СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 10 класс, календарно тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Макарова»

Сахалинской области

694140, Сахалинская обл., г.Макаров, ул.50 лет Октября, д. 26 тел/факс 8(42443)5-29-76 электронная почта: [email protected], сайт ОО: http://school-makarov.ru/

_____________________________________________________________________________________________


Рассмотрена Утверждена на Утверждаю:

Методическим советом Педсовете № 1 Приказ №64 §3-ОД от 01.09.2015

школы от от Директор МБОУ«СОШ №2 г.Макарова»

З.Н. Антонова








РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ


10 класс


Уровень, ступень образования: 10-11 классы

Срок реализации программы: 1 год




Составитель:

Зайцева Г.Н., учитель высшей категории











Макаров

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова Биология. Общая биология. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и уменийв повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции. Программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Место предмета в учебном базисном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю в течение учебного года на базовом уровне. Предусмотрен резерв в объёме 4 часа.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Программой предусмотрено проведение:

  • Лабораторных работ и практических работ 8

  • Тестирования 7

Особенностью данной программы является усиление темы «Размножение и развитие организмов» за счет резервного времени: 10 часов вместо 7, и темы «Основы генетики и селекции» на 1 час: 21 вместо 20. Кроме этого, 2 часа из резервного времени отводятся на итоговую дискуссию «Развитие организма и окружающая среда», включенную также в тему «Основы генетики и селекции» (итого 23 часа)..

Срок реализации рабочей программы 1 год.

В преподавании предмета используются элементы традиционной педагогической технологии, а также личностно-ориентированной, информационно-коммуникационной, проектной технологии и технологии развивающего обучения. Среди постоянно используемых методов можно назвать объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный.

Формами организации обучения являются комбинированные уроки, уроки обобщения знаний, семинары, лекции, практикумы, лабораторные работы с натуральными объектами, на которых предусмотрена фронтальная, индивидуальная, групповая работа, в том числе работа в малых группах. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практических работ направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Кроме того, на уроках обобщения и повторения используются игровые приемы, викторины, конкурсы.

Для реализации рабочей программы используется УМК В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, который полностью соответствует Государственному образовательному стандарту. УМК содержит учебник и методическое пособие для учителя. Учебник В. Б. Захарова, Н. И. Сонина входит в федеральный перечень учебников. Особое внимание в учебнике уделено анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем. В завершение каждого параграфа приведено резюме на английском языке. В качестве дополнительного материала включен двуязычный словарь биологических терминов.

Обучение биологии по УМК В. Б. Захарова, Н. И. Сонина позволяет обеспечить качественную теоретическую и практическую подготовку обучающихся по биологии.





ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Лаб. и практ.
работы

1

Введение в биологию

1


2

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

7


3

Цитология

23

3

4

Размножение и развитие организмов

10

1

5

Основы генетики и селекции

23

4

6

Резерв

4



Итого:

68

8




























ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (68 часа)


Введение 1 ч.

Место предмета «Общая биология» в системе биологических наук.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 7 ч.

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрации

Многообразие организмов



Клетка – структурная и функциональная единица всего живого 23 ч.

Химическая организация клеток

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Структурная организация клеток

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Метаболизм клеток

Метаболизм – основа существования живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Анаболизм (пластический обмен). Биосинтез органических веществ в клетке. Биосинтез белка. Матричный синтез.

Катаболизм (энергетический обмен). Распад органических веществ на примере распада углеводов. Этапы энергетического обмена.

Обмен веществ и энергии в клетке. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

Лабораторные и практические работы
  • Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

  • Сравнение строения клеток растений и животных

  • Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений


Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез


Размножение и развитие  организмов 10 ч.

Типы размножения: бесполое и половое. Формы бесполого размножения. Вегетативное размножение.

Половое размножение, его формы. Гаметогенез. Оплодотворение. Двойное оплодотворение у высших растений.

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Лабораторные и практические работы
  • Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства



Демонстрации

Хромосомы

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии



Основы генетики и селекции 23 ч.

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Лабораторные и практические работы
  • Составление простейших схем скрещивания

  • Решение элементарных генетических задач

Демонстрации

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии




















































Перечень контрольных, лабораторных, практических работ.




Раздел

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

1

Введение



2

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле



3

Цитология

1.Наблюдение клеток растений и животных

2. Сравнение строения клеток растений и животных

3. Описание микропрепаратов клеток растений


1.Химическая организация клетки

2. Структурная организация клетки.


4

Размножение и развитие организмов

4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

3. Размножение и развитие организмов.

5

Основы генетики и селекции

5. Составление простейших схем скрещивания

6. Решение элементарных генетических задач

7. выявление источников мутагенов в окружающей среде, оценка возможных последствий

8.Анализ и оценка этических аспектов развития исследований в биотехнологии


4. Закономерности наследственности.



















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса биологии ученик должен

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  • Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

  • Знания всего изученного программного материала.

  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  • Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

  • Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

  • Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  • Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

  • Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

  • Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  • Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.






За устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  • При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

За самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  • Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  • Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет не менее половины работы.

  • Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  • Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  • Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  • Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

За практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

  • Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  • Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  • Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  • Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  • При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  • Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  • Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  • Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  • Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.


Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим комплектом:

для  учителя:

  1. Т. А. Козлова, Н. И. Сонин. Общая биология: 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина "Общая биология 10-11 кл." М.: Дрофа, 2006.

  2. И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, Я. В. Котелевская «Биология. Общая биология 10-11 классы». Рабочая тетрадь к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой

  3. Б. Н. Медников. Биология: формы и уровни жизни.- М., «Просвещение», 1995

  4. КристианднДюв. «Путешествие в мир живой клетки».- М., «Мир»,  1987.

  5. Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 128с.

  6. Жадько Е. Г. И др. Школьные олимпиады: биология, химия, география. – Ростов: Феникс, 2004. – 192с.



для обучающихся:

  1. Т. С. Сухова, Т. А. Козлова,Н. И. Сонин, В. Б. Захаров «Общая биология». Рабочая тетрадь к учебнику «"Биология. Общая биология. 10 класс". – М.: Дрофа, 2007.

  2. Учебник «Общая биология 10-11 классы» под редакцией Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского, М.: - Просвещение, 2000

  3. Б. Н. Медников. Биология: формы и уровни жизни.- М., «Просвещение», 1995

  4. Дутов О. В. Решение генетических задач. – Тамбов: ОИПКРО, 2005. – 51с.

  5. Володина О. А. Медицинская генетика. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 48с

  6. КИМы по биологии 11 класс. 2016 г.



MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • CD-диск «Биология 6-11 класс. Лаборатория»

  • CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии»

  • Коллекция ЦОР Интернета.

  • www.bio.1september.ru

  • www.bio.nature.ru

  • www.edios.ru

  • www.km.ru/educftion


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков биологии в 10 классе (68 часов, 2 часа в неделю)



№ п/п

Дата

Тема урока

Вводимые понятия

Дополнительное содержание

Вид контроля

Д/з

ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ (1 час)

1

04.09

Курс «Общая биология» в системе биологических наук. Цели и задачи курса.

Мировоззрение, цитология, бактериология, молекулярная биология

Общебиологические проблемы


с.7-9

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (7 час)

2

11.09

Уровни организации живой материи

Иерархическая система, уровни организации материи

Повторение: вид, популяция, биоценоз

Ответы на вопросы

§ 1.1, термины

3

12.09

Критерии живых систем

Генетический код, онтогенез, филогенез, ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, дискретность

Составление конспекта по параграфу

Объяснение терминов

§ 1.2

4

18.09

Критерии живых систем (продолжение)

Ответы на вопросы, словарь

§ 1.2

5

19.09

Представление древних и средневековых философов.

Работы Л. Пастера

Теории самозарождения жизни

Отработка знаний терминологии

Сам.работа (раскрыть вопрос)

§ 2.1.1,

§ 2.1.2

Сообщения

6

25.09

Теории вечности жизни. Материалистические теории

Биогенез, абиогенез.

Материализм, идеализм


Ответы на вопросы

§2.1.3,

§2.1.4

Сообщения

7

26.09

Современные представления о происхождении жизни. Эволюция химических элементов

Спектроскопия, планетные системы, разнообразие звезд

Повторение: ядерные реакции


§ 2.2, §2.3

8


Первичная атмосфера и условия среды на древней Земле

ТЕСТ 1

Биологическая эволюция,

Коацерватные капли

Повторение: источники энергии, автотрофы, гетеротрофы

Ответы на вопросы

§ 2.4, §2.5

термины

ЦИТОЛОГИЯ (23 час)

