Разговоры о важном
Сценарий занятия
Что такое успех?
3–4 классы
28 апреля 2025 года
Сценарий занятия «Что такое успех?»
Цель занятия: развитие представлений обучающихся о значении труда и успеха, осознание ценности созидательного труда и важности развития трудового потенциала каждого гражданина для успешности всего государства.
Формирующиеся ценности: созидательный труд.
Основные смыслы:
Успех — это результат труда человека, который может проявляться в самых разных масштабах.
Групповой (командный) успех складывается из индивидуального (личного) успеха каждого участника группы (команды).
Успех государства определяется успехом каждого гражданина.
Успех — временное явление, его необходимо постоянно поддерживать путем постоянных усилий, личностного и профессионального развития.
Партнер: Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды»
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.
Комплект материалов:
Сценарий https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/1s/3_4.pdf
методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/2m/3_4.pdf
видеоматериалы
Фильм Движения Первых «Заповедник»
https://rutube.ru/video/bfb3428f772fd39466f879e3d62df67b/?r=wd (8.53)
Видео с успешными людьми разных профессий
https://rutube.ru/video/3942b1f5ea85ede8a12072ae3e81f617/?r=wd (6.05)
Видеоанонс темы от Алексея Онежена
https://rutube.ru/video/7c2cd076278cb190d6020e472afd8d34/?r=wd (3.29)
Что такое успех Российские студенческие отряды
https://rutube.ru/video/2c8f3f3708590c0de9bf619bd4dcb541/?r=wd (3.00)
Фрагмент видео «Вовка в тридевятом царстве»
https://vk.com/video-227177527_456239160 (5.22)
презентация https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/3p/3_4.pdf
Раздаточные материалы
Пазлы успеха https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/pazl1-4.jpg
Ребусы https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/rebus1-4.jpg
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса занятия, беседа, просмотр видеоролика-интервью.
Основной этап: чтение и обсуждение фрагмента художественного произведения / просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма, просмотр и обсуждение видеоролика.
Заключительный этап: беседа, интерактивное задание.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Алексеем Онеженым.
Учитель: Как вы поняли из видеоролика, сегодня мы с вами поговорим об успехе. Встречали ли вы в своей жизни успешных людей или, может, слышали о них? Почему вы считаете их успешными?
Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:
Можно ли считать успешным человека, который не стал знаменитым, но делает важное дело для своей семьи или общества?
Можете ли вы привести пример успешного человека, который вас вдохновляет?
Есть ли среди вас ребята, которых можно считать успешными?
Что бы вы хотели сделать, чтобы стать успешным человеком в будущем?
Ответы обучающихся
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с федеральными спикерами.
Примерные вопросы для обсуждения:
Какие профессии, на ваш взгляд, самые важные для общества? Почему?
Как вы понимаете фразу «служить людям и стране»?
Какими делами можно приносить пользу России уже сейчас?
Учитель: Сегодня мы постараемся разобраться, кто такой успешный человек, какими качествами он должен обладать и что необходимо сделать каждому из вас, чтобы добиться успеха.
Основной этап
Учитель: Ребята, любите ли вы собирать пазлы? Удастся ли сложить картинку, если одной или нескольких деталей не хватает? (презентация к занятию, слайд 2)
Ответы обучающихся
Учитель: Если в пазле не будет доставать каких-то деталей, пазл соберется? Так и с успехом. Необходимо собрать все составляющие.
Учитель организует работу обучающихся с отрывком из рассказа Вадима Николаевича Коростылёва «Вовка в Тридевятом царстве» (Приложение 1) или демонстрирует фрагмент одноименного мультипликационного фильма (видеоматериалы к занятию).
Примерные вопросы для обсуждения:
Почему Вовка оказался в Тридевятом царстве?
Какой он себе представлял успешную жизнь?
Достаточно ли было озвучить желание, чтобы его исполнила золотая рыбка, или что-то еще требовалось?
Можно ли считать себя успешным, если твою работу за тебя выполняют другие? Если за вас будет учиться кто- то другой, то кому достанутся знания?
Какой важный урок усвоил Вовка?
Ответы обучающихся
Учитель: Ребята, что же в первую очередь нужно для достижения успеха?
Ответы обучающихся
Учитель: Верно! Труд — это основа нашего с вами успеха. В России есть организация, девиз которой «Труд крут», называется она «Российские Студенческие Отряды». Эта организация помогает школьникам и студентам найти работу и выбрать профессию по душе. Подробнее об этой молодежной организации вы узнаете из видеоролика.
