СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся по физической культуре.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся по физической культуре.»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся по физической культуре

учителя МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа №32 г. Улан-Удэ»

Стариковой С.В.

Что такое одаренность?

Разные психологи и педагоги трактуют понятие одаренность по-разному.

Например, известный российский педагог С. Казарновский считает, что одаренность - это потребность и даже повышенный интерес к ряду сфер. А Б.М. Теплов (основатель школы дифференциальной психологии) характеризует как качественно-своеобразное сочетание способностей, которое создает предпосылки для достижения успеха.

Л. Ларионова, Е. Григоренко, Р. Стенберг и другие психологи определяют понятие одаренности как яркие достижения или внутренние предпосылки для них. Но в ее возникновении и формировании важна среда, особенности личности и «рычаги» ее мотивации, и стиль мышления ребенка, поэтому она складывается не только из интеллектуальных качеств.

Одаренность — качественное, своеобразное сочетание врожденных способностей, предпосылок для достижений, которые обеспечивают успешность человека при правильном развитии. Яркий пример одаренного ребенка, чей талант сумел проявиться — Вольфганг Амадей Моцарт.

Физическая, спортивная одаренность - качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающее возможность успеха в конкретной деятельности.

Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности – это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, после спортивной карьеры, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина), несмотря на среднюю, порой низкую успеваемость, связанную с недостатком времени, иногда желания. Если обучающиеся, увлекающиеся спортом и спортсмены с частыми выездами на соревнования, имеют хорошую мотивацию и условия, то могут превосходно учиться. Наша задача выявить, развивать одаренных детей и создавать благоприятные условия для образования, что в наше время дистанционного формата обучения не так уж и сложно.

В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте - системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходима целенаправленная организация процессов воспитания и обучения. Таким образом, задатки человека при оптимальном педагогическом воздействии, психологическом сопровождении, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта, дают возможность развить определенные способности.

Условно различают три уровня развития спортивных способностей:

  1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т. д.

  2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т. д.

  3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т. д.

Создание условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей должно носить системный характер и строиться на следующих принципах:

  • выявление спортивно одаренных детей на протяжении всего процесса обучения;

  • обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса;

  • включение в процесс обучения индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка;

  • постепенный и поэтапный отбор детей для занятий в секции спортивной школы.

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Между тем, спортивно-одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников после окончания спортивной деятельности. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. Я считаю, что необходимо поощрять, выделять достижения, уровень развития физических способностей для укрепления авторитета одаренного ребенка в обществе школьников.

В работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

  • секционные занятия по видам спорта;

  • спортивные соревнования;

  • конкурсы;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуально-групповым планам;

  • сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами ФОКов, спортивных школ, с другими школами.

Считаю, что для выявления одаренных и способных детей в школе необходимо создать определенные условия.


Принципы работы с одаренными детьми

  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);

  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

  • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;

  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

Цель: выявление одаренных детей и создание условий для оптимального их развития.

Задачи:

  • знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

  • проведение различных внеурочных конкурсов, соревнований, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

  • предоставление возможности совершенствовать способности и в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.


Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся. При выявлении одаренных детей учитываются их успех в физкультурной деятельности. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

В своей работе использую следующие признаки одаренности:

  • быстрое освоение деятельности и ее выполнения;

  • использование новых типов деятельности;

  • проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

  • устойчивость интересов;

  • упорство в достижении цели;

  • широта интересов;

  • анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах.


При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.


Например, 5 класс - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры.

Здесь легко выявить одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.

Большую роль играет привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей.

Привлечение родителей к совместной деятельности:

  • выступать перед детьми и на родительских собраниях;

  • участвовать в организации Дней здоровья и туризма;

  • оказывать помощь в организации соревнований;

  • участие в совместных соревнованиях;

  • привлекать к судейству соревнований и др.

участие одаренных детей с другими одаренными детьми старшего возраста, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.

На уроках физкультуры привлекаю одаренных детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, потому что в общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр. Также к помощи в организации и проведении спортивных праздников и Дней здоровья.

  Необходимо привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности; в предметных олимпиадах различного уровня; к выступлениям с пропагандой ЗОЖ; занятиям спортивной деятельностью с младшими школьниками.



Основные мероприятия:

  • мониторинг физической подготовленности обучающихся;

  • разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;

  • организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;

  • приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы с одарёнными детьми;

  • приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для работы с одарёнными детьми;

  • организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.


Мониторинг физической подготовленности учащихся.

Цель:

  • определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам;

  • тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.  


Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности



Учебный год

Этапы

Основные методы

Способы

Результат

2020-2021


3 класс

4 класс

Предварительный  

(диагностический)

  • педагогическое наблюдение;

  • педагогическая диагностика;

  • психологическая диагностика;

  • специальная диагностика (углубленная);

  • диагностический мониторинг (анализ динамики развития);

  • медицинское обследование.

  • анкетирование;

  • карты одаренного ребенка


2021-2022


4 класс

5 класс

Выделение группы детей со специальными способностями.

  • углубленная диагностика с целью определения зоны их ближайшего развития;

  • создание благоприятных условий;

  • педагогическое наблюдение;

  • контрольные испытания (тесты);

  • соревнования, конкурсы;

  • занятия спортом;

  • беседа с родителями.

  • подбор литературы по тематике;

  • создание банка информации по работе с одаренными детьми;

  • подготовка бесед по проблемам одаренности;

  • просветительская работа с родителями;

  • составление планирования ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

  • участие в олимпиадах, конкурсах;


2022-2023


5 класс

6 класс

Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.

Поддержка и стимулирование одаренных детей.

  • педагогическое наблюдение;

  • контрольные испытания (тесты);

  • соревнования, олимпиады;

  • активная жизненная позиция;

  • анализ динамики развития, устранение недостатков;

  • медицинское обследование.

  • начало реализации ИГЗ;


  • участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах;

  • участие в соревнованиях;



На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так   путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результату, которых судят о наличии способностей. Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, разъясняю что необходимо предпринять для развития своих способностей и отслеживаю.

Прилагаю усилия для развития активного интереса к урокам физического воспитания.


  1. Нетрадиционные уроки

  • интегрированные уроки.

  • игровые уроки;

  • соревнования;

  • мини-турниры;

  •  уроки с использованием технических средств и т.д.

  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеурочной работой по предмету:

  • задание творческого плана;

  • участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;

3.    Общеразвивающие мероприятия:

  • традиционные спортивные соревнования школы;

  • предметные недели;

  • олимпиады;

  • дни здоровья.


Работа по развитию творческих способностей учащихся:

  • специально разработанные задания и упражнения, способствующие формированию у занимающихся моторного и мыслительного творчества.

  • частая смена общеразвивающих упражнений, применение в них различных предметов.

  • самостоятельное составление комплексов физических упражнений.

  • конкурсы-соревнования на создание самого оригинального элемента, связки элементов с использованием предметов и без них.

  • упражнения под музыкальное сопровождение, способствующее повышению двигательной активности учащихся, развитию чувство ритма и положительно влияющую на эмоциональную сферу личности.

  • самостоятельное решение задач-ситуаций, искусственно созданных учителем, при освоении спортивных игр, прогнозирование дальнейшего развития последующих тактических моментов. Такие творческие задания формируют тактическое мышление школьников на уроках физической культуры.

  • при решении поставленных учителем задач-ситуаций формировать у школьников поиск нескольких правильных решений.

  • использовать приемы обучения школьников разбору и решению тактических комбинаций в спортивных играх, способствующих формированию мыслительного творчества.

  • Формирование творчества учащихся необходимо осуществлять последовательно в целостной системе учебно-воспитательного процесса. Использование музыкального сопровождения, соответствующего возрасту и интересам учащихся, стимулирует двигательную активность детей и развивает у них творчество.


Карта одаренного учащегося.

  1. Фамилия, имя, отчество учащегося: Б.Я.

  2. Класс: 6 класс.

  3. Состав семьи, ее структура: полная

  4. Жилищно-бытовые условия: квартира

  5. Взаимоотношение в семье: доверительные, теплые

Наличие отклонений от норм поведения в семье: отсутствуют

  1. Культурный уровень семьи: выше среднего

  2. Воспитательный потенциал семьи: средний, родственники уделяют удовлетворительное внимание обучению, развитию ребенка как в школе, так и дома

  3. Характер ребенка: лидер

  4. Качества личности: положительный (готов помочь другу)

  5. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом

  6. Учебная деятельность (успеваемость): имеет удовлетворительные отметки по всем предметам

  7. Посещаемость уроков: не пропускает уроки физической культуры без уважительной причины

  8. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

Предпочитаемые виды труда: физический

Участие в трудовых делах: активное 



План работы с одаренными детьми

Индивидуальная работа

Задание и темы

Формы

Сроки проведения

Конечный результат

2022-2023

Урочные и внеурочные мероприятия

 

Обсуждение индивидуальной программы

Выработка совместных действий по индивидуальной программе 2022-2023 гг.

сентябрь

Индивидуальная программа по физкультуре, принята к реализации

Диагностическая работа по определению уровня обучаемости по физической культуре

Определение уровня обучаемости, развития

сентябрь

Хороший  уровень развития

Участие в школьных мероприятиях в рамках предметной недели по физической культуре

Подготовка команды

сентябрь

октябрь

Участие в мероприятиях

Участие в соревнованиях по спортивным играм в школе, районе

Подготовка команды

сентябрь

октябрь

ноябрь

Участие в эстафете

Участие в турнире по футболу, баскетболу, пионерболу с элементами волейбола.

Сдача нормативов ОФП

Мониторинг повышения двигательной активности

сентябрь

Результаты

Участие в школьном мероприятии «Квест» посвящённое неделе добра

Показать двигательные умения и навыки

ноябрь

Активность и результаты

Определение уровня обучаемости и уровня сформированности ОУУН

Диагностика уровня обучаемости

февраль

 

 

 

Выполнения тестирования по теории ф/к

Сдача нормативов ОФП

Мониторинг повышения двигательной активности

май

результаты

Летний пришкольный лагерь

Мониторинг повышения двигательной активности

июнь

Активность

 

Вовлечение в коллективную деятельность


Занятость в свободное время

ФИ, класс

Участие в мероприятиях

научные проекты

Щ.И. – 6в

Д.А. - 6в

К.Д. – 6д

Я.С. – 6д

Участие в конкурсах и помощь в подготовке праздников.

Участие в ВОШ.

кружки

секции

О.Р. – 6б

Ф.В. – 6б

Б.Я. – 6в

У.А. – 6г

К.Е. – 6г

Б.А. – 6д

Д.Б. - 6д

Ш.К.- 6д

Ш.И. – 6д

К.С. - 6ж

Помощь в подготовке соревнований

Участие в ВОШ.

секции ДЮСШ

А.А. – 6в

Б.А. - 6ж

К.И. – 6д

К.А. – 6д

Участие в школьных, муниципальных и республиканских соревнованиях.

Участие в ВОШ.

 

.