РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Презентация ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для 1–2 классов на тему «Гражданская авиация России» 14 апреля 2025
Народная мудрость гласит : «Рождённый ползать летать не может».
С давних времён люди, мечтая подняться в небо и увидеть землю с высоты птичьего полёта, завидовали пернатым созданиям, летающим под облаками. Так появилась мечта летать.
В самых старых сказках именовалось самолётом всё то, что может само летать по воздуху, - например волшебный ковёр – самолёт, который перенесёт тебя из тридевятого царства в тридесятое государство, летучий корабль, выстроенный из дерева при помощи топора и волшебной силы, ступа с Бабой Ягой. А так же сапоги - скороходы, напоминавшие самолёт, умеющий доставить героя в назначенное место и в назначенный час.
Познавательный мультфильм о гражданской авиации «Первым делом самолёты».
Сказочные летательные аппараты
О чём мечтал человек, когда смотрел на них?
Первые полёты человека
Икар
Легенда о Дедале и Икаре
С глубокой древности человек мечтал о полете. Люди считали, что если создать крылья, подобные птичьим, из какого-либо легкого, но прочного материала, то двигая ими, можно полететь. Широко известно предание Древней Греции о Дедале и его сыне Икаре. В этой истории описывается, как Дедал, искусный мастер, архитектор и ваятель, искал способ совершить побег от царя Миноса с острова Крита. Для этой цели он сделал крылья из перьев, скрепленных воском и вместе с сыном Икаром хотел совершить перелет в Сицилию.
Для Икара полет закончился трагически: не послушав наставлений отца, он поднялся слишком высоко, лучи солнца растопили воск, и Икар упал в море. В отчаянии опустился Дедал на остров, сломал крылья и проклял свое искусство, погубившее его сына. Люди запомнили этот полет, и с тех пор в их сердцах жила мечта о покорении неба. К сожалению, легенда о Дедале и Икаре только легенда.
Учёные доказали, что одной мускульной силы человека недостаточно для полёта.
В 1875 году в одном из храмов Индии был обнаружен трактат, написанный в IV веке до нашей эры, в нём рассказывалось о летательных аппаратах. Изучая тексты трактата, учёные нашли подтверждение, что древние индусы летали на транспортных средствах повсюду – по всей Азии, к Южной Америке, и даже очевидно, к Атлантиде. Подобные рукописи были найдены в Пакистане, на острове Пасхи. Этот рисунок обнаружен в Египте, в Абидоском храме..
Мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым первым летательным аппаратом на Земле. Впервые воздушный змей зародился в Древнем Китае примерно в IV—III вв. до нашей эры. Основу змея составляла рама из бамбука. Рама обтягивалась бумагой или шелком. В воздух поднимались огромные полотнища, по форме напоминающие голову дракона, на конце которых крепился длинный пушистый хвост. Отсюда, по-видимому, и пошло название этого удивительного летательного аппарата – змей. Змеи были привязными. Использовались они в военных целях для сигнализации, а также как развлекательное средство во время праздников. Часто им придавали форму птиц или сказочных животных. Змеи имели достаточно крупные размеры, были способны поднимать различные предметы и даже человека.
Самый древний летательный аппарат
Можно сказать, что воздушные змеи были предшественниками воздушного летательного аппарата с неподвижным крылом.
МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ
В 1754 г. русский ученый М. В. Ломоносов спроектировал и построил «аэродинамическую машинку», представляющую собой модель вертолета, поднимающегося в воздух при помощи несущих винтов.
Дирижабль
В 1885 г. по проекту русского морского офицера А. Ф. Можайского построили летательный аппарат. Во время одного испытания аэроплан приподнялся при пробеге, но тотчас же накренился и сломал крыло. После этого работы над самолетом Можайского прекратились.
Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский (1825—1890 гг.) первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека
В 1885 году русский морской офицер А.Ф. Можайский создал проект летательного аппарата.
В России первые самолёты появились в 1909 году.
