СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа педагога- психолога с "детьми группы риска"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа педагога- психолога с "детьми группы риска"»

Работа педагога- психолога с "детьми группы риска"

Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина и, которую он не может преодолеть самостоятельно: (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определённого места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.).


"ГРУППА РИСКА"

I гр.

Дети, лишённые родительского попечения в результате физического или социального сиротства. («Социальное сиротство» - осуществлённое по закону изъятие ребёнка из семьи в связи с необеспечением родителями заботы, ухода, воспитания своих детей и/ или угрозой их здоровью, психическому состоянию и благополучному развитию).

II гр.

Дети, пострадавшие от различных форм насилия (пренебрежение в удовлетворении их биологических и социальных потребностей, физическое, сексуальное насилие, жестокое обращение).

III гр.

Дети,   вовлечённые   в   криминальную   среду   и   проявляющие   криминальную, противоправную, асоциальную активность (совершение правонарушений) до возраста достижения     уголовной     ответственности,     подростки-правонарушители,     дети, отбывающие наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

IV гр.

Дети с особыми потребностями и особыми условиями социализации в результате дефектов их физического или психического развития (дети-инвалиды, дети с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другими формами дефектов).

V гр.

Дети - жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях.

В группу риска также часто попадают дети:

  • находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях;

  • дети, с отклонениями в поведении;

  • дети с проблемами в школьной адаптации, испытывающие трудности в обучении.

  • дети, имеющие опыт употребления психоактивных веществ (ПАВ).

     В силу генетических, биологических, социальных причин, часто переплетающихся, дети группы риска имеют различные отклонения в деятельности организма, прежде всего, нервной системы, что мешает им адекватно адаптироваться к школьной деятельности и социальным условиям жизни. В младших классах на первый план выступают затруднения в обучении, в средних и старших - трудности поведения.

     Состояния риска являются «предболезненными» факторами для ребенка. Однако с помощью своевременных и правильно избранных профилактических мер можно не допустить перехода этих состояний в болезненные формы.

«Трудные» дети.

     Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

     Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины каждой трудности неодинаковы.   Трудность   школьников   обуславливается   тремя    основными факторами:

  1. Педагогической запущенностью. «Это дети, которые стали жертвами психолого-педагогической безграмотности родителей и педагогов. Несправедливость учителей, длительные конфликты, отсутствие систематической воспитательной работы в школе или классе, враждебность взрослых, окружающих ребёнка в семье, - всё это может привести к такому искривлению личности ребёнка, что потребуется его перевоспитание»

  2. Социальной запущенностью. Это школьники, которые имеют криминальный опыт, формирующий антисоциальные, преступные и бесчеловечные наклонности: воришки, участники различных уличных банд, несовершеннолетние проститутки и т.д.

  3. Отклонениями в состоянии здоровья.

     В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других - их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

     Проблема «трудных» учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

     Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

     «Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Выявление учащихся «группы риска».

Индикаторы неблагополучия  школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

- учебная деятельность;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду  и профессиональная ориентация;

- проведение и поступки.

 Способы получения необходимой информации:

- анализ классных журналов;

- опрос мнения учителей о школьнике;

- анализ учета посещаемости занятий;

- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

- беседы с родителями школьника;

-социометрические  исследования;

- наблюдения;

- беседы со школьником;

- запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК);

- запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;

- запрос информации из подразделения  по делам несовершеннолетних;

- запрос информации с последующего места учебы школьника;



Схема проведения опроса «трудного» подростка психологом или социальным педагогом:

1.Учеба:

- любимые и нелюбимые предметы;

- причины школьных успехов и неудач;

- отношение с учителями;

- участие в общешкольной работе;

- случаи нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3. Отношения со сверстниками:

- предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;

- положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.);

- критерии выбора приятелей (по определению личным качествам, по общности  увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.п.);

4. Увлечения в настоящем и прошлом:

- под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;

-каковы достигнутые результаты;

- почему те или иные увлечения заброшены и т.д.

