Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, зарегистрированным в Минюсте России от 3 марта 2011 года, регистрационный номер 19993) на основе:
- Государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
- Примерной программы основного общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03-1263);
- Базисных и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования, утверждённого приказом МОиН РТ № 4154/12 от 09.07.2012 года;
- Образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чувенорускинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (приказ МБОУ «Чувенорускинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан №129 от 27. 12. 2013г.);
-Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чувенорускинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района РТ на 2014-2015 учебный год (приказ МБОУ «Чувенорускинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан №65 от 29. 08.2014г.).
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится не менее 140 ч из расчета 2 ч в неделю с VIII по IX класс. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели в 9-ых классах, то на программу в 9 классе вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ -6
практических работ -8
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных работ.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Основные цели изучения курса химии в 9 классе:
· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
· овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, лабораторные и практические занятия, ИКТ, решение экспериментальных задач, самостоятельная работа, тестирование.
Содержание рабочей программы (68 часов)
Повторение основных вопросов 8 класса (3часов)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.
Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.
Химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Расчёты по химическим уравнениям.
Тема 1. Теория электролитической диссоциации (13 часов)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью: кислот, щелочей, солей (тепловые явления при растворении). Ионы: анионы и катионы. Степень электролитической диссоциации (сильные и слабые электролиты).
Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации:
1. Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.
2. Сравнение электрической проводимости концентрированных и разбавленных растворов уксусной кислоты.
Лабораторные опыты:
1. Реакции обмена между растворами электролитов.
2. Качественная реакция на хлорид-ион,
Практическая работа№1
«Решение экспериментальных задач по теме «ТЭД».
Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Те м а 2. Подгруппа кислорода (9 часов)
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода Понятие аллотропии на примере кислорода и серы. Сера. Строение молекул, физические и химические свойства, применение.
Соединения серы: сероводород, оксиды серы серная кислота, серная кислота. Строение, свойства, применение. Качественная реакция на сульфат-ион.
Молярный объём газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Лабораторные опыты:
1. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.
2. Распознавание сульфат-иона в растворе.
Расчётные задачи: