СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 7-9 класс, примерное тематическое планирование для 7-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 города Чаплыгина

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации



Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла.

Руководитель МО


________ (И.С.Бронникова )


Протокол № 1

от « 26 » августа 2016 года






Согласовано


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе


___________ (О.М. Жабина)

«26 августа 2016года










Календарно – тематическое планирование

по предмету география для 10 класса

Учитель: Тихомирова М.Н.















2016 – 2017 учебный год


I. Пояснительная записка


Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации

- создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;

- способствовать воспитанию у учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;

- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.    


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по географии, а также авторской программы И.В. Душиной. « Материки, океаны, народы и страны». Данная программа опубликована в сборнике « Программы для общеобразовательных школ. 6-11 классы. География.- М.: Дрофа, 2008г.


Выбор программы обоснован тем, что она полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Структура рабочей учебной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.


Рабочая программа составлена на 210 часов (2 ч в неделю)конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания географического образования в средней школе и учебным планом МБОУ СОШ №4 на 2016-2019 учебный год, утверждённого приказом по школе и календарным учебным графиком.


В примерную рабочую программу внесены небольшие изменения: уменьшено количество часов на изучение закономерностей географической оболочки и увеличено на изучение географических регионов. : увеличено количество часов на изучение темы: Пространства России, сокращено количество часов на практические работы по данной теме.

Место и роль географии в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства глобальном уровне, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии всей земли в целом.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Задача курса географии 8-9 класса: подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т. д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко-географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников

Основными формами организации образовательного процесса по географии в 7 -9 классах являются: диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

  • проблемного обучения

  • ИКТ.


Для реализации данной программы используется учебник:


  • Коринская В.А. География материков и океанов.  7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина,  В.А. Щенев  М.: Дрофа, 2011. – 319с.


А.И.Алексеев и др. География России. В 2 кн. Природа и население. Дрофа, 2011





























ΙΙ. Учебно – тематический план


7 класс


№ п/п

Название темы

Количество часов

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Введение.

2

2


2

Литосфера и рельеф Земли.

2

2


3

Атмосфера и климаты Земли.

2

1

1

4

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.

3

3


5

Географическая оболочка.

4

4


6

Океаны.

4

4


7

Южные материки.

3

3


8

Африка.

9

6

3

9

Австралия.

3

3


10

Океания.

1

1


11

Южная Америка.

6

4

2

12

Антарктида.

2

2


13

Северные материки.

1

1


14

Северная Америка.

6

5

1

15

Евразия.

17

16

1

16

Географическая оболочка – наш дом.

5

4

1

17

Итого

70

61

9















8 класс

№ п/п

Название темы

Количество часов

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Введение.

1

1


2

Пространства России.

6

4

2

3

Рельеф и недра

5

5


4

Климат

6

6


5

Богатство внутренних вод

4

3

1

6

Почвы – национальное достояние страны.

4

4


7

Живая природа

6

6


8

В природе всё взаимосвязано.

4

3

1

9

Природно-хозяйственные зоны.

10

10


10

Природопользование и охрана природы

5

4

1

11

Сколько нас – россиян?

2

2


12

Кто мы?

2

2


13

Куда и зачем едут люди?

3

3


14

Человек и труд

1

1


15

Народы и религии России

2

1

1

16

Где и как живут люди?

7

9


итого


70

64

6


9 класс

Наименование раздела и тем.

Кол-во часов


теория

практика

Введение. Особенности географии хозяйства и географических регионов России.

1

1


Раздел 1. Хозяйство России.

17

13

4

Раздел 2. Регионы России.

43

41

2

Раздел 3. Липецкая область.

5

3

2

Раздел 4. Россия в мире.

3

3


Итого:

70

60

8










ΙII. Содержание рабочей программы

7 класс

Введение (2 часа)

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.


Главные особенности природы Земли (11часов)


Литосфера и рельеф Земли (2 часа)


Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.


