СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с учебным текстом на уроках русского языка как средство развития читательской грамотности обучающихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по развитию читательской грамотности учащихся

Просмотр содержимого документа
««Работа с учебным текстом на уроках русского языка как средство развития читательской грамотности обучающихся»»

Из опыта работы. «Работа с учебным текстом на уроках русского языка и литературы как средство развития читательской грамотности обучающихся»  Лымарева Н. П.,  учитель русского языка и литературы  МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ

Из опыта работы.

«Работа с учебным текстом на уроках русского языка и литературы как средство развития читательской грамотности обучающихся» Лымарева Н. П., учитель русского языка и литературы МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ

Введение Любой учитель скажет, что успеваемость и успешность ученика напрямую зависят от сформированности у него навыков чтения. Чем хуже читает и понимает прочитанное ребенок, тем хуже он учится. При этом неважно, о каком школьном предмете идет речь: о литературе или алгебре. Изучение всех наук прежде всего основано на чтении. Даже простое задание к математическому примеру – это текст, и от умения его понять зависит, насколько верно ученик справится с этим заданием.

Введение

  • Любой учитель скажет, что успеваемость и успешность ученика напрямую зависят от сформированности у него навыков чтения. Чем хуже читает и понимает прочитанное ребенок, тем хуже он учится. При этом неважно, о каком школьном предмете идет речь: о литературе или алгебре. Изучение всех наук прежде всего основано на чтении. Даже простое задание к математическому примеру – это текст, и от умения его понять зависит, насколько верно ученик справится с этим заданием.
Требования стандарта по развитию навыков работы с информацией: I.Получение, поиск и фиксация информации II. Понимание и преобразование информации  III. Применение и представление информации

Требования стандарта по развитию навыков работы с информацией:

I.Получение, поиск и фиксация информации

II. Понимание и преобразование информации III. Применение и представление информации

Приёмы работы с учебным текстом Чтение учебной статьи по литературе или параграфа по русскому языку. Составление различного вида планов. Преобразование текстовой информации в схему или в таблицу . Преобразование табличной или схематичной информации в текстовую. Чтение с остановками.

Приёмы работы с учебным текстом

  • Чтение учебной статьи по литературе или параграфа по русскому языку.
  • Составление различного вида планов.
  • Преобразование текстовой информации в схему или в таблицу .
  • Преобразование табличной или схематичной информации в текстовую.
  • Чтение с остановками.
Преобразование информации

Преобразование информации

Задание: Изучить таблицу к теме: «Действительные причастия настоящего времени» Преобразовать информацию из таблицы в текстовую Обсудить составленный текст в парах Подготовить устное сообщение по теме

Задание:

  • Изучить таблицу к теме: «Действительные причастия настоящего времени»
  • Преобразовать информацию из таблицы в текстовую
  • Обсудить составленный текст в парах
  • Подготовить устное сообщение по теме
Пример устного сообщения Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида, переходных и непереходных суффиксальным способом. Для образования действительных причастий настоящего времени от глаголов 1 спряжения используются суффиксы –ущ- (-ющ-) Например: бороться – борются – борющийся Если в образовании действительных причастий настоящего времени участвует глагол 2 спряжения, используются суффиксы –ащ- (-ящ-) Например: лечить – лечат - лечащий Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида, переходных и непереходных суффиксальным способом. Для образования действительных причастий настоящего времени от глаголов 1 спряжения используются суффиксы –ущ- (-ющ-) Например: бороться – борются – борющийся Если в образовании действительных причастий настоящего времени участвует глагол 2 спряжения, используются суффиксы –ащ- (-ящ-) Например: лечить – лечат - лечащий

Пример устного сообщения

  • Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида, переходных и непереходных суффиксальным способом. Для образования действительных причастий настоящего времени от глаголов 1 спряжения используются суффиксы –ущ- (-ющ-) Например: бороться – борются – борющийся Если в образовании действительных причастий настоящего времени участвует глагол 2 спряжения, используются суффиксы –ащ- (-ящ-) Например: лечить – лечат - лечащий
  • Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида, переходных и непереходных суффиксальным способом. Для образования действительных причастий настоящего времени от глаголов 1 спряжения используются суффиксы –ущ- (-ющ-)
  • Например: бороться – борются – борющийся
  • Если в образовании действительных причастий настоящего времени участвует глагол 2 спряжения, используются суффиксы –ащ- (-ящ-)
  • Например: лечить – лечат - лечащий
II. Систематизация ЗУН , полученных при изучении темы. Работа с опорной схемой. Задание: используя опорную схему, составьте устное сообщение по теме «Имя прилагательное как часть речи»

II. Систематизация ЗУН , полученных при изучении темы. Работа с опорной схемой.

Задание: используя опорную схему, составьте устное сообщение по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Работа с текстом Задание: Прочитайте и озаглавьте текст. Какова тема и основная мысль текста. Прочитайте предложение, в котором идея выражена наиболее четко. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Выпишите слова со скобками, объясните написание прилагательных, обозначьте орфограммы. Выполните грамматические разборы, указанные в тесте.  

