1Спишите, дописывая окончание -и или -е. Устно объясните выбор окончания.
Побывать в Воронеж.., жить в Сибир.. . Построиться на площад.., на волейбольной площадк.. . Выловил в проруб.., узнал о порубк.. леса.
2Спишите. Над существительными с пропущенными окончаниями обозначьте склонение и падеж.
1. Обычно я поселяюсь на все лето до осен.. в деревн.. . 2. На моторк.. переправились на правый берег Тунгуски. 3. В будк.. пахло теплым хлебом. 4. На запад., красноватый от блеск еще теплится. 5. Я люблю проснуться на сеновал.. . 6. Вся палата была залита горячим солнцем, слабый ветерок играл белой занавеской на балкон.. .
3Заполните колонки примерами.
Часть слова | о | е |
Корень | | |
окончание | | |
Чертежом, пальцем, шепот, шелк, шел, огурцов, черствый, улицей, борцом, со свечой, желтый, крыжовник, шорох, щелочь, капюшон, полотнищем, желудь.
4Вставить пропущенные буквы.Дол..теть до границ.., вспомнить о бесед.., молодеж.., с пас..бищ.., под круч..й, ключ..м, об ущель.., отдать Вер.., думать о поздравлени.., жить в Греци.., написать в журнал.., ра..казал на собрани.., под..езжали к Аст- рахан.. .
5Вставить пропущенные буквы.Звонить Сереж.., познакомиться в театр.., при ни..кой температур.., дост..вать с верхней полк.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на террас.., изв..ниться за опоздани.. 2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:сущ. — сущ.
6Вставить пропущенные буквы.Объяснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., в..днеется в д..лин.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро- ват.., зах..дить в ..дани.. .
7 Графически объясните орфограмму в корнях глаголов, в оконча ниях существительных.
Изменить привычке, обвинить в жестокости, жалеть о потере, заявить об отказе от поездки, выходить из библиотеки, о посещении станции юнна тов, подарить Пете, отмечать в журнале, показать преподавательнице, удив ляться усидчивости Маши, выдавать группе, объявлять об экскурсии, раз вивать способности в ребенке, ошибиться в расчете.
8Вставьте пропущенные буквы в окончаниях су ществительных.Солнц..м, неудач..й, встреч..й, ключ..м, сторож..м, ру- мянц..м, улиц..й, плеч..м, колодц..м, каланч..й, братц..м, чертеж., м.
9Вставьте пропущенные буквы.Дол..теть до границ.., б..ет ключ..м, возвращались с па- стбищ(?), жить в Греци.., ра..сказал на собрани.., подъе..жали к Астрахан.. .
10. Вставьте пропущенные буквы, выделите главное и зависимое слово в словосочетаниях.Познакомиться в театр.., др..жать от страха, на ж..лт..й акац.., при ни..кой температур.., л..житься на те(р, рр)ас.., изв..ниться за оп..здани.. .
11Вставьте пропущенные буквы.Узнать о земл..тр..сени.., поез..ка по Африк.., ш..л по лес..ниц.., луч..м сол..ца, находиться в волнени.., вдоль тропинк.., рассказать об увл..чени.. девоч(?)к.. Юли.., ра..д..ваться в т..шине, в мякот.. л..мона, снежная 6ел..зна, яркой с..н..вой неба.
12Вставьте пропущенные буквы.Видит на ра..стояни.., находиться в смущени.., жизнь к изгнани.., объявить о стихи.., на ветк.. яблон.., вдоль алле.., задр..жать от радост.. .
13 Вставьте пропущенные буквы.Скрываться в зелен.., на площад.., в подземель.., ле жать на постел.., на постельк.., заниматься в секци.., ле жит на ладон.., уча(?)ствовал в сражени.., на соревнова- ни.., на фестивал.., на конкурс..
14. Вставьте пропущенные буквы.Много луж(?); путешествовали по Сибир.., Карел.., Средней Ази..; читали о лини.., станци.., дорог..; говорили о Мари.., Даш.., Кол.., Ксени..; побывали в зоопарк.., му зе.., планетари.., на выставк..; р..стет на берез.., топол.., сирен.., ел.. .
15 Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные в нужной форме.
Молодежь, студенчество, невежество, храбрость, дитя, удаль, рояль, рельс, рябь.