Учитель организует просмотр видеоролика о «Российских Студенческих Отрядах», в котором участники организации рассказывают про свой успех.
Учитель: Какие примеры успеха вам запомнились из видеоролика? Ребята, как вы думаете, можно ли «Российские Студенческие Отряды» назвать успешной организацией? Почему?
Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:
От чего зависит успех нескольких людей, коллектива, организации?
Как должен работать человек, чтобы добиться успеха?
(добросовестно, усердно).
Учитель: Конечно, организация «Российские Студенческие Отряды» успешна, но ее достижения — это успехи ребят, которые не боятся трудиться и знают свое дело. Не все ребята из студенческих отрядов становятся знаменитыми, но точно все из них знают, что такое успех. А что такое успех для вас?
Ответы обучающихся
Учитель: Каждый из вас прав! Успех — это достижение поставленных целей в учебе или работе, достижение положительного результата в каком-то деле. Успех может проявляться в самых разных масштабах: и в самых маленьких, и в грандиозных.
По происхождению слово «успех» связано со словом
«успеть». Как вы думаете, что должен успевать успешный человек?
Ответы обучающихся.
Учитель: Правильно! Успешный человек должен делать все дела вовремя и качественно. Как вы думаете, ребята, что еще необходимо человеку, чтобы работать хорошо, качественно, чтобы стать хорошим специалистом, врачом, журналистом, строителем?
Ответы обучающихся
Учитель: Правильно! Знания! Для достижения успеха не всегда бывает достаточным просто обладать знаниями, нужно научиться еще применять их на практике, приобрести опыт работы в команде, общения. Можем ли мы начать получать эти навыки сейчас, в школе? Как?
Ответы обучающихся
Учитель: Часто мы ждем, что вдруг случится чудо: появится Синяя птица или Золотая рыбка и все за нас сделает. Но в жизни так не бывает. Чтобы добиться успеха, нужно иметь мечту, а потом много трудиться, чтобы эта мечта сбылась. Исполнение мечты — это и есть настоящий успех. Ребята, а у вас есть мечта? О чём вы мечтаете?
Ответы обучающихся
Учитель: Получается, успех начинается с мечты. Мечтали о поездке в МДЦ «Артек» — собрали портфолио, выполнили конкурсное задание, и вот спустя время, благодаря своему труду, вы едете в международный детский центр — исполняете мечту. Это и есть успех!
Заключительный этап
Учитель: Давайте вспомним три составляющие успеха, о которых мы сегодня говорили. А поможет нам в этом ребус.
Учитель организует выполнение интерактивного задания «Ребус. Успех».
МЕЧТА
ЗНАНИЯ
ТРУД
УСПЕХ
Учитель: Запишите получившиеся слова на детали пазла
(раздаточный материал). Что же нужно для достижения успеха?
Ответы обучающихся
Учитель: Правильно! Успех начинается с мечты, но без знаний и труда его не достичь. Но в нашем пазле не хватает одной детали (презентация к занятию, слайд 4). Как вы думаете какой?
Ответы обучающихся
Учитель: Мы все с вами разные, и каждому для достижения успеха может понадобиться еще что-то свое: смелость, терпение, поддержка семьи и друзей и многое другое.
Всегда нужно помнить, что успех каждого из вас важен для класса, а успех класса — для всей школы. Ваши личные достижения влияют на успех всей страны. Семья, учителя и друзья могут помочь, но главный герой вашего успеха — это вы!
Постразговор
Что почитать:
Коростылев В.Н. «Вовка в Тридевятом царстве»
Адинцова Е., Гордеева Е., Семибратская В. «Мальчики и девочки, прославившие Россию. Большая энциклопедия от А до Я»
Артемова Н. В., Артёмова О. В. «Девочки, прославившие Россию (Великие люди тоже когда-то были детьми)»
Артемова Н. В., Артёмова О. В. «Мальчики, прославившие Россию (Великие люди тоже когда-то были детьми)»
Благинина Е.А. «Не мешайте мне трудиться»
Гайдар А.П. «Тимур и его команда»
Гернет Н.В. «Хорошая вода»
Что посмотреть:
Фильм «Приключения Буратино», 1975
Фильм «Два друга», 1954
Фильм «Чудак из 5 “Б”», 1972
Мультфильм «В стране невыученных уроков», 1969
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:
Учащиеся выбирают реального или вымышленного персонажа, олицетворяющего для них успех. Нужно проанализировать, какие качества и действия помогли герою достичь успеха, составить краткую биографию или характеристику героя и представить его классу. Такой проект поможет детям понять составляющие успеха и сопоставить их с собственными жизненными целями.
