Разговоры о важном Сценарий занятия
День Героев
3–4 классы
12 декабря 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА»
Цели занятия: расширение у обучающихся первоначальных представлений о подвиге и героизме, проявляемых людьми разных возрастов и профессий, обсуждение мотивов совершения мужественных и отважных поступков; воспитание позитивного отношения к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, самоотверженность и патриотизм.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Основные смыслы: Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – самопожертвование и ответственность за судьбу других, профессионализм и дисциплина, смелость и отвага.
Участники СВО – защитники будущего нашей страны. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя необходимые волевые качества ответственного гражданина нашей страны: смелость, решительность, отвагу.
Планируемые результаты. Личностные:
стремиться узнавать новое о своей стране и её гражданах;
проявлять интерес к оценке своих действий и поступков;
активно участвовать в обсуждении представленной информации.
Метапредметные:
работать с информацией: сравнивать и анализировать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;
участвовать в обсуждении представленной информации;
расширять свой кругозор и эрудицию: знания о важных и ярких событиях общественной жизни страны.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала и презентации, а также выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
– сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/heroes2024-34-script.pdf
видеоматериалы:
https://rutube.ru/video/8e74dd3cb9480c10b9ed3e7afed2534b/?r=wd
https://rutube.ru/video/c4f345bf5c19364ecbb2401f019c8f1d/?r=wd
Ими гордится Россия https://rutube.ru/video/51f96e2c13f8ed4f7bcef16c36b05875/?r=wd
Звезда героя. Владислав Головин
https://rutube.ru/video/8e74dd3cb9480c10b9ed3e7afed2534b/?r=wd
https://rutube.ru/video/589465d87aea9d7fc6eb80c1eb208661/?r=wd
https://vk.com/doc278685914_683145238?hash=7m7TSr65AUt4e95bD6753f31DHzzeaZ3QQQXma7B2F8&dl=xxifsnZl6FYexFGX2r50EU9qv33Fl9gUnrKtH9PqbPH
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия — создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников выстроена на выполнении интерактивного задания, отражающего тему занятия.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью им предлагается просмотр видеоматериалов, а также выполнение разнообразных заданий.
Часть 3. Заключительная
Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Александра Новикова.
Учитель. Ребята, сегодня, 9 декабря, мы отмечаем памятную дату «День Героев Отечества», которая установлена Федеральным законом Российской Федерации. В этот день мы вспоминаем наших героических предков и говорим слова благодарности героям, живущим рядом с нами.
Давайте вспомним тех героев, которых помнят и чтут все россияне.
Интерактивная презентация «Герои былых времён».
Содержание задания: обучающимся демонстрируется слайд, а ученикам необходимо назвать, кто изображён, и вспомнить события, связанные с этим героем или героями.
Ответ. Александр Невский одержал много славных побед над врагами
Руси, а своё прозвище полководец получил за битву со шведами на Неве.
Ответ. Земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский объединили народ в ополчение, чтобы освободить Москву от польских захватчиков.
Ответ. Кутузов Михаил Илларионович был главнокомандующим российской армии. Его имя неразрывно связано с победой русского народа над Наполеоном в Отечественную войну 1812 года.
Ответ. Жуков Георгий Константинович командовал великими битвами во время Великой Отечественной войны, выиграл крупные сражения, в том числе взятие Берлина.
Ответ. Зоя Космодемьянская – участница партизанского движения Великой Отечественной войны. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 годов.
Ответ. Терешкова Валентина Владимировна – первая женщина в мире,
совершившая космический полёт.
Учитель. Можно сказать, что Россия — страна героев! Россия всегда гордилась своими героями разных исторических эпох и поколений. Посмотрим видео, о каких героях вы узнали?
Демонстрация видео «Ими гордится Россия» Учитель. Что нового вы узнали о героях нашей страны?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, история нашей страны бережно хранит множество имён героев. В каждой эпохе мы можем найти людей, которые показали подлинную любовь к своей Родине и к своему народу, готовность их защищать и работать на благо страны.
Часть 2. Основная часть
Учитель. Мы с вами вспомнили только некоторых героев, и это только малая часть наших соотечественников – героев. Но что их всех объединяет? Возраст, профессия или что-то ещё?
