Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ и детей инвалидов предусматривает создания для них специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.
В классе, в котором я работаю, обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.
Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
1.Основные группы условий
Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.
2.Психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ
Индивидуальный подход
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса исхожу из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным. И на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Поэтому главным приоритетом в работе детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Методические приемы
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Наряду с традиционными технологиями обучения, позволяющие обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулировать развитие речи учащихся и основанные на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающегося, использую элементы развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. В своей работе использую следующие методические приемы:
последовательное выполнение заданий;
повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
поэтапное разъяснение заданий;
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
использование упражнений с минимальным заполнением, с пропущенными словами, предложениями;
смена видов деятельности;
использование печатных материалов иллюстрациями.
В работе с детьми применяю такие подходы:
обогащение знаниями об окружающем мире;
проведение подготовительных занятий;
активизация познавательной деятельности;
коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
проявление педагогического такта.
Индивидуальное оценивание ответов обучающихся с ОВЗ
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. Для этого применяю индивидуальное оценивание ответов обучающихся:
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка;
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
оценка переделанных работ.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В ходе коррекционной работы использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Очень важно выработать у ребенка заинтересованность, положительное отношение к учебной деятельности. Для этого использую:
дидактический материал;
игровую деятельность;
совместную деятельность «учитель-ученик» при выполнении задания;
словесную инструкцию в поэтапном виде и речь, как фактор, организующий учебную деятельность
Повторение - основа учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Повторение провожу непрерывно, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение,
организация коррекционной работы
В нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья организовано психолого-педагогическое сопровождение, основная задача которого:
Профессиональная взаимосвязь специалистов МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, учителя начальных классов, медицинского работника) в работе можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Важным условием успешной коррекционной работы считаю непрерывность педагогического воздействия.
В своей работе используем следующие формы:
проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями:
тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
проведение малых педагогических советов, административных советов;
ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зренияздоровьесбережения;
разработка методических рекомендаций учителю;
анкетирование учащихся, диагностика;
обследование школьников по запросу родителей
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, педагога- психолога, учителя-логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Технологии компенсирующего обучения
В работе с детьми ОВЗ необходимо учитывать особенности организации нервной системы таких детей. Поэтому, использую компенсирующие элементы реабилитационного пространства:
любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
понимание детских трудностей и проблем;
принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие;
обучение элементам саморегуляции («учись учиться», «учись владеть собой»),
а также виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Дневник динамического развития
В своей работе использую дневник динамического развития, в котором прослеживается развитие ребенка по каждому предмету.
Задачи:
ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях;
развитие мотивации учебной деятельности
развитие внимания и памяти, навыков самоконтроля
повышение работоспособности и самостоятельности
В дневнике указываю используемые методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения. Дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогом-психологом, учителем-логопедом.
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социализации детей с ОВЗ является актуальной. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, их будущее напрямую зависит от умения трудиться, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Социализация ребёнка в нашем образовательном учреждении осуществляется в процессе различных видов деятельности, с использованием различных форм и технологий, например:
В рамках сетевого взаимодействия я, совместно с педагогическим коллективом, сотрудничаю:
Организация | Вид сотрудничества |
МБУЗ «Городская поликлиника № 22» | Обследование обучающихся с целью профилактики заболеваний |
МНТК «Микрохирургия глаза» |
Сибирский Центр Профилактики и Лечение Близорукости ГЛАЗКА |
АНО «Клиника НИИТО» |
ДДТ «Кировский» | Проведение интеллектуальных игр, конкурсов, выставок, мастер-классов. |
ДДТ им. А.И. Ефремова | Проведение концертов, спектаклей, выставок, мастер-классов, конкурсов рисунков и поделок ( «Святая пасха», рисунок на асфальте) |
ДЮСШ «Фламинго» | Проведение соревнований. |
Детская школа искусств №11 | Проведение выставок, концертов. |
МБУ Городской центр по профилактике социального сиротства «Солнечный круг» | Участие в благотворительных акциях. |
МУП Новосибирский зоопарк им. Р.А.Шило | Участие в экологическом конкурсе « Дворец для скворца» |
Представители силовых структур (МЧС, пожарной охраны, полиции) | Проведение классных часов по направлениям «Правовое воспитание», «Патриотическое воспитание», «Безопасность жизнедеятельности». |
Всероссийский Союз Ветеранов Афганистана | Участие в благотворительных акциях, концертах ко Дню матери и Дню Победы. |
В МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» для детей с ОВЗ создана адаптивная образовательная среда и образовательный процесс осуществляется в соответствии с идеями гуманитарно-культурологического, личностно-деятельстного, диалогического и рефлексивного подходов, идеями творчества, открытости образовательной среды, приоритета положительной обратной связи, интегративности образовательного процесса.
Задачи педагогического сопровождения
В процессе работы я выделила задачи педагогического сопровождения детей, имеющих ОВЗ:
выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.