Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с.п. Надтеречное»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол №___от 2021 г. ___О.Ю.Обухова | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________Л.Э. Успаева 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ____________ Т.Р. Галаева 2021 г. |
Рабочая программа по обществознанию для 11 а,б классов
СОСТАВИЛА
учитель истории и обществознания Обухова Оксана Юрьевна
с. Надтеречное
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ( под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова)- базовый уровень.
В соответствии с учебным планом школы курс изучается в количестве 102 часа (3 часа в неделю).
Учебник: Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М., В.А.Литвинова М., Просвещение, 2017 г.
Предполагаемые результаты:
Выпускник школы должен достичь определенного уровня базовых социальных
компетентностей:
- в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);
- в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);
- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
- в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и
вероисповеданий);
- в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать
необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).
Личностными результатами выпускников формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Учащиеся 11 класса должны знать
Основные концепции происхождении и сущности права; характеристику источников права, иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие законов в пространстве и во времени, значимость права в обществе; Сущность правовой системы, её отличие от системы права,осуществление законотворчества вРФ, определение гражданства, способы его приобретения в РФ;
Особенности российского судопроизводства, что такое юридическая ответственность,
характеристику правонарушений, основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством, разъяснять суть презумпции невиновности.
Правовые особенности регулирования форм предпринимательской деятельности, семейного и трудового права, сущность правоспособности и дееспособности;
Сущность и критерии социальной стратификации, социального статуса, основные виды социальной мобильности;
Сущность института брака и его правовое регулирование, права и обязанности супругов, родителей и детей, варианты добрачного поведения;
Сущность социального взаимодействия, характеристику и его основные элементы и формы; Особенности возникающих в обществе конфликтов, стратегии конфликтного поведения;
Характеристику социальных норм и их санкций, сущность девиантного поведения и его форм, особенности деликвентного поведения, причины отклоняющегося поведения;
Основные концепции в рассмотрении культуры в современной науке, классификацию ценностей, сущность нравственных категорий, характеристику проявления добра и зла, основные концепции в понимании счастья, сущность гедонизма, сущность справедливости в истории и
современности;
Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, структуру
человеческой психики, особенности потребностей человека в жизни, сущность процесса
социализации, основные проблемы подросткового периода.
Предметные результаты изучения обществознания учащимися 11 включают:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание курса:
Экономическая жизнь общества.)Экономика и экономическая наука. Роль экономики в жизни общества. Виды экономической деятельности. Экономика и уровень жизни, основные экономические показатели. Макроэкономика и микроэкономика.Влияние экономики на социальную структуру общества. Цели государственной экономической политики. Сущность экономической культуры. Деловая этика. Экономика как хозяйство и наука. Роль экономики в жизни общества.Циклическое развитие экономики. Экономические цели и задачи. Экономическая деятельность, её основные показатели. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.Основные компоненты экономики. Производство, распределение, обмен и потребление.Экономические ресурсы производства. Факторы производства и факторные доходы. Фирма в экономике. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.Собственность. Формы собственности, их роль в экономическом процессе. Приватизация, национализация собственности.Типы экономических систем. Экономические отношения. Производитель и потребитель в экономике.Рыночная экономика. Рынок как многозначное понятие. Виды рынков. Механизм спроса и предложения как основы рынка. Инфраструктура рынка. Особенности современной экономики России.Конкуренция. Виды конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.Деньги как универсальный товар. Фондовый рынок, его инструменты. Виды ценных бумаг. Особенности развития фондового рынка в современной России.Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.Предпринимательство. Формы организации бизнеса. Виды предпринимательской деятельности. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.Государство и его роль в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Многообразие форм участия государства в экономике. Экономическая политика.Основы денежной и бюджетной политики государства. Бюджетная и инвестиционная политика государства. Госбюджет. Государственный долг.Структура налогов. Виды налогов. Функции налогов. Налоговая политика государства.Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобализация экономики в современном обществе. Экономическая модернизация современной России.Экономика потребителя. Права потребителей и способы их защиты. Бюджет семьи.Уровень жизни. Экономические реформы в России. Пути экономического роста.Экономическая культура. Культура производителя и потребителя. Этика предпринимательства. Соблюдение правил делового общения. Экономическая свобода и ответственность.
