Доклад . «Работа со слабоуспевающими учащимися . Советы в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми»
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение
требований к уровню общего образования обострили проблему школьной
неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются
не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную
программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном
этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не
овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с
возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах
"выпадают” из процесса обучения.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные
умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют
действенные мотивы учения
Слайды 2- 4
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими обучающимися необходимо использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Необходимо организовывать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятиях, я применяю «Карточки- помощницы», «Памятки для обучающихся», использую игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаю специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам даю примерный план ответа, разрешаю пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями .
Ученикам необходимо задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечиваю атмосферу доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрирую на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаюсь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирую вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даю задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаю типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю задания по осознанию и исправлению ошибок: провожу подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаю (при необходимости) карточки-помощницы, даю задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитываю так, чтобы не допустить перегрузки.
Слайды 5 -10.