СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.) Содержит пояснительную записку, цели и задачи, требования к уровню подготовки выпускников, тематическое и поурочное планирование.
Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»
_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина
«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
по общеобразовательной программе
среднего (полного) общего образования
для учащихся 10 класса
на 2015-2016 учебный год
срок реализации 1 год
Рабочая программа составлена
на основе примерной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы
(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,
С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)
Составил:
преподаватель-организатор ОБЖ
Осташов Дмитрий Николаевич
с. Новодраченино
2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)
Предлагаемая примерная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в средней школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы военной службы».
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
– воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
– развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
– освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
– формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Структурно программа состоит из 3 разделов:
I раздел «Безопасность и защита человека в среде обитания». Раздел состоит из 3 тем, раскрывающих организацию и содержание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
II раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и формирования здорового образа жизни, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах. Раздел состоит из 2 обобщающих тем.
III раздел «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые на военной службе к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны РФ.
Уметь:
применять основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
при оказании первой медицинской помощи;
для развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
при обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.
Общая характеристика учебного процесса
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Урок, сочетающий опрос с объяснением;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом
творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Лекция с элементами беседы;
Обучение с применением опорных схем;
Применение на уроках ИКТ.
Учебно-методический комплект
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразов. учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2009;
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;
Основы безопасности жизнедеятельности: Дидактические материалы. 10-11 классы. / В.Н. Латчук, В.Р. Лукьянов, С.К. Миронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 10 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.
Тематическое планирование
№№ разделов и тем | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Безопасность и защита человека в среде обитания | 24 |
|
1 | Правила безопасного поведения в социальной среде |
| 8 |
2 | Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях |
| 6 |
3 | Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения |
| 10 |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 3 |
|
1 | Основы медицинских знаний |
| 2 |
2 | Основы здорового образа жизни |
| 1 |
III | Основы военной службы | 43 |
|
1 | Основы обороны государства |
| 8 |
2 | Основы подготовки к военной службе (учебные сборы) |
| 35 |
| Итого | 70 |
|
Поурочное планирование
№№ урока | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Раздел | Тема | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Безопасность и защита человека в среде обитания | 24 |
| ||
Правила безопасного поведения в социальной среде | 8 |
| ||
1 | Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие |
| 1 | |
2-3 | Автономное существование человека в условиях природной среды |
| 2 | |
4-5 | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера |
| 2 | |
6 | Понятие о преступлении. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних |
| 1 | |
7 | Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств |
| 1 | |
8 | Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм |
| 1 | |
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | 6 |
| ||
9 | Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера |
| 1 | |
10 | Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера |
| 1 | |
11 | Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера. Ядерное оружие и его боевые свойства |
| 1 | |
12 | Химическое оружие |
| 1 | |
13 | Бактериологическое (биологическое) оружие |
| 1 | |
14 | Современные обычные средства поражения |
| 1 | |
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения | 10 |
| ||
15-16 | Законодательные и нормативные правовые акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства |
| 2 | |
17 | Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время |
| 1 | |
18 | Силы и средства ГО. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении |
| 1 | |
19 | Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
| 1 | |
20 | Оповещение и информирование населения об опасностях |
| 1 | |
21 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций |
| 1 | |
22 | Средства индивидуальной защиты населения |
| 1 | |
23 | Медицинские средства защиты |
| 1 | |
24 | Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций |
| 1 | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 3 |
| ||
Основы медицинских знаний | 2 |
| ||
25 | Инфекционные заболевания: их классификация и внешние признаки, пути передачи. Иммунитет |
| 1 | |
26 | Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика |
| 1 | |
Основы здорового образа жизни | 1 |
| ||
27 | Значение двигательной активности для здоровья человека |
| 1 | |
Основы военной службы | 8 |
| ||
Основы обороны государства | 8 |
| ||
28 | Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан |
| 1 | |
29 | История создания ВС РФ. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации |
| 1 | |
30 | Функции и основные задачи современных ВС. Реформа ВС |
| 1 | |
31 | Другие войска, их состав и предназначение |
| 1 | |
32 | Государственная и военная символика России |
| 1 | |
33 | Ордена и медали – почётные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги |
| 1 | |
34 | Дни воинской славы России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях |
| 1 | |
35 | Традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации |
| 1 | |
Основы подготовки к военной службе (учебные сборы) | 35 |
|
Используемая литература
Армия государства Российского и защита Отечества / под общ. ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2003.
Байер к., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997.
Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов / А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев, В.А. Жильцов и др. – М.: Дрофа, 2004.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / под общ. ред. М.И. Фалеева. – Калуга: Облиздат, 2001.
Зеккарди Д. Энциклопедия экстренной медицинской помощи. – М.: Крон-Пресс, 1998.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
Латчук В.Н., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека: учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - №47.
Организация и ведение гражданской обороны и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / под общ. ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Институт безопасности и риска, 2002.
Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004.
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека: учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М.: Книжный дом «АНС», 1999.
Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника / под общ. ред. С.К. Шойгу. – М.: ООО ПКФ «Монтажспецстрой», 2004.
Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
7
Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»
_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина
«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
по общеобразовательной программе
среднего (полного) общего образования
для учащихся 11 класса
на 2015-2016 учебный год
срок реализации 1 год
Рабочая программа составлена
на основе примерной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы
(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,
С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)
Составил:
преподаватель-организатор ОБЖ
Осташов Дмитрий Николаевич
с. Новодраченино
2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)
Предлагаемая примерная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года.
Программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в средней школе в течение 34 часов учебного времени. Количество учебных часов в неделю – 1.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
– воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
– развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
– освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
– формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Структурно программа состоит из 3 разделов:
I раздел «Безопасность и защита человека в среде обитания». Раздел состоит из 3 тем, раскрывающих организацию и содержание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
II раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и формирования здорового образа жизни, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах. Раздел состоит из 2 обобщающих тем.
III раздел «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые на военной службе к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны РФ.
Уметь:
применять основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
при оказании первой медицинской помощи;
для развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
при обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.
Общая характеристика учебного процесса
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Урок, сочетающий опрос с объяснением;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом
творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Лекция с элементами беседы;
Обучение с применением опорных схем;
Применение на уроках ИКТ.
Учебно-методический комплект
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: учебник для общеобразов. учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2008;
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;
Основы безопасности жизнедеятельности: Дидактические материалы. 10-11 классы. / В.Н. Латчук, В.Р. Лукьянов, С.К. Миронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.
Тематическое планирование
№№ разделов и тем | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Безопасность и защита человека в среде обитания | 2 |
|
1 | Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения |
| 2 |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 14 |
|
1 | Основы медицинских знаний |
| 9 |
2 | Основы здорового образа жизни |
| 5 |
III | Основы военной службы | 18 |
|
1 | Воинская обязанность |
| 18 |
| Итого | 34 |
|
Поурочное планирование
№№ урока | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Безопасность и защита человека в среде обитания | 2 |
| |
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения | 2 |
| |
1 | Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве |
| 1 |
2 | Международные отличительные знаки, используемые во время вооруженных конфликтов |
| 1 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 14 |
| |
Основы медицинских знаний | 9 |
| |
3 | Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. Отработка приемов остановки кровотечений |
| 1 |
4 | Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах |
| 1 |
5 | Травмы головы и позвоночника: причины и признаки. Основные правила оказания первой медицинской помощи при сотрясении головного мозга |
| 1 |
6 | Травматический шок, его причины и последствия. Основные правила оказания первой медицинской помощи |
| 1 |
7 | Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах |
| 1 |
8 | Первая медицинская помощь при поражении электрическим током |
| 1 |
9 | Первая медицинская помощь при попадании в полости носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел |
| 1 |
10 | Первая медицинская помощь при остановке сердца |
| 1 |
11 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
| 1 |
Основы здорового образа жизни | 5 |
| |
12 | Факторы, укрепляющие здоровье человека. Правила личной гигиены и здоровье |
| 1 |
13 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов |
| 1 |
14 | Семья в современном обществе. Законодательство о семье |
| 1 |
15 | Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика |
| 1 |
16 | СПИД и его профилактика |
| 1 |
Основы военной службы | 18 |
| |
Воинская обязанность | 18 |
| |
17 | Основные понятия о воинской обязанности |
| 1 |
18 | Организация воинского учета и его предназначение |
| 1 |
19 | Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе |
| 1 |
20 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет |
| 1 |
21 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе |
| 1 |
22 | Правовые основы военной службы |
| 1 |
23 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни |
| 1 |
24 | Военная присяга – клятва воина на верность Родине |
| 1 |
25 | Прохождение военной службы по призыву |
| 1 |
26 | Прохождение военной службы по контракту |
| 1 |
27 | Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды |
| 1 |
28 | Права и ответственность военнослужащих |
| 1 |
29 | Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества |
| 1 |
30 | Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой |
| 1 |
31 | Как стать офицером Российской армии |
| 1 |
32 | Призыв на военную службу как стрессовая ситуация |
| 1 |
33 | Личность и социальная роль военного человека. Психологические свойства в структуре личности |
| 1 |
34 | Чувства личности и военная служба. Психическое саморегулирование и самоанализ |
| 1 |
Используемая литература
Армия государства Российского и защита Отечества / под общ. ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2003.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования / А.Т. Смирнов, Н.А. Крючек, Ю.П. Потапенко и др. – М.: Дрофа, 2006.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях / под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: НЦ ЭНАС, 2000.
