СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Работа на уроке с научным текстом"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная деятельность = текстовая деятельность

                                                        - восприятие

                                                                    - понимание

                                                                    - преобразование

                                                                    - создание

 

Основная форма передачи знаний школьникам –                                             научно-учебный текст (учебный).

 

Развитие школьника как субъекта познания предполагает обучение способам деятельности с научно-учебным текстом вне зависимости от его предметной принадлежности.

Просмотр содержимого документа
«" Работа на уроке с научным текстом"»

Работа с лингвистическими научными текстами в начальной школе

Работа с лингвистическими научными текстами в начальной школе

«Познание протекает  в непрерывном чередовании процессов восприятия и создания текстов» (Т.М. Дридзе). Познавательная деятельность = текстовая деятельность  - восприятие  - понимание  - преобразование  - создание Основная форма передачи знаний школьникам –   научно-учебный текст (учебный). Развитие школьника как субъекта познания предполагает обучение способам деятельности с научно-учебным текстом вне зависимости от его предметной принадлежности.

«Познание протекает в непрерывном чередовании процессов восприятия и создания текстов» (Т.М. Дридзе).

Познавательная деятельность = текстовая деятельность

- восприятие

- понимание

- преобразование

- создание

Основная форма передачи знаний школьникам – научно-учебный текст (учебный).

Развитие школьника как субъекта познания предполагает обучение способам деятельности с научно-учебным текстом вне зависимости от его предметной принадлежности.

ФГОС НОО:  Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - активное использование речевых средств …для решения коммуникативных и познавательных задач;

ФГОС НОО: Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств …для решения коммуникативных и познавательных задач;

ФГОС НОО:  Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: - использование различных способов поиска …, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

ФГОС НОО: Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- использование различных способов поиска …, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Примерная программа: Планируемые результаты начального образования в области чтения и работы с текстом: «В результате изучения всех без исключения учебных предметов  на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций ». Работа с текстом:  - поиск информации и понимание прочитанного - преобразование и интерпретация информации - оценка информации

Примерная программа: Планируемые результаты начального образования в области чтения и работы с текстом:

«В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций ».

Работа с текстом:

- поиск информации и понимание прочитанного

- преобразование и интерпретация информации

- оценка информации

Примерная программа: Планируемые результаты начального образования в области чтения и работы с текстом (выдержка)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·определять тему и главную мысль текста;

·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

· использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

· сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Примерная программа: Планируемые результаты начального образования в области чтения и работы с текстом (выдержка) Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; ·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Примерная программа: Планируемые результаты начального образования в области чтения и работы с текстом (выдержка)

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Задачи работы с научным текстом Научно-учебным Научно-популярным извлечь систему знаний и обеспечить их усвоение извлечь систему знаний учить способам извлечения информации из всех элементов текста учить способам извлечения информации из всех элементов текста учить способам запоминания информации, ее преобразования учить способам передачи полученных знаний мотивировать обращение учащихся к учебной литературе как источнику информации для решения учебных и практических задач мотивировать обращение к книге как источнику знаний и средству удовлетворения познавательных интересов и потребностей формировать знания о научно-популярной литературе для детей школьного возраста, учить ориентироваться в ней

Задачи работы с научным текстом

Научно-учебным

Научно-популярным

  • извлечь систему знаний и обеспечить их усвоение
  • извлечь систему знаний
  • учить способам извлечения информации из всех элементов текста
  • учить способам извлечения информации из всех элементов текста
  • учить способам запоминания информации, ее преобразования
  • учить способам передачи полученных знаний
  • мотивировать обращение учащихся к учебной литературе как источнику информации для решения учебных и практических задач
  • мотивировать обращение к книге как источнику знаний и средству удовлетворения познавательных интересов и потребностей
  • формировать знания о научно-популярной литературе для детей школьного возраста, учить ориентироваться в ней
Результат работы с научно-учебным текстом: предметный – усвоение знания, метапредметный – освоение способов деятельности по извлечению знания из текста. Основные учебные действия с научно-учебным текстом, осваиваемые школьниками: определение предмета речи (темы) выделение ключевых слов анализ структуры текста составление плана постановка вопросов к тексту и его частям преобразование текста (перефразирование, составление алгоритма, схемы, таблицы и т.п.) создание текста на основе данного (в т.ч. с речевой опорой), на основе схемы, таблицы т.п.

Результат работы с научно-учебным текстом: предметный – усвоение знания, метапредметный – освоение способов деятельности по извлечению знания из текста.

