Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе примерной программы основного общего образования по математике и авторских программ: Ю.Н. Макарычев и др.из сборника «Программы образовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы» сост. Т.А. Бурмистрова, в соответствии с учебным планом МОБУ СОШ д. Романовка на 2016-2017 г.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), в том числе контрольных работ 9.
Реализация программы обеспечивается учебником «Алгебра 8 класс», (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2012 г.)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения алгебры учащиеся 8 класса должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
уметь извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
уметь составлять таблицы;
уметь строить диаграммы, графики, гистограммы, полигоны;
уметь вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, гистограмм, графиков, таблиц;
понимать различные статистические утверждения.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать
Содержание учебного предмета
Рациональные дроби (24 ч). Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение дробей. Возведение дроби в степень. Деление дробей. Преобразование рациональных выражений. Функция и ее график. Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Знать: основное свойство дроби; правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями; правила умножения и деления дробей; свойства обратной пропорциональности. Уметь: находить допустимые значения переменной; сокращать дроби после разложения на множители числителя и знаменателя; выполнять действия с алгебраическими дробями; упрощать выражения с алгебраическими дробями; осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выполнять преобразование рациональных выражений, правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции); строить график обратной пропорциональности, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.
Квадратные корни (18 ч). Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Уравнение. Нахождение приближенных значений квадратного корня. Функция и ее график. Квадратный корень из произведения и дроби. Квадратный корень из степени. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие числа; выработать умение выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Знать: определения квадратного корня, арифметического квадратного корня; какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня. Уметь: применять свойства арифметического квадратного корня к преобразованию выражений; вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнение; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня; строить график функции и находить значения этой функции по графику и по формуле.
Квадратные уравнения (21 ч). Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Формулы корней квадратного уравнения. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Теорема Виета. Решение дробных рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений. Цель: выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач. Знать: что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; способы решения неполных квадратных уравнений; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей. Уметь: решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена; решать квадратные уравнения по формуле; решать неполные квадратные уравнения; исследовать квадратное уравнение по дискриминанту и коэффициентам; решать уравнения, сводящиеся к квадратным; решать дробно-рациональные уравнения; решать уравнения графическим способом; решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных и дробно-рациональных уравнений.
Неравенства (16 ч). Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Пересечение и объединение множеств. Применение свойств неравенств к оценке значения выражения. Числовые промежутки. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной. Цель: выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы. Знать: определение числового неравенства, свойства числовых неравенств; понятие решения неравенства с одной переменной, что значит решить систему неравенств. Уметь: записывать и читать числовые промежутки, находить пересечение и объединение множеств; иллюстрировать на координатной прямой числовые неравенства; применять свойства числовых неравенств к решению задач; решать линейные неравенства; решать системы неравенств с одной переменной.
Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 ч). Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Запись приближенных значений. Действия над приближенными значениями. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации. Цель: сформировать умение выполнять действия над степенями с целыми показателями, ввести понятие стандартного вида числа. Знать: определение степени с целым показателем; свойства степени с целым показателем. Уметь: применять свойства степени с целым показателем для преобразования выражений и вычислений; записывать числа в стандартном виде; выполнять вычисления с числами, записанными в стандартном виде; представлять информацию в виде таблиц, столбчатых и круговых диаграмм; строить гистограммы. Повторение (15 ч.)