Военная психология и педагогика. – М.: Совершенство, 1998.
Военное законодательство Российской империи (Кодекс Русского Военного Права). – М.: Военный университет, 1996.
Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов / А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев, В.А. Жильцов и др. – М.: Дрофа, 2004.
Гражданская защита: энциклопедический словарь / под ред. С.К. Шойгу. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
Дети и война: сборник. – М.: Изд-во Международного комитета Красного Креста, 1995.
Защита в кризисных ситуациях: учебное пособие / под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Святогор, 2006.
Зеккарди Д. Энциклопедия экстренной медицинской помощи. – М.: Крон-Пресс, 1998.
О долге и чести воинской в Российской армии. – М.: Воениздат, 1990.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - №47.
Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Россия в борьбе с катастрофами. Создание и развитие РСЧС / под ред. С.К. Шойгу. – М.: Деловой экспресс, 2007.
Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004.
Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Руководитель МО Директор МКОУ «Новодраченинская сош»
_________ Т.Н. Чертищева ___________ И.Д. Горелов _________ Т.В. Какурина
«___»___________ 20___ г. Протокол № ______ Приказ №______
от «___»___________ 20___ г. от «___»_______ 20___ г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
по общеобразовательной программе
основного общего образования
для учащихся 5 класса
на 2014-2015 учебный год
срок реализации 1 год
Рабочая программа составлена
на основе примерной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы
(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,
С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)
Составил:
преподаватель-организатор ОБЖ
Осташов Дмитрий Николаевич
с. Новодраченино
2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107с.)
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы здорового образа жизни».
Программа обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях. Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания правил обеспечения безопасности на современном транспорте; правильно оценить ситуацию при пожаре; пользоваться системой обеспечения безопасности (полиция, скорая помощь, пожарная охрана); избежание травматизма в школьном возрасте; иметь знания по оказанию первой медицинской помощи; по основам здорового образа жизни; изучить основные правила дорожного движения. Все эти знания должны помочь школьникам в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
Цели и задачи
Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;
Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;
Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;
Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;
Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Общая характеристика учебного процесса
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Урок, сочетающий опрос с объяснением;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Лекция с элементами беседы;
Обучение с применением опорных схем;
Применение на уроках ИКТ.
Учебно-методический комплект
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник для общеобразов. учреждений /В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук – М.: Дрофа, 2005
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. / В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. – М.: Дрофа; ДИК, 2000;
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.
Тематическое планирование
№№ разделов и тем | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Безопасность и защита человека в среде обитания | 25 |
|
1 | Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде |
| 19 |
2 | Правила безопасного поведения в социальной среде |
| 5 |
3 | Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения |
| 1 |
II | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 5 |
|
1 | Средства оказания медицинской помощи |
| 1 |
2 | Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях |
| 1 |
3 | Первая медицинская помощь при острых состояниях |
| 3 |
III | Основы здорового образа жизни | 5 |
|
1 | Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни |
| 2 |
2 | Факторы, укрепляющие здоровье человека |
| 1 |
3 | Профилактика травм в школьном возрасте |
| 2 |
| Итого | 35 |
|
Поурочное планирование
№ урока | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Безопасность и защита человека в среде обитания | 25 |
| |
Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде | 19 |
| |
1 | Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? |
| 1 |
2 | Главные правила ОБЖ |
| 1 |
3 | Опасности есть и в городе, и в посёлке |
| 1 |
4 | Система обеспечения безопасности города, правила их вызова |
| 1 |
5 | Опасные ситуации в жилище |
| 1 |
6 | Пожары в жилище страшны и опасны, но мы их не пустим к себе на порог |
| 1 |
7 | Оповещение и эвакуация при пожаре |
| 1 |
8 | Средства тушения пожаров |
| 1 |
9 | Затопление жилища |
| 1 |
10 | Правила безопасности при обращении с электрическими приборами |
| 1 |
11 | Опасные газы. С ними не шутят |
| 1 |
12 | Как защитить себя от опасных веществ в быту |
| 1 |
13 | Взрыв и обрушение дома |
| 1 |
14 | Опасные природные явления. Чем опасен гололёд |
| 1 |
15 | Толпа. Как уцелеть в толпе |
| 1 |
16 | Шагая осторожно, за улицей следи. Назначение разметки проезжей части улиц и дорог |
| 1 |
17 | Безопасность в общественном и личном транспорте |
| 1 |
18 | В метро или электричке может произойти любая неприятность |
| 1 |
19 | Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте |
| 1 |
Правила безопасного поведения в социальной среде | 5 |
| |
20 | Как уберечь себя от преступлений |
| 1 |
21 | Как защитить свой дом |
| 1 |
22 | Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах |
| 1 |
23 | Нарушение экологического равновесия. Загрязнение воздуха и почвы |
| 1 |
24 | Вода – основа жизни! Способы очистки воды |
| 1 |
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения | 1 |
| |
25 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Правила пользования противогазом |
| 1 |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 5 |
| |
Средства оказания медицинской помощи | 1 |
| |
26 | Домашняя медицинская аптечка. Правила хранения и приёма лекарственных средств |
| 1 |
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях | 1 |
| |
27 | Что следует знать об оказании первой медицинской помощи. Первоначальная обработка раны |
| 1 |
Первая медицинская помощь при острых состояниях | 3 |
| |
28 | Общая характеристика кровотечений. Как остановить кровотечение. |
| 1 |
29 | Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки |
| 1 |
30 | Помощь при химических отравлениях и ожогах |
| 1 |
Основы здорового образа жизни | 5 |
| |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни | 2 |
| |
31 | Здоровье человека и его составляющие |
| 1 |
32 | Развитие и изменение организма подростков |
| 1 |
Факторы, укрепляющие здоровье человека | 1 |
| |
33 | Личная гигиена и здоровье |
| 1 |
Профилактика травм в школьном возрасте | 2 |
| |
34 | Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей |
| 1 |
35 | Что следует знать об оказании первой медицинской помощи |
| 1 |
Используемая литература и медиатека
1. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
5-9 классы. М.: Дрофа, 2010.
2. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2005.
3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
4. Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.
5. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. – М.: Дрофа, 2009.
6. Соколов Ю.И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.
7. Журнал «Основы безопасности жизни».
8. «Правила дорожного движения».
9. Газета «Добрая дорога детства».
10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5-11 классы.
11. Компьютерная игра на знание ПДД «Не игра».
12. Компьютерная игра на знание правил пожарной безопасности «Спасик и его команда».
13. Видеофильм «Улица полна неожиданностей».
Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»
_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина
«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
по общеобразовательной программе
основного общего образования
для учащихся 6 класса
на 2015-2016 учебный год
срок реализации 1 год
Рабочая программа составлена
на основе примерной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы
(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,
С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)
Составил:
преподаватель-организатор ОБЖ
Осташов Дмитрий Николаевич
с. Новодраченино
2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107с.)
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы здорового образа жизни».
Программа обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях и состоит из таких разделов, как:
Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Основы медицинских знаний;
Основы здорового образа жизни.
Темы распределены с учетом возраста учащихся. Большее количество часов отводится на изучение безопасности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, у учащихся должны быть выработаны навыки по оказанию первой медицинской помощи; заложены осознания возможности здорового образа жизни; необходимы знания по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
Цели и задачи:
Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни;
Изучение и освоение основ здорового образа жизни;
Изучение в комплексе современных проблем безопасности и жизнедеятельности, формирующее у учащихся целостное миропонимание и социально-значимую ценностную ориентацию личности;
Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Знание основных правил дорожного движения.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Общая характеристика учебного процесса
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Урок, сочетающий опрос с объяснением;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Лекция с элементами беседы;
Обучение с применением опорных схем;
Применение на уроках ИКТ.
Учебно-методический комплект
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник для общеобразов. учреждений /А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов и др. – М.: Дрофа, 2005
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. / В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. – М.: Дрофа; ДИК, 2000;
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 6 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.