Социальная сфера.Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Политическая жизнь общества. Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.Свобода как ценность. Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность. Общественное сознание. Политическое сознание. Политическое поведение. Политическая элита и политическое лидерство.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
Тематическое планирование по разделам (модулям) с воспитательными задачами
Название темы (раздела) | Формирование личностных результатов на уроках согласно программе воспитания | Количество часов в разделе |
Раздел 1. Экономическая жизнь общества | - характеризовать интенсивное и экстенсивное экономическое развитие; - уметь сравнивать рыночную систему с другими, понимать роль конкуренции в рыночных отношениях; - раскрывать эффективность предприятия, виды налогов, факторных доходов и издержек; - характеризовать государственную политику в сфере занятости, причины и типы безработицы; - объяснять, какие факторы влияют на производительность труда. - характеризовать рациональное поведение потребителя. | 35 |
Раздел 2. Социальная сфера | - характеризовать социальную структуру общества, социальные группы и их положение в обществе; - характеризовать виды социальных норм, сущность социального контроля; - определять причины отклоняющегося поведения, социальную опасность преступности; - объяснять особенности национальных взаимоотношений, анализировать этнические конфликты, понимать сущность этноцентризма; - анализировать семейные взаимоотношения; - осознавать роль семьи как малой группы и социального института; - характеризовать гендерные роли и стереотипы, особенности гендерных отношений в современном мире; - раскрывать актуальные проблемы нашего общества и молодежи; уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы. | 27 |
Раздел 3. Политическая жизнь общества | - характеризовать сущность и виды власти; - анализировать ситуации, связанные с борьбой за власть и приводить примеры; - характеризовать различные типы политических режимов, определять тип режима по описанию, приводить примеры; - понимать сущность гражданского общества и правового государства; - уметь сравнивать избирательные системы, определять их достоинства и недостатки; - характеризовать политические партии, их функции и типы - характеризовать типы элит и политического лидерства; объяснять черты современного лидера; - раскрывать сущность политического сознания, давать оценку СМИ в современной политике; - характеризовать индивидуальное, групповое и массовое поведение, объяснять опасность терроризма и других экстремистских форм поведения; - раскрывать сущность и этапы политического процесса; характеризовать способы участия в политической жизни, уровень политической культуры граждан и типы политических культур общества. | 40 |
| 102 |
Тематическое планирование
№ урока | Название темы | Дата проведения |
| | По плану | Фактически |
| Модуль 1. Экономическая жизнь общества. |
1 | 1.Экономика и экономическая наука. | | |
2 | 2.Экономическая деятельность и её измерители. | | . |
3 | 3.Факторы производства и их характеристика. | | |
4 | 4.Факторы производства и их характеристика. | | |
5 | 5.Экономический рост. | | |
6 | 6.Типы экономических систем, их характеристика. | | |
7 | 7.Типы экономических систем, их характеристика. | | |
8 | 8.Рыночная экономика. Спрос и предложение. | | |
9 | 9.Конкуренция, её виды и роль в экономике. | | |
10 | 10.Смешанная экономика. | | |
11 | 11.Рынок, виды рынков | | |
12 | 12.Рынок, виды рынков. | | |
13 | 13.Монополии. Виды монополий. Антимонопольное законодательство | | |
14 | 14.Монополии. Виды монополий. Антимонопольное законодательство | | |
15 | 15.Монополии. Виды монополий. Антимонопольное законодательство | | |
16 | 16.Финансовый рынок. Ценные бумаги. | | |
17 | 17.Деньги, их функции. | | |
18 | 18. Деньги, их функции | | |
19 | 19.Банки, их функции. Роль ЦБ в банковской системе. | | |
20. | 20. Банки, их функции. Роль ЦБ в банковской системе | | |
21 | 21.Инфляция: виды, последствия. Меры по борьбе с инфляцией. | | |
22 | 22.Инфляция: виды, последствия. Меры по борьбе с инфляцией. | | |
