Народная мудрость гласит : «Рождённый ползать летать не может».
С давних времён люди, мечтая подняться в небо и увидеть землю с высоты птичьего полёта, завидовали пернатым созданиям, летающим под облаками. Так появилась мечта летать.
В самых старых сказках именовалось самолётом всё то, что может само летать по воздуху, - например волшебный ковёр – самолёт, который перенесёт тебя из тридевятого царства в тридесятое государство, летучий корабль, выстроенный из дерева при помощи топора и волшебной силы, ступа с Бабой Ягой. А так же сапоги - скороходы, напоминавшие самолёт, умеющий доставить героя в назначенное место и в назначенный час.
Познавательный мультфильм о гражданской авиации «Первым делом самолёты».
Сказочные летательные аппараты
О чём мечтал человек, когда смотрел на них?
Первые полёты человека
Икар
Легенда о Дедале и Икаре
С глубокой древности человек мечтал о полете. Люди считали, что если создать крылья, подобные птичьим, из какого-либо легкого, но прочного материала, то двигая ими, можно полететь. Широко известно предание Древней Греции о Дедале и его сыне Икаре. В этой истории описывается, как Дедал, искусный мастер, архитектор и ваятель, искал способ совершить побег от царя Миноса с острова Крита. Для этой цели он сделал крылья из перьев, скрепленных воском и вместе с сыном Икаром хотел совершить перелет в Сицилию.
Для Икара полет закончился трагически: не послушав наставлений отца, он поднялся слишком высоко, лучи солнца растопили воск, и Икар упал в море. В отчаянии опустился Дедал на остров, сломал крылья и проклял свое искусство, погубившее его сына. Люди запомнили этот полет, и с тех пор в их сердцах жила мечта о покорении неба. К сожалению, легенда о Дедале и Икаре только легенда.
Учёные доказали, что одной мускульной силы человека недостаточно для полёта.
В 1875 году в одном из храмов Индии был обнаружен трактат, написанный в IV веке до нашей эры, в нём рассказывалось о летательных аппаратах. Изучая тексты трактата, учёные нашли подтверждение, что древние индусы летали на транспортных средствах повсюду – по всей Азии, к Южной Америке, и даже очевидно, к Атлантиде. Подобные рукописи были найдены в Пакистане, на острове Пасхи. Этот рисунок обнаружен в Египте, в Абидоском храме..
Мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым первым летательным аппаратом на Земле. Впервые воздушный змей зародился в Древнем Китае примерно в IV—III вв. до нашей эры. Основу змея составляла рама из бамбука. Рама обтягивалась бумагой или шелком. В воздух поднимались огромные полотнища, по форме напоминающие голову дракона, на конце которых крепился длинный пушистый хвост. Отсюда, по-видимому, и пошло название этого удивительного летательного аппарата – змей. Змеи были привязными. Использовались они в военных целях для сигнализации, а также как развлекательное средство во время праздников. Часто им придавали форму птиц или сказочных животных. Змеи имели достаточно крупные размеры, были способны поднимать различные предметы и даже человека.
Самый древний летательный аппарат
Можно сказать, что воздушные змеи были предшественниками воздушного летательного аппарата с неподвижным крылом.
МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ
В 1754 г. русский ученый М. В. Ломоносов спроектировал и построил «аэродинамическую машинку», представляющую собой модель вертолета, поднимающегося в воздух при помощи несущих винтов.
Дирижабль
В 1885 г. по проекту русского морского офицера А. Ф. Можайского построили летательный аппарат. Во время одного испытания аэроплан приподнялся при пробеге, но тотчас же накренился и сломал крыло. После этого работы над самолетом Можайского прекратились.
Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский (1825—1890 гг.) первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека
В 1885 году русский морской офицер А.Ф. Можайский создал проект летательного аппарата.
В России первые самолёты появились в 1909 году.
В 1910—1911 гг. первые русские летчики С. И. Уточкин и П. Н. Нестеров, основоположник высшего пилотажа, совершили демонстрационные полеты по городам Европы.
В 1912 году был создан первый вертолет. В 1913 году был построен первый самолет- бомбардировщик.
В 1913 г. российский инженер И. И. Сикорский создал уникальный тяжелый самолет «Русский витязь», а затем первый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», снискавший мировую славу. Самолеты в те времена строили без научных расчетов, поэтому аварии не были редкостью.
В 1918 г. был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Его возглавил выдающийся русский ученый Н. Е. Жуковский. Вместе со своим учеником С. А. Чаплыгиным они создали науку аэродинамику, которая объясняла, почему аппараты тяжелее воздуха могут летать, какие конструкции позволяют достичь лучших летных качеств.
Первые самолеты делали из дерева. В дальнейшем использовали алюминиевые сплавы, а затем стальные и титановые. 26 мая 1924 г. в воздух поднялся первый советский самолет, целиком построенный из металла, — АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева.
Первый самолёт из металла АНТ-2 был построен в 1924 году
Уже летом 1924 г. на воздушной линии Москва—Нижний Новгород успешно начал летать пассажирский самолет АК-1. В 1928 г. Н. Н. Поликарпов сконструировал учебный самолет У-2, позже переименованный в По-2. Этот самолет использовали в сельском хозяйстве.
Лучшим самолетом времен Отечественной войны признан противотанковый Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина.
Самолёты времён Великой Отечественной войны
После войны, в 1947 г., был создан первый советский реактивный истребитель МиГ-15 конструкции А. И. Микояна и М. И. Гуревича. В следующем году в воздух поднялся вертолет Ми-1 конструкции М. Л. Миля.
Ту-144 — советский сверхзвуковой транспортный самолет .
Вертолеты Ми-17 эксплуатируются более чем в 10 странах мира.
Вертолеты Ми-17 эксплуатируются более чем в 10 странах мира.
Современные военные самолёты
Ан 225 «Мрия» - супергигант.
Видео «Гражданская авиация России»
Самолёты
Грузовые самолёты – предназначены для перевоза тяжелой военной техники, а также для перевоза крупнотоннажных грузов в интересах народного хозяйства.
Военные самолёты – это летательные аппараты, которые используются во время военных действий, а также и в мирное время.
Виды военных самолётов:
- бомбардировщики,
- истребители,
- противолодочные,
- топливозаправщики,
- торпедоносцы,
- штурмовики,
- разведчики.
Спортивные самолёты – это учебно-тренировочные самолёты, которые используются в гражданской авиации и авиаклубах в качестве основного.
Пассажирские самолёты – предназначенные для перевозки пассажиров и багажа.
За пассажирский самолёт принято считать аппарат, имеющий не менее двух двигателей и вмещающий от 20 и более пассажиров.
Сельскохозяйственные самолёты – предназначены для перевозки специалистов к месту работы в условиях отсутствия дорог, доставки срочных грузов, обеспечения связи и аварийно-спасательных работ.
Вертолёты – используются для военных целей. Также они находят универсальное применение как транспортное средство. Вертолёты используются для воздушного наблюдения, перевозки людей и грузов, особенно в труднодоступных районах. В сельском хозяйстве их применяют для обработки посевов, а в лесном хозяйстве – для обнаружения лесных пожаров.
Летательные аппараты на службе человека
Сегодня с помощью самолетов и вертолетов тушат пожары, ведут разведку полезных ископаемых, наводят рыболовецкие флотилии на косяки рыб в океанах, активно воздействуют на погоду. Вертолеты незаменимы при оказании срочной медицинской помощи в труднодоступных районах, при аварийно-спасательных работах, в строительстве для установки громоздких и сложных конструкций. В русской военной авиации сегодня служат самолеты-ракетоносцы, истребители-перехватчики, реактивные истребители-бомбардировщики с вертикальным взлетом и посадкой, противолодочные вертолеты и другие боевые машины, которые охраняют рубежи нашей Родины.
В кабине летательного аппарата
ПОВТОРИМ!
Дирижабль
Икар
Аэроплан
Воздушный шар
И вот мечты наших далёких предков осуществились. В наши дни мы передвигаемся по воздуху на современных самолётах. За несколько часов человек может преодолеть огромные расстояния.
спасибо за внимание!
Освоение космоса