СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа факультатива " Современные искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                    

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа факультатива " Современные искусства"»

 


Администрация МО» Городской округ Ногликский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Вал


















Рабочая учебная программа

Факультатива « Современные искусства»


10 класс

Срок реализации программы 1 год

















Составитель рабочей программы:

Николаева Н.Н.










2017





Программа факультативного курса «Современные искусства»

10 кл. срок реализации программы 1 год

Сейчас очень модно обсуждать "современное искусство" и его деятелей, и каждый считаем своим долгом подискуссировать на эту тему. Но что мы знаем именно о современном искусстве? К сожалению, очень малое.

Поэтому я решила получше раскрыть эту тему.

 Иску́cство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира ,творца в  (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Современное искусство (англ. contemporary art; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившаяся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно, что существуют Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art, в коллекциях которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму. Многие художники последовали за французскими философами предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями рубежа 80-х и 90-х годов можно назвать развитие искусства «дизайн» во многих его направлениях. Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия дизайнера. И перед многими учениками выпускных классов встает проблема , куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда ученики поступали в колледжи, лицеи, университеты на специальность «дизайн», а через некоторое время наступало разочарование в выбранном направлении, так как большую часть времени приходилось заниматься не художественным творчеством, а чертежами, математическими расчетами и т.п. Кроме того, многие учащиеся еще не понимают, что нет дизайнера « вообще», что один человек не может быть одновременно хорошим специалистом и в проектировании автомобилей и в визаже, и в дизайне интерьеров, и в компьютерной графике.

Цель данного курса – познакомить учащихся с большим миром дизайна, помочь выбрать свое направление.

В ходе изучения факультативного курса учащиеся образно познакомятся с такими направлениями дизайна , как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др.

Факультативный курс рассчитан на 34 часа в год (1час в неделю).Занятие предполагает как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ; эскизов, моделей, мини-проектов, и т.п.Во время занятий можно показывать слайды, видеофильмы, и т. д. В качестве методического пособия для обеспечения занятий можно воспользоваться книгой Н.М.Сокольниковой «Изобразительное искусство и методика его преподавания» ( гл 4»теоретические основы обучения дизайну» М.,Академия,2002).



Учебный план


Наименование разделов

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Современные виды искусства. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре.

4

Тестирование

2.

Графический дизайн


6

Защита творческой работы

3.

Промышленный дизайн

8

Защита творческой работы

4.

Дизайн среды

8

Защита творческой работы

5.

Направления дизайна, связанные

с внешним обликом человека, его

имижем.


8

Защита творческой работы


Итого

34







Учебно-тематический план



Наименование разделов

Название тем

Кол-во

часов

1.

Современные виды искусства. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре.

Современное искусство 20 века. Многогранность дизайна Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств. Из истории развития дизайна. Направления ( виды) дизайна. Твой выбор (тест по профориентации)



4

2.

Графический дизайн


Графический дизайн и его направления. Графический знак. Инструменты и материалы художника-графика. Шрифт. Обобщающее занятие (выставка творческих работ).

6

3.

Промышленный дизайн

Промышленный дизайн и его направления. Основы проектирования. Творческая работа (коллективный мини-проект ).

8

4.

Дизайн среды

Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн. Архитектура. Дизайн интерьера. Творческая работа

(коллективный мини-проект ).

8

5.

Направления дизайна, связанные

с внешним обликом человека, его

имиджем.


Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок. Дизайн одежды, обуви аксессуаров. Обобщающее занятие.

8


итого


34



Программное содержание

Раздел1. Современные виды искусства. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре.

Тема1. Современное искусство 20 века. Многогранность дизайна Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств.

Происхождение термина «дизайн». Пластические искусства ( графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн, как процесс художественно- технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств ( красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.)

Тема 2. Из истории развития дизайна.

Бурное развитие промышленного производства в 19 веке. Проблема «бесстилья и эклектики» изделий машинного производства. Вторая половина 19 века – появление движений и организаций , стремящихся возродить эстетическую значимость изделий промышленности. Конец 20 века – определение цивилизации, как эпохи проектной культуры., в которой дизайн является основным методом создания всей материальной , социальной и духовной среды.

Тема 3. Направления ( виды) дизайна.

Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный(индустриальный), графический, компьютерная графика, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т.д. Составление схемы «Направления дизайна» с разработкой эмблемы каждого направления.

Тема 4. Твой выбор.(тест по профориентации).

Проведение тестирования по определению профессиональных склонностей. Анализ результатов тестирования. Определение направления дизайна, которые больше подходят тому или иному ученику.

Раздел 2. Графический дизайн

Тема 1. Графический дизайн и его направления. Графический знак.

Два подхода к понятию «графический дизайн». 1-Графический дизайн, как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы).

2- Графический дизайн, как способ создания на плоскости проекта каког либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т. д.) Компьютерная графика. Графический знак

Тема 2. Инструменты и материалы художника-графика.

Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо, тушь, акварель, рейсфейдер, рапидограф, аэрограф, гелевая ручка, фломастер и т.д. Правила и приемы работы с инструментами и материалами.

Тема 3.Шрифт.Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техника выполнения шрифтов. Выполнение задания. Выставка работ.

Раздел 3. Промышленный дизайн.

Тема1. Промышленный дизайн и его направления.

Многообразие направлений промышленного дизайна ( проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды ит.д.)

Тема 2. Основы проектирования.

Понятие о проекте. Общие представления об этапах проектирования. Различные виды проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели).

Тема 3. Творческая работа ( коллективный мини-проект по разработке изделия).

Работа в группах по 3 человека. Обсуждение тем проекта. Банк идей и предложений . Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления. Представление проекта.

Возможные темы мини-проектов:

набор посуды или раздаточных досок, набор светильников, школьная парта, современный стул, мольберт.

Раздел 4. Дизайн среды .

Тема1. Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн.

Направления дизайна среды: дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с садово-парковой архитектуры. Эскиз оформления школьного участка.

Тема2. Архитектура.

Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики и проектной документации. Вычерчивание плана своей квартиры.( школьного этажа).

Тема 3. Дизайн интерьера.

Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна от помещения. Роль композиции, стиля и цвета, различных материалов, освещения и др. и интерьере. Некоторые способы и приемы оформления интерьера.

Тема 4. Творческая работа(коллективный мини-проект ).

Разработка и представление проектов интерьера(эскизы)

Темы мини-проектов:

интерьер кухни в русском народном стиле, интерьер классной комнаты, комната школьника, интерьер детской комнаты.

Раздел 5. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем.


Тема 1. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок.

Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, как искусство макияжа. Парикмахерское искусство.

Тема 2. Дизайн одежды, обуви аксессуаров.

Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и ее влияние на внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров.

Тема 3.Обобщающее занятие.

Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся. Знакомство с учебными заведениями , где можно продолжить дальнейшее обучение по выбранному направлению.



Литература.

1. Рунге В.Ф. , Сеньковский В.В., Основы теории и методологии дизайна.-М.,МЗ-Пресс,2001

2.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач. школе. -М., Академия,2002

3. Технология. Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко. -М., Вента Граф 2000.