Работа с лингвистическими научными текстами в начальной школе
«Познание протекает в непрерывном чередовании процессов восприятия и создания текстов» (Т.М. Дридзе).
Познавательная деятельность = текстовая деятельность
- восприятие
- понимание
- преобразование
- создание
Основная форма передачи знаний школьникам – научно-учебный текст (учебный).
Развитие школьника как субъекта познания предполагает обучение способам деятельности с научно-учебным текстом вне зависимости от его предметной принадлежности.
ФГОС НОО: Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств …для решения коммуникативных и познавательных задач;
ФГОС НОО: Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- использование различных способов поиска …, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Примерная программа: Планируемые результаты начального образования в области чтения и работы с текстом:
«В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций ».
Работа с текстом:
- поиск информации и понимание прочитанного
- преобразование и интерпретация информации
- оценка информации
Примерная программа: Планируемые результаты начального образования в области чтения и работы с текстом (выдержка)
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
· использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
· сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Примерная программа: Планируемые результаты начального образования в области чтения и работы с текстом (выдержка)
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Задачи работы с научным текстом
Научно-учебным
Научно-популярным
- извлечь систему знаний и обеспечить их усвоение
- учить способам извлечения информации из всех элементов текста
- учить способам извлечения информации из всех элементов текста
- учить способам запоминания информации, ее преобразования
- учить способам передачи полученных знаний
- мотивировать обращение учащихся к учебной литературе как источнику информации для решения учебных и практических задач
- мотивировать обращение к книге как источнику знаний и средству удовлетворения познавательных интересов и потребностей
- формировать знания о научно-популярной литературе для детей школьного возраста, учить ориентироваться в ней
Результат работы с научно-учебным текстом: предметный – усвоение знания, метапредметный – освоение способов деятельности по извлечению знания из текста.
Основные учебные действия с научно-учебным текстом, осваиваемые школьниками:
- определение предмета речи (темы)
- выделение ключевых слов
- анализ структуры текста
- составление плана
- постановка вопросов к тексту и его частям
- преобразование текста (перефразирование, составление алгоритма, схемы, таблицы и т.п.)
- создание текста на основе данного (в т.ч. с речевой опорой), на основе схемы, таблицы т.п.
Основные виды научно-учебных текстов в учебнике русского языка (по содержанию и структуре)
- определение понятия
- описание языкового факта, явления
- правило (орфографическое, пунктуационное, этикетное)
- алгоритм действия (памятка, план разбора)
- образец рассуждения
- словарная статья
- схемы, таблицы
Приемы работы с научно-учебным текстом
- анализ заголовка; прогнозирование содержания по заголовку;
- выделение ключевых слов с опорой на шрифтовые выделения, прогнозирование.
- - анализ заголовка; прогнозирование содержания по заголовку; - выделение ключевых слов с опорой на шрифтовые выделения, прогнозирование.
- медленное чтение с пометами;
- определение темы, озаглавливание;
- определение вида текста (определение понятия, правило правописания и т.д.);
- выделение известных и новых понятий;
- выделение ключевых слов, объяснение их роли в тексте;
- анализ структуры текста;
- выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации (объяснения и примеров);
- комментирование иллюстративного материала;
- приведение собственного примера;
- анализ определения понятия (определяемое понятие и определяющая часть, родовые и видовые признаки);
- анализ правила (условия применения, количество и порядок действий);
- сопоставление разных форм представления информации (напр.,текста и таблицы);
- анализ графического оформления текста;
- - медленное чтение с пометами; - определение темы, озаглавливание; - определение вида текста (определение понятия, правило правописания и т.д.); - выделение известных и новых понятий; - выделение ключевых слов, объяснение их роли в тексте; - анализ структуры текста; - выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации (объяснения и примеров); - комментирование иллюстративного материала; - приведение собственного примера; - анализ определения понятия (определяемое понятие и определяющая часть, родовые и видовые признаки); - анализ правила (условия применения, количество и порядок действий); - сопоставление разных форм представления информации (напр.,текста и таблицы); - анализ графического оформления текста;
- составление плана;
- составление инструкции применения правила, алгоритма (с речевой опорой и без);
- переформулирование отдельных предложений, частей текста;
- заполнение / составление схемы, таблицы;
- воспроизведение текста с опорой на составленную схему, таблицу.
