Тема: Рабство в Древнем Риме
Цели урока:
-Определить источники рабства в Древнем Риме, познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме;
-продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, обобщать. делать выводы.
-воспитать нравственных и моральных качеств т. к. гуманизм, свобода, милосердие, равенство.
Формирование УУД:
Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, понимать политическое многообразие мира, уважать человека независимо от его происхождение и имущественного положения.
Регулятивные: определять цель, проблему; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
Коммуникативные: умение слушать, пересказывать услышанное, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: устанавливать причинно следственные связи, анализировать ( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Предметные: определять источники, причины и последствия рабства для дальнейшего развития Рима.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок- беседа с элементами исследовательской работы
Методы обучения: Словесный (рассказ, беседа,), наглядно- иллюстративный (презентация, карта, иллюстрации учебника); практический (работа с текстом); частично- поисковый (проблемные задания)
Оборудование: учебник «История древнего мира», учебная карта «Римская республика в III - I вв. до н. э», электронная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего урока : «Рабство в Древнем Риме». Как вы думаете, какова цель урока исходя из темы ?
Ученики: Мы попытаемся узнать об источниках рабства и положении рабов в Древнем Риме, перечислять их обязанности, как становились рабами в Др. Р.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем об источниках «рабства в Др.Р», охарактеризуем положение рабов, познакомимся с условиями жизни. Выясним с вами кто были такие гладиаторы.
Запишите тему и план урока.
План урока:
Завоевания – главный источник рабства.
Рабы в имении землевладельца.
Рабы в богатом доме.
Гладиаторы.
Учитель: Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нём знаем.
Учитель: Какие государства смог подчинить себе Рим во II в. до н. э.?
Ученик показывает на карте: Во II в. до н. э. римляне начали завоевательную политику в Восточном Средиземноморье. Они смогли покорить Македонию, Грецию, Сирию, разрушили Карфаген и Коринф.
Учитель: Какие технические приспособления использовали римляне?
Ученик: Подчинить эти государства они смогли благодаря своей армии. В армии использовались стенобитные машины, лестницы для штурма стен, машины для метания камней и специальные устройства для штурма стен городских крепостей.
Учитель: Как были вооружены воины Рима?
Ученик: У воинов было длинное копье, короткий меч, щит и шлем.
Учитель: Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы?
Ученик: Чаще всего войско римлян использовало наступательную тактику.
Учитель: Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь , я думаю, вы справитесь и с тестами .
Я предлагаю выполнить тест, который состоит из 9 вопросов, на каждый из них вы должны ответить «да» или «нет». После выполнения, вы обменяетесь листочками друг с другом и проверите правильность написания теста.
1. Первую войну с Карфагеном римлянам не удалось выиграть (О, нет, выиграли)
2. В 218 году до н.э. Ганнибал вышел из Испании вместе с войском и направился через Альпы. (Х)
3. Переход через Альпы легко дался войску Ганнибала (О, тяжело, с большими потерями)
4. Галлы ненавидели покоривших их римлян, поэтому вступили в войско Ганнибала (Х)
5. Битва при Каннах началась в 212 г. до н.э. (о, в 216 г.)
6. Ганнибал построил свою армию в виде полумесяца выпуклой стороной к противнику (Х)
7. В ходе битвы римляне сумели победить Ганнибала (О, проиграли)
8. В 202 г. до н.э. началась битва у города Зама (Х)
9. В ходе этой битвы ( у Замы) войска римского полководца Сципиона были разбиты полностью (О, войска Ганнибала были разбиты)
Критерии:
Менее 4 - «2»
От 5 до 6 – «3»
От 7 до 8 – «4»
9 - « 5»
Учитель: Давайте вспомним, ребята , каковы были последствия захватнических войн Рима?
Ученик: Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т. д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных.
3. Переход к изучению новой темы.
Итак , ребята сегодня на уроке мы изучаем рабство в др. р. Мы уже изучали с вами рабство в др.Греции .
Учитель: Вспомните, а кто такие рабы?
Ученики: Раб – это человек лишённый всех прав и являющийся полной собственностью владельца.
Учитель: А как называли собственника рабов ?