Работа с текстом

Задание: Прочитайте и озаглавьте текст.

  • Какова тема и основная мысль текста. Прочитайте предложение, в котором идея выражена наиболее четко.
  • Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
  • Выпишите слова со скобками, объясните написание прилагательных, обозначьте орфограммы.
  • Выполните грамматические разборы, указанные в тесте.

 

Любишь ли ты родное село? Село Слобода-Бешкиль распол…жилось на берегу полно(водной) реки, которая называется Исетью. Летом посиди на ее песча(н,нн)ом 2 берегу, вслушайся в ш…пот (не)спокойной волны ш…рох речных ив. Может быть, они расскажут тебе уд…вительную историю возникновения села.  Село Слобода-Бешкиль основано в д…лёком 1668 году. В центре села возвышается каме(н,нн)ая церковь , построенная в 1850 году в честь Рождества Христова.  По соседству со стари(н,нн)ым(3) храмом, которому в 2022 году исполнится 172 года, распол…гается средняя общеобразовательная школа. И зимой Слобода-Бешкиль красива! Посмотри на ее окрестности. Милее картины (не) найдёш(?)  Люби свою малую родину, интересуйся её историей!

Любишь ли ты родное село? Село Слобода-Бешкиль распол…жилось на берегу полно(водной) реки, которая называется Исетью. Летом посиди на ее песча(н,нн)ом 2 берегу, вслушайся в ш…пот (не)спокойной волны ш…рох речных ив. Может быть, они расскажут тебе уд…вительную историю возникновения села.

Село Слобода-Бешкиль основано в д…лёком 1668 году. В центре села возвышается каме(н,нн)ая церковь , построенная в 1850 году в честь Рождества Христова.

По соседству со стари(н,нн)ым(3) храмом, которому в 2022 году исполнится 172 года, распол…гается средняя общеобразовательная школа.

И зимой Слобода-Бешкиль красива! Посмотри на ее окрестности. Милее картины (не) найдёш(?)

Люби свою малую родину, интересуйся её историей!

Задание: внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему. Учимся читать лингвистический текст. Имя прилагательное. Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные. С помощью прилагательных предмет можно охарактеризовать с самых разных точек зрения. Есть прилагательные, которые обозначают качество предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени: сильный – сильнее – более сильный. Такие прилагательные называются качественными. С помощью качественных прилагательных можно дать общую оценку предмету ( красивое лицо, безобразное поведение), охарактеризовать предмет по величине (большое яблоко), по весу (тяжёлая сумка), по зап аху ( душистый ландыш), по температуре (тёплое молоко), по действию (пугливый заяц) и т.п.

Задание: внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Учимся читать лингвистический текст.

Имя прилагательное.

Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

С помощью прилагательных предмет можно охарактеризовать с самых разных точек зрения.

Есть прилагательные, которые обозначают качество предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени: сильный – сильнее – более сильный. Такие прилагательные называются качественными. С помощью качественных прилагательных можно дать общую оценку предмету ( красивое лицо, безобразное поведение), охарактеризовать предмет по величине (большое яблоко), по весу (тяжёлая сумка), по зап аху ( душистый ландыш), по температуре (тёплое молоко), по действию (пугливый заяц) и т.п.

Качественные прилагательные помогают дать характеристику человеку или другому живому существу: его внешним качествам (худой, загорелый, румяный, юркий) и внутренним свойствам (добрый, мудрый, гордый и т.д.) Есть в русском языке прилагательные, которые обозначают признак предмета по отношению к другому предмету. Например: серебряный сосуд – сосуд из серебра, детские игрушки – игрушки для детей. Такие прилагательные называются относительными. Относительные прилагательные могут обозначать признак по отношению к материалу, из которого изготовлен предмет ( меховое пальто – пальто из м еха), по назначению предмета ( спортивный костюм – костюм для спорта ), по отношению предмета ко времени ( утренний поезд – поезд, который отправляется утром ), к месту ( московские улицы – улицы Москвы ), к количеству ( пятиэтажный дом ) и т. п.

Качественные прилагательные помогают дать характеристику человеку или другому живому существу: его внешним качествам (худой, загорелый, румяный, юркий) и внутренним свойствам (добрый, мудрый, гордый и т.д.)

