СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по географии 7-9 класс, примерное тематическое планирование для 7-9 классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Чаплыгина
Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла. Руководитель МО ________ (И.С.Бронникова ) Протокол № 1 от « 26 » августа 2016 года |
|
Согласовано Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________ (О.М. Жабина)
«26 августа 2016года |
Календарно – тематическое планирование
по предмету география для 10 класса
Учитель: Тихомирова М.Н.
2016 – 2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
- способствовать воспитанию у учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по географии, а также авторской программы И.В. Душиной. « Материки, океаны, народы и страны». Данная программа опубликована в сборнике « Программы для общеобразовательных школ. 6-11 классы. География.- М.: Дрофа, 2008г.
Выбор программы обоснован тем, что она полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Структура рабочей учебной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Рабочая программа составлена на 210 часов (2 ч в неделю)конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания географического образования в средней школе и учебным планом МБОУ СОШ №4 на 2016-2019 учебный год, утверждённого приказом по школе и календарным учебным графиком.
В примерную рабочую программу внесены небольшие изменения: уменьшено количество часов на изучение закономерностей географической оболочки и увеличено на изучение географических регионов. : увеличено количество часов на изучение темы: Пространства России, сокращено количество часов на практические работы по данной теме.
Место и роль географии в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства глобальном уровне, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии всей земли в целом.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Задача курса географии 8-9 класса: подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т. д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко-географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников
Основными формами организации образовательного процесса по географии в 7 -9 классах являются: диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
проблемного обучения
ИКТ.
Для реализации данной программы используется учебник:
Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2011. – 319с.
А.И.Алексеев и др. География России. В 2 кн. Природа и население. Дрофа, 2011
ΙΙ. Учебно – тематический план
7 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Общее количество часов | Теория | Практика | ||
1 | Введение. | 2 | 2 |
|
2 | Литосфера и рельеф Земли. | 2 | 2 |
|
3 | Атмосфера и климаты Земли. | 2 | 1 | 1 |
4 | Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. | 3 | 3 |
|
5 | Географическая оболочка. | 4 | 4 |
|
6 | Океаны. | 4 | 4 |
|
7 | Южные материки. | 3 | 3 |
|
8 | Африка. | 9 | 6 | 3 |
9 | Австралия. | 3 | 3 |
|
10 | Океания. | 1 | 1 |
|
11 | Южная Америка. | 6 | 4 | 2 |
12 | Антарктида. | 2 | 2 |
|
13 | Северные материки. | 1 | 1 |
|
14 | Северная Америка. | 6 | 5 | 1 |
15 | Евразия. | 17 | 16 | 1 |
16 | Географическая оболочка – наш дом. | 5 | 4 | 1 |
17 | Итого | 70 | 61 | 9 |
8 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Общее количество часов | Теория | Практика | ||
1 | Введение. | 1 | 1 |
|
2 | Пространства России. | 6 | 4 | 2 |
3 | Рельеф и недра | 5 | 5 |
|
4 | Климат | 6 | 6 |
|
5 | Богатство внутренних вод | 4 | 3 | 1 |
6 | Почвы – национальное достояние страны. | 4 | 4 |
|
7 | Живая природа | 6 | 6 |
|
8 | В природе всё взаимосвязано. | 4 | 3 | 1 |
9 | Природно-хозяйственные зоны. | 10 | 10 |
|
10 | Природопользование и охрана природы | 5 | 4 | 1 |
11 | Сколько нас – россиян? | 2 | 2 |
|
12 | Кто мы? | 2 | 2 |
|
13 | Куда и зачем едут люди? | 3 | 3 |
|
14 | Человек и труд | 1 | 1 |
|
15 | Народы и религии России | 2 | 1 | 1 |
16 | Где и как живут люди? | 7 | 9 |
|
итого |
| 70 | 64 | 6 |
9 класс
Наименование раздела и тем. | Кол-во часов
| теория | практика |
Введение. Особенности географии хозяйства и географических регионов России. | 1 | 1 |
|
Раздел 1. Хозяйство России. | 17 | 13 | 4 |
Раздел 2. Регионы России. | 43 | 41 | 2 |
Раздел 3. Липецкая область. | 5 | 3 | 2 |
Раздел 4. Россия в мире. | 3 | 3 |
|
Итого: | 70 | 60 | 8 |
ΙII. Содержание рабочей программы
7 класс
Введение (2 часа)
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
Главные особенности природы Земли (11часов)
Литосфера и рельеф Земли (2 часа)
Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Атмосфера и климаты Земли (2 часа)
Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы(3 часа)
Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество..