Атмосфера и климаты Земли (2 часа)


Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды.


Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы(3 часа)


Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество..


Географическая оболочка (4 часа)


Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.


Океаны и материки (52 часа)


Океаны (4 часа)


Океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.

Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных океанов.


Южные материки (3 часа)


Происхождение материков . Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков.

Материки и страны. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы.

Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.


Африка (9 часов)


Африка: географическое положение, крайние точки. Африка – колыбель цивилизаций. Древние африканские цивилизации. Плавание финикийцев и древних египтян. Исследование Васко да Гаммы, Давида Ливингстона, русских путешественников. Африка – часть Гондваны. Низкая Северная Африка и возвышенная плоскогорная Южная Африка. Размещение полезных ископаемых, зависимость от рельефа и строения недр. Африка – самый жаркий материк. Особенности действия климатообразующих факторов на территории материка. Климатические пояса, климатические различия северной и южной частей материка. Крупнейшие речные системы и зависимость их размещения от климата. Великие Африканские озера и их особенности. Значение рек и озер в жизни населения. Характеристика природных зон Африки – условия формирования, растительный и животный мир. Влажные и сезонно- влажные леса, их постепенный переход в саванну. Сахара – крупнейшая тропическая пустыня. Заповедники и национальные парки в Африке. Население Африки – национально- расовый состав и характер расселения. Особенности хозяйственной деятельности населения и их зависимость от природных условий. Алжир – одно из крупных государств Африки. Арабы – основное население. Быт, ремесла, хозяйство. Судан и страны Центральной Африки. История колонизации. Независимое Конго (Заир). Народы банту. Пигмеи. Кения – одна из крупных стран Восточной Африки. Открытие юга материка. Первые голландские поселения. «Золотая лихорадка». ЮАР – в составе Британской империи. Экономическая отсталость, большая зависимость сельского хозяйства от стихийных бедствий: засух, наводнений. Сильная зависимость от мировых цен на тропические культуры (кофе, какао, сахар).Борьба с неграмотностью, эпидемиями, безработицей.

Практическая работа №2 Климат Африки.

Практическая работа №3 Описание реки.

Практическая работа №4 Описание государства.


Австралия (3 часа)


Положение Австралии, крайние точки материка. Плавание А.Тасмана и ДЖ. Кука. Колонизация Австралии англичанами. Австралийская платформа, плоскогорья и низменности. Большой водораздельный хребет (Австралийские Альпы) – омоложенные глыбовые горы. Минеральные богатства Австралии. Климатические пояса и области на территории Австралии. Влияние рельефа материка на формирование климата в различных его частях. Речные системы Австралии и их зависимость от климата. Озера Австралии; специфика водного режима. Природные зоны Австралии. Пустыни, австралийский буш, муссонные леса Восточного побережья. Флора и фауна. Редкие и эндемичные растения и животные. Население материка. Аборигены и англо-австралийцы. Австралийский союз: особенности размещения хозяйственной деятельности населения, ее зависимость от природных условий.


Океания (1 час)


Географическое положение. Плавание Дж. Кука, Ф. Магеллана, Н.Н. Миклухо-Маклая. Особенности природы, коралловые атоллы.

Коренные жители – папуасы.


Южная Америка (6 часов)


Положение Ю. Америки, крайние точки материка. Открытие Х. Колумба и А. Веспуччи. Колонизация Центральной и Южной Америки испанцами. Гибель великих империй инков и ацтеков, их наследие. Особенности тектонического строения Ю. Америки. Южно-Американская платформа и горная система Анд. Равнинно-плоскогорный восток и горный Андийский запад материка. Размещение полезных ископаемых Ю. Америки и зависимость от рельефа и геологического строения. Ю, Америка – самый влажный материк. Климатические пояса и области на территории. Особенности действия климатообразующих факторов на территории материка. Климатические различия северной и южной частей материка. Влияние Анд и морских течений на климат материка. Высокогорный климат Анд. Крупнейшие речные системы и зависимость их размещения от климата и рельефа. Крупные озера, особенности их возникновения. Размещение природных зон территории материка. Амазония - крупнейший в мире массив влажных экваториальных лесов. Южноамериканские прерии. Пустыня Атакама. Население Ю. Америки (особенности формирования, национально - расовый состав, особенности расселения).