Ученики: Рабовладелец
Как видите рабы это совершенно бесправная часть населения.
Учитель: А как же люди становились ими ?Какие источники рабства вы знаете?
Ученик: Завоевания (в результате которых пленных превращали в рабов)
Тяжелые налоги (из-за которых неплательщиков продавали в рабство)
Морское пиратство (захваченных людей превращали в рабов)
Дети рабынь (становились рабами)
В др. р главным источником рабства были завоевания. Рабами становились десятки тысяч пленных. После окончания войны сенат объявлял завоеванную страну провинцией и назначал наместника для ее управления. Наместники грабили провинции. Все что приносило богатство на этих территориях : рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли , римляне забирали себе. Уцелевшее население платило тяжелые налоги, неплательщиков продавали в рабство. Рабы работали в имениях землевладельцев
Учитель: Ребята, а как вы думаете , что такое имение.
Имение – это земельное владение богатого человека (термин записывают в тетрадь).
Верно , таких земельных имений у богатых римлян иногда было несколько и даже в разных частях Италии.
Учитель: Ребята, а что выращивали в имениях, найдите в тексте на стр. 238
Ученик: оливки , виноград ,хлеб.
Учитель: А чего выращивали меньше?
Ученик: хлеба
Но ведь хлеб – основной продукт питания . Почему же тогда его так мало сеяли.
Ученик: Дело в том, что его дешевле было привезти из Сицилии и др. провинций, нежели сеять .
В каждом имении трудились по 15-20 рабов . Земледелец жил в городе только изредка, приезжал отдохнуть от городской жизни в имение , заодно и объезжал его , чтобы проверить , как велось хозяйство. Постоянно за всей работой следил раб-управляющий, которого назначал господин.
Учитель: Найдите в тексе, каковы были его обязанности на стр. 239 .
Ученик : следил чтобы в любую погоду рабы трудились от зари до зри
Учитель: по - вашему каким он был добрым или жестоким ?
Ученик: жестоким
Но он же раб, как и другие рабы ? Почему же жестокий ?
Ученик: Я думаю, что чтобы управлять было легче , чем заниматься тяжелым трудом. И если он не справлялся со своей работой , его отправляли на тяжелую работу
Учитель: Наверное рабовладелец еще и присматривался к рабам, выискивая жестокого человека , ведь не каждый раб мог издеваться над такими же рабами ,как и он
Учитель: Докажите, что помимо тяжелого труда жизнь рабов была невыносима , используя текст учебника стр .239 - 240?.
Ученик: Рабов кормили простой и грубой пищей …держали в оковах
Учитель: Какой из этого всего следует вывод ?
Ученик: Жизнь рабов была невыносимой.
Римские ученые Варрон и Колумелла очень нелестно отзывались о рабах Перечисляя орудия труда для обработки полей , они называли рабов «говорящими орудиями». Подумайте , о чем говорит это название ?
Ученик: Я думаю , что Их называли «говорящими орудиями » т.к. становясь рабом человек терял свое имя, права, он лишь работал.
А еще Колумелла писал. Работаем с документом на странице 240 , прочтите о чем ?
Учитель: Ребята, почему так плохо относились к работе рабы ?
Ученик: Им было все ровно, как работать . За свой труд они не получали плату . Поэтому они не были заинтересованы в результате своего труд.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учитель: Обратимся к нашему учебнику п 3. Стр 240 . Прочитайте и ответьте на вопрос .Какую работу делали рабы в богатом доме?
Ученик: Убирали помещения, другие помогали господину одеваться, брили, укладывали ему прическу, готовили пищу и подавали ее к стол. Певицы и музыканты услаждали за обедом слух хозяина. Хозяйка имела рабынь-прислужниц.
Учитель: А были ли среди рабов образованные?
Ученик: Да, были среди рабов были и образованные , такие как раб- врач, раб-библиотекарь, раб-секретарь.
Учитель: Как мы с вами увидели, труд рабов был невыносим . но особенно тяжелой была участь гладиаторов - рабов , которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителю .(Гладиатор – это сильные и ловкие рабы обученные для битвы в амфитеатрах (записывают термин)).