Ответы обучающихся.
Учитель. Герои совершают великие дела не ради славы или богатства, а ради общего блага. Бескорыстие и самоотверженность всегда идут рука об руку с отвагой и мужеством. А зависит ли героизм от возраста? Есть ли герои среди ваших сверстников?
Ответы обучающихся.
Учитель. В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть фильм Движения Первых, сюжет которого раскрывает ответ на вопрос – можно ли быть героем в повседневной жизни.
Просмотр фильма Движения первых «День Героев Отечества».
Учитель. Можно ли поступок Серёжи назвать героическим?
Ребята, как вы думаете, какие душевные качества, умения, навыки помогли главному герою спасти свою семью?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вы думаете, какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы в сложной ситуации не растеряться, прийти на помощь?
Ответы обучающихся (смелость, решительность, стремление и умение помогать).
Учитель. Вы знаете, ребята, великий русский полководец Александр Суворов сказал: «Героями не рождаются, героями становятся!». В тяжёлую минуту, в опасной ситуации, понимая, что кому-то нужна помощь, человек проявляет бесстрашие и отвагу, мужество и самоотверженность.
И сегодня у нас есть возможность познакомиться с таким героем – это Владислав Головин. В одном из боёв при освобождении Мариуполя, после ранения командира и гибели его заместителя, Владислав Головин принял на себя командование разведгруппой и передал в штаб важные сведения. В другом бою, получив контузию, продолжал выносить с поля боя раненых, закрывая их своим телом, отказался от госпитализации и снова встал в строй.
Просмотр фрагмента фильма «Звезда героя. Владислав Головин».
Учитель. Ребята, как вы считаете, какие качества Владислав перенял от своего дедушки? Можно ли сказать, что героизм берёт начало в семье? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Дисциплинированность, настойчивость, бесстрашие, умение и готовность работать в команде, готовность постоянно учиться и совершенствоваться, смекалка и находчивость, самоотверженность, готовность прийти на помощь, и, конечно, любовь к своей семье и Родине – вот что отличает нашего героя. И сегодня у нас есть возможность услышать интервью с ним.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Учитель. Что вам запомнилось больше всего в ответах Владислава Головина?
Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Ребята, мы познакомились с вами и с героями прошлого, и с героями нашего времени. А как вы думаете, почему говорят «В труде рождаются герои»?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, кого называют Героями Труда?
Ответы обучающихся.
Учитель. Звание Героя Труда Российской Федерации присваивается гражданам России за особые трудовые заслуги.
Вариативный (региональный) компонент «Герои нашего края».
Учитель. Мы уважаем и ценим всех героев нашей страны, но к своим землякам испытываем особое тепло и гордость. Предлагаю сегодня вспомнить о них.
Методический комментарий. Учитель может либо сам приготовить презентацию о героях родного края, либо заранее предложить обучающимся подготовить сообщения о земляках, удостоенных звания Героя России.
В сообщении важно уделить внимание не только описанию того, за что человек удостоен звания Героя, но и рассказать о его жизни, личностных и профессиональных качествах.
Учитель. За что вы хотели бы поблагодарить героев?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, о ком из героев вы хотели бы рассказать своим родным, друзьям?
Ответы обучающихся.
Учитель. Пусть примеры Героев Отечества станут для вас ориентиром в жизни, напоминанием о том, что каждый из нас должен быть достоин героического прошлого и настоящего нашей страны.
Герои России нам служат примером, Великие люди Великой страны.
Исполнены долгом, надеждой и верой, Отчизне своей бесконечно верны.
И верим, что сильною будет Держава На радость друзьям и на горе врагам.
Вам наша хвала, вам вечная слава! Герои России, поклон низкий вам!
(Радий Сычев)
ПОСТРАЗГОВОР
Герой моей малой Родины. Беседы о героях, их подвигах, детских годах и профессиях.
Поиск и систематизация материалов для создания в школьном или краеведческом музее экспозиции, посвящённой героическим действиям жителей родного края.