Практическая работа №5 Описание природной зоны.

Практическая работа №6 Описание государства.


Антарктида (2 часа)


Положение Антарктиды на южном полюсе. Плавание Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева на шлюпках «Восток» и «Мирный» и его значение. Современные исследования. Покровное оледенение. Ледовый рельеф, айсберги. Подледный рельеф. Органический мир Антарктиды, его особенности.


Северные материки (1 час)


Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.


Северная Америка (6 часов)


Положение Северной Америки, особенности, отличия от гондванских материков, крайние точки. Плавание викингов. Открытие Берингом и Чириковым Аляски. Северо-Американская платформа и равнины материка. Особенности рельефа Центральных и Великих равнин. Аппалачи. Кордильеры и их строение: сочетания внутренних плоскогорий и горных хребтов. Климатические пояса и области на территории С. Америки. Влияние рельефа и особенностей циркуляции воздуха. Основные влагонесущие потоки. Крупнейшие речные системы. Особенности питания и водного режима. Влияние рельефа и климата на речную сеть. Каньон р. Колорадо. Великие американские озера: проблемы использования и сохранения. Особенности размещение природных зон, причины субмеридиального простирания зон. Американская тайга, степи и прерии. Высотная поясность в различных районах Кольдильерах. Индейцы – коренное население. Английские, французские, испанские переселенцы. Вывоз негров их Африки в С. Америку. Резервации в США. Удаленность Аляски и Гавайских островов. Формирование американской нации. США – наиболее развитая страна в мире. Промышленные и сельскохозяйственные районы.

Практическая работа №7 Описание реки.


Евразия (17 часов)


Евразия – самый большой материк Земли. Положение, крайние точки, омывающие океаны и моря, соседние материки. Экспедиции русских ученых – путешественников П.П. Семенова-Тянь-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова, В.А. Обручева. Особенности геологического строения Евразии - соотношение литосферных плит, платформ и горных систем. Полезные ископаемые и их взаимосвязь со строением коры и рельефом. Крупнейшие месторождения горючих, рудных полезных ископаемых на территории Евразии. Морские, континентальные и муссонные области и их специфика в Евразии. Реки и речные системы Евразии; их зависимость от климата и рельефа. Озера сточные и бессточные. Области внутриконтинентального стока. Формирование природных зон Евразии, влияние климата и рельефа. Характеристика климатических условий, растительности, животного мира, арктических пустынь, тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей, пустынь и полупустынь и особенностей их распространения. Высотная поясность в горах Евразии (на примере Альп и Гималаев). Население Евразии: национально - расовый состав и характер расселения. Регионы и страны Европы и Азии. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники. Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этно­сы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливаю­щие. Этапы формирования политической карты Евра­зии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его со­став. Черты различий между странами. Главные особен­ности населения : язык, быт (тип жилища, националь­ная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситу­ацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города (в том числе столицы), их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристи­ка одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венг­рия и др. страны. Страны Восточной Европы, погра­ничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белорус­сия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны реги­она (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Гру­зия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Практическая работа №8 Описание государства.



Географическая оболочка – наш дом (5 часов).


Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.





8 класс


ВВЕДЕНИЕ (1 часа)


Источники географической информации

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.


