СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с семьей ребенка с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. 

Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
««Работа с семьей ребенка с ОВЗ»»


ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Кафедра специального и инклюзивного образования














Тема проекта: «Работа с семьей ребенка с ОВЗ»











Выполнили:


Вдовыдченко Е.И.,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 7, Левокумского р-на ;









г. Ставрополь, 2017 г.

Оглавление.

Введение. с.3-5

Раздел I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными

возможностями здоровья.

1.1 Основные задачи семейного воспитания, где дети с ОВЗ. с.5-6

Раздел II. Основные направления работы с семьей ребенка с ОВЗ.

2.1 Воспитательная работа родителей в семье с.6-9

2.2. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка

с ограниченными возможностями здоровья. с.10-11

Заключение. с.12

Литература. с.12-13

























Введение


“… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом”

Е.А. Стребелева, А.В Зацепина
(Дефектология, 1, 2005, с. 4)


Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. 

Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.

Актуальность проекта: в последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция - родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей и является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Проблема проекта: без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения.

Цель проекта: создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи проекта:

  • научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;

  • ознакомить с формами продуктивной деятельности;

  • сформировать адекватную самооценку.

Ожидаемый результат

  • появление интереса родителей к работе школы;

  • повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;

  • увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам;

  • возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в школе;

  • рост удовлетворенности родителей работой педагогов школы в целом.

Сроки – 2017-2018 учебный год.

Ресурсы проекта

В единстве с концепцией общего стандарта и с целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения.

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования.

Финансово-экономическое обеспечение – возможность пригласить для участия в занятиях актёров, тренеров, выехать на тренинг за пределы школы (нанять спецтранспорт, арендовать помещение)

Материально-техническое обеспечение – оргтехника, актовый зал, учебный кабинет информатики, учебная аудитория, аудиотехника, видеотехника, канцтовары, столовая.

Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализацией процесса образования детей с ОВЗ.

Практическая часть проекта

 Раздел I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

1.1. Одним из основных источников и эталонов человеческого поведения является семья. Цель воспитания ребенка – это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая “особого” ребенка, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания. Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ОВЗ увеличиваются. Жилье обычно не при­способлено для такого ребенка. Услуги для ребенка с ОВЗ в таких семьях преимущественно плат­ные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процеду­ры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособ­ления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, орто­педическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а до­ход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности. Страх за его будущее, растерянность, незнание особенностей воспитания приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку, или определяют ребенка в интернат. Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т. к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе.

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ОВЗ, - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум.

Раздел II. Основные направления работы с семьей ребенка с ОВЗ

2.1 Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Основные функции, в соответствии с которыми должны строиться основные пути психолого-педагогической помощи и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • информационная функция;

  • поддерживающая функция;

  • посредническая функция;

  • функция развития семьи как малой группы;

  • функция обучения родителей и детей.

В соответствии с вышеперечисленными функциями можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • информирование;

  • индивидуальное консультирование;

  • индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей;

  • групповая  работа.

Практическая работа с семьей ребенка с ОВЗ

Работу желательно строить по следующим направлениям:

1. Проведение психологического диагностирования семьи,

2. Разработка основных направлений работы,

3. Использование психокоррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи.

Если возникает необходимость, то в рамках диагностического этапа, анализируются личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяется уровень тревожности.

Примерный инструментарий для диагностирования семьи:

  • наблюдение;

  • беседы-интервью;

  • проективные методики;

  • личностные тесты;

  • опросник.

Основные задачи психокоррекционной и психотерапевтической работы – помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть;

Формы и содержание работы с семьей в ОУ

Сочетание разнообразных форм деятельности:

  • консультации;

  • лектории;

  • беседы за круглым столом;

  • творческие встречи;

  • индивидуальная работа позволяют заинтересовать родителей и создать целостную систему взаимодействия участников образовательного процесса.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Научите меня говорить правильно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.


Перспективное планирование работы с родителями

  1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

Планирование работы

Этап

Мероприятия

Продукт


Сроки

1.

Подготовительный

Создание рабочей группы. Разработка проекта и его защита. Объявление о проекте на педсовете и родительском собрании. Анкетирование родителей.

Утвержденная рабочая группа.

Разработанный проект.


Результаты опроса




сентябрь –

ноябрь

2017 г.

2.

Проектировочный

Составление плана афиширования проекта: через сайт школы, привлечение СМИ,

поиск социальных партнеров, спонсоров.

Оценивание собственных средств и возможностей.

Подбор кадров. Оформление нормативно-правовой базы, проекта договоров

Реклама.






Принятые кадры, утвержденные локальные

акты













декабрь

2017 –

октябрь

2018 г.




декабрь

2017 г. –март

2018 г.


3.

Практический

Заключение договоров с социальными партнерами.

Информирование общественности о ходе реализации проекта через СМИ, сайт школы.

Подписанные договоры.

Успешная реализация проекта




апрель-

сентябрь

2018 г.

4.

Заключительный

Подведение итогов. Участие в городских, республиканских и Всероссийских конкурсах творческих работ.

Социальная защита. Положительная самооценка. Самореализация.


