СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист по окружающему миру или для занятий внеурочной деятельности по краеведению. проектной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по окружающему миру»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Леса, парки, аллеи, где высажено много деревьев называют «лёгкими города».

Знакомы ли тебе эти парки Курска? Подпиши их названия. Может, у кого-то их них существует несколько названий? Если затрудняешься – обратись за помощью к взрослым.

__________________ _________________ ________________

__________________ _________________ ________________

Какие ещё парки, парковые зоны в городе знаешь ты?

________________________________________________________________________________________________________________

Мы предлагаем тебе и твоим одноклассникам провести экологический проект, чтобы узнать, какие экологические проблемы существуют в городе, твоём населённом пункте.

Для этого проекта выберете себе объект – парк, лесопарк, в котором будете проводить исследование.

Возьмите с собой всё необходимое – «Рабочую тетрадь эколога», письменные принадлежности, планшет, атлас-определитель растений и животных, фотоаппарат, ватные палочки. Не забудь об удобной обуви и одежде.

Внимательно читай вопросы-задания. Ответы на них фиксируй в «Рабочей тетради эколога».

По окончании исследования поделись итогами работы со своими одноклассниками. Для наглядности можешь сделать фотоотчет или электронную презентацию.

Мой словарик:

умеренный климат

чернозём

Центрально-Чернозёмный район

лёгкие города

эколог

экологический проект



Дата исследования ______________________________________

Объект исследования ____________________________________

Название парка





Место для фотографии парка


Предмет исследования: экологическое состояние парка.

Гипотеза: экологическая чистота парка – это экологическая культура жителей города.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Размеры парка: большой (границы парка не видны)

(Подчеркни нужное) средний (границы парка видны вдалеке)

маленький (без труда вижу границы парка)

Есть ли вблизи границ парка автодороги:

(Подчеркни нужное) вдоль всех границ; вдоль нескольких границ;

вдоль одной границы; автодорог не наблюдаю

Есть ли вблизи парка стоянки машин? ДА/НЕТ

Есть ли пешеходные, велосипедные дорожки? ДА/НЕТ

В каком они состоянии: чистые/грязные, плитка/асфальт/почва/вытоптанные людьми самостоятельно, ямки, выбоины, другие повреждения, лужи – ЕСТЬ/НЕТ

________________________________________________________

Для примечаний

Есть ли места для отдыха людям? Какие? __________________

________________________________________________________

Есть ли урны? ДА/НЕТ.

В достаточном ли они количестве? (на твой взгляд) __________

________________________________________________________

Есть ли мусор возле урн, лавочек, памятников (если есть), других сооружений? ДА/НЕТ

Есть ли детская площадка? ДА/НЕТ

Как она обустроена (если есть)? ___________________________

________________________________________________________

Есть ли в парке туалет? ДА/НЕТ/НЕ ЗНАЮ

Выгуливают ли в парке собак? ДА/НЕТ

Какие растения произрастают:

Деревья: ________________________________________________

Кустарники _____________________________________________

Травянистые растения_____________________________________

Есть ли клумбы? ДА/НЕТ

Сколько их смог насчитать? ________________________________________________________

Какие цветы узнал? ______________________________________

________________________________________________________

В каком состоянии растительность парка? (подчеркни или допиши): сломаны ветки, вытоптана, выжжена трава, есть надписи на деревьях, сорваны цветы, много сухих деревьев, есть деревья с большими дуплами _______________________________________

Проведи опыт: одной ватной палочкой протри листочек дерева у входа в парк, другой – в центре парка. Какая из палочек сильнее загрязнена? Сделай вывод _________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________


ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Подпиши названия растений





Не увидел ли ты лишнюю картинку?



ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Какими бы ты цветами украсил клумбу возле дома, школы, на даче? Придумай дизайн этой клумбы. А весной попробуй осуществить задуманное.



ДАРЫ ЛЕСА

  1. Гриб, растущий под берёзой.

  2. В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

  1. Плод колючего низкорослого деревца или кустарника. В народе его называют козлиная ягода, овсяная слива, кислая слива, черная колючка, колючая слива. Плоды вязкие на вкус. Есть даже выражение «через тернии к звёздам», что означает «преодоление трудностей».

  2. Собирай, не мешкай, это ...

  3. Красная ягода, растущая на болотах.

  4. Важный толстый боровик

Вырос у дорожки.

К уважению привык

Гриб на толстой ножке.

Как увидим, что он близко –

Трудно мимо нам пройти.

Сразу кланяемся низко –

Боровик стал на пути!

Срежь ты бережно его,

Не порань грибницу,

В этом месте через год

Новый гриб родится!

  1. Что за гриб стоит на кочке

В красном бархатном платочке?

  1. Меж берёзами опушка, а на ней растёт ...

Подберёзовик Калина Тёрн Сыроежка


Клюква Белый гриб Подосиновик Волнушка

По возвращении домой, мы с Димкой взяли краски, кисточки и нарисовали вот такой плакат.

ЛЕСНЫЕ ПРАВИЛА




Н е будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!


Н е будем ломать ветки деревьев и кустарников!
   

Н е будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не будем обижать лягушек и жаб!