Географическая оболочка (4 часа)
Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
Океаны и материки (52 часа)
Океаны (4 часа)
Океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных океанов.
Южные материки (3 часа)
Происхождение материков . Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков.
Материки и страны. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы.
Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.
Африка (9 часов)
Африка: географическое положение, крайние точки. Африка – колыбель цивилизаций. Древние африканские цивилизации. Плавание финикийцев и древних египтян. Исследование Васко да Гаммы, Давида Ливингстона, русских путешественников. Африка – часть Гондваны. Низкая Северная Африка и возвышенная плоскогорная Южная Африка. Размещение полезных ископаемых, зависимость от рельефа и строения недр. Африка – самый жаркий материк. Особенности действия климатообразующих факторов на территории материка. Климатические пояса, климатические различия северной и южной частей материка. Крупнейшие речные системы и зависимость их размещения от климата. Великие Африканские озера и их особенности. Значение рек и озер в жизни населения. Характеристика природных зон Африки – условия формирования, растительный и животный мир. Влажные и сезонно- влажные леса, их постепенный переход в саванну. Сахара – крупнейшая тропическая пустыня. Заповедники и национальные парки в Африке. Население Африки – национально- расовый состав и характер расселения. Особенности хозяйственной деятельности населения и их зависимость от природных условий. Алжир – одно из крупных государств Африки. Арабы – основное население. Быт, ремесла, хозяйство. Судан и страны Центральной Африки. История колонизации. Независимое Конго (Заир). Народы банту. Пигмеи. Кения – одна из крупных стран Восточной Африки. Открытие юга материка. Первые голландские поселения. «Золотая лихорадка». ЮАР – в составе Британской империи. Экономическая отсталость, большая зависимость сельского хозяйства от стихийных бедствий: засух, наводнений. Сильная зависимость от мировых цен на тропические культуры (кофе, какао, сахар).Борьба с неграмотностью, эпидемиями, безработицей.
Практическая работа №2 Климат Африки.
Практическая работа №3 Описание реки.
Практическая работа №4 Описание государства.
Австралия (3 часа)
Положение Австралии, крайние точки материка. Плавание А.Тасмана и ДЖ. Кука. Колонизация Австралии англичанами. Австралийская платформа, плоскогорья и низменности. Большой водораздельный хребет (Австралийские Альпы) – омоложенные глыбовые горы. Минеральные богатства Австралии. Климатические пояса и области на территории Австралии. Влияние рельефа материка на формирование климата в различных его частях. Речные системы Австралии и их зависимость от климата. Озера Австралии; специфика водного режима. Природные зоны Австралии. Пустыни, австралийский буш, муссонные леса Восточного побережья. Флора и фауна. Редкие и эндемичные растения и животные. Население материка. Аборигены и англо-австралийцы. Австралийский союз: особенности размещения хозяйственной деятельности населения, ее зависимость от природных условий.
Океания (1 час)
Географическое положение. Плавание Дж. Кука, Ф. Магеллана, Н.Н. Миклухо-Маклая. Особенности природы, коралловые атоллы.
Коренные жители – папуасы.
Южная Америка (6 часов)
Положение Ю. Америки, крайние точки материка. Открытие Х. Колумба и А. Веспуччи. Колонизация Центральной и Южной Америки испанцами. Гибель великих империй инков и ацтеков, их наследие. Особенности тектонического строения Ю. Америки. Южно-Американская платформа и горная система Анд. Равнинно-плоскогорный восток и горный Андийский запад материка. Размещение полезных ископаемых Ю. Америки и зависимость от рельефа и геологического строения. Ю, Америка – самый влажный материк. Климатические пояса и области на территории. Особенности действия климатообразующих факторов на территории материка. Климатические различия северной и южной частей материка. Влияние Анд и морских течений на климат материка. Высокогорный климат Анд. Крупнейшие речные системы и зависимость их размещения от климата и рельефа. Крупные озера, особенности их возникновения. Размещение природных зон территории материка. Амазония - крупнейший в мире массив влажных экваториальных лесов. Южноамериканские прерии. Пустыня Атакама. Население Ю. Америки (особенности формирования, национально - расовый состав, особенности расселения).