Посещение музеев, выставок, посвящённых историческим личностям. Просмотр и обсуждение видеоматериалов просветительского марафона
«Знание о героях», https://geroi.znanierussia.ru.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа с толковым словарём: герой, победитель, смелость, воля. Работа с пословицами о героизме: «Героям страх неведом», «Герой народа узнаётся на деле», «Хвалиться герою не годится».
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений о Великой
Отечественной войне; работа с текстами, посвящёнными героям Отечества.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проект «Маленькие герои», https://rutube.ru/channel/36277767
Документально-анимационный проект «Звезда Героя», https://rutube.ru/plst/582173/
Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Биографические очерки о Героях Советского Союза, https://warheroes.ru/
Проект «Герои спецоперации», https://героиспецоперации.рф/
Митяев А.В. Книга будущих адмиралов. – М.: Лабиринт. 2022 г.
Митяев А.В. Книга будущих командиров. – М.: Лабиринт, 2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность героям нашей страны, честно исполнявшим и исполняющим сейчас свой профессиональный и человеческий долг – во имя других людей.
Разговоры о важном Методические рекомендации
День Героев
3–4 классы
12 декабря 2024 г. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА»
Цели занятия: расширение у обучающихся первоначальных представлений о подвиге и героизме, проявляемых людьми разных возрастов и профессий, обсуждение мотивов совершения мужественных и отважных поступков; воспитание позитивного отношения к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, самоотверженность и патриотизм.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Основные смыслы: Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – самопожертвование и ответственность за судьбу других, профессионализм и дисциплина, смелость и отвага.
Участники СВО – защитники будущего нашей страны. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя необходимые волевые качества ответственного гражданина нашей страны: смелость, решительность, отвагу.
Планируемые результаты. Личностные:
стремиться узнавать новое о своей стране и её гражданах;
проявлять интерес к оценке своих действий и поступков;
активно участвовать в обсуждении представленной информации.
Метапредметные:
работать с информацией: сравнивать и анализировать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;
участвовать в обсуждении представленной информации;
расширять свой кругозор и эрудицию: знания о важных и ярких событиях общественной жизни страны.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала и презентации, а также выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
– сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/heroes2024-34-script.pdf
видеоматериалы:
https://rutube.ru/video/8e74dd3cb9480c10b9ed3e7afed2534b/?r=wd
https://rutube.ru/video/c4f345bf5c19364ecbb2401f019c8f1d/?r=wd
Ими гордится Россия https://rutube.ru/video/51f96e2c13f8ed4f7bcef16c36b05875/?r=wd
Звезда героя. Владислав Головин
https://rutube.ru/video/8e74dd3cb9480c10b9ed3e7afed2534b/?r=wd
https://rutube.ru/video/589465d87aea9d7fc6eb80c1eb208661/?r=wd
https://vk.com/doc278685914_683145238?hash=7m7TSr65AUt4e95bD6753f31DHzzeaZ3QQQXma7B2F8&dl=xxifsnZl6FYexFGX2r50EU9qv33Fl9gUnrKtH9PqbPH
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
В начале занятия педагог обращает внимание на то, что среди памятных дат нашей страны есть особый праздник – День Героев Отечества. Этот праздник отмечается 9 декабря. Название праздника важно написать на доске и обратить внимание младших школьников на то, что уважение к героям России проявляется даже в написании названия праздника (каждое слово написано с заглавной буквы). В продолжение разговора учитель актуализирует знания и представления младших школьников, полученные на прошлых занятиях. Обучающиеся уже знают героев Отечества – Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина, Михаила Илларионовича Кутузова, Георгия Константиновича Жукова, Зою Космодемьянскую, Валентину Владимировну Терешкову.
Затем педагог может поинтересоваться, кто ещё из героев Отечества им известен. Самостоятельно или с помощью педагогов обучающиеся назовут имена героев, полководцев или детей-героев, о которых они узнали из средств массовой информации, слышали на уроках, внеурочных занятиях, обсуждали в семье. Для расширения знаний обучающихся учитель продемонстрирует видео «Герои былых времён».