Тематическое планирование
№№ разделов и тем | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Безопасность и защита человека в среде обитания | 20 |
|
1 | Правила безопасного поведения в природной среде |
| 15 |
2 | Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения |
| 5 |
II | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 8 |
|
1 | Средства оказания медицинской помощи |
| 1 |
2 | Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях |
| 2 |
3 | Первая медицинская помощь при острых состояниях |
| 5 |
III | Основы здорового образа жизни | 7 |
|
1 | Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни |
| 3 |
2 | Факторы, укрепляющие здоровье человека |
| 4 |
| Итого | 35 |
|
№ урока | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Безопасность и защита человека в среде обитания | 20 |
| |
Правила безопасного поведения в природной среде | 15 |
| |
1 | Опасные и экстремальные ситуации в природе и их причины |
| 1 |
2 | Основные правила поведения в экстремальной ситуации |
| 1 |
3 | Подготовка к походу. Правила безопасного поведения на природе |
| 1 |
4 | Выбор и подготовка одежды и обуви. Правила ухода в условиях природной среды |
| 1 |
5 | Факторы выживания в природных условиях, их влияние на организм человека |
| 1 |
6 | Основные источники напряжения человека при вынужденном автономном существовании |
| 1 |
7 | Правила определения направления выхода |
| 1 |
8 | Ориентирование |
| 1 |
9 | Выход к населённому пункту |
| 1 |
10 | Правила оборудования временного жилища |
| 1 |
11 | Способы добывания огня. Виды костров и их назначение |
| 1 |
12 | Обеспечение питанием и водой |
| 1 |
13 | Сигналы бедствия, способы их подачи |
| 1 |
14 | Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий |
| 1 |
15 | Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера |
| 1 |
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения | 5 |
| |
16 | Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
| 1 |
17 | Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем |
| 1 |
18 | Как действовать при возникновении воздушной опасности |
| 1 |
19 | Средства индивидуальной защиты населения |
| 1 |
20 | Как пользоваться поврежденным противогазом, его замена в условиях зараженного воздуха |
| 1 |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 8 |
| |
Средства оказания медицинской помощи | 1 |
| |
21 | Аптечка первой медицинской помощи (походная) |
| 1 |
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях | 2 |
| |
22 | Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях |
| 1 |
23 | Способы переноски пострадавших |
| 1 |
Первая медицинская помощь при острых состояниях | 5 |
| |
24 | Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых |
| 1 |
25 | Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах |
| 1 |
26 | Первая медицинская помощь при обморожениях |
| 1 |
27 | Переохлаждение организма. Оказание первой медицинской помощи |
| 1 |
28 | Причины бедствий на воде. Оказание первой медицинской помощи при утоплении |
| 1 |
Основы здорового образа жизни | 7 |
| |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни | 3 |
| |
29 | Изменение поведения в подростковом возрасте |
| 1 |
30 | Взаимоотношения с родителями |
| 1 |
31 | Изменения организма в подростковом возрасте |
| 1 |
Факторы, укрепляющие здоровье человека | 4 |
| |
32 | Рациональное питание в жизнедеятельности человека |
| 1 |
33 | Значение органических веществ (белков, жиров и углеводов) в питании человека |
| 1 |
34 | Значение неорганических веществ (витаминов, минеральных веществ и воды) в питании человека |
| 1 |
35 | Гигиена и культура питания |
| 1 |
Используемая литература и медиатека
1. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
5-9 классы. М.: Дрофа, 2010.
2. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2005.
3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
4. Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.
5. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. – М.: Дрофа, 2009.
6. Соколов Ю.И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.
7. Журнал «Основы безопасности жизни».
8. «Правила дорожного движения».
9. Газета «Добрая дорога детства».
10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5-11 классы.
11. Компьютерная игра на знание ПДД «Не игра».
12. Компьютерная игра на знание правил пожарной безопасности «Спасик и его команда».
13. Видеофильм «Улица полна неожиданностей».
Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»
_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина
«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
по общеобразовательной программе
основного общего образования
для учащихся 7 класса
на 2015-2016 учебный год
срок реализации 1 год
Рабочая программа составлена
на основе примерной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы
(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,
С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)
Составил:
преподаватель-организатор ОБЖ
Осташов Дмитрий Николаевич
с. Новодраченино
2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107с.)
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы здорового образа жизни».
