ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта: «Работа с семьей ребенка с ОВЗ»
Выполнили:
Вдовыдченко Е.И.,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 7, Левокумского р-на ;
г. Ставрополь, 2017 г.
Оглавление.
Введение. с.3-5
Раздел I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья.
1.1 Основные задачи семейного воспитания, где дети с ОВЗ. с.5-6
Раздел II. Основные направления работы с семьей ребенка с ОВЗ.
2.1 Воспитательная работа родителей в семье с.6-9
2.2. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка
с ограниченными возможностями здоровья. с.10-11
Заключение. с.12
Литература. с.12-13
Введение
“… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом” Е.А. Стребелева, А.В Зацепина (Дефектология, 1, 2005, с. 4) |
Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.
Актуальность проекта: в последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция - родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей и является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Проблема проекта: без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения.
Цель проекта: создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи проекта:
научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
ознакомить с формами продуктивной деятельности;
сформировать адекватную самооценку.
Ожидаемый результат
появление интереса родителей к работе школы;
повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;
увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам;
возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в школе;
рост удовлетворенности родителей работой педагогов школы в целом.
Сроки – 2017-2018 учебный год.
Ресурсы проекта
В единстве с концепцией общего стандарта и с целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения.
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования.
Финансово-экономическое обеспечение – возможность пригласить для участия в занятиях актёров, тренеров, выехать на тренинг за пределы школы (нанять спецтранспорт, арендовать помещение)
Материально-техническое обеспечение – оргтехника, актовый зал, учебный кабинет информатики, учебная аудитория, аудиотехника, видеотехника, канцтовары, столовая.
Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализацией процесса образования детей с ОВЗ.
Практическая часть проекта
Раздел I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Одним из основных источников и эталонов человеческого поведения является семья. Цель воспитания ребенка – это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая “особого” ребенка, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания. Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ОВЗ увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для такого ребенка. Услуги для ребенка с ОВЗ в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности. Страх за его будущее, растерянность, незнание особенностей воспитания приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку, или определяют ребенка в интернат. Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т. к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе.
Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ОВЗ, - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум.
Раздел II. Основные направления работы с семьей ребенка с ОВЗ
2.1 Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.
Основные функции, в соответствии с которыми должны строиться основные пути психолого-педагогической помощи и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
информационная функция;
поддерживающая функция;
посредническая функция;
функция развития семьи как малой группы;
функция обучения родителей и детей.
В соответствии с вышеперечисленными функциями можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
информирование;
индивидуальное консультирование;
индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей;
групповая работа.
Практическая работа с семьей ребенка с ОВЗ
Работу желательно строить по следующим направлениям:
1. Проведение психологического диагностирования семьи,
2. Разработка основных направлений работы,
3. Использование психокоррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи.
Если возникает необходимость, то в рамках диагностического этапа, анализируются личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяется уровень тревожности.
Примерный инструментарий для диагностирования семьи:
наблюдение;
беседы-интервью;
проективные методики;
личностные тесты;
опросник.
Основные задачи психокоррекционной и психотерапевтической работы – помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть;
Формы и содержание работы с семьей в ОУ
Сочетание разнообразных форм деятельности:
консультации;
лектории;
беседы за круглым столом;
творческие встречи;
индивидуальная работа позволяют заинтересовать родителей и создать целостную систему взаимодействия участников образовательного процесса.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Научите меня говорить правильно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.