Интеграция в социум.

Профориентация.




октябрь

2017 г. –

сентябрь

2018 г.










Перспективное планирование работы с родителями

Сентябрь

1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.



Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

4

«Родительский университет»

Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)

6

Наглядность

«Уголок для родителей»:

– оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– оформление ширмы «Азбука здоровья»;

– оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;

– оформление папки «Мелкая моторика»

Октябрь



Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»


«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

4

«Родительский университет»

Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы

6

Наглядность

– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;

– оформление папки «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Ноябрь



Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

3

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

4

«Родительский университет»

Консультация: «Познание окружающего вместе с малышом»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

6

Наглядность

– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

– дополнение в папку «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Декабрь



Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Беседа: «Немного о режиме»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

4

«Родительский университет»

Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

6

Наглядность

– Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»

– оформление стенда «Зимушка – зима»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Январь



Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

2

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

4

«Родительский университет»

Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин)

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Кормушка своими руками»

(дома с папой)

6

Наглядность

– оформление ширмы «Игры для здоровья»;

– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Февраль



Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»

2

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

4

«Родительский университет»

Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки»)

6

Наглядность

– изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– дополнение в папку «Игры для здоровья»;

– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Март



Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

2

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные»

3

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом

4

«Родительский университет»

Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)

6

Наглядность

– оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

– оформление стенда «Весна»

– обновление папки «Составляющие здоровья»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

Апрель



Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

2

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Взрослые и дети»

4

«Родительский университет»

Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

6

Наглядность

– выставка детских книг, дидактических пособий, игр;

– дополнение в папку «Все о здоровье»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Май



Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

«Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)

3

«Научите меня говорить правильно»

«Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)

4

«Родительский университет»

«Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный кукольный театр: «Три медведя»

6

Наглядность

– оформление стенда «Здравствуй, лето!»;

– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето

– выставка детских работ

4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.






Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

4

«Родительский университет»

Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)

6

Наглядность

«Уголок для родителей»:

– оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– оформление ширмы «Азбука здоровья»;

– оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;

– оформление папки «Мелкая моторика»

2.2. Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ в соответствии с федеральным законодательством отнесена к ведению и полномочиям Российской Федерации. Социальная поддержка - это «система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления им помощи и необходимых видов социальных услуг». [18.c.118]

Выделяют следующие наиболее распространенные виды социальной поддержки:

  • материальную,

  • психологическую,

  • педагогическую,

  • правовую (юридическую) и др.

Материальная поддержка предоставляется путем выплат пенсий, компенсаций, помощи на лечение и оздоровление; обеспечения продуктами питания, одеждой, медикаментами, средствами для передвижения и т.д.

Психологическая поддержка направлена на мобилизацию внутренних ресурсов клиента и имеет следующие цели:

изменение представлений о безысходности его положения;

восстановление защитных сил организм;

формирование уверенности в себе, мотивации, направленной на преодоление чувства тревоги, страха или вины, психологических комплексов, неуверенности в своих силах;

укрепление активной, деятельной личностной позиции.

Такая поддержка предоставляется в ходе консультаций, психотерапевтических бесед, психологических тренингов, встреч групп самопомощи.

Педагогическая поддержка ориентирована на превентивную и оперативную помощь детям, молодежи, семьям путем предоставления им необходимой социально-педагогической информации, проведения просветительских мероприятий, консультаций, бесед и т.п.

В настоящее время государственная политика в отношении детей с ОВЗ и их семей направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи. Между тем, назрела необходимость изменить общественное сознание и принципы деятельности государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции детей с ОВЗ в социум.

На сегодняшний день дети с ОВЗ и их семьи согласно законодательству РФ имеют следующие основные льготы и преимущества:

  • бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;

  • обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (ИПР), разрабатываемыми Бюро МСЭ;

  • бесплатный проезд на пригородном транспорте (обеспечивается при условии, что инвалид не отказался от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации);

  • бесплатное санаторно-курортное лечение;

  • бесплатный проезда к месту лечения и обратно (предоставляется инвалидам, не отказавшимся от получения набора социальных услуг в пользу денежной компенсации);

  • возможность приобретения ежемесячных именных социальных проездных билетов на проезд в общественном транспорте в границах населенных пунктов;

  • 50 % скидка на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) семьям, имеющим детей-инвалидов;

Заключение

Таким образом, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями сложный процесс. Но целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.

Литература

  1. Савина Е.А., Чарова О.Б. “Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии” / научно-методический журнал “Вопросы психологии”, № 6, 2002, с. 15-23;

  2. Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.

  3. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.

  4. Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59;

  5. Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 11–13;

  6. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. “Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10;

  7. Чарова О.Б. “Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта” / “Дефектология”, № 6-2008, стр. 13-19;

  8. Микляева Н.В. “Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи” / журнал “Логопед”, № 5, 2008, стр. 119–123

  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06

  10. Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.

  11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.: Гардарики, 2005.-320с.

  12. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.

  13. Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.

  14. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.

  15. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

  16. http://pandia.ru

  17. https://www.ronl.ru/diplomnyye-raboty/sociologiya/

  18. pedsovet.org

  19. урок.рф