Основные учебные действия с научно-учебным текстом, осваиваемые школьниками:

  • определение предмета речи (темы)
  • выделение ключевых слов
  • анализ структуры текста
  • составление плана
  • постановка вопросов к тексту и его частям
  • преобразование текста (перефразирование, составление алгоритма, схемы, таблицы и т.п.)
  • создание текста на основе данного (в т.ч. с речевой опорой), на основе схемы, таблицы т.п.
Основные виды научно-учебных текстов  в учебнике русского языка  (по содержанию и структуре) определение понятия описание языкового факта, явления правило (орфографическое, пунктуационное, этикетное) алгоритм действия (памятка, план разбора) образец рассуждения  словарная статья  схемы, таблицы

Основные виды научно-учебных текстов в учебнике русского языка (по содержанию и структуре)

  • определение понятия
  • описание языкового факта, явления
  • правило (орфографическое, пунктуационное, этикетное)
  • алгоритм действия (памятка, план разбора)
  • образец рассуждения
  • словарная статья
  • схемы, таблицы

Приемы работы с научно-учебным текстом

  • Дотекстовый этап:

- анализ заголовка; прогнозирование содержания по заголовку;

- выделение ключевых слов с опорой на шрифтовые выделения, прогнозирование.

  • - анализ заголовка; прогнозирование содержания по заголовку; - выделение ключевых слов с опорой на шрифтовые выделения, прогнозирование.
  • Текстовый этап:

- медленное чтение с пометами;

- определение темы, озаглавливание;

- определение вида текста (определение понятия, правило правописания и т.д.);

- выделение известных и новых понятий;

- выделение ключевых слов, объяснение их роли в тексте;

- анализ структуры текста;

- выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации (объяснения и примеров);

- комментирование иллюстративного материала;

- приведение собственного примера;

- анализ определения понятия (определяемое понятие и определяющая часть, родовые и видовые признаки);

- анализ правила (условия применения, количество и порядок действий);

- сопоставление разных форм представления информации (напр.,текста и таблицы);

- анализ графического оформления текста;

  • - медленное чтение с пометами; - определение темы, озаглавливание; - определение вида текста (определение понятия, правило правописания и т.д.); - выделение известных и новых понятий; - выделение ключевых слов, объяснение их роли в тексте; - анализ структуры текста; - выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации (объяснения и примеров); - комментирование иллюстративного материала; - приведение собственного примера; - анализ определения понятия (определяемое понятие и определяющая часть, родовые и видовые признаки); - анализ правила (условия применения, количество и порядок действий); - сопоставление разных форм представления информации (напр.,текста и таблицы); - анализ графического оформления текста;
  • Послетекстовый:

- составление плана;

- составление инструкции применения правила, алгоритма (с речевой опорой и без);

- переформулирование отдельных предложений, частей текста;

- заполнение / составление схемы, таблицы;

- воспроизведение текста с опорой на составленную схему, таблицу.

  • - составление плана; - составление инструкции применения правила, алгоритма (с речевой опорой и без); - переформулирование отдельных предложений, частей текста; - заполнение / составление схемы, таблицы; - воспроизведение текста с опорой на составленную схему, таблицу.
Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. 4 кл. Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим , а имя существительное в винительном падеже – второстепенным членом предложения. В именительном падеже имена существительные всегда употребляются без предлога , а в винительном – и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через .

Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. 4 кл.

Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим , а имя существительное в винительном падежевторостепенным членом предложения.

В именительном падеже имена существительные всегда употребляются без предлога , а в винительном – и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через .

Работа с текстом

I этап: Мотивация обращения к тексту? Организация прогнозирования?

Определить падеж существительных:

Папа принес огромный арбуз. Арбуз лежал на столе.

Почему не справились с заданием? Какой вопрос возникает? Где можно найти ответ на вопрос? Определите, не читая текст целиком, можно ли найти в нем ответ на наш вопрос?

II этап: Какую работу предложить во время чтения?

Сколько частей в тексте? Почему? Сформулируйте вопросы к каждой части.

1) Какими членами предложения бывают существительные в им. и вин. падеже? 2) Употребляются ли существительные в им. и вин. падеже с предлогами?

III этап: Как проконтролировать понимание и усвоение информации? Как преобразовать информацию из текста в форму, удобную для запоминания?

Сколько различительных признаков им. и вин. падежей названо? Какие?

Какое новое знание мы получили из текста? Какое название можно дать тексту? ( Чем различаются им. и вин. падежи? )

Попробуем, используя новое знание, выполнить задание, с которым не сумели справиться. Какой из различительных признаков помог?

Что можно сделать, чтобы запомнить оба признака?

Приемы работы с таблицей анализ / подбор названия таблицы (о чем?); определение назначения таблицы (для чего?); анализ / определение структуры таблицы (столбцы, строки, «входные» ячейки с заголовками); анализ содержания / заполнение частей таблицы (что представлено в строках, столбцах, определенных ячейках?); сравнение текста и таблицы; преобразование таблицы в текст.

Приемы работы с таблицей

  • анализ / подбор названия таблицы (о чем?);
  • определение назначения таблицы (для чего?);
  • анализ / определение структуры таблицы (столбцы, строки, «входные» ячейки с заголовками);
  • анализ содержания / заполнение частей таблицы (что представлено в строках, столбцах, определенных ячейках?);
  • сравнение текста и таблицы;
  • преобразование таблицы в текст.
В каком падеже? Чем различаются? В именительном падеже Член предложения В винительном падеже Употребление с предлогами

В каком падеже?

