СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы вариант 7.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО  для детей с ЗПР (вариант 7.2) по литературному чтению

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы вариант 7.2»

Рабочая программа для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) по учебному предмету «Литературное чтение» для 1 класса разработана, в соответствии с Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 год «Об образовании в РФ», Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», СанПином 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015г., на основании требований к результатам освоения, адаптированной основной образовательной программы НОО ГКОУ СО, с учетом примерной программы «Серовский детский дом - школа» по литературному чтению и на основе авторской программы В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение» М: Просвещение 2011 («УМК Школа России»).



Место предмета в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

  • развитие уменияустанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;

  • понимание содержания звучащей речи.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;

  • определение последовательности событий, понимание прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;

  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие умение сопереживать героям;

  • умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;

  • умение задавать вопрос по услышанному произведению;

  • умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;

  • формирование запаса литературных художественных впечатлений;

  • понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;

  • развитие у детей интереса к художественной литературе.


Личностные результаты освоения РП для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:

  • принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);

  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).


Метапредметные результаты освоения РП для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;

  • кодировать и перекодировать информацию;

  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

  • обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

  • распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

  • словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

  • в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

  • в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

  • в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

  • в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;

  • в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

  • в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

  • в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).


Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  7. формирование потребности в систематическом чтении;

  8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.



По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижений.

В конце 1 класса обучающийся:

  • выделяет последовательность звуков и слогов в словах;

  • владеет плавным, осмысленным чтением целыми словами, понимает читаемые слова, предложения, небольшие тексты;

  • владеет элементами выразительного чтения;

  • понимает звучащую речь, отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает содержание прослушанного;

  • использует формы речевого этикета;

  • узнает произведения устного народного творчества и детской литературы;

  • создает собственное высказывание по серии иллюстраций, на основе личного опыта или впечатлений;

  • проявляет интерес к книгам и чтению;

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения литературным чтением как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



В соответствии с выделенными в АООП направлениями изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе включает следующие разделы:

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.

Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование).

Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с ЗПР.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел

Примерные темы занятий

Примерное содержание занятий

1 четверть

1

Подготовительный этап.

Литературоведческая пропедевтика. Аудирование. Говорение.


(15 часов)

Ознакомление школьников с доступными по содержанию произведениями.


Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, рассказов.

Обучение ответам на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т. п.

Практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания.

Обучение заучиванию и декламации стихотворений.

Знакомство с особенностями устной речи: правильное произношение, громкость, темп, владение ими при ответах на вопросы.

Знакомство с доступными книгами (в чтении учителя, ответы на вопросы, о ком или о чем рассказывается в этих книгах).

Передача содержания текста по вопросам. Знакомство с произведениями устного народного творчества и детской литературой.


Знакомство с учебником. Аудирование. Говорение.

(17 часов)

Практическое ознакомление с предложением. Слова в предложениях.

Знакомство с предложением.

Выделение отдельных предложений из рассказа учителя. Выделение слова из предложения. Изменение порядка слов в предложении. Уточнение значений слов. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Составление предложений с предлогами. «Чтение» предложений по условно-графической записи. Слушание коротких рассказов учителя, краткие и развернутые ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т. п.

Практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания.

Обучение заучиванию и декламации стихотворений.

2 четверть

2

Подготовительный этап.

Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении.

Слоги в словах.

Звуки речи.


(8 часов)




















Букварный период.

Звуки и буквы.

Звуковой анализ слова с опорой на схему.

(16 часов)

Слово и предложение.












Слово и слог.





Гласные и согласные звуки.









Гласные звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И.















Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к.

Звуковой анализ слова.

Выделение отдельных предложений из рассказа учителя. Деление предложений на слова. Определение порядка слов в предложении. Уточнение значений слов. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Составление предложений с предлогами. «Чтение» предложений по условно-графической записи.

Деление слов на слоги. Подсчет количества слогов в слове. Определение последовательности слогов в слове, ударного слога.