5. Отношения с родителями: внутрисемейные отношения, состав семьи:

- кто назван первым;

- о ком забыл упомянуть;

- кто занимался его воспитанием;

- наиболее близкий член семьи;

- с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членными семьи, отношение к ним подростка.

В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.

Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).

6. Отклонения в поведении (прошлые):

- прогулы занятий;

- мелкое хулиганство;

- курение и выпивки;

-знакомство с различными дурманящими  средствами;

- побеги из дома;

- был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).

7. Наиболее  тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление  о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):

а) первая влюбленность и связанные с этим психологические травмы;

б) оценка привлекательности;

в) начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.

Для ранней диагностики отклоняющегося поведения была разработана карта наблюдения, которая заполняется один раз в полугодие классным руководителем. Данная карта наблюдений поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной  программы и определения степени ее эффективности.

Карта наблюдений.

Ф.И. учащегося _______________________ Класс

№ п/п

Критерии  наблюдения

Не наблюдается

Иногда

Часто

1.

Ученая деятельность:

- равнодушие;

- нежелание учится;

- низкая успеваемость;

-затруднения в освоении учебных программ;

- систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам




2.

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

- изоляция;

- противопоставление себя коллективу;

- положение дезорганизатора;

- положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся.

Взаимоотношения со сверстниками:

- жестокое обращение со слабыми и младшими;

- пренебрежительное отношение к сверстникам;

- принадлежность к той или иной .молодежной группе




3.

Взаимоотношения со взрослыми

С учителями:

- конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

- грубость, хамство;

- бестактность;

- ложь;

- грубость, хамство




4.

Проведение свободного времени:

- бросил заниматься в кружке, секции, студии;

- в основном проводит свободное время вне дома  (с друзьями на улице);

- употребляет спиртные напитки;

курит;

- зарабатывает себе на жизнь




5.

Отношение к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

- незнание своих возможностей и способностей;

- профессиональная неопределенность;

- неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.

Отношение к труду:

- отрицательное отношение к работе;

- невыполнение трудовых обязанностей в школе;

- неисполнение  трудовых обязанностей дома;

-недобросовестное отношение к труду




6.

Поведение и поступки

В школе:

- прогулы;

- нарушение школьной дисциплины;

- нецензурная брань;

- жаргонная речь;

-порча школьного имущества;

- срыв уроков;

- драки;

В семье:

- побеги из дома;

- невыполнение домашних обязанностей;

- непослушание;

- ложь.

Противоправные поступки:

- бродяжничество;

- попрошайничество;

- азартные игры;

- употребление наркотиков;

- проституция;

- кража;

- вымогательство;

- порча имущества;

- нанесение телесных повреждений (в результате драки)








Основные направления работы классного руководителя

с детьми «группы риска».

     Все педагоги сталкиваются в работе   с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями   поведения   детей:   неадекватность   поступков,   склонность   к   конфликтам, эмоциональная   неустойчивость,   резкие   колебания   самооценки,   аффективные   вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям.  Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать подростков нелегко. Вместе с тем многие учителя умеют продуктивно и эффективно работать с подростками, потому что проявляют терпение и знают об их возрастных особенностях.

Алгоритм работы педагога-психолога с детьми «ГРУППЫ РИСКА»

  1. Сбор  информации,  изучение,  анализ  влияний  окружающей  жизни.  На этом  этапе (совместно с психологом) осуществляют анализ проблемы: (ребенок боится экзаменов, не хочет ходить в школу...), осуществляют постановку психолого-педагогического диагноза.

  2. Формулировка целей и задам работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации, игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим.

  3. Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия, привлеченных специалистов и др.

  4. Реализация плана:

включение в воспитывающую общественно значимую деятельность,

  • оптимизация общения в ходе воспитательного процесса,

  • преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье,

  • изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимся, с коллективом,

  • регулирование отношений с семьей,

  • анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций,

  • дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.

  1. Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов, корректировка плана.

  2. Подведение итогов работы.

При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его.

Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной  связи поведения «трудного» школьника.

Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий  подход к выбору нестандартных стратегий вашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными    и    нормальными    для    педагогов    и    родителей    и    вряд    ли демонстрируемое  школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога  и родителя увидеть   себя глазами ребенка,   поставить   себя   на   его  место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.

Третий этап - этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребёнок пожелает изменить свое негативное поведение.

     Итак,  понять,   принять,  помочь - основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.

Для детей «группы риска» очень важно:

  1. Освобождение от груза негативных переживаний.

  2. Восстановление позитивного отношения к миру.

  3. Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.

     При работе с этими детьми, следует помнить о том, что у большинства из них - очень сложная семейная ситуация:

 -некоторые из них потеряли родителей;

-семьи этих детей испытывают жилищные и материальные затруднения;

-многие родители, сами находятся в постоянном стрессе, и не могут в полном объёме помочь своим детям.

Необходимо:

  1. Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями.

  2. Обсудить с ребёнком возможное расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою успешность и способности.

  3. Постараться обеспечить ребёнку поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.

  4. Постараться помочь ребёнку осознать свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.

      Бывает и так, что ребёнок рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но мы не слышим его, мы не умеем слушать. Поэтому, очень важно овладеть приемами «эмпатического слушания».

Во всех случаях, когда ребёнок обижен, расстроен, рассержен - первое, что необходимо сделать, дать ему понять, что вы понимаете его переживания, «слышите его», сопереживаете ему.

Задачи коррекционной работы классного руководителя с детьми «группы риска».

1.   Выявление и изучение неблагоприятных  (психогенных и дидактогенных) факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие.

  1. Формирование характера и личности, преодоление микросоциально - педагогической запущенности.

  2. Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.

  3. Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).

Что является показателями к использованию коррекционной функции:

  • Нарушение  коммуникации  (связей)  в  системах  «ребенок-ребенок»,  «ребенок-взрослый», «ребенок-коллектив».

  • Низкий уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно расходящийся с потенциальным уровнем.

  • Наличие поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный, систематический отказ от выполнения педагогических требований;

  • Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность.

Способы и формы работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»

1. Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.

2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.

3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.

4.Изменение   классным   руководителем   стиля   взаимодействия   с   учащимися, коллективом.

5. Регулирование отношений с семьёй.

6.Анализ    реальных    и    предполагаемых    классным   руководителем    задач    и воспитательных ситуаций.

7. Дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.


Ориентировочные нормы развития учащихся по возрастам

Потенциал личности

Возраст




Младший

Подростковый

Старший

Познаватель-

ный

Формирование внутреннего   плана умственных действий. Основы  логического мышления,

запоминания. Владение основными навыками учебной деятельности

Развитие абстрактного и гипотетического мышления. Дифференциация учебных  интересов. Умение  пользоваться рациональными приемами  учебного труда

Умение          творчески мыслить, формулировать и аргументировать  свою точку   зрения  Навык самоконтроля в учебной деятельности

Ценностный

Рефлексия. Знакомство с общечеловеческими ценностями. Умение сопоставить  и   понять разные точки зрения

Образ «Я». Приоритеты личных  ценностей. Умение  анализировать различные взгляды на явления мира

Концепция «Я». Система    личных ценностей. Осмысление общечеловеческих ценностей. Личное мировоззрение. Открытие внутреннего мира.

Творческий

Поиск своей творчес-кой индивидуальности в разных  сферах деятельности

Выбор области приложения своих творческих возмож-ностей, развитие устойчивых интересов.

Творческое отношение к  собственной  жизни. Потребность в самоопределении

Коммуникативный

Развитие взаимоотношений между детьми, опосредованных учителем. Знание норм и правил  в коллективе  и следование им в своих группах

Умение самостоятельно строить свои отношения внутри группы сверстников и с взрослыми. Межличностная рефлексия. Освоение различных социальных ролей

Сформированность системы      социальных ролей





Работа классного руководителя с родителями «трудных» подростков.

                                                                                     Дети - зеркало образа

 жизни отцов и матерей

Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку?

Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой - сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говоря о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.

Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные пороки (алкоголизм, наркомания и другие), присущие подростку, вырастают из семьи.

И это тоже доказано: дети - зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.

Существо поведения подростка - это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Классный руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.

Предлагается разделить семьи на пять типов. Этот позволит классному руководителю более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания

1.        Семья, в которых «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок
мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью,
безразличием, отсутствием духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:

  • расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно,
    не спешить обижаться;

  • попробовать посмотреть на себя глазами матери, это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;

  • заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;

  • деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному
    желанию матери устроить свою личную жизнь; пробудить в ней потребность в
    душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении
    повседневных жизненных проблем;

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность
чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Задача классного руководителя:

  • терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность;

  • обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь;

  • выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни;

  • подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье
родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия,
недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача классного руководителя:

  • сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;

  • включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся;

  • пробудить интерес отцов и матерей к самообразованию в области педагогики и
    психологии;

  • внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях   дети,   как   правило,   растут   эгоистами,   излишне   практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.

Задача классного руководителя:

  • изменить ориентацию родителей только на материальные ценности;

  • заинтересовать внутренним духовным миром подростка;

  • при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, на служение людям, доброту, благородство поступков, приводя при этом примеры из жизни других семей.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача классного руководителя:

  • доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным;

  • убедить родителей отказаться от действия с позиции силы;

  • относиться к ребенку как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение;

  • показать, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.

     Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов   и   матерей   в   воспитательную   работу   класса.   Деятельное   участие   родителей   в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.

Памятка классному руководителю

Как оказать помощь подростку в разрешении проблем.

Когда у подростка случается горе, душевный разлад, разочарование, он, как правило, ищет сочувствия у окружающих, стремится «выговорить» свои неприятности. То, что высказано вслух, как бы отчуждается от человека в слове, при этом нередко «отходит», облегчается и переживание.

Если учащийся находится в эмоционально подавленном состоянии, безотлагательно пригласите его на беседу.

Методика работы по организации беседы

Приглашение на

беседу-

Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Ни в коем случае нельзя вызывать к себе человека на беседу через «третьих лиц».

Место беседы

Можно провести разговор в служебном помещении, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное - отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни длился.

Поведение во время беседы

Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Время беседы

Желательно назначить беседу не в служебное время, когда каждый занят своими делами



Ваша помощь окажется более эффективной, если беседа будет построена в соответствии с определенными принципами и складывается из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу.

Этапы беседы

Начальный этап беседы

Главная задача этапа заключается в установлении эмоционального контакта с приглашенным на беседу подростком. Необходимо убедить собеседника в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и трудности. На первом этапе - только внимательное, терпеливое выслушивание, без сомнения и критики. Уточните, также, сведения о близких людях, так как именно они часто являются резервными источниками помощи и поддержки.

Второй этап беседы

В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние подростка. Один из наиболее существенных моментов этого этапа - снятие у человека ощущения безысходности ситуации. Постарайтесь убедить его в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо. В завершение этого этапа беседы целесообразно использовать прием «определение конфликта», т.е. высказать четкую формулировку ситуации, переживаемой человеком.

Третий этап беседы

Этот этап представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Следует иметь в виду, что вероятность реализации планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в планировании ваш собеседник играет ведущую роль. Если он испытывает затруднения, предложите определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического кризиса. Преодоление психотравмирующей ситуации разбивается на более мелкие, принципиально разрешимые задачи и для ближайших задач предлагается несколько предварительных решений. Итогом этого этапа беседы должен стать конструктивный план поведения, направленного на преодоление неблагоприятных обстоятельств.

Завершающий этап беседы

Этот этап окончательного формирования решения, активной психологической поддержки и придания человеку уверенности в своих силах и возможностях. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко.



Предупреждение№1!

Действия после беседы.

Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей подростка в сложившейся ситуации. Поэтому всякие детализованные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные могут состоять в следующем:

  • отнеситесь ко всем высказываниям собеседника очень серьезно;

  • продумайте план оказания помощи ребёнку;

  • учитывая повышенную вероятность неадекватных реакций, создайте для него на какой-то период более спокойные («щадящие») условия учебы: реже спрашивайте на уроках, не ставьте отрицательных оценок, не используйте методы наказания;

  • ставьте несложные задачи, успешное выполнение которых будет способствовать повышению самооценки личности;

  • не оставляйте подростка без контроля и внимания;

  • при необходимости продумайте возможность госпитализации подростка (для медикаментозной поддержки).

Предупреждение№2!

Нельзя допускать никаких действий вопреки желанию подростка. Любая информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в коллективе. (Соблюдайте принцип конфиденциальности).

Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обозначать классному руководителю «детей группы риска». Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи, улицы. Как писал А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы. 

Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило мне определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности: 

  • слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий при выполнении определенной задачи, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость. 

Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат каждого участника образовательного процесса. 

Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом. 

Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие: 

  • выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; 

  • непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска». 

Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом: 

  • выявление детей группы риска; 

  • диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; 

  • составление определенной программы профилактики или коррекции; 

  • воплощение программы в жизнь; 

  • подведение итогов, коррекция полученных результатов. 

Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают: 

  • эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; 

  • заинтересованность; 

  • содействие; 

  • доверие. 

Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы: 

1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива: 

  • личные дела учащихся; 

  • результаты медицинского обследования; 

  • психолого-педагогические характеристики; 

  • результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; 

  • результаты диагностирования педагога-психолога; 

  • жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы; 

  • в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем). 

2 этап - Выявление учащихся группы риска: 

  • составляет карту класса по выявлению детей группы риска; 

  • выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; 

  • составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе. 

3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога; 

  • выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. 

4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»; 

  • классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия). 

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления: 

  • перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей); 

  • воспитание нравственно-правовой убежденности; 

  • формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе; 

  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия; 

  • включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности; 

  • организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые); 

  • предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.); 

  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата; 

  • способствование заполнению пробелов в знаниях. 

Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя: 

  • взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других; 

  • организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); 

  • помощь в преодолении учебных затруднений; 

  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении; 

  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 

  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе; 

  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи; 

  • защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения. 

5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий; 

  • классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). 

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются: 

  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание 

  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств 

  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями 

  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида 

  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение 

В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска « и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации. 

6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов; 

  • классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям: 

  • участие учащегося в общественной жизни класса; 

  • приемлемые (позитивные) качества личности; 

  • взаимоотношения со сверстниками; 

  • досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); 

  • каково влияние семьи; 

  • имеют ли место конфликты в классе и их причины; 

  • эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности). 

Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. 

При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни. 

На основании предоставленной информации от классных руководителей, социальный педагог приводит все сведения в систему. 

Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей. 

  1. Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. 

  2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. 

  3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 

Рекомендации учителям-предметникам

Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 40% учащихся).

Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)

Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление текущих неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

Учитель-предметник ведет следующую документацию:

график индивидуальной работы со слабоуспевающими на учебный год (полугодие, четверть);

- индивидуальная карта (маршрут) слабоуспевающего учащегося;

- задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- карты тематического контроля знаний учащихся

- индивидуальные тетради для дополнительных занятий;

- отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися (сдается в конце четверти) по форме:

При выполнении вышеуказанных требований и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе (в конце четверти) в следующей форме:

Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой социально-педагогической поддержки.

На данный момент в 7 "а" классе есть 1 учащийся, которые требуют более пристального внимания.

Идрисов Гаджимурад. Семья полная, родители готовы сотрудничать со школой, однако, на мой взгляд, слишком лояльны к сыну. Гаджимурад неоднократно был замешен в историях неправомерного характера, часто опаздывает на уроке, пропускает занятия по неуважительной причине, приглашался на индивидуальные беседы и совет профилактики. Успеваемость Гаджимурада тоже оставляет желать лучшего. Обладая неплохими способностями, Гаджимурад ленив и неусидчив, мотивация к учебе снижена.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!