Практическая работа №5 Описание природной зоны.
Практическая работа №6 Описание государства.
Антарктида (2 часа)
Положение Антарктиды на южном полюсе. Плавание Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева на шлюпках «Восток» и «Мирный» и его значение. Современные исследования. Покровное оледенение. Ледовый рельеф, айсберги. Подледный рельеф. Органический мир Антарктиды, его особенности.
Северные материки (1 час)
Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.
Северная Америка (6 часов)
Положение Северной Америки, особенности, отличия от гондванских материков, крайние точки. Плавание викингов. Открытие Берингом и Чириковым Аляски. Северо-Американская платформа и равнины материка. Особенности рельефа Центральных и Великих равнин. Аппалачи. Кордильеры и их строение: сочетания внутренних плоскогорий и горных хребтов. Климатические пояса и области на территории С. Америки. Влияние рельефа и особенностей циркуляции воздуха. Основные влагонесущие потоки. Крупнейшие речные системы. Особенности питания и водного режима. Влияние рельефа и климата на речную сеть. Каньон р. Колорадо. Великие американские озера: проблемы использования и сохранения. Особенности размещение природных зон, причины субмеридиального простирания зон. Американская тайга, степи и прерии. Высотная поясность в различных районах Кольдильерах. Индейцы – коренное население. Английские, французские, испанские переселенцы. Вывоз негров их Африки в С. Америку. Резервации в США. Удаленность Аляски и Гавайских островов. Формирование американской нации. США – наиболее развитая страна в мире. Промышленные и сельскохозяйственные районы.
Практическая работа №7 Описание реки.
Евразия (17 часов)
Евразия – самый большой материк Земли. Положение, крайние точки, омывающие океаны и моря, соседние материки. Экспедиции русских ученых – путешественников П.П. Семенова-Тянь-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова, В.А. Обручева. Особенности геологического строения Евразии - соотношение литосферных плит, платформ и горных систем. Полезные ископаемые и их взаимосвязь со строением коры и рельефом. Крупнейшие месторождения горючих, рудных полезных ископаемых на территории Евразии. Морские, континентальные и муссонные области и их специфика в Евразии. Реки и речные системы Евразии; их зависимость от климата и рельефа. Озера сточные и бессточные. Области внутриконтинентального стока. Формирование природных зон Евразии, влияние климата и рельефа. Характеристика климатических условий, растительности, животного мира, арктических пустынь, тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей, пустынь и полупустынь и особенностей их распространения. Высотная поясность в горах Евразии (на примере Альп и Гималаев). Население Евразии: национально - расовый состав и характер расселения. Регионы и страны Европы и Азии. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники. Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения : язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города (в том числе столицы), их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и др. страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Практическая работа №8 Описание государства.
Географическая оболочка – наш дом (5 часов).
Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
8 класс
ВВЕДЕНИЕ (1 часа)
Источники географической информации
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
ПРОСТРАНСТВА РОССИИ 6 час
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
РЕЛЬЕФ И НЕДРА 5 час
Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.
Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы
КЛИМАТ 6 час
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей
Климатообразуюшие факторы на территории страны (географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс). Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Закономерности распределения тепла и влаги (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).
Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Сезонность климата, чем она обусловлена. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта. Неблагоприятные климатические явления.
БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД 4 час
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.
Опасные явления, связанные с водами, (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение, их действий.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема.
Природно-хозяйственные различия морей России.
ПОЧВЫ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ 4 час.
Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв .
Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.
Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.
ЖИВАЯ ПРИРОДА 6 час.
Растительный и животный мир России: карта растительности, видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Природные зоны. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биота. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.
В ПРИРОДЕ ВСЁ ВЗАИМОСВЯЗАНО 4 час
Формирование природных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы (ПК): их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека. Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, Дальний Восток.
ПРИРОДНО- ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ 10 час
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв.Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России.Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Природные ресурсы зон, пути рационального использования, экологические проблемы. Заповедники.Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ 5 час
Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.
СКОЛЬКО НАС РОССИЯН? 2 часа
Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения.