ПРОСТРАНСТВА РОССИИ 6 час

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

РЕЛЬЕФ И НЕДРА 5 час


Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы


КЛИМАТ 6 час


Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей

Климатообразуюшие факторы на территории страны (географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс). Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая кар­та, прогнозы погоды, их значение. Использование аэро­космических методов изучения климатических явлений. Закономерности распределения тепла и влаги (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испа­ряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холо­да Северного полушария. Изменение климата под влия­нием естественных и антропогенных факторов. Сезонность климата, чем она обусловлена. Факторы их формирования, кли­матические пояса. Степень благоприят­ности природных ус­ловий.

Климат и человек. Влияние климата на быт челове­ка, его жилище, одежду, способы передвижения, здо­ровье. Опасные климатические явления. Агроклимати­ческая карта. Неблагоприят­ные климатические явления.


БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД 4 час

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

Виды вод суши на территории страны. Главные речные систе­мы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бас­сейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Под­земные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравно­мерность распределения водных ресурсов. Необходи­мость мелиорации. Искусственные водоемы.

Опасные явления, связанные с водами, (паводки, на­воднения, лавины, сели), предупреждение, их действий.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема.

Природно-хозяйственные различия морей России.


ПОЧВЫ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ 4 час.


Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв .

Образование почв, их основные типы, свойства, раз­личия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные ресурсы России, карта мелиорации зе­мель. Изменение почв в процессе их хозяйственного ис­пользования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.


ЖИВАЯ ПРИРОДА 6 час.


Растительный и жи­вотный мир России: карта растительности, видовое разнообразие, факторы, определяю­щие его облик. Природные зоны. Осо­бенности растительно­сти и животного мира природных зон России. Биота. Биологические ресур­сы, их рациональное использование. Меры по охране раститель­ного и животного мира. Природные территори­альные комплексы. Локальные, региональ­ные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.



В ПРИРОДЕ ВСЁ ВЗАИМОСВЯЗАНО 4 час


Формирование при­родных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комп­лексы (ПК): их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека. Крупные природные районы: Восточно-Европей­ская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, Дальний Восток.


ПРИРОДНО- ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ 10 час


Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв.Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России.Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Природные ресурсы зон, пути рационального ис­пользования, экологические проблемы. Заповедники.Высотная поясность. Зависимость природных комп­лексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.


ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ 5 час

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический по­тенциал России. Гео­графический фактор в развитии общества. Антропогенное воз­действие на природу. Рациональное приро­допользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирно­го природного и куль­турного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.


СКОЛЬКО НАС РОССИЯН? 2 часа


Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения.


КТО МЫ ? 2 часа


Половой и возрастной со­став населения. Своеобра­зие половозрастной пира­миды в России и опреде­ляющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения


КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ ? 3часа

Направления и типы ми­граций. Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Основ­ные направления миграци­онных потоков на разных этапах развития страны


ЧЕЛОВЕК И ТРУД 1 час


Экономически активное население и трудовые ре­сурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распре­деления трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изме­нение структуры занятости населения. Проблемы без­работицы.


НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ 2 часа

Народы и основные религии России

Многонациональность как специфический фак­тор формирования и развития России. Межнациональ­ные проблемы.Численность населения России и причины, ее опреде­ляющие. Естественное движение населения (рождае­мость, смертность, естественный прирост). Современный демографический кризис в России, его причины и по­следствия. Особенности и причины внешних и внутрен­них миграций населения. Современные проблемы вы­нужденных переселенцев и беженцев.Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями.Интенсивность урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социальных и экологических проблем. Городские агломерации. «Забытые» малые города и проблемы их возрождения, центры конверсии ВПК.


ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ 6 часов


Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.


9 класс


Введение. Особенности географии хозяйства и географических регионов России.( 1 час)

География - способ познания окружающего мира.

История заселения территории России. Геополитическое и экономическое влияние России. Экономическое и политическое географическое положение России. Административно-территориальное устройство РФ.