Школьники путешествуют виртуально по городам России, узнавая истории успешных предпринимателей, ученых, спортсменов и деятелей культуры, чтобы понять, как именно их труд привел к успеху.
Учащиеся фотографируются на фоне символических знаков успеха (награды, медали, почётные грамоты, любимые книги, награды родителей) и демонстрируют их в классе с комментариями о том, что именно вдохновляет их на достижение успеха.
Учащиеся расспрашивают у своих близких о том, были ли они в студенческих отрядах и повлияло ли это на их успех в будущем. Результаты оформляют в виде видеоинтервью с родителем.
Приложение 1
Библиотекарь Анна Ивановна предложила Вовке очень интересную книгу «Сделай сам». Но Вовка ничего не любил делать сам. То ли дело волшебные сказки! Царская жизнь! Только и делай, что ничего не делай!
— Я всё поняла, — сказала Анна Ивановна. — Тебе необходимо попасть в Тридевятое царство. Жаль, что оно лишь в книжках нарисовано. Ну, да не беда! …
И Анна Ивановна нарисовала на переплёте «Сказок» точную копию Вовки. Нарисованный Вовка подмигнул живому и сбежал на ладонь к Анне Ивановне. …
Анна Ивановна поднесла нарисованного Вовку к распахнувшимся нарисованным воротам «Сказок» и…
Я знаю, что произошло дальше, а ты — нет. Поэтому я тебе расскажу. На первой странице сказочный Царь красил забор.
Вы зачем забор красите? — напустился на Царя Вовка. — Вам полагается ничего не делать!
Ничего не делать, ничего не делать! — передразнил Вовку Царь. — Так и со скуки помрёшь, и тунеядцем прослыть можно. А я не всамделишный Царь, я сказочный.
Тем более! — топнул ногой Вовка. — У вас должна быть сказочная жизнь.
Царь страшно рассердился.
Отрубить голову этому тунеядцу! — закричал он. — В сказках и своих лентяев довольно.
Но Вовка не стал ждать, пока слуги выполнят царский приказ. Он пустился наутёк, да так, что под ногами только страницы замелькали.
Перевёл дух Вовка только у самого синего моря, в сказке о Золотой рыбке. На берегу сидела, сгорбившись, Старуха, а перед ней стояло разбитое корыто.
Покликал бы ты, милок, Золотую рыбку да попросил бы у неё новое корыто!
Вот ещё! — важно заявил Вовка. — У меня свои дела с Золотой рыбкой. Мне надо узнать дорогу в Тридевятое царство!
И стал Вовка кликать Золотую рыбку. Приплыла к нему Золотая рыбка.
Значит, так, — сказал Вовка. — Мне надо…
А ты сплёл невод? — напустилась на него Золотая рыбка. — А ты его трижды закинул в синее море? А ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а туда же: «Мне надо!» И больше не смей мне мешать: пока «Сказки» на полке стоят, я серебряных рыбок переучиваю на золотых.
Ну и пожалуйста! — буркнул Вовка. — Килька несчастная!
Разговоры о важном
Методические рекомендации
Что такое успех?
3–4 классы
28 апреля 2025 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к сценарию занятия «Что такое успех?»
Цель занятия: развитие представлений обучающихся о значении труда и успеха, осознание ценности созидательного труда и важности развития трудового потенциала каждого гражданина для успешности всего государства.
Формирующиеся ценности: созидательный труд.
Основные смыслы:
Успех — это результат труда человека, который может проявляться в самых разных масштабах.
Групповой (командный) успех складывается из индивидуального (личного) успеха каждого участника группы (команды).
Успех государства определяется успехом каждого гражданина.
Преодоление трудностей — одно из условий достижения успеха.
Успех — временное явление, его необходимо поддерживать путем постоянных усилий, личностного и профессионального развития.
Планируемые результаты занятия Личностные результаты
В сфере гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к людям, носителям различных профессий; представления о человеке как члене общества.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Русский язык: осознание правильной устной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка.