23 | 23.Рынок труда. Безработица. Борьба с безработицей. | | |
24 | 24.Рынок труда. Безработица. Борьба с безработицей. | | |
25 | 25. Налоги: виды, функции. Налоговая система РФ. | | |
26 | 26. Налоги: виды, функции. Налоговая система РФ. | | |
27 | 27.Бюджет. Кредитно-бюджетная политика. Бюджетная система РФ. | | |
28 | 28.Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты | | . |
29 | 29.Экономика предприятия. Издержки. Прибыль. | | |
30 | 30.Экономика предприятия. Издержки. Прибыль. | | |
31 | 31. Экономика предприятия. Издержки. Прибыль. | | |
32 | 32.Мировая экономика. Международная торговля. | | |
33 | 33.Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» | | |
34 | 34.Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» | | |
35 | 35. Контрольный урок по теме «Экономика» | | |
Модуль 2. Социальная сфера. |
36 | 1.Социальная структура и социальные отношения. | | |
37 | 2.Социальные институты | | |
38 | 3.Социальные институты. | | |
39 | 4.Социальная стратификация, неравенство. | | |
40 | 5.Социальные группы, их типы. | | |
41 | 6. Социальный конфликт. | | |
42 | 7. Социальный конфликт. | | |
43 | 8. Виды социальных норм. | | |
44 | 9. Контрольная работа за полугодие | | |
45 | 10. Отклоняющееся поведение. | | |
46 | 11. Отклоняющееся поведение. | | |
47 | 12. Социальная мобильность. | | |
48 | 13. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. | | |
49 | 14. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. | | |
50 | 15. Этнические группы. | | |
51 | 16. Этнические группы. Нации. | | |
52 | 17.Межнациональные отношения | | |
53 | 18.Межнациональные отношения | | |
54 | 19. Межнациональные отношения | | |
55 | 20.Семья как социальный институт. | | |
56 | 21.Семья как социальный институт. | | |
57 | 22.Семья как социальный институт. | | |
58 | 23.Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | | |
59 | 24. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | | |
60. | 25.Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | | |
61 | 26. Обобщительно-повторительный урок по теме «Социальная сфера». | | |
62 | 27. Контрольный урок по теме «Социальная сфера». | | |
М.3. Политическая жизнь общества. |
63 | 1.Понятие власти. Типология властных отношений. | | |
64 | 2.Понятие власти. Типология властных отношений. | | |
65 | 3.Понятие власти. Типология властных отношений. | | |
66 | 4.Политическая система, ее структура и сущность. | | |
67 | 5.Государство как главный институт политической власти. | | |
68 | 6.Государство как главный институт политической власти. | | |
69 | 7.Формы государства. | | |
70 | 8.Формы государства. | | |
71 | 9.Формы государства. | | |
72 | 10. Политические режимы. | | |
73 | 11. Политические режимы. | | |
74 | 12. Политическая деятельность. | | |
75 | 13. Политическая деятельность. | | |
76 | 14.Гражданское общество и государство. | | |
77 | 15. Проблемы формирования правового государства. | | |
78 | 16.Проблемы формирования правового государства. | | |
79 | 17.Политические партии и движения | | |
80 | 18.Политические партии и движения. | | |
81 | 19.Политические партии и движения. | | |
82 | 20.Политический процесс. | | |
83 | 21. Политический процесс. | | |
84 | 22.Избирательная кампания в Российской Федерации. | | |
85 | 23.Избирательная кампания в Российской Федерации. | | |
86 | 24.Свобода в деятельности человека. | | |
87 | 25.Свобода в деятельности человека. | | |
88 | 26.Политическое сознание. | | |
89 | 27. Политическое сознание. | | |
90 | 28. Политическая элита и политическое лидерство. | | |
91 | 29. Политическая элита и политическое лидерство. | | |
92 | 30.Политическая элита и политическое лидерство. | | |
93 | 31.Повторение по теме «Политическая жизнь общества». | | |
94 | 32. Повторение по теме «Политическая жизнь общества». | | |
95 | 33. Повторение по теме «Политическая жизнь общества». | | |
96 | 34.Повторение по теме «Политическая жизнь общества». | | |
97 | 35. Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества». | | |
98 | 36. Повторение по курсу. | | |
99 | 37. Повторение по курсу. | | |
100 | 38.Контрольная работа по курсу. | | |
101-102 | 39-40. Итоговое повторение по курсу | | |
13