Вступительная часть. Постановка цели и задач урока. | Настраивает детей на работу. Анонсирует форму работы и взаимодействия педагога и учащихся в ходе занятия. Я хочу рассказать вам притчу. Думаю, она вас, как и многих, кто ее слышал, не оставит равнодушными. Знаю, что Ваши чувству и настроение будут меняться во время рассказа, поэтому предлагаю вас стать их «художниками» - передайте, что вы чувствуйте через палитру красок, как это делали великие импрессионисты. (репродукции картин импрессионистов). Изобразить свои чувства можно различными мазками, линиями, техниками, а, возможно, вы даже сможете придумать свою иную форму. | Слушают педагога, рассматривают иллюстрации, придумывают возможные формы выражения настроения в графическом виде на примере техник импрессионистов. | Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. |
Открытие нового знания. Поэтапная рефлексия по ходу знакомства с сюжетом притчи. | Рассказ учителя с нравственным анализом в ходе беседы с детьми. Музыкальное сопровождение «Одинокий пастух» Текст притчи: Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плёл из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки и, когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И яблоня была счастлива. Вопрос к учащимся: Почему? Как вы думаете, почему яблоня была счастлива? (выполнение первых зарисовок) Но шло время, и мальчик подрастал, и всё чаще яблоня коротала дни в одиночестве. Как-то раз пришёл мальчик к яблоне. И яблоня сказала: — Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо! — Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их? — Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив! Вопрос к учащимся: Как, по-вашему, поступит мальчик? И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унёс их с собой. И яблоня была счастлива. Учащиеся делают следующие зарисовки. После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришёл, яблоня так и задрожала от радости. — Иди скорей сюда, малыш! — воскликнула она. — Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо! Вопрос к учащимся: Пойдет ли мальчик? Почему? — У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом? Вопрос к учащимся: Поможет ли яблоня? Как бы вы поступили на ее месте? — Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет дома. Мой дом — мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив. Вопрос к учащимся: Срубит ли мальчик ветви? И мальчик срубил её ветки и унёс их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. Учащиеся делают третью зарисовку После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости. — Иди сюда, мальчик, — прошептала она, — поиграй со мной. — Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, — ответил мальчик. — Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку? — Спили мой ствол и сделай себе лодку, — сказала яблоня, — и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым. И тогда мальчик спилил ствол и сделал из него лодку. И уплыл далеко-далеко. Учащиеся делают четвертую зарисовку И яблоня была счастлива. …Хоть в это и нелегко поверить. Прошло много времени. И мальчик снова пришёл к яблоне. Вопрос к учащимся: Зачем мальчик снова пришел? — Прости, мальчик, — вздохнула яблоня, — но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок. — На что мне яблоки? — ответил мальчик. — У меня почти не осталось зубов. — У меня не осталось ветвей, — сказала яблоня. — Ты не сможешь посидеть на них. — Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, — ответил мальчик. — У меня не осталось ствола, — сказала яблоня. — И тебе не по чему больше взбираться вверх. — Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, — ответил мальчик. — Прости, — вздохнула яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости. — А мне теперь много и не нужно, — ответил мальчик. — Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал. — Ну что ж, — сказала яблоня, — старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай. Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива. Учащиеся делают пятую зарисовку. | Учащиеся: слушают рассказ учителя и музыкальное сопровождение; анализируют события притчи; анализируют и прогнозируют поведение героев; анализируют причины поведения героев и выбора, который делает каждый из героев; прогнозируют возможные сценарии развития событий; высказывают свои мысли; рефлексируют путем создания зарисовок, иллюстрирующих их эмоциональное состояние. | Личностные результаты 1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. Познавательные УУД 1. Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации, разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы. 2. Делать выводы на основе анализа. 3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности. 2. Оценивать действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять задачу занятия. 4. Планировать и прогнозировать разные варианты развития событий. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Анализ и систематизация нового знания | Беседа с учащимися: Вам сейчас грустно? Почему? Изменилось ли ваше настроение? Почему? Давайте посмотрим, как вы это изобразили? (демонстрация рисунков учащихся на доске) Спасибо вам, вы действительно очень неравнодушных люди! Составление словесного портрета героев: Прием «слово – магнит» Правильный ли конце данной притчи? Почему? Да, в этой истории, где каждый герой наделен своими особыми чертами характера другого завершения быть и не могло. Игра «слово-магнит». К слову, как к магниту, притягиваются «его» слова, дополняющие, уточняющие. Работа с реквизитом урока. Составление словесного портрета героев притчи на основе характеристик, записанных на листьях дерева. Соотнесение характриастик и личности героев притчи. Можете ли вы пополнить эти группы слов? (работа с толковым словарем) | Учащиеся: Отвечают на вопросы учителя; Демонстрируют свои зарисовки; Анализируют изменение эмоционального состояния по ходу развития событий притчи; Составляют словесный портрет героев. | Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной и графической форме. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |