«Работа с документами на уроках истории в 8-ом классе».
Разработка урока по теме
«Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.»
Ученики в ходе урока решают проблемно-познавательные задачи, работают в группах, учатся формулировать собственную точку зрения с опорой на документы.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику России в первые годы правления Александра I.
Задачи:
- создать образ молодого императора Александра I; раскрыть черты личности и его политические взгляды;
- определить место «Негласного комитета» в проведении первых либеральных реформ императора;
- показать основные направления реформаторской деятельности Александра I и результаты этих реформ;
- продолжить формирование основных умений учащихся: высказывать собственную точку зрения, анализировать и систематизировать учебный текст, самостоятельно делать выводы;
- способствовать воспитанию интереса к прошлому своей страны.
Оборудование: пакеты с документами, учебники
План урока:
1. Российская империя – абсолютная монархия.
2. Император Александр I.
3. «Молодые друзья»
4. Реформы начала царствования.
Дней Александровых прекрасное начало…
А.С. Пушкин
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Активизация познавательного интереса.
Изучение новой темы предваряет беседа с классом по вопросам:
1) Какое событие в российской истории произошло 23 марта 1801 года?
2) Кто оказался на престоле в результате этих событий?
3) Что вы знаете о цесаревиче Александре Павловиче?
Постановка проблемного вопроса.
Что дало основание А.С. Пушкину охарактеризовать первые годы правления императора Александра I как «прекрасное начало», историку В.О. Ключевскому сравнивать молодого императора с цветком: «тепличный цветок… он рос и цвел роскошно, пока стояла хорошая погода, а как подули северные бури, как наступило наше осеннее ненастье, он завял и опустился», а поэту, мемуаристу П.А. Вяземскому назвать его «сфинксом, не разгаданным до гроба».
С чем связаны, на ваш взгляд, подобные оценки самого Александра I и первых лет его правления? Согласны ли вы с такими оценками?
III. Работа учащихся с историческими источниками.
«Современники об императоре Александре I» (приложение №1)
Задания:
1) Ознакомьтесь с высказываниями современников о русском императоре.
2) Определите, какие черты характера Александра I отмечали большинство его современников.
3) Подумайте, почему именно эти черты развились в его характере.
Подведение итогов самостоятельной работы: высказывание собственных суждений по вопросам.
Работа с текстом учебника п. 1 «Император Александр I» стр. 7-8
Задания:
1) Как домашняя атмосфера и система воспитания отразились в характере и взглядах
императора Александра I?
2) Какую роль в воспитании Александра I сыграл его воспитатель швейцарец Ф.С. Лагарп?
Обмен мнениями.
Работа учащихся с историческими источниками.
«Из дневников и писем Александра I» (приложение №2)
Задания:
1) Определите политические пристрастия молодого цесаревича.
2) Предположите, какую политику он будет проводить, взойдя на престол.
Подведение итогов самостоятельной работы: высказывание собственных суждений по вопросам.
VI. Рассказ о Негласном комитете и его роли в реформаторской деятельности императора.
В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу». Так летом 1801 года он создал Негласный комитет, который осуществлял свою деятельность по ноябрь 1803 года. Это было своеобразное «теневое правительство». В его состав входило 4 человека, с которыми молодой царь воспитывался и учился. Это – П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей.
Целью Негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом – должно было стать ограничение самодержавия.
Работа в парах над пунктом «Негласный комитет».
Составление кластера «Первые шаги нового царствования».
Проверка выполнения работы.
VII. Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника.
Пункт «Начало преобразований» и дополнительный справочный материал
«Первые указы императора Александра I» (приложение)
Задания:
1) Проанализируйте учебный и справочный материалы.
2) Составьте таблицу «Реформы начала царствования» (в таблице укажите год проведения реформы, название, основное содержание и результат реформы).
Проверка самостоятельной работы.
Вывод: в первые годы правления Александра Первого проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.