Программа обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях и состоит из таких разделов, как:
Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Основы медицинских знаний;
Основы здорового образа жизни.
Темы распределены с учетом возраста учащихся. Большее количество часов отводится на изучение ЧС природного характера, у учащихся должны быть выработаны навыки по оказанию первой медицинской помощи; заложены осознания возможности здорового образа жизни; необходимы знания по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
Цели и задачи
Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
Изучение и освоение основ здорового образа жизни;
Изучение в комплексе современных проблем безопасности и жизнедеятельности, формирующее у учащихся целостное миропонимание и социально-значимую ценностную ориентацию личности;
Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Знание основных правил дорожного движения.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Общая характеристика учебного процесса
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Урок, сочетающий опрос с объяснением;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Лекция с элементами беседы;
Обучение с применением опорных схем;
Применение на уроках ИКТ.
Учебно-методический комплект
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: учебник для общеобразов. учреждений /С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – М.: Дрофа, 2004;
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. / В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. – М.: Дрофа; ДИК, 2000;
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 7 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.
Тематическое планирование
№№ разделов и тем | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Безопасность и защита человека в среде обитания | 22 |
|
1 | Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера |
| 19 |
2 | Психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях |
| 3 |
II | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 8 |
|
1 | Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях |
| 8 |
III | Основы здорового образа жизни | 5 |
|
1 | Факторы, укрепляющие здоровье человека |
| 5 |
| Итого | 35 |
|
Поурочное планирование
№ урока | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Безопасность и защита человека в среде обитания | 22 |
| |
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера | 19 |
| |
1 | Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации природного характера |
| 1 |
2 | Землетрясения. Характеристика и происхождение землетрясений |
| 1 |
3 | Последствия землетрясений. Меры по уменьшению потерь |
| 1 |
4 | Правила безопасного поведения во время и после землетрясения |
| 1 |
5 | Вулканы. Происхождение и виды |
| 1 |
6 | Последствия извержения вулканов. Меры по уменьшению потерь |
| 1 |
7 | Оползни, сели, обвалы, снежные лавины. Их классификация |
| 1 |
8 | Последствия оползней, селей, обвалов, лавин и меры по уменьшению потерь от них |
| 1 |
9 | Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин |
| 1 |
10 | Ураганы, бури, смерчи. Происхождение и виды |
| 1 |
11 | Последствия ураганов, бурь, смерчей |
| 1 |
12 | Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей |
| 1 |
13 | Наводнения. Происхождение, причины их возникновения |
| 1 |
14 | Последствия. Меры по снижению потерь от наводнений |
| 1 |
15 | Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнения |
| 1 |
16 | Цунами. Основные понятия, происхождение и классификация |
| 1 |
17 | Последствия. Правила безопасного поведения во время прихода и после цунами |
| 1 |
18 | Лесные и торфяные пожары, их характеристика. Причины их возникновения |
| 1 |
19 | Последствия. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении |
| 1 |
Психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях | 3 |
| |
20 | Человек и стихия |
| 1 |
21 | Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия |
| 1 |
22 | Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера |
| 1 |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 8 |
| |
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях | 8 |
| |
23 | Разновидности повязок и их характеристика |
| 1 |
24 | Приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности |
| 1 |
25 | Приемы наложения повязок на голову, грудь, область живота |
| 1 |
26 | Отработка практических навыков наложения повязок |
| 1 |
27 | Понятие о переломе. Виды и характеристика переломов |
| 1 |
28 | Правила оказания первой медицинской помощи при переломах |
| 1 |
29 | Способы наложения шин |
| 1 |
30 | Способы эвакуации пострадавших |
| 1 |
Основы здорового образа жизни | 5 |
| |
Факторы, укрепляющие здоровье человека | 5 |
| |
31 | Режим учебы и отдыха подростка |
| 1 |
32 | Умственная и физическая работоспособность |
| 1 |
33 | Утомление и переутомление, их причины, признаки и последствия для здоровья человека. Профилактика утомления и переутомления |
| 1 |
34 | Составляющие режима дня и их характеристика |
| 1 |
35 | Как повысить эффективность самоподготовки |
| 1 |
Используемая литература и медиатека
1. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
5-9 классы. М.: Дрофа, 2010.
2. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2005.
3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
4. Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.
5. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. – М.: Дрофа, 2009.
6. Соколов Ю.И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.
7. Журнал «Основы безопасности жизни».
8. «Правила дорожного движения».