Район, субъект, экономическая география


Раздел 1 Хозяйство России . ( 17 часов)


Характеристика межотраслевых комплексов:

- Научный комплекс

- Топливно-энергетический

- Электроэнергетика

- Металлургический комплекс

- Машиностроительный

- Химико-лесной комплекс

- Военно-промышленный

- Агропромышленный комплекс (АПК) Растениеводство

- Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

- Пищевая и легкая промышленность.

- Транспортный комплекс: сухопутный, водный, авиационный и трубопроводный)

- Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания.

Общая характеристика хозяйства. Мес­то и роль хозяйства России в мировой экономике. Осо­бенности структуры хозяйства. Природно-ресурсный по­тенциал России. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз стра­ны. Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Проблемы развития хозяйства.

Основные этапы развития хозяйства. Первая соци­ально-экономическая «перестройка» при Петре I. Гео­графический рисунок индустриализации. Изменения географии хозяйства в годы Великой Отечественной войны.

Формирование и развитие хозяйства в послево­енный период. Преобладание первичных природно-эксплуатирующих отраслей. Ограниченное развитие верх­них «этажей» экономики и инфраструктурного комп­лекса. Сдвиги экономики на восток и север и связанные, с этим трудности. Распад СССР и его географические следствия. Переход к рыночной экономике и проблемы его осуществления. Разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Экономический кризис и его географические следствия; «свертывание» и география производства, перспективы выхода из кризиса.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими межотрасле­выми комплексами. Факторы размещения

машиностроительных предприятий. География науко, трудо и металоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса его конверсии.

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная и газовая промышленность. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Система трубопроводов. Роль экспорта энергоносителей в экономике страны. Главные экспортные трубопроводы. Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Металлургический комплекс: состав и структура, место в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы россий­ской металлургии и их географические следствия. Про­блемы формирования новых металлургических баз в восточных районах страны. Металлургия и окружающая

среда.

Черная и цветная металлургия, отраслевой состав. Возрастающая роль цветной металлургии при снижении производства и потребления черных металлов. Традици­онные и новые технологии производства металлов. Ти­пы металлургических предприятий и факторы их разме­щения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химико-лесной комплекс, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Ведущая роль химической промышлен­ности в составе комплекса. Главные факторы размеще­ния предприятий химико-лесного комплекса, их изме­нение под влиянием НТР и формирующихся рыночных отношений. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперера­батывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструк­ций и деталей.

Агропромышленный комплекс (АПК), место и зна­чение в народном хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Диспропорции в структуре российского АПК: недостаточное развитие обеспечивающих и пере­рабатывающих отраслей. Влияние природных и со­циально-экономических факторов на размещение сель­скохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура. Основные направления использования зе­мельных ресурсов.

Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая "Промышленность. География АПК, влияние НТР и перехода к рыночным отношениям на сдвиги географии го отраслей. АПК и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс, значение, состав, связь другими межотраслевыми комплексами. Недостаточный уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Истори­йки сложившееся несовершенство транспортной сети России. Обострение транспортных проблем в связи с чадом СССР. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные; узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе, важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда


Практические работы:

№1 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

№2 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

№3 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

№4 « Характеристика одной из транспортных магистралей России».


Раздел 2. Регионы России.( 41час)


Районирование территории. Как можно районировать территорию (физико-географическое, эко­номическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и другие виды районирова­ния).

Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Проблемы районирования России. Зона Севера и ее проблемы. Региональная политика.

Европейская часть России (общая харак­теристика). Особенности природы, истории и геогра­фии хозяйства Европейской России и Северного Кавка­за. Географическое положение на западе России. Разно­образие рельефа в связи с особенностями геологическо­го строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ре­сурсы.

Европейская Россия — основа формирования территории государства Российского, давно освоенная и заселенная часть страны. Причины и следствия этого. Место и роль Европейской России и Северного Кавказа в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Проблемы социально-экономического разви­тия. Внутри региональные природно-хозяйственные раз­личия.

