Задания районной олимпиады учащихся
по обществоведению 9 класс
Задание I. Выберите правильный вариант ответа и обведите его кружком.
1. Представление человека о своём поведении, характере, внешности, достоинствах и недостатках:
а) сознание; | б) социальная рефлексия; | в) «Я-концепция»; | г) самооценка. |
2. Тип характера, при котором главный интерес человека направлен на внутренний мир, ход мыслей и переживаний:
а) меланхолик; | б) интроверт; | в) экстраверт; | г) флегматик. |
3. Первым разработал учение о темпераменте?
а) И.П.Павлов; | б) К.Г.Юнг; | в) Гиппократ; | г) У.Джеймс. |
4. Не разрабатывал цивилизационный подход к изучению истории:
а) А.Тойнби; | б) Шпенглер; | в) Н.Я.Данилевский; | г) К.Маркс. |
5. Линия поведения в конфликте, предполагающая урегулирование разногласий через взаимные уступки:
а) компромисс; | б) сотрудничество; | в) уклонение; | г) приспособление. |
6. Способность снисходительно относиться к незначительным проступкам и упущениям других, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами ради окружающих:
а) чуткость; | б) великодушие; | в) альтруизм; | г) коллективизм. |
7. Не относятся к устойчивым мотивам:
а) интересы; | б) физиологические потребности; | в) установки; | г) убеждения. |
8. Ксенофобия – это:
а) неприязнь или ненависть к чужим взглядам и обычаям, боязнь чужого;
б) противопоставление своей родины другим странам и народам;
в) суждение о других культурах с позиции превосходства культуры своего народа;
г) нет верного варианта ответа.
9. Выберите верное утверждение:
а) индивидом становятся, личность отстаивают, индивидуальным рождаются;
б) индивидом рождаются, личность отстаивают, индивидуальным становятся;
в) индивидом становятся, личностью рождаются, индивидуальность отстаивают;
г) индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
10. К видам специфических способностей не относятся:
а) теоретические; | б) научные; | в) практические; | г) творческие. |
11. Выберите верное утверждение:
а) человек относится к роду гоминиды;
б) человек относится к классу приматов;
в) человек относится к семейству гоминиды;
г) человек относится к роду homo sapiens.
12. Процесс эволюции человека и общества – это:
а) антропогенез; | б) анторопосоциогенез; | в) социогенез; | г) мутагенез. |
13. Вторая природа – это:
а) общество; | б) культура; | в) искусство; | г) наука. |
14. Не относится к историческим типам мировоззрения:
а) мифологическое; | б) религиозное; | в) обыденное; | г) философское. |
15. Представления о свойствах и связях вещей, об упорядоченности всего, что окружает человека, формируются на уровне:
а) миропонимания; | б) миросозерцания; | в) мироосмысления; | г) мироощущения. |
16. Первым написал труд «История», после чего этого человека стали называть её отцом:
а) Аристотель; | б) Геродот; | в) Сократ; | г) Фалес. |
17. Не является социальным качеством человека?
а) работа органов чувств; | б) мышление; | в) членораздельная речь; | г) высокоорганизованный мозг. |
18. Элемент, который не входит в структуру общественно-экономической формации:
а) базис; | б) надстройка; | в) основная часть; | г) способ производства. |
19. Мировоззренческая идея, признающая человека высшей ценностью и утверждающая его право на развитие и применение своих способностей, свободу и счастье:
а) гуманизм; | б) религия; | в) духовность; | г) толерантность. |
20. В переводе с санскрита слово «человек» означает:
а) индивид; | б) высшее существо; | в) знания; | г) разум. |
21. Реальная причина, которая осознаётся нами и направляет познавательную и практическую деятельность:
а) мотив; | б) установка; | в) приказ; | г) интерес. |
22. Представитель темперамента, которого И.П.Павлов называл «упорным тружеником жизни»:
а) холерик; | б) сангвиник; | в) флегматик; | г) меланхолик. |
23. К формам общения относится:
а) конфликтное; | б) деловое; | в) диалогическое; | г) вербальное. |
24. В структуру нравственного поведения не входит:
а) намерение; | б) последствия; | в) мотив; | г) причина. |
25. Я.А. Коменский сказал: «В мире нет ничего, чтобы не мог обнять одарённый чувством и разумом человек». Он имел в виду:
а) быть требовательным к себе; | б) постоянно трудиться; |
в) стремиться к самосовершенствованию; | г) верить в свои силы. |
26. Отцом науки о человеке является:
а) Сократ; | б) Гиппократ; | в) Аристотель; | г) Демокрит. |
27. Оборотной стороной свободы является:
а) совесть; | б) ответственность; | в) счастье; | г) долг. |
28. Первый трактат об этикете был написан:
а) Педро Альфонсо; | б) Петром Первым; | в) Марко Поло; | г) Щ. Дэйр. |
29.Формального лидера можно назвать:
а) управляющий; | б) начальник; | в) руководитель; | г) личность. |
30. Не является продолжением фразы: «Темперамент – это характеристика человека»:
а) врождённая;
б) проявляющаяся с самого рождения;
в) не передающаяся по наследству, хотя в её основе лежит тип нервной системы, наследуемый от родителей;
г) приобретённая в течение жизни.
