СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по окружающему миру»

Рабочий лист по окружающему миру:

«Жизнь древних славян»

  1. От кого произошли русские, украинцы, белорусы?

_________________





2. Как выглядела одежда древних славян?














4. Дополни предложения:

Крепка была связь между ________________. Трудовые навыки, __________________, переходили от отца__________, от ____________ к _____________.

Пройди по QR – коду и прочитай об одежде древних славян

3. Заполни таблицу:

Занятие славян

Мужчины

Женщины















5. Напиши особенности жилища древних славян






7. Подпиши названиях духов:

6. Ответь на вопросы:

1)Кто, по мнению славян, повелевает явлениями природы? __________________

2) К кому обращались славяне за советом, помощью, просили позаботиться об урожае? ___________________________________

Выполнил ученик(ца)_____________________

Водяной

Леший

Домовой

1 группа: поселение древних славян.

Наши предки расселялись по берегам крупных рек: Днепра, Дона, Волги, Оки, Западной Двины. В зависимости от места проживания восточные славяне назывались по-разному:

  • поляне – те, кто жил в полях;

  • древляне – селились среди «дерев»;

  • дреговичи – жители лесов, получивших свое название от слова «дрягва», что означает трясина, болото.

Поскольку наши предки жили в непростые времена, когда обычным делом были бесконечные нападения и военные столкновения, на первом месте стояла безопасность жилища.

Вокруг поселений выкапывали глубокие ямы, возводили земляные насыпи, густо ставили частокол. Для этого нужно было срубить дерево, обрубить все его ветки и сучья, обтесать, заострить и обжечь на огне. И для частокола требовалась не одна сотня таких подготовленных деревьев. Их глубоко зарывали в землю, и очень плотно устанавливали рядом друг с другом. Такой забор получался очень крепким и мог простоять долгое время.

Пол в домах находился примерно на один метр ниже уровня земли. Стены ставили из стволов молодых деревьев. Крыша также была сделана из таких жердей, на которые укладывали слои соломы. В стенах прорубались небольшие оконца, и в холодное время года их затыкали соломой или ветками. Неудивительно, что в таком жилище всегда было прохладно, темно и сыро.



2 группа: занятия древних славян.

Жизнь наших предков была трудна и полна опасностей. В непростых условиях выживали только самые крепкие, сильные люди, которые с детства были приучены к тяжелому непрестанному труду.

Женщины традиционно готовили еду, пряли пряжу, шили, следили за домашним хозяйством. Также они много времени проводили на огородах, занимались выращиванием домашней птицы и мелкого рогатого скота. Многие из них знали толк в лекарственных травах и занимались врачеванием. Женщины и дети также занимались сбором грибов, диких ягод, орехов.

Весной, когда съестные припасы подходили к концу, люди выживали за счет молодых побегов и листьев лебеды, которая зачастую заменяла собой хлеб. В голодные времена из этого растения пекли хлебцы.

Мужская работа требовала недюжинной физической силы и выносливости. Основными занятиями мужчин были:

  • Охота. В лесах водилось много разных зверей, но выследить и убить их древними орудиями было не так уж просто.

  • Рыболовство. Славяне ловили только крупную речную рыбу, используя для этих целей гарпуны.

  • Бортничество – сбор дикого меда, который использовали в качестве еды и лекарства. Название этого занятия произошло от слова «борть» – дупло дерева, в котором обитали дикие лесные пчелы.

Основной совместной деятельностью древних славян было земледелие.



3 группа: вера в духов.