СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики 2.10. Методические основы обучения детей с нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Содержание образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Реализации общедидактических принципов и корреционная направленность обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Специфика применения методов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Раздел 2. Основы коррекционной педагогики 2.10. Методические основы обучения детей с нарушениями речи»

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики


2.10. Методические основы обучения детей с нарушениями речи


Данная категория детей крайне разнообразна. Их объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая. Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Прежде всего это дети с выраженными (тяжелыми) нарушениями устной речи.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическими строй. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии нарушается произносительная (экспрессивная) сторона речи. При сенсорной алалии у ребенка страдает понимание обращенной к нему речи.

Афазия - полная или частичная утрата сформированной речи. Человек не в состоянии пользоваться языковыми средствами при сохранных функциях артикуляционного аппарата и слуха. Выделяют две основные формы афазии: моторная и сенсорная.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи. Проявляется в нечетком произношении отдельных звуков, прерывистости речи.

Заикание - это нарушение коммуникативной функции речи, обусловленное особенностями её темпо-ритмической организации: судорожное состояние мышц речевого аппарата. Наблюдаются непроизвольные запинки, повторения отдельных звуков и слогов. Как правило, заикание возникает в период формирования развернутой фразовой речи (в возрасте от 2 до 5 лет), чаще у легко возбудимых детей. Выделяют три формы: клоническое заикание (повторение отдельных звуков и слогов обусловлено кратковременными судорожными сокращениями мышц), тоническое (сильное длительное сокращение мышц артикуляционного аппарата вызывает задержку речи) и смешанная форма заикания.

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малоразборчивая, монотонная.

Нарушения письменной речи, подразделяются на две группы в зависимости от того, какой её вид нарушен - продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).

1.Дисграфия - специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в неустойчивости оптико-пространственных образов, искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе дисграфии обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом слова.

2. Дислексия - специфическое нарушение процесса чтения, связанное с поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Проявляется в затруднении распознавания и узнавания букв, их слиянии в слоги и слогов в слова, что приводит к замедленному, часто угадывающему чтению, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искаженному пониманию простейшего текста.

Наиболее ярко расстройства психической деятельности, обусловленные тем или иным речевым нарушением проявляются к концу дошкольного возраста. У детей наблюдается ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, активный словарь беден, преобладают слова обиходно-бытовой тематики, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление значительно доминирует над абстрактно-логическим. Дети отличаются малой психической и коммуникативной активностью, слабостью побуждений, повышенной тормозимостью, склонностью к негативизму. Они отказываются от выполнения заданий, требующих от них интеллектуального напряжения.


I. Система комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи определена рядом нормативных документов:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании,

2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них,

3. Учебные планы специального образования,

4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации,

5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР,

6. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи,

7. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь,

8. Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи”


II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.


III. Комплектование групп, классов, ПКПП осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и пункта 8 Положения о ПКПП.


IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании, Положения о ПКПП.


V. Общедидактические принципы, используемые при реализации специального образования с детьми с ОПФР:
1. Принцип наглядности в обучении;
2. Принцип коррекционно-воспитательного обучения;
3. Принцип доступности;
4. Принцип научности

5. Принцип сознательного обучения

6. Принцип систематичности и последовательности

7. Принципа прочности в обучении

8. Принцип связи обучения с жизнью

9. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся


VI. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275 Кодекса об образовании.


VII. Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.


Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

  1. этап выявления тяжелых нарушений речи (ТНР) осуществляется родителями и педагогами учреждения дошкольного образования;

  2. этап диагностики осуществляет учитель-дефектолог, к которому обратились родители или учитель-дефектолог дошкольного учреждения, который закреплён за дошкольным учреждением;

  3. этап проведения дифференциальной диагностики и определение образовательного маршрута (где будет учиться ребёнок).

Проводится диагностика на ПМПК в ЦКРОиР по графику.

На основании заключения ПМПК для ребёнка организуется образовательный процесс или коррекционно-педагогическая помощь в условиях:

  • специального дошкольного учреждения (интернатного типа);

  • в условиях дошкольного учреждения массового типа;

  • в условиях специальной школы для детей с ТНР на дошкольном отделении;

  • в условиях ЦКРОиР (приходящий контингент);

  • в условиях детской поликлиники;

  • + помощь может быть оказана частными лицами за пределами ГУО.

Образовательный процесс – такой вид специальной помощи, который организуется на основании учебного плана и специальной учебной программы для детей с ТНР, утверждённых Министерством образования.

Данный вид помощи в нашей стране организуется только в ГУО.

Коррекционно-педагогическая помощь – такой вид помощи, при котором ребенок получает образовательные услуги по программе массового детского сада, а выявленные на ПМПК нетяжелые нарушения речи, препятствующие его полноценному обучению и воспитанию, преодолеваются учителем-дефектологом в ПКПП на: коррекционно-педагогических занятиях; у частных лиц; в детской поликлинике, в ЦКРОиР (приходящий контингент).

Образовательный процесс организуется:

  • В специальных группах УДО массового типа;

  • В группах интегрированного обучения и воспитания на базе УДО массового типа;

  • В специальных группах дошкольного отделения в школе-интернат

Коррекционно-педагогическая помощь осуществляется:

  • в ПКПП на базе УДО массового типа;

  • в ПКПП на базе массовых школ (школа-сад, УПК);

  • на базе ЦКРОиР (приходящий контингент)

  • в детской поликлинике

  • у частных лиц

Снятие диагноза осуществляется :

  • диагноз снимается в случае исправления проблем развития речи у ребенка, если он получал помощь в ГУО;

  • в случае окончания курса проведения образовательного процесса и перехода на школьную ступень образования

Ребенок по графику проходит ПМПК и:

- после снятия диагноза для ребенка организуется образовательный процесс по обычной программе;

- диагноз может остаться или измениться, но ребенок выходит на школьную ступень образования, где

будет организована для него необходимая помощь.

Одновременно в ГУО ребенок с ТНР получает помощь в одном месте.


Литература
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие/ Т.В. Варенова. Минск, 2007.

2. Леуткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова. 2008.

3. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014


Задания и вопросы:

1. Раскройте суть понятия «дети с тяжелыми нарушениями речи»

2. Опишите содержание образования через реализацию общедидактических принципов, специфику применения методов обучения

3. Изложите Методические основы обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

4. Внимательно перечитайте материалы лекции, изучите новые термины. Подготовьтесь к практической работе на следующем учебном занятии

5. В случае самостоятельного изучения темы, сформулируйте, что новое вы узнали из материалов лекции. При необходимости, сформулируйте вопросы, которые зададите преподавателю.









*звёздочка, это задания для желающих, задания и вопросы повышенной сложности