ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Леса, парки, аллеи, где высажено много деревьев называют «лёгкими города».
Знакомы ли тебе эти парки Курска? Подпиши их названия. Может, у кого-то их них существует несколько названий? Если затрудняешься – обратись за помощью к взрослым.
__________________ _________________ ________________
__________________ _________________ ________________
Какие ещё парки, парковые зоны в городе знаешь ты?
________________________________________________________________________________________________________________
Мы предлагаем тебе и твоим одноклассникам провести экологический проект, чтобы узнать, какие экологические проблемы существуют в городе, твоём населённом пункте.
Для этого проекта выберете себе объект – парк, лесопарк, в котором будете проводить исследование.
Возьмите с собой всё необходимое – «Рабочую тетрадь эколога», письменные принадлежности, планшет, атлас-определитель растений и животных, фотоаппарат, ватные палочки. Не забудь об удобной обуви и одежде.
Внимательно читай вопросы-задания. Ответы на них фиксируй в «Рабочей тетради эколога».
По окончании исследования поделись итогами работы со своими одноклассниками. Для наглядности можешь сделать фотоотчет или электронную презентацию.
Мой словарик:
умеренный климат
чернозём
Центрально-Чернозёмный район
лёгкие города
эколог
экологический проект
Дата исследования ______________________________________
Объект исследования ____________________________________
Название парка
Место для фотографии парка
Предмет исследования: экологическое состояние парка.
Гипотеза: экологическая чистота парка – это экологическая культура жителей города.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Размеры парка: большой (границы парка не видны)
(Подчеркни нужное) средний (границы парка видны вдалеке)
маленький (без труда вижу границы парка)
Есть ли вблизи границ парка автодороги:
(Подчеркни нужное) вдоль всех границ; вдоль нескольких границ;
вдоль одной границы; автодорог не наблюдаю
Есть ли вблизи парка стоянки машин? ДА/НЕТ
Есть ли пешеходные, велосипедные дорожки? ДА/НЕТ
В каком они состоянии: чистые/грязные, плитка/асфальт/почва/вытоптанные людьми самостоятельно, ямки, выбоины, другие повреждения, лужи – ЕСТЬ/НЕТ
________________________________________________________
Для примечаний
Есть ли места для отдыха людям? Какие? __________________
________________________________________________________
Есть ли урны? ДА/НЕТ.
В достаточном ли они количестве? (на твой взгляд) __________
________________________________________________________
Есть ли мусор возле урн, лавочек, памятников (если есть), других сооружений? ДА/НЕТ
Есть ли детская площадка? ДА/НЕТ
Как она обустроена (если есть)? ___________________________
________________________________________________________
Есть ли в парке туалет? ДА/НЕТ/НЕ ЗНАЮ
Выгуливают ли в парке собак? ДА/НЕТ
Какие растения произрастают:
Деревья: ________________________________________________
Кустарники _____________________________________________
Травянистые растения_____________________________________
Есть ли клумбы? ДА/НЕТ
Сколько их смог насчитать? ________________________________________________________
Какие цветы узнал? ______________________________________
________________________________________________________
В каком состоянии растительность парка? (подчеркни или допиши): сломаны ветки, вытоптана, выжжена трава, есть надписи на деревьях, сорваны цветы, много сухих деревьев, есть деревья с большими дуплами _______________________________________
Проведи опыт: одной ватной палочкой протри листочек дерева у входа в парк, другой – в центре парка. Какая из палочек сильнее загрязнена? Сделай вывод _________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпиши названия растений Не увидел ли ты лишнюю картинку? |
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Какими бы ты цветами украсил клумбу возле дома, школы, на даче? Придумай дизайн этой клумбы. А весной попробуй осуществить задуманное.
ДАРЫ ЛЕСА
Гриб, растущий под берёзой.
В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка?
Плод колючего низкорослого деревца или кустарника. В народе его называют козлиная ягода, овсяная слива, кислая слива, черная колючка, колючая слива. Плоды вязкие на вкус. Есть даже выражение «через тернии к звёздам», что означает «преодоление трудностей».
Собирай, не мешкай, это ...
Красная ягода, растущая на болотах.
Важный толстый боровик
Вырос у дорожки.
К уважению привык
Гриб на толстой ножке.
Как увидим, что он близко –
Трудно мимо нам пройти.
Сразу кланяемся низко –
Боровик стал на пути!
Срежь ты бережно его,
Не порань грибницу,
В этом месте через год
Новый гриб родится!
Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?
Меж берёзами опушка, а на ней растёт ...
Подберёзовик Калина Тёрн Сыроежка
Клюква Белый гриб Подосиновик Волнушка
По возвращении домой, мы с Димкой взяли краски, кисточки и нарисовали вот такой плакат.
