ГЛАВА 4. Домашние задания в ПОУРОЧНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Урок 2. Что такое светская этика?
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:
О чем беседовал с родными и друзьями? Что нового узнал для себя?
Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах? Рассказы учащихся об известных людях России. Обсуждение того, почему были выбраны именно эти биографии.
13. Задание на дом: ответь на вопросы в пособии. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи.
Вариант
Тема урока: Этика и ее значение в жизни человека
Урок 3. Мораль и культура
Виды деятельности: подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Ход урока
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:
• Кому ты читал или пересказывал текст из пособия?
• Что их заинтересовало в твоем рассказе?
• Чем они дополнили твой рассказ?
• Какие вопросы у тебя возникли после пересказа статьи?
• Как ты понял, что изучает наука этика? Что такое философия?
13. Задание на дом: прочитай членам семьи и друзьям статью из пособия и попроси ответить на вопросы. Составь план статьи из пособия для учащихся.
Урок 4. Особенности морали
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы к учащимся:
Кому ты рассказывал о культуре и морали? Что особенно заинтересовало собеседника в твоем рассказе?
Какие твои вопросы вызвали у собеседника затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?
11. Задание на дом: подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры (опираясь на записи в тетради и текст статьи из пособия для учащихся). Вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей морали.
Урок 5. Добро и зло
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
7. Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям о том, как развивались представления людей о добре и зле. Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.
Урок 6. Добро и зло. Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям, что такое добро, зло, гуманность. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). И/или Подготовь рассказ с примерами добрых и злых поступков.
Вариант
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы учащимся:
• Кому из членов семьи ты рассказывал о добре и зле как этических категориях? Согласились ли они с тобой? Всё ли им было понятно в твоем рассказе?
8. Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Урок 8. Добродетель и порок
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы учащимся:
о Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
о Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?
о Какие твои вопросы вызвали у них затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?
9. Задание на дом: подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека. Задание на дом: подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека (или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения).
Урок 10. Свобода и ответственность. Задание на дом: подбери пример из литературы, в котором бы описывалось ответственное поведение человека.
Урок 11. Моральный долг. Задание на дом: подбери две-три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц.
Урок 12. Справедливость.
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам:
Какие пословицы вы подобрали? Почему именно эти? Как вы понимаете значение этих пословиц?
11. Задание на дом: придумай небольшой рассказ о справедливом и несправедливом человеке (или вспомни историю из жизни или литературы). Дай оценку их поступкам.
Урок 13. Альтруизм и эгоизм. Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям о том, что такое эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Урок 14. Дружба. Задание на дом: напишите небольшой рассказ о своем друге, пользуясь составленным планом. Обсудите рассказ с родителями.
Урок 15. Что значит быть моральным. Задание на дом: начните вести дневник, в котором записывайте свои добрые дела и поступки. Подготовьтесь к сочинению на одну из тем: «Россия - наша Родина», «Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль» или др.
5 класс, первая четверть (17 часов)
Урок 18. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества
9. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям?
Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?
12. Задание на дом: выполни задания из пособия для учащихся.
Урок 19. Нравственный поступок. 11. Задание на дом: выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным.
Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения.
Урок 20. Золотое правило нравственности. Задание на дом: вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности.
Вариант
Тема: Что значит быть нравственным? (Золотое правило нравственности)
Домашнее задание
Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.
Мама______________________________________________;
Папа_______________________________________________;
Брат/сестра________________________________________;
Бабушка/дедушка___________________________________;
Урок 21. Стыд, вина и извинение. Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Урок 22. Честь и достоинство. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам: Кому из членов семьи ты рассказывал о стыде и вине? Что особенно заинтересовало, какие твои вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?
Задание на дом: подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чети и достоинстве.
Урок 23. Совесть.
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по группам. Задание группам: Прочитайте все пословицы, которые вы подобрали. Выберите две, которые считаете наиболее подходящими к теме. Объясните свой выбор.
Результаты работы групп записываются на доске.
9. Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.
Урок 24. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Задание на дом: подготовь рассказ на тему «Нравственный образец богатыря».
Урок 25. Джентльмен и леди. Задание на дом: подготовь рассказ на тему «Джентльмен и леди». Что нового узнали? Чем дополнили? Над чем задумались? Приведите примеры (из произведений литературы, кинофильмов, повседневной жизни и т.д.) джентльменских поступков или поведения настоящей леди. Обоснуй свою точку зрения.
Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества. Задание на дом: обсуди с родителями, кого из наших современников можно назвать героями, защитниками Отечества. Есть ли такие люди в твоей семье?
Урок 27. Этикет. Задание на дом: вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.
Урок 28. Семейные праздники. Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям о семейных праздниках жителей других стран. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Урок 29. Жизнь человека - высшая нравственная ценность. Задание на дом: подготовь рассказ на тему «Жизнь человека - высшая нравственная ценность»
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям о государстве и морали граждан