СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Програма работы с одаренными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»

Организация работы с одаренными (талантливыми) детьми

в МБОУ «Многопрофильный лицей №30».

 «Человечество движется вперед благодаря избранным»
Альфред Бине (французский психолог)

Качественный скачок в развитии новых технологий привел к востребованности человека, способного нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно через сохранение и преумножение интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети позволят российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса.

Развитие и поддержка одаренности в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования. В системе дополнительного образования решение проблемы одаренности имеет свою специфику и должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и творческого роста детей, выявления у них признаков и развития присущих им видов одаренности. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в формировании среды для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Сегодня одаренными называют детей:

  • с высоким уровнем творческих (музыкальных, хореографических, художественных и т.п.) способностей;

  • с интеллектом выше среднего;

  • достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);

  • хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Детская одаренность делится на явную (мы её сразу замечаем), возрастную (исчезает с возрастом), скрытую (непроявленную).

Степень одаренности:

  • первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч;

  • вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 23 %;

  • третья — собственно одаренные (15 25 %);

  • четвертая - дети входят в пределы нормы (70 %) .

Типы характеров одаренных детей:

1-й тип подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, речевым с хорошим развитием, лидер, фантазер; 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,  застенчивый, пугливый.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Но наряду с положительными моментами существуют и проблемы одаренных детей:

  • неприязнь к школе.

  • игровые интересы. 

  • погружение в философские проблемы. 

  • несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 

Каковы же причины уязвимости одаренных детей:

  • стремление к совершенству;

  • ощущение неуязвимости;

  • нереалистические цели;

  • сверхчувствительность;

  • потребность во внимании взрослых;

  • нетерпимость.

Поэтому нами выбраны приоритетные направления работы с одаренными детьми:

  • развитие личности одаренных обучающихся;

  • развитие их творческой самостоятельности;

  • развитие их коммуникативных умений.

Исходя из этого, для себя мы определили следующие цели работы с одаренными детьми:

  • расширение возможностей развития индивидуальных и творческих (музыкальных, хореографических, художественных и т.п.) способностей  каждого обучающегося;

  • создание условий для развития обучающихся, одаренных в творческом отношении;

  • улучшение условий социальной адаптации детей;

  • гармонизация отношений в системах «преподаватель –  одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный обучающийся – родитель».

Эти цели можно достичь через решение педагогических задач:

  • выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний;

  • выбирать рациональные формы управления деятельностью обучающихся;

  • осуществлять индивидуализацию обучения;

  • реализовывать личностно-ориентированные технологии в практику обучения;

  • формировать системность в знаниях обучающихся в различных областях творчества;

  • повышать квалификацию преподавателей, осуществляющих работу с одаренными детьми;

  • создавать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.

В нашем учреждении приняты такие критерии одаренности ребенка:

  • решая мыслительные задачи и осуществляя творческую (музыкальную, хореографическую, художественную и т.п.) деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;

  • в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;

  • речь ребенка отличается повышенной выразительностью;

  • показывает стабильные результаты.

Таким образом, одаренным в нашем учреждении мы считаем ребенка, опережающего своих сверстников в развитии, либо выделяющегося среди других детей специальными способностями (музыкальными, танцевальными, художественными, и т.д.)

Преподавательский коллектив МБОУ «Многопрофильный лицей №30» для себя опередил для использования основные принципы обучения одаренных детей. К ним относятся:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения – в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Особенно важно при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;

  • принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержание образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах.

Опираясь на Федеральную целевую Программу «Дети России», национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», муниципальную ведомственную программу «Одаренные дети» на 2021-2022 годы, проект программы учреждения «Работа с одаренными детьми», локальные нормативные акты, МБОУ «Многопрофильный лицей №30» ведет активную работу по развитию системы поддержки одаренных (талантливых) детей. 

Для каждой ступени основного образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода (рассмотрим на примере нашего учреждения):

  • на этапе дошкольного образования – осуществляется предшкольная подготовка, в рамках направления «Раннее эстетическое развитие детей»;

  • на этапе начального школьного образования – оказывается помощь в освоении склонностей и способностей ребенка, деятельность которых осуществляется в следующих отделениях: народные инструменты, фортепиано, струнные инструменты, хоровое отделение, вокальное отделение, хореографическое отделение, фольклор, духовые инструменты;

  • для успешного развития одаренности, в учреждении создается насыщенная, эмоционально богатая образовательная среда, через мотивацию к различным видам деятельности;

  • на этапе основного общего образования осуществляется поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения через вовлечение в проектную деятельность, обучения по специальным образовательным программам с углубленным уровнем (программы для одаренных обучающихся);

  • на этапе среднего полного общего образования происходит сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и помощь в получении углубленных знаний в выбранном профиле деятельности. В этот период характер образовательной деятельности предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных знаний, «погружение» в деятельность и  моделирование творческих ситуаций.