Римляне любили кровавые зрелища и богачи , и бедняки ожидали кровавых войн, как праздника. Городской люд привык получать бесплатный хлеб и зрелища. «Хлеба и зрелищ» - такой лозунг звучал из уст горожан. Для гладиаторских представлений строились амфитеатры . Смотрите, какими огромными они были, сюда вмещались десятки тысяч зрителей. Амфитеатр частично сохранился и в наше время .Сейчас это излюбленное место туристов. (Амфитеатр- специальное сооружение для гладиаторских игр (записывают термин). Бои были жестокими . Один из гладиаторов часто погибал «Нападай и бейся насмерть » кричали зрители гладиатору, бросая в него огрызки яблок и оливки . Раненый в бою гладиатор протягивал зрителям левую руку , моля их о пощаде, если зрители решали сохранить ему жизнь, они поднимали большой палец вверх . Если они опускали палец вниз. Раненого добивали. Толпа неистовствовала «Добей его, добей » - кричали они.
Многие режиссеры поставили художественные фильмы о Др. Риме , в которых есть сцены гладиаторских боев, и хотя эти фильмы художественные, сцены боев старались реконструировать , детально изучая даже элементы не только оружия , но и доспехов тех времен.
Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма «Гладиатор», режиссера Ридли Скотта. Сцена гладиаторского боя.
Учитель: Как вы думаете, сумели актеры актеры воссоздать гладиаторский бой ?
Ученик: Да , получилось по-настоящему.
Учитель: С той разницей, что все актер живы. Но сыграли неплохо, похоже на правду.
Как видите в гладиаторских боях участвовали не только гладиаторы, но на поединок нередко выпускали хищников, львов и тигров.
Гладиаторы были вынуждены сражаться друг с другом на потеху публике , сами того не желая
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Ребята , сегодня уроке мы изучали рабство в др. Риме
Учитель: Скажите, что общего было между рабством в Др. Греции и Др. Риме
Ученик : И в Др. Риме и в др. Греции рабовладельцы не признавали права рабов.
Учитель: В чем было отличие?
Ученик: В Др. Греции не было такого огромного кол-ва рабов , как в Др. Риме.
Принудительный и тяжелый труд рабов подрывал подрывал хоз-во Рима , об этом мы будем говорить на следующем уроке .
Учитель: А сейчас мы проверим , как вы усвоили материл . Выполним тест .Тест состоит из 10 вопросов.
Закрепление изученного материала (учащиеся выполняют тест из 10 вопросов)
Город Рим находится на п-ве….
а) Балканский б) Апеннинский
Каковы источники рабства в Риме?
а) завоевания б) добровольно приезжали в Рим из других стран
Рабы стоили очень….
а) дорого б) дешево
Рабовладельцы содержали рабов….
а) очень плохо б) очень хорошо
Где использовали рабов?
а) в сельском хозяйстве б) в доме как слуг в) в качестве гладиаторов
Как рабы относились к своему труду, особенно в сельском хозяйстве?
а) трудились добросовестно б) трудились плохо
Почему?
а) были ленивыми
б) не были заинтересованы в результатах своего труда, т.е. им ничего не доставалось
Как называли рабов в Древнем Риме?
а) «говорящим орудием» б) «немым орудием» в) «мычащим орудием»
Как вы относитесь к рабству?
а) равнодушно б) осуждаете в) приветствуете
К чему, на ваш взгляд, может привести большое скопление рабов в одной стране?
а) улучшение жизни местных жителей
б) восстание
Проверка тестов в режиме взаимопроверки.
Что осталось неизвестным, вызвало затруднение (В.10)?
Оценка выставляется, исходя из 9 проверенных ответов.
Критерии оценок:
9-8 = 5 баллов
7-6 = 4 балла
5-4 = 3 балла
Меньше 4 = 2 балла
7.Рефлексия .
Учитель: И так ребята , вспомните , что нового вы узнали на уроке ?
Ученики: Сегодня на уроке мы с вами определили источники рабства в Древнем Риме, познакомились с положением рабов с их нелегким тяжелым трудом в Древнем Риме, узнали кто такие гладиаторы.
Учитель: Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учитель: Понравился ли Вам урок (Поднимают смайлики)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Параграф изучить; работа с вопросами параграфа;