Задание II. Соотнесите:
1. Автора и его высказывание:
1) В. Гумбольдт | а) «Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться»; |
2) Э. Берн | б) «Человек – единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью»; |
3) Дж. Коллингвуд | в) «Человек становится человеком только через язык»; |
4) Д. Аддисон | г) «Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных – нет». |
1 | 2 | 3 | 4 | |
2. Функции языка и их характеристики:
1) коммуникативная | а) использование языка для оценочного суждения; |
2) когнитивная | б) основная функция языка, использование языка как основного средства передачи информации и культуры; |
3) аксиологическая | в) использование языка как средство воздействия на людей; |
4) корпоративная | г) формирование чувства группового единства; |
5) волюнтативная | д) использование языка для формирования мышления индивида и общества. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
3. Социально-психологические эффекты и их характеристики:
1) эффект «розовых очков» | а) сложившееся общее неблагоприятное впечатление о человеке, побуждающее к отрицательным оценкам его новых поступков или качеств; |
2) эффект «тёмных очков» | б) восприятие новой информации о человеке, не похожей на прежнюю, как более значимой при формировании мнения о нём; |
3) эффект новизны | в) восприятие усилий, воздействующих как побуждение к действиям, которые приводят к прямо противоположному результату; |
4) эффект проекции | г) склонность приписывать приятному собеседнику свои достоинства, а неприятному – свои недостатки; побуждает нас находить в другом собственные свойства, черты и состояния; |
5) эффект бумеранга | д) предварительно возникшее общее благоприятное впечатление о человеке, способствующее положительным оценкам ещё неизвестных качеств. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
4. Понятие и определение:
1) нравственные нормы; 2) нравственная оценка; 3) нравственные принципы; 4) нравственный идеал.
а) стратегические установки человека в его отношениях с людьми;
б) образцы поведения, к которым стремится человек, считая их наиболее разумными, полезными, красивыми;
в) определяет, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе;
г) осуждение или одобрение поступка, поведения человека на основе законов морали.
5. Уровни развития малых групп и их характеристики:
1) диффузная группа | а) имеет общую цель и единство деятельности по её достижению; |
2) группа-ассоциация | б) высший уровень развития психологических и деловых отношений. Здесь члены группы вступают в межличностные отношения, связанные единством личных и общественных интересов; |
3) группа-кооперация | в) члены группы вступают в межличностные отношения, связанные частно-групповыми интересами; |
4) группа-корпорация | г) в основе отношений лежат общие эмоции и переживания, общий краткосрочный интерес или личные симпатии; |
5) группа-коллектив | д) в основе отношений лежат только лично значимые цели. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6. Термин и его перевод:
1) evolutio | а) горсть; |
2) movere | б) соразмерность; |
3) temperamentum | в) развёртывание; |
4) manipulus | г) двигать. |
1 | 2 | 3 | 4 | |
7. Подходы к изучению общества и тех, кто их разрабатывал:
1) натуралистический | а) Г.Гегель; |
2) культурно-исторический | б) Ш.Монтескьё; |
3) идеалистический | в) К.Маркс; |
4) материалистический | г) Г.Гоббс и Дж.Локк; |
5) психологический | д) Н.Я.Данилевский. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
8. Стили управления и их характеристики:
1) авторитарный | а) осуществляется посредством коллективного обсуждения и совместного принятия решений; |
2) демократический | б) характеризуется полным доверием и передачей функций подчинённым; |
3) либеральный | в) осуществляется посредством приказов, не подлежащих обсуждению. |
1 | 2 | 3 | |
9. Виды культуры и их характеристики:
1) элитарная | а) культура, ориентированная на массовое каждодневное употребление; |
2) массовая | б) система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; |
З) доминирующая | в) культура привилегированных групп общества; |
4) субкультура | г) субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с её ценностями и нормами; |
5) контркультура | д) совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
10. Мыслителей и их высказывания:
1) Г.Гегель | а) «Талант без гения значит немного, гений без таланта – ничто»; |
2) П.Валери | б) «Гений и злодейство несовместны»; |
3) А.С.Пушкин | в) «Талант является специфической, а гений – всеобщей способностью»; |
4) А.Эйнштейн | г) «Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатом». |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Задание III. Определите понятие:
1) __________________________ - это:
а) учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения;
б) учреждение, занимающееся непосредственной подготовкой кадров для народного хозяйства;
в) институт, занимающийся исключительно передачей социокультурного наследия последующим поколениям.
2) _________________________ - это способность человека, исторически возникшая в процессе совместной деятельности людей и их общения с помощью языка.
3) _________________________- это принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию.
4) _________________________- это учение о человеке.
5) _________________________- это:
а) способствует становлению и развитию человека как личности;
б) процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу;
в) выступает необходимым средством достижения намеченного результата.
Задание IV. Проанализируйте следующие понятия, выявив их общее и различное.
а) способности; | б) талант; | в) гениальность. |
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
З
адание V. Определите, к какой изученной теме относится схема. Дайте название схеме, внесите в нее недостающие данные:
А)
Потребности
в самореализации
Физиологические потребности
(в пище,питье, кислороде, воспроизводстве)
Б
)
Задание VI. Прокомментируйте утверждение:
«Для граждан гораздо полезнее, когда процветает всё государство в целом, а не когда отдельные люди процветают, целое же разрушается» (Фукидид).
При выполнении задания воспользуйтесь вопросами:
1) Какую нравственную (общественно-политическую) проблему поднял древнегреческий историк?
2) Какие способы разработало современное общество для решения данной проблемы?
Отвечая на них, старайтесь изложить собственную точку зрения, используя соответствующий понятийный аппарат и обоснованную аргументацию.