Отметим некоторые особенности работы с одаренными обучающимися в нашем учреждении. Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант. Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что с одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. Поэтому в учреждении большое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей: ежегодно планируются и проводятся теоретические и практические семинары по проблеме, все преподаватели проходят курсы повышения квалификации, посещают разноуровневые мастер-классы и творческие мастерские.

Нами подобраны рекомендации для преподавателей, работающих с одаренными детьми:

  1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 

  2. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. 

  3. Научите обучающихся использовать знания, полученные в других областях и при изучении других предметов. 

  4. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 

  5. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. 

  6. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей стала системной и неотъемлемой частью педагогического сопровождения обучающихся нашего учреждения. Каждому ребенку в МБОУ «Многопрофильный лицей №30» предоставляется возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их усвоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Образовательную деятельность каждого отделения мы рассматриваем как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, творческих способностей - общих и специальных, личностных качеств и т. д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике образовательной и воспитательной работы с детьми.

В обучении одаренных детей в МБОУ №30 приоритетной формой работы является общение ребенка с преподавателем, поэтому занятия строятся на индивидуальном общении, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя, имея максимум внимания со стороны преподавателя.

Ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Ведущим принципом работы с одаренными детьми сегодня в нашем учреждении является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одаренности по конечному результату этой деятельности, за определенный период. Предоставление таких возможностей реализуется через конструирование разнообразных форм воспитательно-образовательной деятельности (групповые и индивидуальные занятия, научно-практические конференции, фестивали, конкурсы, отчетные концерты, праздничные программы и др.)

На занятиях используются  технологии обучения и их элементы:

  • индивидуальное и дифференцированное обучение;

  • интегративный подход;

  • проектное обучение;

  • модульная технология;

  • технология полного усвоения;

  • инновационные компьютерные технологии.

Для одаренных и талантливых детей разрабатываются специальные образовательные программы для раскрытия и реализации их способностей, в которых проектируется маршрут деятельности преподавателя, ориентированный на реальное развитие потенциала личности ребенка, следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами. Основные подходы к разработке содержания таких образовательных программ: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.

Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся обладают различные конкурсы, фестивали, концерты, праздничные мероприятия, показательные выступления и т.д.

Результативность работы с одаренными обучающимися

для учреждения

  • Повышение востребованности нашего учреждения у населения и образовательных учреждений поселка и соответственно престижа МБОУ №30.

  • Увеличение количество квалифицированных кадров.

  • Создание новых современных образовательных программ, в том числе интегрированных.

  • Формирование единого воспитательного пространства, за счет непрерывности образования.

  • Формирование команды единомышленников, и как следствие улучшение психологического микроклимата в учреждении.

для педагогов

  • Постоянных поиск, повышение квалификации.

  • Сохранность контингента, заинтересованность обучающихся в успехе.

  • Престиж работы преподавателя и учреждения в целом.

  • Формирование «субъект-субъектных» отношений между членами педагогического коллектива и преподавателями и обучающимися.

  • Изменилось отношение обучающихся к изучаемой области знания в лучшую сторону.

для обучающихся

  • Обучающиеся стали активнее на занятиях, развили умения работать самостоятельно более ответственное отношение к обучению в МБОУ №30.

  • Окрепло умение работать в коллективе и отвечать за успех общего результата.

  • Развиваются творческие (музыкальные, хореографические, художественные и т.п.) способности, признаками которых являются творческие работы, исследовательские и проектные работы, победы в конкурсах ,фестивалях и т.п.

  • Повышается положительная мотивация к изучаемой образовательной области знаний

  • Создается программа поведения в неопределенных проблемных ситуациях.

Для систематизации работы по этой проблеме, в МБОУ №30 создается банк информационно-методических материалов (памятки, диагностики, методическая продукция по проблеме и т.п.) в помощь преподавателям, детям и их родителям. Формируются банк данных «Одаренные дети», отражающий достижения обучающихся в разноуровневых конкурсах и фестивалях, исследовательской и проектной деятельности.

Такая система работы с детьми дает свои положительные результаты.

Хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Подготовила зам.директора по НМР Иванова В.В.