ЛЕСНЫЕ ПРАВИЛА Н е будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе! Н е будем ломать ветки деревьев и кустарников! Н е будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых! Не будем обижать лягушек и жаб! Не будем ловить диких животных и уносить их домой! |
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ Когда нельзя разводить костры в лесу? Где выбирается место для костра? Как правильно его подготовить? Только ли костёр может служить причиной пожара в лесу? Что нужно сделать с мусором, оставшимся после привала? Нарисуй и ты плакат, как нужно вести себя в лесу. Придумай свои запрещающие знаки. |
ПТИЦЫ РЯДОМ С НАМИ
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ 1. Проведи наблюдения за птицами в морозную погоду и оттепель. Напиши, как они себя ведут: В морозную погоду______________________________________ ______________________________________________________ В оттепель ___________________________________________ ______________________________________________________ В какую погоду к кормушке прилетает больше птиц? ______________________________________________________ 2. Вставь слово: больше или меньше. Чем …………….. зелёных насаждений в городе, тем …………птиц. Обоснуй свой ответ. 3. По атласу-определителю узнай птиц, которых можно увидеть в нашем городе, и подпиши их названия. _____________ _____________ _______________ ___________________ _________________ ___________ |
ДОГАДАЙСЯ, ЧТО ЗА ПТИЦА Если ты внимательно рассмотришь рисунки, запомнишь, что мы рассказывали о птицах, то ты правильно заполнишь кроссворд и прочитаешь название очень красивой птички. Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает, по полям ночует, коноплю ворует. Всякий ……….. своё болото хвалит (вставь слово в пословицу и впиши в клеточки) Чёрный, проворный, кричит "крак" – червякам враг. Лучше ………….. в руке, чем журавль в небе (вставь слово в пословицу и впиши в клеточки) Серая птаха в лесу живёт, повсюду чудесным певцом слывёт. В воде купалась, а суха осталась. Эта птичка питается семенами ели и сосны, поэтому у неё необычный крестообразный клюв — им легко расщеплять шишки. Как зовут почтальона, которому адреса не пишут и на словах не говорят, а он всё-таки письмо доставляет. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять. |
П
РОЕКТ СОЛОВЬИНЫЙ
А какие приметы, пословицы, поговорки, сказки, связанные с соловьём вы знаете? Найдите рассказы, стихи, песни о соловьях.
Составьте свою Соловьиную хрестоматию, куда поместите собранный материал.
Может, кто-нибудь захочет написать сам стихотворение или рассказ о соловьях?
Книгу проиллюстрируйте своими работами или найдите подходящие иллюстрации.
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Адрес музея «Курский соловей» - г. Курск, ул. Никитская, 74.
Создатель музея: Ерёмина Любовь Николаевна.
E-mail: [email protected]
Сайт с информацией о музее «Курский соловей» -
http://holodova-ev.narod.ru/Sobihtiya/Kurskiyj-soloveyj.html
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Обычно песня соловья насчитывает от 8 до 24 колен1: чистейшие звуки флейты, щёлканье, клёкот, посвист и множество других вариаций. В нашей области эти птицы особенные, по мнению некоторые исследователей, они способны издавать до 40 колен – «куплетов» песни. Иван Тургенев в письме к Сергею Аксакову писал: «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелёт».
Ты многое узнал о Центрально-Чернозёмном государственном природном биосферном заповеднике имени профессора В.В. Алёхина
Но осталось ещё больше, о чём мы тебе рассказать не успели. Поэтому предлагаем тебе, читатель, окунуться самому в заповедный мир и выполнить ряд проектных, исследовательских, творческих работ. Можешь выполнять их с одноклассниками, друзьями, родителями.
Проектные работы:
«История возникновения заповедника».
«И в этот заповедник мой я приглашаю всех с собой…» (В.В.Алёхин – основатель заповедника).
Иллюстрированный словарик: «Растительный мир заповедника», «Животный мир заповедника».
Электронная презентация «Красная книга Курской области».
Проектно-исследовательские работы:
«Страна живых ископаемых».
«И у нас растут орхидеи…».
«Возвращение на родину» (о животных, растениях, которые исчезли с территории заповедника, а теперь переселяют их виды заново).
Творческие работы:
Рекламный ролик (или презентация): «Центрально-Чернозёмный заповедник – это богатство и гордость не только курян, но и всех россиян».
Составь перечень вопросов, которые бы ты хотел задать основателю заповедника – В.В.Алёхину.
Напиши статью о заповеднике в школьную (местную) газету.
Составь рассказ о заповеднике для малышей детского сада
Составь сценарий праздника – «День рождения заповедника»
Создай иллюстрированный альманах «Курская степь в поэзии и прозе»
1Колено – (здесь) отдельное, отличающееся от других место в пении птиц.