9. Газета «Добрая дорога детства».
10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5-11 классы.
Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»
_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина
«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
по общеобразовательной программе
основного общего образования
для учащихся 8 класса
на 2015-2016 учебный год
срок реализации 1 год
Рабочая программа составлена
на основе примерной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы
(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,
С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)
Составил:
преподаватель-организатор ОБЖ
Осташов Дмитрий Николаевич
с. Новодраченино
2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107с.)
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы здорового образа жизни».
Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни.
Цели и задачи
Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;
Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;
Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;
Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;
Знание основных правил дорожного движения.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Общая характеристика учебного процесса
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Урок, сочетающий опрос с объяснением;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Лекция с элементами беседы;
Обучение с применением опорных схем;
Применение на уроках ИКТ.
Учебно-методический комплект
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразов. учреждений /С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – М.: Дрофа, 2006;
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. / В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. – М.: Дрофа; ДИК, 2000;
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.
Тематическое планирование
№№ разделов и тем | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Безопасность и защита человека в среде обитания | 21 |
|
1 | Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера |
| 11 |
2 | Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания |
| 10 |
II | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 6 |
|
1 | Первая медицинская помощь при острых состояниях |
| 6 |
III | Основы здорового образа жизни | 8 |
|
1 | Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни |
| 1 |
2 | Факторы, укрепляющие здоровье человека |
| 7 |
| Итого | 35 |
|
№ урока | Название разделов и тем | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Безопасность и защита человека в среде обитания | 21 |
| |
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 11 |
| |
1 | ЧС техногенного характера и их классификация. Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях |
| 1 |
2 | Взрывы и пожары. Причины возникновения и их последствия. Основные поражающие факторы |
| 1 |
3 | Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах |
| 1 |
4 | Аварии с выбросом АХОВ. Виды аварий на химически опасных объектах |
| 1 |
5 | Опасные химические и аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека |
| 1 |
6 | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ |
| 1 |
7 | Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Виды аварий на радиационно опасных объектах |
| 1 |
8 | Последствия радиационных аварий. Характер поражения людей и животных |
| 1 |
9 | Правила безопасного поведения при радиационных авариях |
| 1 |
10 | Гидродинамические аварии. Виды аварий. Причины и их последствия |
| 1 |
11 | Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях |
| 1 |
Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания | 10 |
| |
12 | Жизнедеятельность человека и состояние природной среды |
| 1 |
13 | Источники загрязнения окружающей среды и их классификация |
| 1 |
14 | Экологические последствия хозяйственной деятельности человека |
| 1 |
15 | Биосфера и человек. Виды загрязнения биосферы |
| 1 |
16 | Изменение состава атмосферы (воздушной среды) |
| 1 |
17 | Изменение состояния гидросферы (водной среды) |
| 1 |
18 | Изменение состояния суши (почвы) |
| 1 |
19 | Показатели предельно допустимых воздействий на природу |
| 1 |
20 | Нормы качества воздуха, воды и почвы |
| 1 |
21 | Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятной экологической обстановкой |
| 1 |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 6 |
| |
Первая медицинская помощь при острых состояниях | 6 |
| |
22 | Воздействие химических веществ на организм человека |
| 1 |
23 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ |
| 1 |
24 | Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка |
| 1 |
25 | Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами |
| 1 |
26 | Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами |
| 1 |
27 | Первая медицинская помощь при отравлении минеральными удобрениями |
| 1 |
Основы здорового образа жизни | 8 |
| |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни | 1 |
| |
28 | Основы репродуктивного здоровья подростка |
| 1 |
Факторы, укрепляющие здоровье человека | 7 |
| |
29 | Избыток и недостаток движения как причина многих заболеваний |
| 1 |
30 | Физическая культура. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма |
| 1 |
31 | Средства развития физических качеств |
| 1 |
32 | Принципы поддержания хорошей физической формы и правила безопасности при выполнении физических упражнений |
| 1 |
33 | Закаливание организма. Принципы закаливания |
| 1 |
34 | Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма |
| 1 |
35 | Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма |
| 1 |
Используемая литература и медиатека
1. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
5-9 классы. М.: Дрофа, 2010.
2. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2005.
3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
4. Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.
5. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. – М.: Дрофа, 2009.
6. Соколов Ю.И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.
7. Журнал «Основы безопасности жизни».
8. «Правила дорожного движения».
9. Газета «Добрая дорога детства».
10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5-11 классы.