Есть в русском языке прилагательные, которые обозначают признак предмета по отношению к другому предмету. Например: серебряный сосуд – сосуд из серебра, детские игрушки – игрушки для детей. Такие прилагательные называются относительными. Относительные прилагательные могут обозначать признак по отношению к материалу, из которого изготовлен предмет ( меховое пальто – пальто из м еха), по назначению предмета ( спортивный костюм – костюм для спорта ), по отношению предмета ко времени ( утренний поезд – поезд, который отправляется утром ), к месту ( московские улицы – улицы Москвы ), к количеству ( пятиэтажный дом ) и т. п.

Имеется в русском языке также группа прилагательных, которые обозначают признак по принадлежности предмета к какому-то лицу или животному ( мамино платье, Серёжина книга, волчьи следы ) Такие прилагательные называются притяжательными (& 85 учебник 5 класса под. ред. М. М. Разумовской)

Имеется в русском языке также группа прилагательных, которые обозначают признак по принадлежности предмета к какому-то лицу или животному ( мамино платье, Серёжина книга, волчьи следы ) Такие прилагательные называются притяжательными

(& 85 учебник 5 класса под. ред. М. М. Разумовской)

Задание1. Из какого источника взята информация об имени прилагательном? Задание 2. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение): Качественными именами прилагательными называются ________________ _________________________________________________________________Задание 3. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение): Относительными именами прилагательными называются ________________ _______________________________________________________________ __

Задание1. Из какого источника взята информация об имени прилагательном?

Задание 2. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):

Качественными именами прилагательными называются ________________

_________________________________________________________________Задание 3. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):

Относительными именами прилагательными называются ________________

_______________________________________________________________ __

Задание 4. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение): Притяжательными именами прилагательными называются ________________ ________________________________________________________  Задание 5. Соотнести разряд прилагательного и обозначаемый им признак (ответ запишите соотношением цифры и буквы), заполните пустые клетки необходимой информацией:

Задание 4. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):

Притяжательными именами прилагательными называются ________________

________________________________________________________

Задание 5. Соотнести разряд прилагательного и обозначаемый им признак (ответ запишите соотношением цифры и буквы), заполните пустые клетки необходимой информацией:

Качественные прилагательные А. Признак по отношению к материалу 2.  Б. Признак по запаху 3.  В. Волчьи следы Г. Признак по действию
  • Качественные

прилагательные

А. Признак по отношению к материалу

2. 

Б. Признак по запаху

3. 

В. Волчьи следы

Г. Признак по действию

Напишите, увидели ли вы логическое нарушение в колонке А, Б, В, Г. Ответ обоснуйте.

Напишите, увидели ли вы логическое нарушение в колонке А, Б, В, Г. Ответ обоснуйте.

11 класс. Тема урока «Односоставные предложения» Задание. . Прочитайте текст учебника (параграф 75, стр 24 – 27) и заполни пропуски в схеме.

11 класс. Тема урока «Односоставные предложения»

  • Задание. . Прочитайте текст учебника (параграф 75, стр 24 – 27) и заполни пропуски в схеме.
Односоставные предложения

Односоставные предложения

Текст №2

Прочитайте текст № 2 и выполните задание после текста.

  • Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов, а может и из одного: или только сказуемого, или только подлежащего: 1) Лениво и тяжко плывут облака… 2) Забудь заботы и печали… 3) Туман сырого сада… (А.Блок). Как видно из примеров, в первом предложении для понимания его смысла необходимы обо главных члена: и подлежащее, и сказуемое. Для передачи и понимания смысла второго и третьего предложений достаточно какого-то одного главного члена.
  • Предложения, в которых имеются два главных члена (и подлежащее, и сказуемое), являются двусоставными . Если же в предложении есть только один главный член (подлежащее или сказуемое),то такое предложение является односоставным .
  • Односоставные предложения с главным членом сказуемым называются глагольными. По значению и по форме выражения главного члена эти предложения делятся на следующие группы:
  • Определенно-личные: Спешу домой.
  • Неопределенно-личные : По вечерам нам читали сказки.
  • Обобщенно-личные : На деньги ума не купишь. (Пословица)
  • Безличные: Смеркается. Мне страшно.
Задание к тексту 2  Выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями: №  Утверждение 1. Односоставные предложения – это предложения с неполной грамматической основой  Да 2. 3.    Нет Определённо-личные предложения придают экспрессию речи Определённо-личные предложения не используются в научном стиле     4.   Поэты обычно не любят определённо-личные предложения 5.     В определённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголом в форме 1 или 2 лица единственного числа          

Задание к тексту 2 Выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями:

Утверждение

1.

Односоставные предложения – это предложения с неполной грамматической основой

Да

2.

3.

 

Нет

Определённо-личные предложения придают экспрессию речи

Определённо-личные предложения не используются в научном стиле

 

 

4.

 

Поэты обычно не любят определённо-личные предложения

5.

 

 

В определённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголом в форме 1 или 2 лица единственного числа

 

 

 

 

 

Задание к тексту 2  Выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями: 6.Определённо-личные предложения распространены в разговорном стиле   7. Глагол-сказуемое в определённо-личных предложениях не может быть употреблён в повелительном наклонении   8.Сказуемое в определённо-личном предложении может употребляться только в единственном числе   9.Определённо-личным предложениям свойственны лаконизм, динамичность, экспрессия   10.Определённо-личным предложениям синонимичны двусоставные с подлежащим - местоимением   11.Определённо-личные предложения могут быть распространёнными   12.В определённо-личных предложениях часто используются обращения  

Задание к тексту 2 Выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями:

6.Определённо-личные предложения распространены в разговорном стиле

 

7. Глагол-сказуемое в определённо-личных предложениях не может быть употреблён в повелительном наклонении

 

8.Сказуемое в определённо-личном предложении может употребляться только в единственном числе

 

9.Определённо-личным предложениям свойственны лаконизм, динамичность, экспрессия

 

10.Определённо-личным предложениям синонимичны двусоставные с подлежащим - местоимением

 

11.Определённо-личные предложения могут быть распространёнными

 

12.В определённо-личных предложениях часто используются обращения

 

Задание к тексту 1 и 2. Используя информацию об односоставных предложениях из текста параграфа 75 и текста № 2, подпиши, на какие виды односоставных предложений указывают подсказки.

Задание к тексту 1 и 2. Используя информацию об односоставных предложениях из текста параграфа 75 и текста № 2, подпиши, на какие виды односоставных предложений указывают подсказки.

Текст №3

  • По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.
  • Так, ученые-лингвисты Буслаев Федор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т.е. с двумя главными членами.
  • Некоторые ученые, например, Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому назывные предложения относили к неполным.
  • Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внес великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге «Синтаксис русского языка», по словам В.Виноградова, «Впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка»
  • А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.
  • В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов еще не достигнуто единства во взглядах.
Задание: Используя информацию из текстов 2 и 3, проведи соответствие между утверждением и его автором.   1.Первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. 2. Рассматривал односоставные предложения как неполные. А. Буслаев Ф. И. 3. Сказал об определённо-личных предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». Б. Востоков А. Х. 4. Считал немыслимым предложение без сказуемого, поэтому назывные предложения относили к неполным. В. Потебня А. А. 5. Сказал об А.А.Шахматове: «Впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка» Г. Виноградов В. В. 6. Отмечал преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее «более вялой, разжиженной» Д. Шахматов А. А.   Е. Ломоносов М. В.   Ж. А.М. Пешковский

Задание: Используя информацию из текстов 2 и 3, проведи соответствие между утверждением и его автором.

1.Первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.

2. Рассматривал односоставные предложения как неполные.

А. Буслаев Ф. И.

3. Сказал об определённо-личных предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

Б. Востоков А. Х.

4. Считал немыслимым предложение без сказуемого, поэтому назывные предложения относили к неполным.

В. Потебня А. А.

5. Сказал об А.А.Шахматове: «Впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка»

Г. Виноградов В. В.

6. Отмечал преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее «более вялой, разжиженной»

Д. Шахматов А. А.

 

Е. Ломоносов М. В.

 

Ж. А.М. Пешковский

Заключение Итак, надеюсь, что применения описанных приемов работы с текстом на уроках дадут положительные результаты. Текст для учеников - источник новой информации, и которую они должны уметь разделять на главную и второстепенную, преобразовывать в различные графические модели, таблицы, схемы, рисунки, план, тезисы. Учащиеся на таких приёмах овладевают навыками аналитического чтения: анализа, сравнения, обобщения, систематизации, интерпретации информации, содержащейся в текстах.

Заключение

  • Итак, надеюсь, что применения описанных приемов работы с текстом на уроках дадут положительные результаты.
  • Текст для учеников - источник новой информации, и которую они должны уметь разделять на главную и второстепенную, преобразовывать в различные графические модели, таблицы, схемы, рисунки, план, тезисы.
  • Учащиеся на таких приёмах овладевают навыками аналитического чтения: анализа, сравнения, обобщения, систематизации, интерпретации информации, содержащейся в текстах.