Чем различаются?

В именительном падеже

Член предложения

В винительном падеже

Употребление с предлогами

Чем различаются существительные  в именительном и винительном падеже? В каком падеже? Чем различаются? В именительном падеже Член предложения В винительном падеже подлежащее Употребление с предлогами без предлога второстепенный член без предлога с предлогами в, на, за, под, про, через

Чем различаются существительные в именительном и винительном падеже?

В каком падеже?

Чем различаются?

В именительном падеже

Член предложения

В винительном падеже

подлежащее

Употребление с предлогами

без предлога

второстепенный член

без предлога

с предлогами

в, на, за, под, про, через

Основные виды научно-учебных текстов  в учебнике русского языка  (по содержанию и структуре) определение понятия описание языкового факта, явления  правило (орфографическое, пунктуационное, этикетное) алгоритм действия (памятка, план разбора)  образец рассуждения  словарная статья

Основные виды научно-учебных текстов в учебнике русского языка (по содержанию и структуре)

  • определение понятия
  • описание языкового факта, явления
  • правило (орфографическое, пунктуационное, этикетное)
  • алгоритм действия (памятка, план разбора)
  • образец рассуждения
  • словарная статья
Определение лингвистического понятия Определение понятия через ближайший род (класс) предметов, к которому относится данный вид: в определяющей части называется род и видовые (отличительные) признаки. Что – это что Что называется чем

Определение лингвистического понятия

Определение понятия через ближайший род (класс) предметов, к которому относится данный вид: в определяющей части называется род и видовые (отличительные) признаки.

Что – это что

Что называется чем

Описание языкового факта, явления В процессе развития языка состав слова может меняться, упрощаться. Обычно это происходит в результате разрыва связей между однокоренными словами. Так произошло и с названием маленького пушистого зверька. Жители Древней Руси чаще всего называли его «веверица», а словом «белка» обозначался подобный зверек с белой шкуркой. В ходе истории языка слово «веверица» утратилось, и словом «белка» стали называть всех животных этого рода, независимо от их цвета. Однако белыми белки бывают крайне редко, и поэтому связь с прилагательным «белый» утратилась. В современном русском языке корень этого слова уже не -бел-, а -белк-. Суффикс -к- слился с корнем, и состав слова упростился. (Р.Н. Бунеев и др. Русский язык. 4 кл.).

Описание языкового факта, явления

В процессе развития языка состав слова может меняться, упрощаться. Обычно это происходит в результате разрыва связей между однокоренными словами. Так произошло и с названием маленького пушистого зверька. Жители Древней Руси чаще всего называли его «веверица», а словом «белка» обозначался подобный зверек с белой шкуркой. В ходе истории языка слово «веверица» утратилось, и словом «белка» стали называть всех животных этого рода, независимо от их цвета. Однако белыми белки бывают крайне редко, и поэтому связь с прилагательным «белый» утратилась. В современном русском языке корень этого слова уже не -бел-, а -белк-. Суффикс -к- слился с корнем, и состав слова упростился.

(Р.Н. Бунеев и др. Русский язык. 4 кл.).

Инструктирующие тексты  (правила, памятки, алгоритмы) Орфографическое правило Назначение – раскрыть способ действия по определению буквы-орфограммы (как проверить написание?). Структура: орфограмма, которая проверяется; опознавательные признаки орфограммы; условия выбора написания (способ действия по проверке орфограммы – в явном или неявном виде).

Инструктирующие тексты (правила, памятки, алгоритмы)

Орфографическое правило

Назначение – раскрыть способ действия по определению буквы-орфограммы (как проверить написание?).

Структура:

  • орфограмма, которая проверяется;
  • опознавательные признаки орфограммы;
  • условия выбора написания (способ действия по проверке орфограммы – в явном или неявном виде).
Независимо от вида текста ученик должен осознавать, зачем он обращается к данному тексту: чтобы что-то узнать (что это такое? как это называется? как это происходит? и т.п.) или чтобы научиться действовать (как определить? как разобрать? как проверить? и т.п.);  учитель должен не только помогать учащимся понять текст, извлечь из него необходимую информацию, но и помогать им осознать и освоить приемы смысловой обработки читаемого; используются универсальные приемы лингвосмыслового анализа научного текста: определение цели чтения, определение предмета речи, выделение известной и новой информации, анализ структуры текста, анализ графического оформления текста, преобразование текста.

Независимо от вида текста

  • ученик должен осознавать, зачем он обращается к данному тексту: чтобы что-то узнать (что это такое? как это называется? как это происходит? и т.п.) или чтобы научиться действовать (как определить? как разобрать? как проверить? и т.п.);
  • учитель должен не только помогать учащимся понять текст, извлечь из него необходимую информацию, но и помогать им осознать и освоить приемы смысловой обработки читаемого;
  • используются универсальные приемы лингвосмыслового анализа научного текста: определение цели чтения, определение предмета речи, выделение известной и новой информации, анализ структуры текста, анализ графического оформления текста, преобразование текста.