9

07/10

Химическая организация клетки. Неорганические вещества

Микро-, макро-, биоэлементы. Буферность растворов

Повторение: минеральные соли, роль воды в клетке

Объяснение терминов

с.85

§3.1

10

08/10

Органические вещества клетки. Биополимеры: строение белков

Полимеры, аминокислоты, уровни организации белка

Работа с таблицами

Фронтальный опрос

§3.2

11

14.10

Биополимеры: свойства и функции белков

Свойства белка, термолабильность, денатурация

Конспект раздела параграфа

Ответы на вопросы

§3.2

Сообщения

12

15.10

Углеводы: функции, особенности организации моно- и дисахаридов

Моно-, ди-, полисахариды


Тест

§3.2.2

13

21.10

Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии

Липиды, гидрофобность

Выявление связей между составом вещества и его функциями

Ответы на вопросы, словарная работа

§3.2.3

14

22.10

Биополимеры: ДНК

Нуклеотид, азотистое основание, двойная спираль, триплет

Повторение: передача наследственной информации

Ответы на вопросы

§3.2.4

термины

15

28.10

РНК: строение и функции

Рибоза, дезоксирибоза, урацил, виды РНК

Сравнение ДНК и РНК

Ответы на вопросы

§3.2.4

16

29.10

Обобщение по теме «Химическая организация клетки»

ТЕСТ 2

Письменная самостоятельная работа по вариантам


17


Строение и функции прокариотической клетки

Прокариоты, эукариоты

Повторение: роль бактерий в природе и жизни человека


§5.1

Сообщения

18


Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма

Лабораторная работа1 Наблюдение клеток растений и животных

Гиалоплазма, органоиды, включения; строение и функции мембраны

Л.Р.1 Наблюдение клеток растений и животных

Ответы на вопросы, сообщения

§5.2

19


Органеллы цитоплазмы

Ультрамикроскопические структуры, ЭПС, рибосомы



Ответы на вопросы

§5.2

20


Органеллы цитоплазмы. Цитоскелет. Включения

Лабораторная работа2

Сравнение строения клеток растений и животных

Аппарат Гольджи, лизосомы, цитоскелет, органоиды движения

Заполнение таблицы

Ответы на вопросы

§5.2

21


Структуры клеточного ядра

Хроматин, хромосомы, ядрышко, кариоплазма, кариолемма

Работа с учебником

Тест в формате ЕГЭ

§5.2.2

22


Жизненный цикл клеток. Деление клетки: митоз

Интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза; веретено деления, метафазная пластинка



§5.3

23


Особенности строения растительной и животной клетки

Лабораторная работа 3 Описание микропрепаратов клеток растений

Хлоропласты, вакуоли, клеточная стенка, гликоген

Сравнение по таблицам

Составление схемы, ответы на вопросы

§5.4

24


Обобщение по теме «Структурная организация клетки»

ТЕСТ 3


Отработка навыков, закрепление знаний


п. §5

25


Метаболизм – основа существования живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Биосинтез органических веществ в клетке

Понятие матаболизма. Анаболизм, катаболизм. Транскрипция, трансляция, матричный синтез


Фронтальный опрос

§4.1

26


Энергетический обмен – катаболизм. Его этапы.

Гликолиз (брожение), клеточное дыхание

Работа с ЭУ

Ответы на вопросы

§4.2

27


Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез

Хемосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза

Повторение: фотосинтез

Ответы на вопросы

§4.3

Сообщения

28


Обмен веществ и энергии в клетке


Отработка навыков, закрепление знаний

Устный и письменный опрос

п. §4

29


Неклеточные формы жизни. Вирусы, бактериофаги

Капсид, плазмида, бактериофаг

Сам.работа с учебником

Ответы на вопросы

§5.6

Сообщения

30


Клеточная теория строения организмов.

Положения клеточной теории

Работа с ЭУ

Ответы на вопросы

§5.5

31


Обобщение по теме «Физиология клетки»

ТЕСТ 4

Письменная самостоятельная работа по вариантам


РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (10 час)

32


Бесполое размножение, его формы. Вегетативное размножение

Половое, бесполое размножение. Митоз, спорообразование, почкование, вегетативное размножение

Повторение: вегетативное размножение, почкование

Ответы на вопросы

§6.1

Сообщения

33


Половое размножение, его формы

Зигота, гаметы, половые железы, мейоз, редукционное деление

Повторение: размножение животных

Письменный опрос,

§6.2

Сообщения

34


Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение

Зоны развития гамет, мейоз

Сравнение митоза и мейоза

Ответы на вопросы

с.200-209

35


Развитие половых клеток у высших растений. Двойное оплодотворение

Гаплоидность, диплоидность, триплоидность. Вегетативная клетка, эндосперм, семяпочка

Повторение: размножение растений

с/р (схемы, сравнение митоза и мейоза)

конспект

36


Обобщение по теме «Размножение организмов»


Заполнение таблиц, отработка навыков

Тест в формате ЕГЭ

п. §6

37


Эмбриональное развитие животных. Онтогенез. История эмбриологии

Дробление, гаструляция; бластула, гаструла, экто- и энтодерма

Конспект §7.1


§7.1

Сообщения

38


Органогенез

Лабораторная работа4 Выявление признаков сходства зародышей человек и других млекопитающих как доказательство их родства