Европейский Север. Своеобразие географического и геополитического положения на севере Восточно-Евро­пейской равнины, за 60-й параллелью, с выходом к Се­верному Ледовитому океану. Различия в рельефе и по­лезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специ­ализацию экономики. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско - Карельского и Двинско-Печорского районов. Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Отток населения с севера и его причины. Национальный состав, традиции культура. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Города региона. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы вера. Роль Северного военно-морского флота. Кос­тром в г. Мирном.

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Чередование возвышен­ней и низменностей — характерная черта рельефа. Эрозионные равнины. Климатические условия Центральной России и их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны, лесостепь и степь. Природные ресурсы. Дефицит большинства их видов.

Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение всей части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения.

Городское население. Высокий уровень концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоем­ких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конвер­сии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышлен­ный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Сравнительно высокий уровень развития социальной сферы, отдых и туризм. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Проблемы регулирования и развития крупных городских агломераций. Внутрире­гиональные различия. Основные географические фоку­сы экономических, социальных и экологических проб­лем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Обилие памят­ников старины. Специализация на наукоемких и трудо­емких отраслях. Москва — столица России. Радиаль­но-кольцевая планировка Москвы и столичного реги­она. Экономические, социальные и экологические про­блемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородские и Макарьевские яр­марки. Конверсия, новые технологии и очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних рус­ских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смо­ленска.

Европейский Северо-Запад. Выгоды географического положения на разных этапах развития. Путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Особенности географическо­го положения района после распада СССР. Природные особенности: сочетание возвышенностей и низменнос­тей. Влияние моря на климат. Густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новго­род». Основание Петербурга. Район одного города. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промыш­ленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Его осно­вание, планировка, архитектурные ансамбли и памят­ники. Пригородные садово-парковые ансамбли. Санкт-Петербургский научно-промышленный и транспортный узел. Экологические и социальные проблемы великого города. Свободная экономическая зона «Янтарь.

Поволжье. Географическое положение на юго-восто­ке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хо­зяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвен­ные ресурсы.

Многонациональный состав населения. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Сочета­ние христианства, ислама и буддизма. Русское населе­ние территории. Территориальная организация расселе­ния и хозяйства.

Развитие нефте,-газо,-химического, машиностроительного, агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. Ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощ­ная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы водного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные пробле­мы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные экономические, социальные и экологические проблем региона.

Европейский Юг. Особенности географического по­ения региона и его состав. Равнинная, предгорная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культу­ра, промыслы. Многонациональность и межнациональ­ные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвен­ные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стра­не район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продук­ции. Неравномерность обеспеченности водными ресур­сами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйствен­ное транспортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: ку­рортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских пор­тов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные гео­графические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Урал. Различия в границах Урала при разных подхо­дах к районированию. Важная особенность географиче­ского положения Урала — расположение на разнообраз­ных природных и социально-экономических границах.

Пограничное положение Урала между Европейской Россией и Сибирью на стыке тектонических структур, невысоких гор и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы. Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленнос­ти на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Особен­ности климата Урала. Пути решения водных проблем. Урал — водораздел крупных рек и климатораздел. Раз­деляющая и связующая роль стыкового положения Ура­ла в природе и хозяйстве. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресур­сов. Две меридиональные полосы расселения, влияние на их формирование речных систем и рельефа.

Основные отрасли специализации: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современ­ная система расселения в районе. Проблемы населения

трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Сибирь. Географическое положение. Границы Сиби­ри с точки зрения физико-географического и экономи­ческого районирования. Экстремальность условий. От­личие природных зон Сибири от аналогичных европей­ских. Богатство и разнообразие природных ресурсов, легкоранимая природа.

Влияние природных и экономических условий на особенности заселения и хозяйственного освоения тер­ритории. Проникновение русских в Сибирь. Низкая численность и плотность населения, особенности раз­мещения населения, проблема трудовых ресурсов. Старые и новые города. Стратегия освоения территории: полно­ценные города или города-времянки. Разнообразие сов­ременных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Коренное население Сибири: религии, экологические традиции и обряды, основные занятия. Проблемы малочисленных народов.