В 1910—1911 гг. первые русские летчики С. И. Уточкин и П. Н. Нестеров, основоположник высшего пилотажа, совершили демонстрационные полеты по городам Европы.
В 1912 году был создан первый вертолет. В 1913 году был построен первый самолет- бомбардировщик.
В 1913 г. российский инженер И. И. Сикорский создал уникальный тяжелый самолет «Русский витязь», а затем первый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», снискавший мировую славу. Самолеты в те времена строили без научных расчетов, поэтому аварии не были редкостью.
Первые самолеты делали из дерева. В дальнейшем использовали алюминиевые сплавы, а затем стальные и титановые. 26 мая 1924 г. в воздух поднялся первый советский самолет, целиком построенный из металла, — АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева.
Первый самолёт из металла АНТ-2 был построен в 1924 году
Уже летом 1924 г. на воздушной линии Москва—Нижний Новгород успешно начал летать пассажирский самолет АК-1. В 1928 г. Н. Н. Поликарпов сконструировал учебный самолет У-2, позже переименованный в По-2. Этот самолет использовали в сельском хозяйстве.
Лучшим самолетом времен Отечественной войны признан противотанковый Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина.
После войны, в 1947 г., был создан первый советский реактивный истребитель МиГ-15 конструкции А. И. Микояна и М. И. Гуревича. В следующем году в воздух поднялся вертолет Ми-1 конструкции М. Л. Миля.
Ту-144 — советский сверхзвуковой транспортный самолет .
Вертолеты Ми-17 эксплуатируются более чем в 10 странах мира.
Вертолеты Ми-17 эксплуатируются более чем в 10 странах мира.
Современные военные самолёты
Ан 225 «Мрия» - супергигант.
Видео «Гражданская авиация России»
Самолёты
Грузовые самолёты – предназначены для перевоза тяжелой военной техники, а также для перевоза крупнотоннажных грузов в интересах народного хозяйства.
Военные самолёты – это летательные аппараты, которые используются во время военных действий, а также и в мирное время.
Виды военных самолётов:
- бомбардировщики,
- истребители,
- противолодочные,
- топливозаправщики,
- торпедоносцы,
- штурмовики,
- разведчики.
Спортивные самолёты – это учебно-тренировочные самолёты, которые используются в гражданской авиации и авиаклубах в качестве основного.
Пассажирские самолёты – предназначенные для перевозки пассажиров и багажа.
За пассажирский самолёт принято считать аппарат, имеющий не менее двух двигателей и вмещающий от 20 и более пассажиров.
Сельскохозяйственные самолёты – предназначены для перевозки специалистов к месту работы в условиях отсутствия дорог, доставки срочных грузов, обеспечения связи и аварийно-спасательных работ.
Вертолёты – используются для военных целей. Также они находят универсальное применение как транспортное средство. Вертолёты используются для воздушного наблюдения, перевозки людей и грузов, особенно в труднодоступных районах. В сельском хозяйстве их применяют для обработки посевов, а в лесном хозяйстве – для обнаружения лесных пожаров.
Летательные аппараты на службе человека
Сегодня с помощью самолетов и вертолетов тушат пожары, ведут разведку полезных ископаемых, наводят рыболовецкие флотилии на косяки рыб в океанах, активно воздействуют на погоду. Вертолеты незаменимы при оказании срочной медицинской помощи в труднодоступных районах, при аварийно-спасательных работах, в строительстве для установки громоздких и сложных конструкций. В русской военной авиации сегодня служат самолеты-ракетоносцы, истребители-перехватчики, реактивные истребители-бомбардировщики с вертикальным взлетом и посадкой, противолодочные вертолеты и другие боевые машины, которые охраняют рубежи нашей Родины.
В кабине летательного аппарата
ПОВТОРИМ!
Дирижабль
Икар
Аэроплан
Воздушный шар
И вот мечты наших далёких предков осуществились. В наши дни мы передвигаемся по воздуху на современных самолётах. За несколько часов человек может преодолеть огромные расстояния.
спасибо за внимание!