Часть 2. Основная
В этой части занятия младшие школьники под руководством педагога продолжают анализировать информацию о героях, их качествах. Герой – это человек, который осознанно совершает смелые, отважные поступки, проявляет волю в достижении цели. Совершая подвиг, герой понимает трудность своих действий или их опасность, но он знает, что кроме него, никто в эту минуту не может оказать помощь, спасти, завершить начатое дело. Обсуждение ответов на вопрос: «Зависит ли проявление героизма от возраста?» позволит перейти к просмотру фильма Движения первых: «День Героев Отечества».
Обсудив качества героев, педагог предлагает школьникам подумать над известным выражением полководца Александра Суворова: «Героями не рождаются, героями становятся!» и переходит к представлению федерального
спикера Владислава Головина. В одном из боёв при освобождении Мариуполя, после ранения командира и гибели его заместителя, Владислав Головин принял на себя командование разведгруппой и передал в штаб важные сведения. В другом бою, получив контузию, продолжал выносить с поля боя раненых, закрывая их своим телом, отказался от госпитализации и снова встал в строй.
Часть 3. Заключительная
В заключительной части педагогу очень важно поддержать высказывания ребят о том, что герои – это люди, совершившие подвиг, но героизм проявляется не только во время войн, героями Отечества становятся и в мирное время. Подчеркнув, что в истории нашей страны много героических страниц, педагог обращает внимание и на то, что герои живут рядом с нами, место подвигу есть и в наши дни. В продолжение разговора педагог акцентирует внимание обучающихся на деятельности людей, которые героически трудятся на благо Отечества, и знакомит школьников с деятельностью Героев Труда Российской Федерации. Учитель может либо сам приготовить презентацию о героях родного края, либо заранее предложить обучающимся подготовить сообщения о земляках, удостоенных звания Героя России. В сообщении важно уделить внимание не только описанию того, за что человек удостоен звания Героя, но и рассказать о его жизни, личностных и профессиональных качествах.
Приступая к подведению итогов занятия, педагог интересуется у школьников, о каком подвиге каждый из них хотел бы рассказать друзьям, близким. Возможно, педагог напомнит или расскажет о подвиге человека, проживающего рядом с ними. Педагогу важно помочь младшим школьникам сформулировать вывод о том, что герои – это очень мужественные и решительные люди, которые могут преодолеть страх и, рискуя своей жизнью, прийти на помощь другому, защитить, выручить, спасти. И делают они это ради других, а не для собственной славы. Все герои – очень скромные люди, они делают то, что считают необходимым сделать, и не требуют в ответ благодарности и похвалы. Заканчивается занятие прослушиванием стихотворения.
Герои России нам служат примером, Великие люди Великой страны.
Исполнены долгом, надеждой и верой, Отчизне своей бесконечно верны.
И верим, что сильною будет Держава На радость друзьям и на горе врагам.
Вам наша хвала, вам вечная слава! Герои России, поклон низкий вам!
(Радий Сычев)
ПОСТРАЗГОВОР
Герой моей малой Родины. Беседы о героях, их подвигах, детских годах и профессиях.
Поиск и систематизация материалов для создания в школьном или краеведческом музее экспозиции, посвящённой героическим действиям жителей родного края.
Посещение музеев, выставок, посвящённых историческим личностям.
Просмотр и обсуждение видеоматериалов просветительского марафона
«Знание о героях», https://geroi.znanierussia.ru.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа с толковым словарём: герой, победитель, смелость, воля. Работа с пословицами о героизме: «Героям страх неведом», «Герой народа узнаётся на деле», «Хвалиться герою не годится».
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений о Великой Отечественной войне; работа с текстами, посвящёнными героям Отечества.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проект «Маленькие герои», https://rutube.ru/channel/36277767
Документально-анимационный проект «Звезда Героя», https://rutube.ru/plst/582173/
Международный патриотический интернет-проект «Герои страны».
Биографические очерки о Героях Советского Союза, https://warheroes.ru/
Проект «Герои спецоперации», https://героиспецоперации.рф/
Митяев А.В. Книга будущих адмиралов. – М.: Лабиринт. 2022 г.
Митяев А.В. Книга будущих командиров. – М.: Лабиринт, 2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность героям нашей страны, честно исполнявшим и исполняющим сейчас свой профессиональный и человеческий долг – во имя других людей.