Современная география промышленности. Место и роль Сибири в жизни страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Западная Сибирь. Географическое положение на за­паде азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на мо­лодой эпипалеозойской плите и особенности фор­мирования рельефа. Климат и внутренние воды. Силь­ная заболоченность. Отчетливо выраженная зональ­ность природы от тундр до степей. Краткая характерис­тика зон. Зона Севера и ее значение.

Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. От­носительно молодой рельеф, сформированный новей­шими поднятиями и речной эрозией, области землетря­сений. Контрастность климатических условий. Высот­ная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади региона и в численности на­селения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: ми­неральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыб­ные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, способы их добычи. Нефте,-газо,-химический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские неф­тяные и газовые компании. Система трубопроводов. Ос­новные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промыш­ленность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Ос­новные виды транспорта; Транссибирская магистраль, БАМ. Современные проблемы и перспективы развития горнодобывающей, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, лесной про­мышленности, АПК, транспорта.

Природно-хозяйственные районы: Западно-Сибир­ский и Кузнецко-Алтайский. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Географическое положение Западной Сибирью и. Дальним Востоком в центре азиатской части России.

Разнообразие тектонического строения и рельефа, особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Чередование средневысотных складчато-глыбовых гор и межгорных котловин Прибайкалья и Забайкалья. Минеральные ресурсы: ру­ды цветных и редких металлов, каменный и бурый уголь. Резко континентальный климат, инверсия темпе­ратур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и мно­голетней мерзлоты на особенности рельефа, водной се­ти и почвенно-растительного покрова.

Великие сибирские реки: их водность, питание, ре­жим, энергетические и водные ресурсы. Условия для строительства ГЭС. Тектоническая впадина Байкала — прообраз океана будущего. Уникальность Байкала.

Транссибирская железная дорога — главная транс­портная артерия региона; БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспорт­ных путей на размещение населения. Крупнейшие куль­турно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Дальний Восток. Особенности географического и геополитического положения. Границы Дальнего Вос­тока с точки зрения физико-географического и эконо­мического районирования. ЭГП разных частей региона. Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, по­требность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Резко континентальный климат, «полюс холода» Северного полушария, температурные инверсии, много­летняя мерзлота Якутии. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Цунами и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использова­ние.

Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Ло­сосевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перс­пективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Практические работы:


№5 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

№6 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона (Центральной России)

№ 7 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Дальнего Востока»


Раздел 3. Липецкая область.( 5 часов)

ЭГП Липецкой области. Природные ресурсы. Особенности формирования рельефа и полезные ископаемые. Охраняемые объекты Липецкой области. Население Липецкой области. География отраслей хозяйства. Историко - культурный потенциал Липецкой области.


Практические работы:

№8«Определение ЭГП Липецкой области».

№9 «Оценка изменения численности населения Липецкой области».


Раздел 4. Россия в мире.( 3 часа)

Россия на политической карте мира. Перспективы развития хозяйства России.






























ΙV Требования к уровню подготовки учащихся

7 класс


В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;;

уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


8 класс


В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

9 класс


В результате изучения географии выпускник должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

































V Литература и средства обучения


7 класс

Методические учебные пособия:

  1. География материков и океанов. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. , М., Дрофа, 2011г.

  2. Программно- методические материалы – География 6-9 классы, Сиротин В.И., М., Дрофа, 2011г.

  3. Поурочные разработки по географии, Никитина Н.А., М., «ВАКО», 2011г.

  4. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.


Дидактический материал:

  1. Дидактический материал, Картель Л.Н., М., Просвещение , 2011г

  2. Раздаточный материал (Материки)

Оборудование:

  1. Карта полушарий

  2. Карты: материков и океанов, климатическая карта мира, карта природных зон, карты Африки, карты Австралии, карты Антарктиды, карты Южной Америки, карты Северной Америки, карты Евразии

Методическая литература для учителя:

  1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. – М.: Дрофа, 2011г.

