Работа с неуспевающими детьми
Голиченко М.С.- учитель начальных классов
Причины неуспеваемости
Внешние
Внутренние
- Снижение ценности образования
- Отсутствие индивидуального подхода
- Влияние улицы
- Перегрузка учащихся
- Дефекты здоровья учащихся
- Низкое развитие интеллекта
- Отсутствие мотивации учения
- Слабое развитие волевой сферы
Причины и характер проявления неуспеваемости
Характер проявления
Причины неуспеваемости
- Нет стремления быть успешным в учебной деятельности ( отсутствует заинтересованность в получении хороших оценок).
- Низкий уровень развития учебной мотивации(ничто не побуждает учится).
Влияют:
Обстоятельства жизни ребенка в семье;
- При выполнении задания отсутствует стремление его понять и осмыслить.
- Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных ответов.
Взаимоотношения с окружающими взрослыми.
- Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся-те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучения
- Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, начинают выполнять практическое задание раньше , чем выучивают правило; не проверяют свои работы или не умеют проверять ; выполняют работу медленно.
- Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
- Занятия усваиваются без интереса, остаются мертвым грузом, не используются в дальнейшей деятельности.
- Неправильные навыки учебной работы- со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения
- Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: пробелы в воспитании, отсутствие требований.
- Отсутствие или слабое развитие учебно- познавательных интересов.
Вставка рисунка
Детей с проблемами школьной успеваемости можно разделить на группы:
1 группа- низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа- высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа- низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для заинтересованности учащихся необходимо использовать все возможности учебного материала:
- Создавать проблемные ситуации;
- Активизировать самостоятельное мышление;
- Организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- Выстраивать позитивные отношения с группой;
- Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Работа с учащимися, не желающими учиться
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
- помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
- развивать ответственность;
- поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
- решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Упражнения , направленные на развитие мышления
"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"
Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний :
- Веселый праздник
- Тяжелая работа
- Развитие
- Вкусный ужин
- Смелый поступок
- Болезнь
- Счастье
- Разлука
- Дружба
- Темная ночь
- Печаль.
Система работы с неуспевающими детьми
Таблица 2
Этапы формирования положительного отношения к учению
Формируемые отношения
1-й этап
К содержанию учебного материала
Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости
К процессу учения (усвоения знаний)
2-й этап
3-й этап
Действует учитель - ученик только воспринимает
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого
К себе, своим силам
К учителю (коллективу)
Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса
Существенный, важный, но не привлекательный материал
Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий
Подчеркнутая объективность, нейтралитет
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса
Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий
Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
Виды помощи в учении
Контроль подготовленности учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Изложение нового материала
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Организация самостоятельной работы вне класса
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
План работ со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия
Срок
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
Сентябрь
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком
Сентябрь
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть
Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий
В течение учебного года
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса
В течение учебного года
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками
В течение учебного года
В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов.