Из опыта работы.
«Работа с учебным текстом на уроках русского языка и литературы как средство развития читательской грамотности обучающихся» Лымарева Н. П., учитель русского языка и литературы МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ
Введение
- Любой учитель скажет, что успеваемость и успешность ученика напрямую зависят от сформированности у него навыков чтения. Чем хуже читает и понимает прочитанное ребенок, тем хуже он учится. При этом неважно, о каком школьном предмете идет речь: о литературе или алгебре. Изучение всех наук прежде всего основано на чтении. Даже простое задание к математическому примеру – это текст, и от умения его понять зависит, насколько верно ученик справится с этим заданием.
Требования стандарта по развитию навыков работы с информацией:
I.Получение, поиск и фиксация информации
II. Понимание и преобразование информации III. Применение и представление информации
Приёмы работы с учебным текстом
- Чтение учебной статьи по литературе или параграфа по русскому языку.
- Составление различного вида планов.
- Преобразование текстовой информации в схему или в таблицу .
- Преобразование табличной или схематичной информации в текстовую.
- Чтение с остановками.
Преобразование информации
Задание:
- Изучить таблицу к теме: «Действительные причастия настоящего времени»
- Преобразовать информацию из таблицы в текстовую
- Обсудить составленный текст в парах
- Подготовить устное сообщение по теме
Пример устного сообщения
- Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида, переходных и непереходных суффиксальным способом. Для образования действительных причастий настоящего времени от глаголов 1 спряжения используются суффиксы –ущ- (-ющ-) Например: бороться – борются – борющийся Если в образовании действительных причастий настоящего времени участвует глагол 2 спряжения, используются суффиксы –ащ- (-ящ-) Например: лечить – лечат - лечащий
- Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида, переходных и непереходных суффиксальным способом. Для образования действительных причастий настоящего времени от глаголов 1 спряжения используются суффиксы –ущ- (-ющ-)
- Например: бороться – борются – борющийся
- Если в образовании действительных причастий настоящего времени участвует глагол 2 спряжения, используются суффиксы –ащ- (-ящ-)
- Например: лечить – лечат - лечащий
II. Систематизация ЗУН , полученных при изучении темы. Работа с опорной схемой.
Задание: используя опорную схему, составьте устное сообщение по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Работа с текстом
Задание: Прочитайте и озаглавьте текст.
- Какова тема и основная мысль текста. Прочитайте предложение, в котором идея выражена наиболее четко.
- Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
- Выпишите слова со скобками, объясните написание прилагательных, обозначьте орфограммы.
- Выполните грамматические разборы, указанные в тесте.
Любишь ли ты родное село? Село Слобода-Бешкиль распол…жилось на берегу полно(водной) реки, которая называется Исетью. Летом посиди на ее песча(н,нн)ом 2 берегу, вслушайся в ш…пот (не)спокойной волны ш…рох речных ив. Может быть, они расскажут тебе уд…вительную историю возникновения села.
Село Слобода-Бешкиль основано в д…лёком 1668 году. В центре села возвышается каме(н,нн)ая церковь , построенная в 1850 году в честь Рождества Христова.
По соседству со стари(н,нн)ым(3) храмом, которому в 2022 году исполнится 172 года, распол…гается средняя общеобразовательная школа.
И зимой Слобода-Бешкиль красива! Посмотри на ее окрестности. Милее картины (не) найдёш(?)
Люби свою малую родину, интересуйся её историей!
Задание: внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.
Учимся читать лингвистический текст.
Имя прилагательное.
Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.
С помощью прилагательных предмет можно охарактеризовать с самых разных точек зрения.
Есть прилагательные, которые обозначают качество предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени: сильный – сильнее – более сильный. Такие прилагательные называются качественными. С помощью качественных прилагательных можно дать общую оценку предмету ( красивое лицо, безобразное поведение), охарактеризовать предмет по величине (большое яблоко), по весу (тяжёлая сумка), по зап аху ( душистый ландыш), по температуре (тёплое молоко), по действию (пугливый заяц) и т.п.
Качественные прилагательные помогают дать характеристику человеку или другому живому существу: его внешним качествам (худой, загорелый, румяный, юркий) и внутренним свойствам (добрый, мудрый, гордый и т.д.)
Есть в русском языке прилагательные, которые обозначают признак предмета по отношению к другому предмету. Например: серебряный сосуд – сосуд из серебра, детские игрушки – игрушки для детей. Такие прилагательные называются относительными. Относительные прилагательные могут обозначать признак по отношению к материалу, из которого изготовлен предмет ( меховое пальто – пальто из м еха), по назначению предмета ( спортивный костюм – костюм для спорта ), по отношению предмета ко времени ( утренний поезд – поезд, который отправляется утром ), к месту ( московские улицы – улицы Москвы ), к количеству ( пятиэтажный дом ) и т. п.