  2. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2011г.


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Журнал «География в школе », М., Просвещение, 2013-2014г.

  2. Хрестоматия « За страницами учебника географии », Максимов Н.А., М., Просвещение , 2012г.


ИИнтернет-ресурсы


  • http: //www.gao.spb.ru/russian

  • http: //www.fmm.ru

  • http: //www.mchs.gov.ru

  • http: //www.national-geographic.ru

  • http: //www.nature.com

  • http: //www.ocean.ru

  • http: //www.pogoda.ru

  • http: //www.sgm.ru/rus

  • http: //www.unknowplanet.ru

  • http: //www.weather.com











8 класс



1. А.И.Алексеев и др. География России. В 2 кн. Природа и население. Дрофа, 2011

2. Сборники программ для школ естественного и гуманитар­ного профилей. География. 6-9 классы. М.: Просвещение, 2013г,

3.Бабурин В. Л. Деловые игры по экономической и социаль­ной географии. М.: Просвещение; АО «Учебная книга», 2011.

4. Баранова И. И., Ром В. Я. География России: Методиче­ское пособие. 8—9 кл. М.: Дрофа, 2011.

5. Баранова И. И., Дронов В. П., Пятунин В. Б. Дидактические материалы по географии России: 8—9 кл. М.: Просвещение, 2011г.

6. Белькович Т. М., Белькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 кл. М.: Просвещение, 2011г.

7. Дронов В. П., Ром В. Я., Баранова И. И., Понурова Г. А. Ме­тодическое пособие по географии России. 8—9 кл.. М.: Про­свещение, 2013г.

8. Душина И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания гео­графии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов. М.: Московский лицей, 2011г.

9.Задачи по географии / под ред. А. Ф. Наумова. М.: МИРОС, 2013г..

10.Использование средств обучения в преподавании геогра­фии / под ред. Ю. Г. Барышевой. М.: Просвещение, 2011г.

11. Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. Методическое пособие по географии материков и Океанов. М.: Дрофа, 2012.

12. Крылова О. В. Дидактические материалы по географии ма­териков и океанов. М.: Просвещение, 19%.

Дополнительная литература для учащихся

1. Школьные географические атласы. 6, 7, 8, 9, 10 кл. Дрофа, 2013г.




9 класс


1. Алексеев А.А. География России.. - М.: Дрофа, 2011.

2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012.

3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс. - М.: Русское слово, 2010. "

4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2011.

5. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2011.

6. Родионова И.А. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 2011.

  1. Плисецкий Е.Л. Коммерческая геофафия. Россия и мировой рынок. В 2-х т. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011. т

  2. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2012.

  3. Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. - М.: Дроф.а 2011.


Дополнительная литература для учащихся


1. Муранов А. П. Волшебный и грозный мир природы. Просвещение, 2012г..

2. Минц Л. М. Сломанные стрелы. М.: Просвещение, 2011г.

3. Лымарев В. И. Островная земля России. М.: Просвещение, 2011г..

4. Пармузин Ю. П. Живая география. М.: Просвещение, 2012г..

Программа А. И. Алексеев , Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецов стр. 150-161 в программах для общеобразовательных учреждений «ГЕОГРАФИЯ» Дрофа 2013


Оборудование:

Карты

Глобус

СД

ПК


Печатные материалы

КИМы

Карточки с заданиями




  • http: //www.gao.spb.ru/russian

  • http: //www.fmm.ru

  • http: //www.mchs.gov.ru

  • http: //www.national-geographic.ru

  • http: //www.nature.com

  • http: //www.ocean.ru

  • http: //www.pogoda.ru

  • http: //www.sgm.ru/rus

  • http: //www.unknowplanet.ru


интернет –ресурсы

8-9 клас