - начала 19 века (И.Кант, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах). Европейская философия 19 века. Материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) | 2/22 | 2 |
6 | Русская философия | 2/24 | 2 |
7 | Современная философия | 2/26 | 2 |
Самостоятельная работа №2 | |
1 | Подготовка реферативных сообщений о представителях философских школ и направлений (по выбору) | | 3 |
Раздел III. Философская антропология |
| Содержание | 4 | |
Тема 3.1. Человек как главная философская проблема | 1 | Происхождение человека. Природа и сущность человека. Единство человека и природы | 2/28 | 2 |
2 | Человек, индивид, личность. Сущность и назначение человека. Категории человеческого бытия | 2/30 | 2 |
Самостоятельная работа №3 | |
1 | Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Концепции происхождения человека»; «Смысл жизни человека с точки зрения философии»; «Проблема жизни, смерти и бессмертия в истории философии») | | 3 |
Тема 3.2. Проблема сознания | Содержание | 4 | |
1 | Сущность сознания. Соотношение материи и сознания. Современные естественнонаучные данные о мозге, разуме, сознании. | 2/32 | 2 |
2 | Мышление его истоки и сущность. Язык и мышление | 2/34 | 2 |
Самостоятельная работа№4 | |
1 | Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Проблемы сознания в истории философии»; «Современные философские представления о происхождении сознания»; «Современная цивилизация и психическое здоровье личности»; «Сознание и бессознательное»; «Основные идеи психоанализа З.Фрейда»; «Теория архетипов К.Юнга») | | 3 |
Тема 3.3. Учение о познании | Содержание | 4 | |
1 | Значение познания в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Соотношение познания и знания. Категория истины | 2/36 | 2 |
2 | Виды познавательных отношений человека: здравый смысл; наивный реализм; художественные, нормативно-ценностные, праксиологические, научные | 2/38 | 2 |
Самостоятельная работа №5 | |
1 | Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Как человек познает окружающий мир?»; «Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания»; «Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании»; «Методы и формы научного познания»; «Проблема истины в философии») | | 3 |
Раздел IV. Духовная и социальная жизнь человека | | |
Тема 4.1. Духовная жизнь человека | Содержание | 4 | |
1 | Философия и научная картина мира | 2/40 | 2 |
2 | Философия и культура (религия, искусство; история) | 2/42 | 2 |
Самостоятельная работа №6 | |
1 | Написание эссе по темам: «Кризис современной культуры»; «Этика современной науки» «Почему жива религия»; «Религия и общество» (по выбору) | | 3 |
Тема 4.2. Общество и его философский анализ | Содержание | 4 | |
1 | Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Теория общественного прогресса | 2/44 | 2 |
2 | Глобальные проблемы современности | 2/46 | 2 |
Самостоятельная работа №7 | |
1 | Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Проблемы современного информационно-технического общества»; «Культурологические, цивилизационные и формационные подходы к истории»; «Н.Данилевский. О.Шпенглер. К.Маркс. А.Тойнби. К.Ясперс. Их взгляды по вопросам культуры, цивилизации, формации»). Составление сводной таблицы: «глобальные проблемы: содержание и пути решения» | | 3 |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ | 2/48 | |
| | |
Самостоятельная работа при изучении дисциплины | 24 |
- Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Мифологическое мировоззрение»; «Религиозное мировоззрение»; «Философия в системе культуры»; «Бытие как философская категория»; «Структурные уровни материи (неорганическая природа, живая природа, общество)»; «Судьба проблемы бытия в 21 веке»)
| 3 |
- Подготовка реферативных сообщений о представителях философских школ и направлений (по выбору)
| 6 |
- Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Концепции происхождения человека»; «Смысл жизни человека с точки зрения философии»; «Проблема жизни, смерти и бессмертия в истории философии»)
| 3 |
- Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Проблемы сознания в истории философии»; «Современные философские представления о происхождении сознания»; «Современная цивилизация и психическое здоровье личности»; «Сознание и бессознательное»; «Основные идеи психоанализа З.Фрейда»; «Теория архетипов К.Юнга»)
| 3 |
- Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Как человек познает окружающий мир?»; «Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания»; «Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании»; «Методы и формы научного познания»; «Проблема истины в философии»)
| |
Написание эссе по темам: «Кризис современной культуры»; «Этика современной науки» «Почему жива религия»; «Религия и общество» (по выбору) | 3 |
7. Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Проблемы современного информационно-технического общества»; «Культурологические, цивилизационные и формационные подходы к истории»; «Н.Данилевский. О.Шпенглер. К.Маркс. А.Тойнби. К.Ясперс. Их взгляды по вопросам культуры, цивилизации, формации»). | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации учебной дисциплины 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии кабинет «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места студентов (по количеству студентов);
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
Нормативно-техническая документация:
Средства обучения
Дидактические:
комплекты учебных таблиц по темам;
дидактические материалы;
комплект учебно-методической документации;
пособия для мультимедийного оборудования.
Средства телекоммуникации:
локальная сеть;
сеть Интернет;
электронная почта.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для преподавателей
Горелов А.А., Основы философии[Текст]. – М.: «Академия», 2010.
Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО [Текст].- М. : «ФОРУМ», 2011.
Гуревич П. С. Основы философии: учеб. пособие для студентов СПО[Текст].- М. : «Гардарики», 2007.
Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО Под ред. В.П. Кохановского[Текст].- Ростов-на-Дону, 2007.
Для студентов
Горелов, А.А., Основы философии[Текст]. – М.: «Академия», 2010.
Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО [Текст].- М. : «ФОРУМ», 2011.
Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие для студентов СПО[Текст].- М. : «Гардарики», 2007.
Дополнительные источники:
Для преподавателей
Бабаев Ю.В. Основы философии [Текст]. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию[Текст]. – М.: «Высшая школа», 2006.
Кондрашов В.А. Новейший философский словарь. [Текст] – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008.
Малышевский А.Ф. Введение в философию. [Текст] – М.: «Просвещение», 2007.
Малышевский А.Ф. Мир человека. [Текст]– М.: «Высшая школа», 2007.
Рычков А.К. Философия: 100 вопросов-100 ответов. [Текст]– М.: «Высшая школа», 2007.
Для студентов
Бабаев Ю.В. Основы философии[Текст]. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009
Кондрашов В.А. Новейший философский словарь. [Текст] – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008.
Малышевский А.Ф. Введение в философию. [Текст] – М.: «Просвещение», 2007.
Рычков А.К. Философия: 100 вопросов-100 ответов. [Текст]– М.: «Высшая школа», 2007.
Электронные информационные ресурсы:
Сайт энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.wikipedia.ru
Сайт учебных и методических материалов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: //http://terme.ru/dictionary/
"Философия в России" [Электронный ресурс] - Режим доступа: // - http:/philosophy.ru
Учебный курс [Электронный ресурс] - Режим доступа: // - http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos-index.html
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения дифференцированного зачета, практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий и проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста; | устный опрос, сообщения по темам, работа с текстами |
Знания: | |
основные категории и понятия философии; | тестирование, устный опрос |
роль философии в жизни человека и общества; | тестирование, устный опрос |
основы философского учения бытия; | устный опрос, тестирование |
сущность процесса познания; | устный опрос, тестирование |
основы научной, философской и религиозной картин мира; | тестирование, устный опрос, сообщения |
условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; | тестирование, устный опрос, выполнение творческих заданий |
Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | тестирование, устный опрос, выполнение творческих заданий |