Не будем ловить диких животных и уносить их домой!



ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  1. Когда нельзя разводить костры в лесу?

  2. Где выбирается место для костра?

  3. Как правильно его подготовить?

  4. Только ли костёр может служить причиной пожара в лесу?

  5. Что нужно сделать с мусором, оставшимся после привала?

Нарисуй и ты плакат, как нужно вести себя в лесу. Придумай свои запрещающие знаки.


ПТИЦЫ РЯДОМ С НАМИ



ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ


1. Проведи наблюдения за птицами в морозную погоду и оттепель. Напиши, как они себя ведут:

В морозную погоду______________________________________

______________________________________________________

В оттепель ___________________________________________

______________________________________________________

В какую погоду к кормушке прилетает больше птиц?

______________________________________________________

2. Вставь слово: больше или меньше.

Чем …………….. зелёных насаждений в городе, тем …………птиц.

Обоснуй свой ответ.

3. По атласу-определителю узнай птиц, которых можно увидеть в нашем городе, и подпиши их названия.

_____________ _____________ _______________


___________________ _________________ ___________







ДОГАДАЙСЯ, ЧТО ЗА ПТИЦА


Если ты внимательно рассмотришь рисунки, запомнишь, что мы рассказывали о птицах, то ты правильно заполнишь кроссворд и прочитаешь название очень красивой птички.







 

1

 

 

 

 

 

 




 

 

 

2

 

 

 

 

 

 



 

3

 

 

 

 

 









 

4

 

 

 

 

 







 

5

 

 

 

 

 

 

 






 

6

 

 

 

 

 

 





 

7

 

 

 

 

 

 

 




 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 




10

 

 

 

 

 

 


















  1. Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы.

  2. Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает, по полям ночует, коноплю ворует.

  3. Всякий ……….. своё болото хвалит (вставь слово в пословицу и впиши в клеточки)

  4. Чёрный, проворный, кричит "крак" – червякам враг.

  5. Лучше ………….. в руке, чем журавль в небе (вставь слово в пословицу и впиши в клеточки)

  6. Серая птаха в лесу живёт, повсюду чудесным певцом слывёт.

  7. В воде купалась, а суха осталась.

  8. Эта птичка питается семенами ели и сосны, поэтому у неё необычный крестообразный клюв — им легко расщеплять шишки.

  9. Как зовут почтальона, которому адреса не пишут и на словах не говорят, а он всё-таки письмо доставляет.

  10. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять.





П РОЕКТ СОЛОВЬИНЫЙ

А какие приметы, пословицы, поговорки, сказки, связанные с соловьём вы знаете? Найдите рассказы, стихи, песни о соловьях.

Составьте свою Соловьиную хрестоматию, куда поместите собранный материал.

Может, кто-нибудь захочет написать сам стихотворение или рассказ о соловьях?

Книгу проиллюстрируйте своими работами или найдите подходящие иллюстрации.


ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Адрес музея «Курский соловей» - г. Курск, ул. Никитская, 74.

Создатель музея: Ерёмина Любовь Николаевна.

E-mail: [email protected]

Сайт с информацией о музее «Курский соловей» -

http://holodova-ev.narod.ru/Sobihtiya/Kurskiyj-soloveyj.html


А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обычно песня соловья насчитывает от 8 до 24 колен1: чистейшие звуки флейты, щёлканье, клёкот, посвист и множество других вариаций. В нашей области эти птицы особенные, по мнению некоторые исследователей, они способны издавать до 40 колен – «куплетов» песни. Иван Тургенев в письме к Сергею Аксакову писал: «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелёт».








Ты многое узнал о Центрально-Чернозёмном государственном природном биосферном заповеднике имени профессора В.В. Алёхина

Но осталось ещё больше, о чём мы тебе рассказать не успели. Поэтому предлагаем тебе, читатель, окунуться самому в заповедный мир и выполнить ряд проектных, исследовательских, творческих работ. Можешь выполнять их с одноклассниками, друзьями, родителями.

Проектные работы:

        • «История возникновения заповедника».

        • «И в этот заповедник мой я приглашаю всех с собой…» (В.В.Алёхин – основатель заповедника).

        • Иллюстрированный словарик: «Растительный мир заповедника», «Животный мир заповедника».

        • Электронная презентация «Красная книга Курской области».

Проектно-исследовательские работы:

        • «Страна живых ископаемых».

        • «И у нас растут орхидеи…».

        • «Возвращение на родину» (о животных, растениях, которые исчезли с территории заповедника, а теперь переселяют их виды заново).

Творческие работы:

        • Рекламный ролик (или презентация): «Центрально-Чернозёмный заповедник – это богатство и гордость не только курян, но и всех россиян».

        • Составь перечень вопросов, которые бы ты хотел задать основателю заповедника – В.В.Алёхину.

        • Напиши статью о заповеднике в школьную (местную) газету.

        • Составь рассказ о заповеднике для малышей детского сада

        • Составь сценарий праздника – «День рождения заповедника»

        • Создай иллюстрированный альманах «Курская степь в поэзии и прозе»


1Колено – (здесь) отдельное, отличающееся от других место в пении птиц.