Выделение гласных и согласных звуков в словах. Условно-графическое обозначение гласных и согласных. Определение места звука в слове. Подбор картинок и называние слов с заданным звуком. Различение слов, похожих по звуковому составу с опорой на картинки.


Ознакомление с отдельными звуками. Закрепление знаний о двух основных группах звуков русского языка. Установление последовательности звуков в слове, порядка следования звуков в слове. Соотношение каждого выделенного звука с готовой графической моделью звукового состава слова — схемой. Обозначение звуков в схеме фишками. Обозначение гласных звуков в слове буквами. Выполнение инструкций учителя. Использование форм речевого этикета в учебных ситуациях.


Знакомство с согласными звуками и обозначающими их буквами.

Слог. Обучение приемам чтения прямых, обратных и закрытых слогов. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Звонкие и глухие согласные.

Различение гласных и согласных звуков с опорой на их звучание и артикуляцию.

Обозначение звуков в графических моделях слов буквами.

Последовательное выделение звуков в слове без схемы звукового состава слова. Выкладывание схемы из фишек, обозначение разными цветами гласных и согласных звуков. Обозначение гласных и согласных звуков буквами. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению.


Повторение и закрепление пройденного за полугодие.

(4 часа)

Закрепление изученного материала.

Практические упражнения в чтении слогов.


Звуковой анализ слов. Соотнесение букв со звуками. Плавное осмысленное правильное чтение слов вслух. Понимание услышанного произведения. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению.

3 четверть

3

Букварный период. Обучение чтению слов. Освоение согласных и гласных звуков и букв к, К, т, Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, з, З, б, Б, д, Д, я, Я, г, Г, ч, Ч, ь, ш, Ш, ж, Ж, е, Е, п, ё, Ё, й.

(36 часов).

Звуки и буквы к, К, т, Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, з, З, б, Б, д, Д, г, Г, ч, Ч, ь, ш, Ш, ж, Ж, е, Е, п, ё, Ё, й.

Знакомство с согласными звуками и обозначающими их буквами, Формирование плавного слогового навыка чтения вслух.

Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов без стечения согласных.

Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие согласные.

Ударение. Деление слов на слоги.

Чтение слов с разделительным ь.

Обучение чтению слов, включающих слоги со сте­чением согласных.

Чтение слогов с сочетаниями ча, чу, жи, ши. Йотированные гласные. Последовательное выделение звуков из слова на основе проговаривания вслух, без действий с фишками.

Плавное осмысленное правильное чтение слов вслух. Понимание услышанного произведения. Знакомство с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки). Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок. Инсценирование событий художественного произведения. Создание собственного высказывания на основе личного опыта.


Повторение и закрепление пройденного за четверть (4 часа).

Закрепление изученного материала.

Звуковой анализ слов.

Дифференциация звуков, сходных по звучанию и артикуляции.

Закрепление знаний об изученных звуках и буквах.

Закрепление навыка плавного осмысленного и правильного чтения слов вслух. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного. Определение последовательности событий в прослушанном тексте.

4 четверть

4

Букварный период.

Чтение предложений. Буквы х, Х, ю, Ю, ц, Ц, э, Э, щ, Щ, ф, Ф, ъ.


(23 часа)


Звуки и буквы х, Х, ю, Ю, ц, Ц, э, Э, щ, Щ, ф, Ф, ъ.


Выделение звуков на слух из слов различных слоговых структур.

Чтение слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в азбуке.

Совершенствование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения. Знакомство с произведениями детской литературы. Знакомство с произведениями классиков детской литературы, доступными для восприятия детей. Инсценирование событий художественного произведения. Создание собственного высказывания на основе личного опыта.


Повторение и закрепление пройденного за год (9 часов).

Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших произведений.

Работа с текстами азбуки: чтение, анализ содержания, уточнение значения слов, соотнесение прочитанного с иллюстрацией. Создание собственных высказываний по картинкам, на заданную тему, с опорой на личный опыт.


6