VIII. Обобщение пройденного материала. Обсуждение проблемных вопросов.
Домашнее задание: §1, вопросы и задания к нему. Сопутствующее повторение: «Внешняя политика России второй половины XVIII века». Подготовка сообщений по темам: «Третья антифранцузская коалиция», «Битва трех императоров», «Четвертая антифранцузская коалиция».
Приложения:
№1 «Современники об императоре Александре I»
«Он был красив и добр, но качества, которые можно было заметить в нем тогда и которые должны были обратиться в добродетели, никогда не могли вполне развиться». (Головина В.Н. Мемуары)
«Он имел нрав благородный и великодушный; ему было свойственно не только сострадание, но и откровенность, он оставался чужд коварству и фальши… В России наступил «золотой век». Об этом свидетельствовала любовь и всеобщее восторженное почитание нового императора». (Воспоминание госпожи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг.)
«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский посол в России )
«Царь их тех людей, которые привлекают и, кажется, созданы, чтобы очаровывать тех, кто с ними сталкивается. Если бы я был человеком, поддающимся чисто личным впечатлениям, то мог бы привязаться к нему всем сердцем. Но наряду с выдающимися умственными способностями и умением покорять окружающих в нем есть черты, которые я не могу понять. Это нечто я не смогу лучше объяснить, чем сказав, что во всем ему всегда чего-то не хватает. Самое удивительное в том, что никогда нельзя предугадать, чего ему не будет хватать в том или ином случае или в данных обстоятельствах, потому что это нехватающее разнообразно до бесконечности». (Наполеон, император Франции)
«… Я с грустью видела, что Александр был окружен только молодыми людьми, плохо относившимися к лицам пожилого возраста; по причине своей застенчивости (объясняемой, по-моему, его глухотой) их избегал и сам император. Четыре года царствования Павла, который делал из своих сыновей только капралов, были потеряны для их образования и умственного развития…
Я предвидела, что душевная доброта императора и прочно усвоенные принципы гуманности и справедливости не помешают окружению завладеть его доверием, а министрам и высшим сановникам – делать все, что они пожелают». (Дашкова Е.Р. Записки княгини: воспоминания)
№2 «Из дневников и писем Александра I»
«Ничего не может быть унизительнее и бесчеловечнее, как продажа людей, и для того неотменно нужен указ, который бы оную навсегда запретил. К стыду России рабство в ней еще существует. Не нужно, я думаю, описывать, сколь желательно, чтобы оное прекратилось. Но, однако же, должно признаться, сие весьма трудно и опасно исполнить…»
«… Благосостояние государства не играет никакой роли в управлении делами: существует только неограниченная власть, которая творит все шиворот – навыворот… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены… Если когда-либо придет и мой черед царствовать, то … я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев… Это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законною властию, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация избрала бы своих последователей…» (Цит. по: Шильдер Н.К. Император Александр I: его жизнь и царствование. Т. I)
Из Манифеста императора Александра I от 12 марта 1801 года
«Мы, приемля наследственно Императорский Всероссийский Престол, восприемлем купно и обязанностей управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в Бозе почивающей Августейшей бабки нашей, Государыни императрицы Екатерины Второй, ко ея память нам и всему Отечеству вечно пребудет любезна, да, по ея премудрым намерениям шествуя, достигнем вознести Россию на верх славы и доставить ненарушимое блаженство всем верным подданным нашим…» (Цит. по: Шильдер Н.К. Император Александр I: его жизнь и царствование. Т. II)
Справочный материал: Первые указы императора Александра I
1801, март – освобождение из Петропавловской крепости заключенных Тайной экспедиции; помилован Александр Радищев; указ «О свободном пропуске едущих в Россию и отъезжающих из нее»; отмена запрета на ввоз в Россию книг и нот; дозволение частных типографий.
1801, апрель – указы: «О восстановлении Жалованной грамоты дворянству», «Об уничтожении Тайной экспедиции», «Об уничтожении публичных виселиц».
1801, май – указ запрещавший публикацию объявлений о продаже людей без земли
1801, сентябрь – запрещены пытки.
1801, декабрь – указ, предоставивший право владеть землей купцам, мещанам и казенным крестьянам.