СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с художественным произведением на уроке

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается работа с произведением А.Платонова "Неизвестный цветок". Данный материал имеет практическое применение на уроках литературы 

Просмотр содержимого документа
«Работа с художественным произведением на уроке»

ЗАЯВКА


на участие в научно-методической конференции

«Профессионально-личностный рост педагога

как один из основных аспектов обеспечения качества образования

в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в школе»



Ф.И.О. участника


Гимазетднова Ильсияр Назыхаровна

Название образовательной организации, в том числе сокращенное


МБОУ СОШ №2»

Название работы


Работа с художественным произведением на уроках литературы


Адрес электронной почты


[email protected]

Контактный телефон


89172886891

Согласие на обработку персональных данных


Согласен


Подпись участника ___________
































Тезисы



Гимазетдинова Ильсияр Назыхаровна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «СОШ № 2» Менделеевского МР РТ

E-mail: [email protected]



Работа с художественным произведением на уроках литературы.

На протяжении всей своей жизни человек воспринимает текст. Тексты бывают разные: научные, исторические, художественные, информационные. И одна из задач уроков литературы – это научить понимать художественное произведение.

Рассмотрим, как можно построить работу с художественным произведением на уроке литературы в 6-м классе на примере сказки-были «Неизвестный цветок» Андрея Платонова.

На уроках литературы надо учить детей умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом.



Список литературы

1. Андрей Платонов, сказка-быль «Неизвестный цветок».

2. Интернет-ресурсы.
























Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Управление образования Исполнительного комитета

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан







Научно-методическая конференция


«Профессионально-личностный рост педагога

как один из основных аспектов обеспечения качества образования

в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в школе»






Работу выполнила:

Гимазетдинова Ильсияр Назыхаровна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

МБОУ «СОШ № 2» Менделеевского МР РТ

E-mail: [email protected]





Выступление по теме: «Работа с художественным произведением на уроках литературы»












Менделеевск, 2019 год


Работа с художественным произведением на уроках литературы.


-1-


Что такое текст? В толковом словаре дается определение текста как связанных по смыслу предложений. Тексты бывают разные: научные, исторические, художественные, информационные. На протяжении всей своей жизни человек воспринимает текст.

А одна из задач уроков литературы, да и не только литературы, – это научить понимать художественный текст или художественное произведение.

При работе с художественным произведением или просто с текстом, на мой взгляд, надо ответить на три главных вопроса: «О чём это произведение?» «Что хотел сказать автор?» «Чем понравилось или не понравилось произведение?» Таким образом, ученик должен определить тему, идею произведения и высказать свое отношение к прочитанному.

Определение темы произведения учит пересказу содержания текста, что развивает речь, устную и письменную. Развивает способность подробно или кратко излагать текст. Определение идеи требует умения анализировать произведение, находить главную мысль. А это работа со словом, с деталями, учит находить аргументы, доказательства. Всё это в конечном итоге ведёт к подготовке к итоговой аттестации – писать сочинение-рассуждение, сочинение-эссе. Поэтому работа с художественным текстом на уроках литературы – это не только беседа с классом о прочитанном, но и умение сказанное грамотно оформить в письменный текст.

-2-


Рассмотрим, как можно построить работу с художественным произведением на уроке литературы в 6-м классе на примере сказки-были «Неизвестный цветок» Андрея Платонова. Данное произведение является программным и на изучение отводится 1 час. Произведение небольшое по объему, а значит текст можно прочитать как в классе, так и дать для чтения домой. Работу с данным текстом на уроке можно организовать как в группах, так и в парах.

Жанр произведения – сказка-быль. Поэтому выявляем первую проблему. Сочетание противоположных понятий. Сказка – это вымысел, а быль – это реальность, правда. Ученики дают определение сказки, были. А это уже работа с литературными терминами, с научным текстом. Далее ученики работают с произведением, со словом, с деталями и находят признаки сказки, то есть сочетания, выражения, образы, характерные для сказки (например, цветок как живой, как человек) и признаки были (например, девочка Даша, дети, пионерский лагерь).

Анализируем название произведения. Выявляем вторую проблему. Почему неизвестный цветок? Писатель пишет о цветке как о человеке. Подтверждаем эту мысль текстом, словами, характеризующими цветок. И ученики создают, рисуют образ цветка (подписывают лепестки).

Благоухал

Светил





Терпел

Трудился





Радовался

Не хотел жить печально













Ребята делают вывод – это цветок-труженик.

Далее анализируем концовку произведения. В чем смысл концовки? Цветок оставил след на земле. Вырос новый цветок, еще прекраснее. Делаем вывод. Автор подчеркивает, что только терпением, трудолюбием можно чего-то достичь.

Все записи оформляются в тетрадях.

Домашнее задание. Ответить на вопрос «Чему учит произведение?». Написать связный текст.

-3-


Таким образом, способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что ему неинтересно. Поэтому на уроках литературы надо учить детей умению размышлять над произведением, а значит, о человеке и о жизни в целом.











































Приложение №1


Андрей Платонов

Неизвестный цветок

(Сказка-быль)


Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

— Отчего ты такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

— А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.

— А как тебя зовут? — спросила Даша.

— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

— Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.