КТО МЫ ? 2 часа
Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения
КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ ? 3часа
Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны
ЧЕЛОВЕК И ТРУД 1 час
Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ 2 часа
Народы и основные религии России
Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы.Численность населения России и причины, ее определяющие. Естественное движение населения (рождаемость, смертность, естественный прирост). Современный демографический кризис в России, его причины и последствия. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями.Интенсивность урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социальных и экологических проблем. Городские агломерации. «Забытые» малые города и проблемы их возрождения, центры конверсии ВПК.
ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ 6 часов
Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
9 класс
Введение. Особенности географии хозяйства и географических регионов России.( 1 час)
География - способ познания окружающего мира.
История заселения территории России. Геополитическое и экономическое влияние России. Экономическое и политическое географическое положение России. Административно-территориальное устройство РФ.
Район, субъект, экономическая география
Раздел 1 Хозяйство России . ( 17 часов)
Характеристика межотраслевых комплексов:
- Научный комплекс
- Топливно-энергетический
- Электроэнергетика
- Металлургический комплекс
- Машиностроительный
- Химико-лесной комплекс
- Военно-промышленный
- Агропромышленный комплекс (АПК) Растениеводство
- Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства
- Пищевая и легкая промышленность.
- Транспортный комплекс: сухопутный, водный, авиационный и трубопроводный)
- Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания.
Общая характеристика хозяйства. Место и роль хозяйства России в мировой экономике. Особенности структуры хозяйства. Природно-ресурсный потенциал России. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Проблемы развития хозяйства.
Основные этапы развития хозяйства. Первая социально-экономическая «перестройка» при Петре I. Географический рисунок индустриализации. Изменения географии хозяйства в годы Великой Отечественной войны.
Формирование и развитие хозяйства в послевоенный период. Преобладание первичных природно-эксплуатирующих отраслей. Ограниченное развитие верхних «этажей» экономики и инфраструктурного комплекса. Сдвиги экономики на восток и север и связанные, с этим трудности. Распад СССР и его географические следствия. Переход к рыночной экономике и проблемы его осуществления. Разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Экономический кризис и его географические следствия; «свертывание» и география производства, перспективы выхода из кризиса.
Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. География науко, трудо и металоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса его конверсии.
Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.
Нефтяная и газовая промышленность. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Система трубопроводов. Роль экспорта энергоносителей в экономике страны. Главные экспортные трубопроводы. Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Металлургический комплекс: состав и структура, место в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Проблемы формирования новых металлургических баз в восточных районах страны. Металлургия и окружающая
среда.
Черная и цветная металлургия, отраслевой состав. Возрастающая роль цветной металлургии при снижении производства и потребления черных металлов. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы их размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химико-лесной комплекс, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР и формирующихся рыночных отношений. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Агропромышленный комплекс (АПК), место и значение в народном хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Диспропорции в структуре российского АПК: недостаточное развитие обеспечивающих и перерабатывающих отраслей. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура. Основные направления использования земельных ресурсов.
Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая "Промышленность. География АПК, влияние НТР и перехода к рыночным отношениям на сдвиги географии го отраслей. АПК и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс, значение, состав, связь другими межотраслевыми комплексами. Недостаточный уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Историйки сложившееся несовершенство транспортной сети России. Обострение транспортных проблем в связи с чадом СССР. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные; узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе, важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда
Практические работы:
№1 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
№2 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
№3 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
№4 « Характеристика одной из транспортных магистралей России».
Раздел 2. Регионы России.( 41час)
Районирование территории. Как можно районировать территорию (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и другие виды районирования).
Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Проблемы районирования России. Зона Севера и ее проблемы. Региональная политика.
Европейская часть России (общая характеристика). Особенности природы, истории и географии хозяйства Европейской России и Северного Кавказа. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы.
Европейская Россия — основа формирования территории государства Российского, давно освоенная и заселенная часть страны. Причины и следствия этого. Место и роль Европейской России и Северного Кавказа в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Проблемы социально-экономического развития. Внутри региональные природно-хозяйственные различия.
Европейский Север. Своеобразие географического и геополитического положения на севере Восточно-Европейской равнины, за 60-й параллелью, с выходом к Северному Ледовитому океану. Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.
Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию экономики. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско - Карельского и Двинско-Печорского районов. Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Отток населения с севера и его причины. Национальный состав, традиции культура. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Города региона. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы вера. Роль Северного военно-морского флота. Костром в г. Мирном.
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Чередование возвышенней и низменностей — характерная черта рельефа. Эрозионные равнины. Климатические условия Центральной России и их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны, лесостепь и степь. Природные ресурсы. Дефицит большинства их видов.
Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение всей части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения.
Городское население. Высокий уровень концентрации науки. Города науки.
Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Сравнительно высокий уровень развития социальной сферы, отдых и туризм. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Проблемы регулирования и развития крупных городских агломераций. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Возникновение и развитие Москвы. Обилие памятников старины. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Москва — столица России. Радиально-кольцевая планировка Москвы и столичного региона. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.
Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородские и Макарьевские ярмарки. Конверсия, новые технологии и очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Европейский Северо-Запад. Выгоды географического положения на разных этапах развития. Путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Особенности географического положения района после распада СССР. Природные особенности: сочетание возвышенностей и низменностей. Влияние моря на климат. Густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Район одного города. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Его основание, планировка, архитектурные ансамбли и памятники. Пригородные садово-парковые ансамбли. Санкт-Петербургский научно-промышленный и транспортный узел. Экологические и социальные проблемы великого города. Свободная экономическая зона «Янтарь.
Поволжье. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.
Многонациональный состав населения. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское население территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.
Развитие нефте,-газо,-химического, машиностроительного, агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. Ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы водного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные экономические, социальные и экологические проблем региона.
Европейский Юг. Особенности географического поения региона и его состав. Равнинная, предгорная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.
Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное транспортное и энергетическое машиностроение.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Урал. Различия в границах Урала при разных подходах к районированию. Важная особенность географического положения Урала — расположение на разнообразных природных и социально-экономических границах.
Пограничное положение Урала между Европейской Россией и Сибирью на стыке тектонических структур, невысоких гор и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы. Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.
Дефицит водных ресурсов и его причины. Особенности климата Урала. Пути решения водных проблем. Урал — водораздел крупных рек и климатораздел. Разделяющая и связующая роль стыкового положения Урала в природе и хозяйстве. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов. Две меридиональные полосы расселения, влияние на их формирование речных систем и рельефа.
Основные отрасли специализации: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения
трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.
Сибирь. Географическое положение. Границы Сибири с точки зрения физико-географического и экономического районирования. Экстремальность условий. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Богатство и разнообразие природных ресурсов, легкоранимая природа.
Влияние природных и экономических условий на особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Проникновение русских в Сибирь. Низкая численность и плотность населения, особенности размещения населения, проблема трудовых ресурсов. Старые и новые города. Стратегия освоения территории: полноценные города или города-времянки. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Коренное население Сибири: религии, экологические традиции и обряды, основные занятия. Проблемы малочисленных народов.
Современная география промышленности. Место и роль Сибири в жизни страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Западная Сибирь. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.
Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение.
Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Относительно молодой рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади региона и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, способы их добычи. Нефте,-газо,-химический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта; Транссибирская магистраль, БАМ. Современные проблемы и перспективы развития горнодобывающей, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, лесной промышленности, АПК, транспорта.
Природно-хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.
Восточная Сибирь. Географическое положение Западной Сибирью и. Дальним Востоком в центре азиатской части России.
Разнообразие тектонического строения и рельефа, особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Чередование средневысотных складчато-глыбовых гор и межгорных котловин Прибайкалья и Забайкалья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, каменный и бурый уголь. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительного покрова.
Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Условия для строительства ГЭС. Тектоническая впадина Байкала — прообраз океана будущего. Уникальность Байкала.
Транссибирская железная дорога — главная транспортная артерия региона; БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.
Дальний Восток. Особенности географического и геополитического положения. Границы Дальнего Востока с точки зрения физико-географического и экономического районирования. ЭГП разных частей региона. Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Резко континентальный климат, «полюс холода» Северного полушария, температурные инверсии, многолетняя мерзлота Якутии. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Цунами и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование.
Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Практические работы:
№5 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
№6 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона (Центральной России)
№ 7 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Дальнего Востока»
Раздел 3. Липецкая область.( 5 часов)
ЭГП Липецкой области. Природные ресурсы. Особенности формирования рельефа и полезные ископаемые. Охраняемые объекты Липецкой области. Население Липецкой области. География отраслей хозяйства. Историко - культурный потенциал Липецкой области.
Практические работы:
№8«Определение ЭГП Липецкой области».
№9 «Оценка изменения численности населения Липецкой области».
Раздел 4. Россия в мире.( 3 часа)
Россия на политической карте мира. Перспективы развития хозяйства России.
ΙV Требования к уровню подготовки учащихся
7 класс
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
8 класс
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
9 класс
В результате изучения географии выпускник должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
V Литература и средства обучения
7 класс
Методические учебные пособия:
География материков и океанов. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. , М., Дрофа, 2011г.
Программно- методические материалы – География 6-9 классы, Сиротин В.И., М., Дрофа, 2011г.
Поурочные разработки по географии, Никитина Н.А., М., «ВАКО», 2011г.
Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.
Дидактический материал:
Дидактический материал, Картель Л.Н., М., Просвещение , 2011г
Раздаточный материал (Материки)
Оборудование:
Карта полушарий
Карты: материков и океанов, климатическая карта мира, карта природных зон, карты Африки, карты Австралии, карты Антарктиды, карты Южной Америки, карты Северной Америки, карты Евразии
Методическая литература для учителя:
Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. – М.: Дрофа, 2011г.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2011г.
Дополнительная литература для учащихся:
Журнал «География в школе », М., Просвещение, 2013-2014г.
Хрестоматия « За страницами учебника географии », Максимов Н.А., М., Просвещение , 2012г.
ИИнтернет-ресурсы
|
|
8 класс
1. А.И.Алексеев и др. География России. В 2 кн. Природа и население. Дрофа, 2011
2. Сборники программ для школ естественного и гуманитарного профилей. География. 6-9 классы. М.: Просвещение, 2013г,
3.Бабурин В. Л. Деловые игры по экономической и социальной географии. М.: Просвещение; АО «Учебная книга», 2011.
4. Баранова И. И., Ром В. Я. География России: Методическое пособие. 8—9 кл. М.: Дрофа, 2011.
5. Баранова И. И., Дронов В. П., Пятунин В. Б. Дидактические материалы по географии России: 8—9 кл. М.: Просвещение, 2011г.
6. Белькович Т. М., Белькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 кл. М.: Просвещение, 2011г.
7. Дронов В. П., Ром В. Я., Баранова И. И., Понурова Г. А. Методическое пособие по географии России. 8—9 кл.. М.: Просвещение, 2013г.
8. Душина И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов. М.: Московский лицей, 2011г.
9.Задачи по географии / под ред. А. Ф. Наумова. М.: МИРОС, 2013г..
10.Использование средств обучения в преподавании географии / под ред. Ю. Г. Барышевой. М.: Просвещение, 2011г.
11. Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. Методическое пособие по географии материков и Океанов. М.: Дрофа, 2012.
12. Крылова О. В. Дидактические материалы по географии материков и океанов. М.: Просвещение, 19%.
Дополнительная литература для учащихся
1. Школьные географические атласы. 6, 7, 8, 9, 10 кл. Дрофа, 2013г.
1. Алексеев А.А. География России.. - М.: Дрофа, 2011.
2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012.
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс. - М.: Русское слово, 2010. "
4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2011.
5. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2011.
6. Родионова И.А. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 2011.
Плисецкий Е.Л. Коммерческая геофафия. Россия и мировой рынок. В 2-х т. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011. т
Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2012.
Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. - М.: Дроф.а 2011.
Дополнительная литература для учащихся
1. Муранов А. П. Волшебный и грозный мир природы. Просвещение, 2012г..
2. Минц Л. М. Сломанные стрелы. М.: Просвещение, 2011г.
3. Лымарев В. И. Островная земля России. М.: Просвещение, 2011г..
4. Пармузин Ю. П. Живая география. М.: Просвещение, 2012г..
Программа А. И. Алексеев , Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецов стр. 150-161 в программах для общеобразовательных учреждений «ГЕОГРАФИЯ» Дрофа 2013
Оборудование:
Карты
Глобус
СД
ПК
Печатные материалы
КИМы
Карточки с заданиями
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
8-9 клас