Раздел 2. Основы коррекционной педагогики
2.10. Методические основы обучения детей с нарушениями речи
Данная категория детей крайне разнообразна. Их объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая. Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Прежде всего это дети с выраженными (тяжелыми) нарушениями устной речи.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическими строй. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии нарушается произносительная (экспрессивная) сторона речи. При сенсорной алалии у ребенка страдает понимание обращенной к нему речи.
Афазия - полная или частичная утрата сформированной речи. Человек не в состоянии пользоваться языковыми средствами при сохранных функциях артикуляционного аппарата и слуха. Выделяют две основные формы афазии: моторная и сенсорная.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи. Проявляется в нечетком произношении отдельных звуков, прерывистости речи.
Заикание - это нарушение коммуникативной функции речи, обусловленное особенностями её темпо-ритмической организации: судорожное состояние мышц речевого аппарата. Наблюдаются непроизвольные запинки, повторения отдельных звуков и слогов. Как правило, заикание возникает в период формирования развернутой фразовой речи (в возрасте от 2 до 5 лет), чаще у легко возбудимых детей. Выделяют три формы: клоническое заикание (повторение отдельных звуков и слогов обусловлено кратковременными судорожными сокращениями мышц), тоническое (сильное длительное сокращение мышц артикуляционного аппарата вызывает задержку речи) и смешанная форма заикания.
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малоразборчивая, монотонная.
Нарушения письменной речи, подразделяются на две группы в зависимости от того, какой её вид нарушен - продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).
1.Дисграфия - специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в неустойчивости оптико-пространственных образов, искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе дисграфии обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом слова.
2. Дислексия - специфическое нарушение процесса чтения, связанное с поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Проявляется в затруднении распознавания и узнавания букв, их слиянии в слоги и слогов в слова, что приводит к замедленному, часто угадывающему чтению, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искаженному пониманию простейшего текста.
Наиболее ярко расстройства психической деятельности, обусловленные тем или иным речевым нарушением проявляются к концу дошкольного возраста. У детей наблюдается ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, активный словарь беден, преобладают слова обиходно-бытовой тематики, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление значительно доминирует над абстрактно-логическим. Дети отличаются малой психической и коммуникативной активностью, слабостью побуждений, повышенной тормозимостью, склонностью к негативизму. Они отказываются от выполнения заданий, требующих от них интеллектуального напряжения.
I. Система комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи определена рядом нормативных документов:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании,
2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них,
3. Учебные планы специального образования,
4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации,
5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР,
6. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи,
7. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь,
8. Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи”
II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.
III. Комплектование групп, классов, ПКПП осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и пункта 8 Положения о ПКПП.
IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании, Положения о ПКПП.
V. Общедидактические принципы, используемые при реализации специального образования с детьми с ОПФР:
1. Принцип наглядности в обучении;
2. Принцип коррекционно-воспитательного обучения;
3. Принцип доступности;
4. Принцип научности
5. Принцип сознательного обучения
6. Принцип систематичности и последовательности
7. Принципа прочности в обучении
8. Принцип связи обучения с жизнью
9. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся
VI. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275 Кодекса об образовании.
VII. Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.
Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
этап выявления тяжелых нарушений речи (ТНР) осуществляется родителями и педагогами учреждения дошкольного образования;
этап диагностики осуществляет учитель-дефектолог, к которому обратились родители или учитель-дефектолог дошкольного учреждения, который закреплён за дошкольным учреждением;
этап проведения дифференциальной диагностики и определение образовательного маршрута (где будет учиться ребёнок).
Проводится диагностика на ПМПК в ЦКРОиР по графику.
На основании заключения ПМПК для ребёнка организуется образовательный процесс или коррекционно-педагогическая помощь в условиях:
специального дошкольного учреждения (интернатного типа);
в условиях дошкольного учреждения массового типа;
в условиях специальной школы для детей с ТНР на дошкольном отделении;
в условиях ЦКРОиР (приходящий контингент);
в условиях детской поликлиники;
+ помощь может быть оказана частными лицами за пределами ГУО.
Образовательный процесс – такой вид специальной помощи, который организуется на основании учебного плана и специальной учебной программы для детей с ТНР, утверждённых Министерством образования.
Данный вид помощи в нашей стране организуется только в ГУО.
Коррекционно-педагогическая помощь – такой вид помощи, при котором ребенок получает образовательные услуги по программе массового детского сада, а выявленные на ПМПК нетяжелые нарушения речи, препятствующие его полноценному обучению и воспитанию, преодолеваются учителем-дефектологом в ПКПП на: коррекционно-педагогических занятиях; у частных лиц; в детской поликлинике, в ЦКРОиР (приходящий контингент).
Образовательный процесс организуется:
В специальных группах УДО массового типа;
В группах интегрированного обучения и воспитания на базе УДО массового типа;
В специальных группах дошкольного отделения в школе-интернат
Коррекционно-педагогическая помощь осуществляется:
в ПКПП на базе УДО массового типа;
в ПКПП на базе массовых школ (школа-сад, УПК);
на базе ЦКРОиР (приходящий контингент)
в детской поликлинике
у частных лиц
Снятие диагноза осуществляется :
диагноз снимается в случае исправления проблем развития речи у ребенка, если он получал помощь в ГУО;
в случае окончания курса проведения образовательного процесса и перехода на школьную ступень образования
Ребенок по графику проходит ПМПК и:
- после снятия диагноза для ребенка организуется образовательный процесс по обычной программе;
- диагноз может остаться или измениться, но ребенок выходит на школьную ступень образования, где
будет организована для него необходимая помощь.
Одновременно в ГУО ребенок с ТНР получает помощь в одном месте.
Литература
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие/ Т.В. Варенова. Минск, 2007.
2. Леуткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова. 2008.
3. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014
Задания и вопросы:
1. Раскройте суть понятия «дети с тяжелыми нарушениями речи»
2. Опишите содержание образования через реализацию общедидактических принципов, специфику применения методов обучения
3. Изложите Методические основы обучения детей с тяжелыми нарушениями речи
4. Внимательно перечитайте материалы лекции, изучите новые термины. Подготовьтесь к практической работе на следующем учебном занятии
5. В случае самостоятельного изучения темы, сформулируйте, что новое вы узнали из материалов лекции. При необходимости, сформулируйте вопросы, которые зададите преподавателю.
*звёздочка, это задания для желающих, задания и вопросы повышенной сложности