Примерное планирование учебного материала
Содержание материала | Количество часов |
Рациональные дроби | 24 |
Квадратные корни | 18 |
Квадратные уравнения | 21 |
Неравенства | 16 |
Степень с целым показателем. Элементы статистики | 11 |
Повторение | 15 |
Календарно-тематическое планирование
№ ур | № ур в теме | Тема урока | Дата план | Дата факт |
Рациональные дроби (24 ч) | |
1 | 1 | Рациональные выражения | | |
2 | 2 | Рациональные выражения | | |
3 | 3 | Основное свойство дроби | | |
4 | 4 | Сокращение дробей | | |
5 | 5 | Сокращение дробей | | |
6 | 6 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | | |
7 | 7 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | | |
8 | 8 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
9 | 9 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
10 | 10 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
11 | 11 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
12 | 12 | Контрольная работа 1 «Сумма и разность дробей» | | |
13 | 13 | РНО. Умножение дробей | | |
14 | 14 | Умножение дробей | | |
15 | 15 | Деление дробей | | |
16 | 16 | Деление дробей | | |
17 | 17 | Преобразование рациональных выражений | | |
18 | 18 | Преобразование рациональных выражений | | |
19 | 19 | Преобразование рациональных выражений | | |
20 | 20 | Функция обратной пропорциональности и её график | | |
21 | 21 | Функция обратной пропорциональности и её график | | |
22 | 22 | Умножение и деление дробей | | |
23 | 23 | Контрольная работа 2 «Умножение и деление дробей» | | |
24 | 24 | РНО. Умножение и деление дробей | | |
Квадратные корни (18 ч) |
25 | 1 | Рациональные и иррациональные числа | | |
26 | 2 | Арифметический квадратный корень | | |
27 | 3 | Нахождение приближённого значения квадратного корня | | |
28 | 4 | Уравнение х2=а | | |
29 | 5 | Функция у=√х и её график | | |
30 | 6 | Арифметический квадратный корень | | |
31 | 7 | Квадратный корень из произведения и дроби | | |
32 | 8 | Квадратный корень из степени | | |
33 | 9 | Свойства арифметического квадратного корня | | |
34 | 10 | Контрольная работа 3 «Свойства арифметического квадратного корня» | | |
35 | 11 | РНО. Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | | |
36 | 12 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | | |
37 | 13 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | | |
38 | 14 | Применение свойств арифметического квадратного корня | | |
39 | 15 | Применение свойств арифметического квадратного корня | | |
40 | 16 | Применение свойств арифметического квадратного корня | | |
41 | 17 | Контрольная работа 4 «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | | |
42 | 18 | РНО. Квадратные корни | | |
Квадратные уравнения (21 ч) |
43 | 1 | Неполные квадратные уравнения | | |
44 | 2 | Неполные квадратные уравнения | | |
45 | 3 | Решение полных квадратных уравнений | | |
46 | 4 | Решение полных квадратных уравнений | | |
47 | 5 | Решение полных квадратных уравнений | | |
48 | 6 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | | |
49 | 7 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | | |
50 | 8 | Теорема Виета | | |
51 | 9 | Квадратные уравнения | | |
52 | 10 | Квадратные уравнения | | |
53 | 11 | Контрольная работа 5 «Квадратные уравнения» | | |
54 | 12 | РНО. Дробные рациональные уравнения | | |
55 | 13 | Дробные рациональные уравнения | | |
56 | 14 | Дробные рациональные уравнения | | |
57 | 15 | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений | | |
58 | 16 | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений | | |
59 | 17 | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений | | |
60 | 18 | Дробные рациональные уравнения | | |
61 | 19 | Дробные рациональные уравнения | | |
62 | 20 | Контрольная работа 6 «Дробные рациональные уравнения» | | |
63 | 21 | РНО. Дробные рациональные уравнения | | |
Неравенства (16 ч) |
64 | 1 | Числовые неравенства | | |
65 | 2 | Свойства числовых неравенств | | |
66 | 3 | Сложение и умножение числовых неравенств | | |
67 | 4 | Погрешность и точность приближения | | |
68 | 5 | Пересечение и объединение множеств | | |
69 | 6 | Числовые промежутки | | |
70 | 7 | Неравенства с одной переменной | | |
71 | 8 | Неравенства с одной переменной | | |
72 | 9 | Неравенства с одной переменной | | |
73 | 10 | Решение систем неравенств с одной переменной | | |
74 | 11 | Решение систем неравенств с одной переменной | | |
75 | 12 | Решение систем неравенств с одной переменной | | |
76 | 13 | Решение неравенств | | |
77 | 14 | Решение неравенств | | |
78 | 15 | Контрольная работа 7 «Неравенства» | | |
79 | 16 | РНО. Неравенства | | |
Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 ч) |
80 | 1 | Определение степени с целым показателем | | |
81 | 2 | Степень с целым показателем | | |
82 | 3 | Свойства степени с целым показателем | | |
83 | 4 | Свойства степени с целым показателем | | |
84 | 5 | Свойства степени с целым показателем | | |
85 | 6 | Стандартный вид числа | | |
86 | 7 | Степень с целым показателем | | |
87 | 8 | Контрольная работа 8 «Степень с целым показателем» | | |
88 | 9 | РНО. Степень с целым показателем | | |
89 | 10 | Сбор и группировка статистических данных | | |
90 | 11 | Наглядное представление статистической информации | | |
Повторение (15 ч) |
91-93 | 1-3 | Повторение. Дробные рациональные уравнения | | |
94-96 | 4-6 | Повторение. Решение неравенств и их систем | | |
97-98 | 7-8 | Повторение. Свойства арифметического квадратного корня | | |
99 | 9 | Повторение. Решение квадратных уравнений | | |
100-102 | 10-12 | Повторение. Решение текстовых задач | | |
103 | 13 | Итоговая контрольная работа | | |
104-105 | 14-15 | РНО. Решение систем линейных уравнений | | |