Перспективное планирование работы с родителями
Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
Планирование работы
Этап | Мероприятия | Продукт | | Сроки |
1. Подготовительный | Создание рабочей группы. Разработка проекта и его защита. Объявление о проекте на педсовете и родительском собрании. Анкетирование родителей. | Утвержденная рабочая группа. Разработанный проект. Результаты опроса | | сентябрь – ноябрь 2017 г. |
2. Проектировочный | Составление плана афиширования проекта: через сайт школы, привлечение СМИ, поиск социальных партнеров, спонсоров. Оценивание собственных средств и возможностей. Подбор кадров. Оформление нормативно-правовой базы, проекта договоров | Реклама. Принятые кадры, утвержденные локальные акты | | декабрь 2017 – октябрь 2018 г. декабрь 2017 г. –март 2018 г. |
3. Практический | Заключение договоров с социальными партнерами. Информирование общественности о ходе реализации проекта через СМИ, сайт школы. | Подписанные договоры. Успешная реализация проекта | | апрель- сентябрь 2018 г. |
4. Заключительный | Подведение итогов. Участие в городских, республиканских и Всероссийских конкурсах творческих работ. Социальная защита. Положительная самооценка. Самореализация. | Интеграция в социум. Профориентация. | | октябрь 2017 г. – сентябрь 2018 г. |
| | | | |
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») |
6 | Наглядность | «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – оформление ширмы «Азбука здоровья»; – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»; – оформление папки «Мелкая моторика» |
Октябрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?» |
| «Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) |
4 | «Родительский университет» | Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы |
6 | Наглядность | – дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»; – оформление папки «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Ноябрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания» |
4 | «Родительский университет» | Консультация: «Познание окружающего вместе с малышом» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей» |
6 | Наглядность | – оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»; – дополнение в папку «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Декабрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Беседа: «Немного о режиме» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр; |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Азбука общения с малышом» обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем» |
4 | «Родительский университет» | Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году) |
6 | Наглядность | – Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка» – оформление стенда «Зимушка – зима» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Январь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба» |
2 | «Игра – это серьезно» | Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей |
4 | «Родительский университет» | Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин) |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой) |
6 | Наглядность | – оформление ширмы «Игры для здоровья»; – дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Февраль
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким» |
2 | «Игра – это серьезно» | Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение) |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки») |
6 | Наглядность | – изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»; – дополнение в папку «Игры для здоровья»; – оформление фотовыставки «Мой папа – солдат» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» |
3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Март
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья» |
2 | «Игра – это серьезно» | Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом |
4 | «Родительский университет» | Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы) |
6 | Наглядность | – оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные» – оформление стенда «Весна» – обновление папки «Составляющие здоровья»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» |
Апрель
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье» |
2 | «Игра – это серьезно» | Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Взрослые и дети» |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания) |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги |
6 | Наглядность | – выставка детских книг, дидактических пособий, игр; – дополнение в папку «Все о здоровье»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Май
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей) |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры) |
3 | «Научите меня говорить правильно» | «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей) |
4 | «Родительский университет» | «Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семейный кукольный театр: «Три медведя» |
6 | Наглядность | – оформление стенда «Здравствуй, лето!»; – дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»; – обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры); – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето – выставка детских работ |
4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») |
6 | Наглядность | «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – оформление ширмы «Азбука здоровья»; – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»; – оформление папки «Мелкая моторика» |
2.2. Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ в соответствии с федеральным законодательством отнесена к ведению и полномочиям Российской Федерации. Социальная поддержка - это «система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления им помощи и необходимых видов социальных услуг». [18.c.118]
Выделяют следующие наиболее распространенные виды социальной поддержки:
Материальная поддержка предоставляется путем выплат пенсий, компенсаций, помощи на лечение и оздоровление; обеспечения продуктами питания, одеждой, медикаментами, средствами для передвижения и т.д.
Психологическая поддержка направлена на мобилизацию внутренних ресурсов клиента и имеет следующие цели:
изменение представлений о безысходности его положения;
восстановление защитных сил организм;
формирование уверенности в себе, мотивации, направленной на преодоление чувства тревоги, страха или вины, психологических комплексов, неуверенности в своих силах;
укрепление активной, деятельной личностной позиции.
Такая поддержка предоставляется в ходе консультаций, психотерапевтических бесед, психологических тренингов, встреч групп самопомощи.
Педагогическая поддержка ориентирована на превентивную и оперативную помощь детям, молодежи, семьям путем предоставления им необходимой социально-педагогической информации, проведения просветительских мероприятий, консультаций, бесед и т.п.
В настоящее время государственная политика в отношении детей с ОВЗ и их семей направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи. Между тем, назрела необходимость изменить общественное сознание и принципы деятельности государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции детей с ОВЗ в социум.
На сегодняшний день дети с ОВЗ и их семьи согласно законодательству РФ имеют следующие основные льготы и преимущества:
бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;
обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (ИПР), разрабатываемыми Бюро МСЭ;
бесплатный проезд на пригородном транспорте (обеспечивается при условии, что инвалид не отказался от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации);
бесплатное санаторно-курортное лечение;
бесплатный проезда к месту лечения и обратно (предоставляется инвалидам, не отказавшимся от получения набора социальных услуг в пользу денежной компенсации);
возможность приобретения ежемесячных именных социальных проездных билетов на проезд в общественном транспорте в границах населенных пунктов;
50 % скидка на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) семьям, имеющим детей-инвалидов;
Заключение
Таким образом, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями сложный процесс. Но целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.
Литература
Савина Е.А., Чарова О.Б. “Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии” / научно-методический журнал “Вопросы психологии”, № 6, 2002, с. 15-23;
Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59;
Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 11–13;
Стребелева Е.А., Закрепина А.В. “Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10;
Чарова О.Б. “Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта” / “Дефектология”, № 6-2008, стр. 13-19;
Микляева Н.В. “Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи” / журнал “Логопед”, № 5, 2008, стр. 119–123
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.
Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.: Гардарики, 2005.-320с.
Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.
Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.
http://pandia.ru
https://www.ronl.ru/diplomnyye-raboty/sociologiya/
pedsovet.org
урок.рф