Мезодерма, зародышевые листки, осевые органы

Работа с таблицей

Устный тест (фронтально)

§7.2

39


Постэмбриональное развитие животных

Прямое и непрямое развитие, личинка, личиночные органы

Повторение: развитие насекомых, земноводных

Ответы на вопросы (письменно)

§7.3

Сообщения

40


Онтогенез высших животных

Онтогенез, филогенез, биогенетический закон, старение


Ответы на вопросы

§7.4

41


Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон

ТЕСТ 5

Онтогенез, филогенез, доказательства эволюции

Объяснение терминов

Ответы на вопросы

§7.5

Реферат (конспект)

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (23 час)

42


История развития генетики. Основные генетические понятия

Гибрид, гибридологический метод, Г. Мендель, генотип, фенотип

Генетический словарь


Гл.8

с.253-255

43


Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя

Практическая работа 5 Составление простейших схем скрещивания

Аллельные гены, гомо-, гетерозиготный, доминантный и рецессивный признаки

Генетический словарь, решение генетических задач

Ответы на вопросы, словарная работа

§9.1

44


Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет

Неполное доминирование

Решение генетических задач

Ответы на вопросы, словарная работа

§9.2

Практикум

45


Анализирующее скрещивание

Анализирующее скрещивание

Решение генетических задач

Ответы на вопросы, словарная работа

§9.2

Практикум

46


Дигибридное скрещивание. III закон Г. Менделя

Практическая работа 6

Решение элементарных генетических задач

Альтернативные признаки

Решение генетических задач

Ответы на вопросы, словарная работа

§9.2

Практикум

47


Решение задач на независимое наследование (законы Г. Менделя)

Практикум

48


Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Закон Моргана

Комбинативная изменчивость, группа сцепления, локус

Повторение: мейоз, кроссинговер

Ответы на вопросы, словарная работа

§9.3

49


Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Дальтонизм, гемофилия, гомо- и гетерогаметность

Решение генетических задач

Ответы на вопросы, словарная работа

§9.4

Практикум

50


Генотип как целостная система взаимодействующих генов.

Кодоминирование, комплементарность, эпистаз, плейотропия

Решение генетических задач

Ответы на вопросы, словарная работа

§9.5

51


Обобщение: Основные закономерности наследственности. Решение генетических задач

ТЕСТ 6

Практикум

с.297-299

52


Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость

Практическая работа7 Выявление источников мутагенов в окружающей среде, оценка возможных последствий

Комбинативная, мутационная изменчивость; генная, хромосомная, геномная изменчивость

Терминология

Ответы на вопросы

§10.1

Сообщения

53


Комбинативная изменчивость, ее эволюционное значение. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова

Мейоз, кроссинговер


Ответы на вопросы

§10.1

54


Фенотипическая модификационная изменчивость

Генотипическая среда, внутренняя и внешняя среда

Работа с ЭУ

Ответы на вопросы

§10.2

55


Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой

Вариационный ряд, вариационная кривая.

Лабораторная работа

Ответы на вопросы

Практикум

56


Закономерности изменчивости

Виды изменчивости


Письменная С/Р (термины и понятия)

п. §10

57


Селекция. Центры происхождения культурных растений, их многообразие

Закон гомологических рядов, одомашнивание, альбинизм

Работа с картой

Ответы на вопросы

§11.1

Сообщения

58


Методы селекции растений и животных

Гибридизация, индивидуальный отбор, массовый отбор


Ответы на вопросы

§11.2

59


Селекция микроорганизмов

Клеточная инженерия, генная инженерия, клонирование


Выступления

§11.3

Семинар

60


Достижения и основные направления современной селекции

Практическая работа 8

Анализ и оценка этических аспектов развития исследований в биотехнологии


Вопросы по теме сообщений

Сообщения

§11.4

Конференция

61


Обобщение. Основные биологические закономерности

ТЕСТ 7

Биологические законы. Ч. Дарвин, Г. Мендель, Н. И. Вавилов


Тест в формате ЕГЭ

с.340-341

62


Итоговая контрольная работа по курсу 10 класса



Письменная КР


63


Развитие организма и окружающая среда

Влияние окружающей среды на эмбриональное развитие организма


Дискуссия


64


Развитие организма и окружающая среда

Влияние окружающей среды на постэмбриональное развитие организма


Дискуссия


65


Резерв





66


Резерв





67


Резерв





68


Резерв







ИТОГО: 68 часов





ж