Литературное чтение: овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Партнер: Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды»
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентаций, а также выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
Сценарий https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/1s/3_4.pdf
методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/2m/3_4.pdf
видеоматериалы
Фильм Движения Первых «Заповедник»
https://rutube.ru/video/bfb3428f772fd39466f879e3d62df67b/?r=wd (8.53)
Видео с успешными людьми разных профессий
https://rutube.ru/video/3942b1f5ea85ede8a12072ae3e81f617/?r=wd (6.05)
Видеоанонс темы от Алексея Онежена
https://rutube.ru/video/7c2cd076278cb190d6020e472afd8d34/?r=wd (3.29)
Что такое успех Российские студенческие отряды
https://rutube.ru/video/2c8f3f3708590c0de9bf619bd4dcb541/?r=wd (3.00)
Фрагмент видео «Вовка в тридевятом царстве»
https://vk.com/video-227177527_456239160 (5.22)
презентация https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/3p/3_4.pdf
Раздаточные материалы
Пазлы успеха https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/pazl1-4.jpg
Ребусы https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/rebus1-4.jpg
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса занятия, беседа, просмотр видеоролика-интервью.
Основной этап: чтение и обсуждение фрагмента художественного произведения просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма, просмотр и обсуждение видеоролика.
Заключительный этап: беседа, интерактивное задание.
Мотивационно-целевой этап
Основные смыслы: Успех — это результат труда человека, который может проявляться в самых разных масштабах. Успех государства определяется успехом каждого гражданина.
Задачи:
«успешный человек», значимости вклада человека каждой профессии в развитие страны, в ее будущее;
содействовать проявлению у обучающихся познавательной активности, готовности к работе на занятии.
Формы работы:
просмотр видеороликов;
беседа.
Основной этап
Основные смыслы: Успех — это результат труда человека, который может проявляться в самых разных масштабах. Составляющими успеха являются труд, знания и мечта.
Задачи:
познакомить обучающихся с ключевыми составляющими успеха;
расширить представление о значимости труда, знаний и наличия мечты для достижения успеха;
содействовать формированию умения анализировать текст.
Формы работы:
2. Успех в Российских студенческих отрядах.
Основные смыслы: Групповой (командный) успех складывается из индивидуального (личного) успеха каждого участника группы (команды). Преодоление трудностей — одно из условий достижения успеха.
Задачи:
содействовать формированию ценностного отношения к труду;
способствовать осознанию обучающимися значимости успеха в трудовой деятельности и его значимости для человека (носителя профессии);
расширить представления о профессиональном успехе.
Формы работы:
беседа;
просмотр видеоролика.
Заключительный этап
Основные смыслы: Групповой (командный) успех складывается из индивидуального (личного) успеха каждого участника группы (команды). Успех — временное явление, его необходимо поддерживать путем постоянных усилий, личностного и профессионального развития.
Задачи:
обобщить обсужденный материал;
способствовать осознанию обучающимися значимости своего вклада в общий успех.
Форма работы:
беседа;
интерактивное задание.
Постразговор
Что почитать:
Коростылев В.Н. «Вовка в Тридевятом царстве»
Адинцова Е., Гордеева Е., Семибратская В. «Мальчики и девочки, прославившие Россию. Большая энциклопедия от А до Я»
Артемова Н. В., Артемова О. В. «Девочки, прославившие Россию (Великие люди тоже когда-то были детьми)»
Артемова Н. В., Артемова О. В. «Мальчики, прославившие Россию (Великие люди тоже когда-то были детьми)»
Благинина Е.А. «Не мешайте мне трудиться»
Гайдар А.П. «Тимур и его команда»
Гернет Н.В. «Хорошая вода»
Что посмотреть:
Фильм «Приключения Буратино», 1975
Фильм «Два друга», 1954
Фильм «Чудак из 5 “Б”», 1972
Мультфильм «В стране невыученных уроков», 1969
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:
Учащиеся выбирают реального или вымышленного персонажа, олицетворяющего для них успех. Нужно проанализировать, какие качества и действия помогли герою достичь успеха, составить краткую биографию или характеристику героя и представить его классу. Такой проект поможет детям понять составляющие успеха и сопоставить их с собственными жизненными целями.
Виртуальная экскурсия «Дорогами успеха»
Школьники путешествуют виртуально по городам России, узнавая истории успешных предпринимателей, ученых, спортсменов и деятелей культуры, чтобы понять, как именно их труд привел к успеху.
Учащиеся фотографируются на фоне символических знаков успеха (награды, медали, почётные грамоты, любимые книги, награды родителей) и демонстрируют их в классе с комментариями о том, что именно вдохновляет их на достижение успеха.
Учащиеся расспрашивают у своих близких о том, были ли они в студенческих отрядах и повлияло ли это на их успех в будущем. Результаты оформляют в виде видеоинтервью с родителем.