Имеется в русском языке также группа прилагательных, которые обозначают признак по принадлежности предмета к какому-то лицу или животному ( мамино платье, Серёжина книга, волчьи следы ) Такие прилагательные называются притяжательными
(& 85 учебник 5 класса под. ред. М. М. Разумовской)
Задание1. Из какого источника взята информация об имени прилагательном?
Задание 2. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):
Качественными именами прилагательными называются ________________
_________________________________________________________________Задание 3. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):
Относительными именами прилагательными называются ________________
_______________________________________________________________ __
Задание 4. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):
Притяжательными именами прилагательными называются ________________
________________________________________________________
Задание 5. Соотнести разряд прилагательного и обозначаемый им признак (ответ запишите соотношением цифры и буквы), заполните пустые клетки необходимой информацией:
прилагательные
А. Признак по отношению к материалу
2.
Б. Признак по запаху
3.
В. Волчьи следы
Г. Признак по действию
Напишите, увидели ли вы логическое нарушение в колонке А, Б, В, Г. Ответ обоснуйте.
11 класс. Тема урока «Односоставные предложения»
- Задание. . Прочитайте текст учебника (параграф 75, стр 24 – 27) и заполни пропуски в схеме.
Односоставные предложения
Текст №2
Прочитайте текст № 2 и выполните задание после текста.
- Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов, а может и из одного: или только сказуемого, или только подлежащего: 1) Лениво и тяжко плывут облака… 2) Забудь заботы и печали… 3) Туман сырого сада… (А.Блок). Как видно из примеров, в первом предложении для понимания его смысла необходимы обо главных члена: и подлежащее, и сказуемое. Для передачи и понимания смысла второго и третьего предложений достаточно какого-то одного главного члена.
- Предложения, в которых имеются два главных члена (и подлежащее, и сказуемое), являются двусоставными . Если же в предложении есть только один главный член (подлежащее или сказуемое),то такое предложение является односоставным .
- Односоставные предложения с главным членом сказуемым называются глагольными. По значению и по форме выражения главного члена эти предложения делятся на следующие группы:
- Определенно-личные: Спешу домой.
- Неопределенно-личные : По вечерам нам читали сказки.
- Обобщенно-личные : На деньги ума не купишь. (Пословица)
- Безличные: Смеркается. Мне страшно.
Задание к тексту 2 Выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями:
№
Утверждение
1.
Односоставные предложения – это предложения с неполной грамматической основой
Да
2.
3.
Нет
Определённо-личные предложения придают экспрессию речи
Определённо-личные предложения не используются в научном стиле
4.
Поэты обычно не любят определённо-личные предложения
5.
В определённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголом в форме 1 или 2 лица единственного числа
Задание к тексту 2 Выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями:
6.Определённо-личные предложения распространены в разговорном стиле
7. Глагол-сказуемое в определённо-личных предложениях не может быть употреблён в повелительном наклонении
8.Сказуемое в определённо-личном предложении может употребляться только в единственном числе
9.Определённо-личным предложениям свойственны лаконизм, динамичность, экспрессия
10.Определённо-личным предложениям синонимичны двусоставные с подлежащим - местоимением
11.Определённо-личные предложения могут быть распространёнными
12.В определённо-личных предложениях часто используются обращения
Задание к тексту 1 и 2. Используя информацию об односоставных предложениях из текста параграфа 75 и текста № 2, подпиши, на какие виды односоставных предложений указывают подсказки.
Текст №3
- По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.
- Так, ученые-лингвисты Буслаев Федор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т.е. с двумя главными членами.
- Некоторые ученые, например, Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому назывные предложения относили к неполным.
- Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внес великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге «Синтаксис русского языка», по словам В.Виноградова, «Впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка»
- А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.
- В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов еще не достигнуто единства во взглядах.
Задание: Используя информацию из текстов 2 и 3, проведи соответствие между утверждением и его автором.
1.Первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.
2. Рассматривал односоставные предложения как неполные.
А. Буслаев Ф. И.
3. Сказал об определённо-личных предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».
Б. Востоков А. Х.
4. Считал немыслимым предложение без сказуемого, поэтому назывные предложения относили к неполным.
В. Потебня А. А.
5. Сказал об А.А.Шахматове: «Впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка»
Г. Виноградов В. В.
6. Отмечал преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее «более вялой, разжиженной»
Д. Шахматов А. А.
Е. Ломоносов М. В.
Ж. А.М. Пешковский
Заключение
- Итак, надеюсь, что применения описанных приемов работы с текстом на уроках дадут положительные результаты.
- Текст для учеников - источник новой информации, и которую они должны уметь разделять на главную и второстепенную, преобразовывать в различные графические модели, таблицы, схемы, рисунки, план, тезисы.
- Учащиеся на таких приёмах овладевают навыками аналитического чтения: анализа, сравнения, обобщения, систематизации, интерпретации информации, содержащейся в текстах.