- - составление плана; - составление инструкции применения правила, алгоритма (с речевой опорой и без); - переформулирование отдельных предложений, частей текста; - заполнение / составление схемы, таблицы; - воспроизведение текста с опорой на составленную схему, таблицу.
Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. 4 кл.
Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим , а имя существительное в винительном падеже – второстепенным членом предложения.
В именительном падеже имена существительные всегда употребляются без предлога , а в винительном – и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через .
Работа с текстом
I этап: Мотивация обращения к тексту? Организация прогнозирования?
Определить падеж существительных:
Папа принес огромный арбуз. Арбуз лежал на столе.
Почему не справились с заданием? Какой вопрос возникает? Где можно найти ответ на вопрос? Определите, не читая текст целиком, можно ли найти в нем ответ на наш вопрос?
II этап: Какую работу предложить во время чтения?
Сколько частей в тексте? Почему? Сформулируйте вопросы к каждой части.
1) Какими членами предложения бывают существительные в им. и вин. падеже? 2) Употребляются ли существительные в им. и вин. падеже с предлогами?
III этап: Как проконтролировать понимание и усвоение информации? Как преобразовать информацию из текста в форму, удобную для запоминания?
Сколько различительных признаков им. и вин. падежей названо? Какие?
Какое новое знание мы получили из текста? Какое название можно дать тексту? ( Чем различаются им. и вин. падежи? )
Попробуем, используя новое знание, выполнить задание, с которым не сумели справиться. Какой из различительных признаков помог?
Что можно сделать, чтобы запомнить оба признака?
Приемы работы с таблицей
- анализ / подбор названия таблицы (о чем?);
- определение назначения таблицы (для чего?);
- анализ / определение структуры таблицы (столбцы, строки, «входные» ячейки с заголовками);
- анализ содержания / заполнение частей таблицы (что представлено в строках, столбцах, определенных ячейках?);
- сравнение текста и таблицы;
- преобразование таблицы в текст.
В каком падеже?
Чем различаются?
В именительном падеже
Член предложения
В винительном падеже
Употребление с предлогами
Чем различаются существительные в именительном и винительном падеже?
В каком падеже?
Чем различаются?
В именительном падеже
Член предложения
В винительном падеже
подлежащее
Употребление с предлогами
без предлога
второстепенный член
без предлога
с предлогами
в, на, за, под, про, через
Основные виды научно-учебных текстов в учебнике русского языка (по содержанию и структуре)
- определение понятия
- описание языкового факта, явления
- правило (орфографическое, пунктуационное, этикетное)
- алгоритм действия (памятка, план разбора)
- образец рассуждения
- словарная статья
Определение лингвистического понятия
Определение понятия через ближайший род (класс) предметов, к которому относится данный вид: в определяющей части называется род и видовые (отличительные) признаки.
Что – это что
Что называется чем
Описание языкового факта, явления
В процессе развития языка состав слова может меняться, упрощаться. Обычно это происходит в результате разрыва связей между однокоренными словами. Так произошло и с названием маленького пушистого зверька. Жители Древней Руси чаще всего называли его «веверица», а словом «белка» обозначался подобный зверек с белой шкуркой. В ходе истории языка слово «веверица» утратилось, и словом «белка» стали называть всех животных этого рода, независимо от их цвета. Однако белыми белки бывают крайне редко, и поэтому связь с прилагательным «белый» утратилась. В современном русском языке корень этого слова уже не -бел-, а -белк-. Суффикс -к- слился с корнем, и состав слова упростился.
(Р.Н. Бунеев и др. Русский язык. 4 кл.).
Инструктирующие тексты (правила, памятки, алгоритмы)
Орфографическое правило
Назначение – раскрыть способ действия по определению буквы-орфограммы (как проверить написание?).
Структура:
- орфограмма, которая проверяется;
- опознавательные признаки орфограммы;
- условия выбора написания (способ действия по проверке орфограммы – в явном или неявном виде).
Независимо от вида текста
- ученик должен осознавать, зачем он обращается к данному тексту: чтобы что-то узнать (что это такое? как это называется? как это происходит? и т.п.) или чтобы научиться действовать (как определить? как разобрать? как проверить? и т.п.);
- учитель должен не только помогать учащимся понять текст, извлечь из него необходимую информацию, но и помогать им осознать и освоить приемы смысловой обработки читаемого;
- используются универсальные приемы лингвосмыслового анализа научного текста: определение цели чтения, определение предмета речи, выделение известной и новой информации, анализ структуры текста, анализ графического оформления текста, преобразование текста.