СЦЕНАРИЙ
занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 8–9 классов
Занятие 2
Русский язык в эпоху цифровых технологий
Дата проведения: 8 сентября.
Цели занятия: формирование у обучающихся понимания важности сохранения русского языка; отражение его изменений в условиях развития цифровых технологий; объяснение пользы взаимодействия русского языка и цифровых технологий; объяснение важности изучения языковых норм и правил.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм.
Основные смыслы:
Русский язык объединяет многонациональную семью народов Российской Федерации, знакомство с ним помогает понять наш национальный менталитет.
Язык – это живая экосистема, адаптирующаяся к изменениям в обществе и к развитию цифровых технологий.
Грамотная речь — признак образованного человека и залог личного успеха в будущем.
Умение осознанно выбирать языковые средства помогает налаживать контакт с разными поколениями и профессиональными группами.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием видеоматериалов.
Комплект материалов:
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап: просмотр и обсуждение видеоролика-анонса, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеороликов, выполнение интерактивного задания.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Евгением Егоровым.
Учитель: Сегодня мы поговорим о русском языке и тех изменениях, которые происходят в нем (презентация к занятию, слайд 1). Русский язык не только доступное средство общения – на нем мы выражаем свои мысли и чувства, используем в обучении, читаем художественную и научную литературу. Русский язык, прежде всего, – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения. Это язык нашей большой страны, который связывает миллионы людей из разных регионов и народов. Он является одним из богатейших языков мира, а его культурное наследие распространилось далеко за пределы нашей страны.
На заседании Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России президент России Владимир Владимирович Путин сказал: «Уникально богатый, многообразный, многогранный русский язык – безусловная часть мирового культурного наследия. Но главной, конечно, была и остается его значимость для нашей страны, для России, где он служит основой духовно-исторической общности десятков самобытных культур и народов, в огромной степени обеспечивает суверенитет, единство и идентичность российской нации» (презентация к занятию, слайды 2, 3).
Вопросы для обсуждения
Почему русский язык считается государственным языком Российской Федерации?
Какую роль играет русский язык в объединении многонационального народа России?
Какие поэты и писатели вашего родного края внесли значительный вклад в развитие русского языка?
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель организует просмотр видеоролика с федеральным спикером.
Примерные вопросы для обсуждения
Почему важно изучать и развивать русский язык?
Как вы думаете, почему русский язык изучают во многих странах мира?
Ответы обучающихся.
Учитель организует просмотр 2Д-ролика «От бересты до интернета: русский язык вокруг нас».
Учитель: Русский язык занимает пятое место по индексу глобальной конкурентоспособности языков. Русским языком в мире в той или иной степени владеют более четверти миллиарда (255 млн) человек, более 130 миллионов из которых живут на территории Российской Федерации. Он является международным языком, входит в число рабочих языков ООН. Благодаря русскому языку весь мир знакомится с богатейшим наследием нашей страны. Произведения классической русской литературы хорошо известны и популярны за рубежом, их экранизируют, ставят спектакли, а также активно издают, в том числе на языке оригинала.
Вопросы для обсуждения
Какие писатели, произведения русской классической литературы популярны за рубежом, какие произведения экранизируются?
Какие современные слова из сферы экономики, культуры, науки вы знаете? Что они означают?
Ответы обучающихся.
Учитель: Вы перечислили много разных слов. Давайте порассуждаем, когда уместно использовать их, а когда нет.
Ответы обучающихся.
Учитель: Языковая экосистема всегда подразумевает взаимовлияние языка, окружающей среды и общества. Адаптация к новым условиям – это закономерная тенденция в поведении языка как гибкой системы. Цифровые технологии также оказывают большое влияние на современное состояние русского языка, его лексику, способ и манеру общения.
Вопросы для обсуждения:
Как цифровые технологии и интернет повлияли на русский язык?
Какие современные слова вы используете в повседневной жизни и в семье, в общении с друзьями и одноклассниками?
В каких профессиях особенно важно следить за грамотностью и чистотой своей речи? (Ответы: филологи, дипломаты, педагоги, судьи, политики, журналисты)
Как развитие языка и новых технологий повлияет на требования работодателей?
Ответы обучающихся
Учитель: Цифровая среда — это новая среда общения, лаборатория языка, в которой рождаются новые способы и формы общения: социальные сети, образовательные платформы, мессенджеры, видеоконференции, электронная почта и многое другое. Часто рабочее общение происходит в дистанционном и письменном формате. Поэтому большое значение приобретают навыки лаконично и точно выражать свои мысли.
Учитель организует интерактивное задание «Угадай пословицу». Необходимо расшифровать пословицы, записанные с помощью эмодзи (приложение 1).
Учитель: Каждый человек — не пассивный носитель языка, а его активный архитектор. Для любой ситуации, в которой мы используем язык, важен контекст. В зависимости от него мы осознанно выбираем те или иные языковые средства. Сегодня мы все чаще слышим про влияние на нашу жизнь искусственного интеллекта (презентация к занятию, слайд 4). Он решает профессиональные и учебные задачи, его возможности мы используем в повседневной жизни.
Вопросы для обсуждения:
Как взаимодействие с искусственным интеллектом помогает нам формировать навыки общения, развивать мышление?
Как искусственный интеллект можно использовать для обучения и саморазвития?
Для каких задач будет достаточно использовать ресурсы искусственного интеллекта, а где необходима самостоятельная работа человека?
Ответы обучающихся
Учитель: Работа с искусственным интеллектом помогает нам совершенствовать устную и письменную речь. Когда мы разговариваем с голосовым помощником или пишем в чат-бот, нам приходится говорить и писать правильно, чтобы программа поняла нас. Это помогает развивать навыки грамотной речи и формулирования мыслей. Искусственный интеллект не заменит человеческое мышление, он не чувствует эмоций и не может понять нас так, как это делает человек. Поэтому наши умения выражать мысли, слушать и общаться остаются главными навыками.
Заключительный этап
Учитель: Быть грамотным в XXI веке – это не только знать правила языка. Грамотность – это навигация, важно уметь ориентироваться в языковом пространстве, понимать, в какой ситуации уместен формальный стиль, а в какой – смайлы и мемы. Необходимо чувствовать иронию, распознавать эмоцию собеседника. Высокий уровень грамотности и речевой культуры открывает больше возможностей для самореализации в современном мире. Это выбор каждого человека, как использовать ресурсы русского языка, все многообразие его выразительных средств. Сделайте этот выбор осознанным, и тогда взаимодействие с языком обогатит вас и русский язык, сделает общение полезным и продуктивным.
Вопросы для обсуждения
Как изменится русский язык в ближайшие 10–20 лет?
Как вы повышаете свою культуру речи и расширяете словарный запас?
Почему в обществе ценятся образованные и грамотные специалисты?
Постразговор
Что почитать:
Гольдин В. Е. «Речь и этикет: кн. для внеклассного чтения учащихся 7–8 классов»
Клубков П. А. «Говорите, пожалуйста, правильно»
Крысин Л. П. «Язык в современном обществе: книга для учащихся»
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия
Кейс «Цифровой словарь в действии». Класс разделен на небольшие команды. Каждая команда получает список слов (термины, молодежная лексика) и выражений, которые широко используются в интернете и мессенджерах. Необходимо объяснить, что означает каждое слово простыми словами, привести пример, как можно использовать слово в предложении, когда уместно.
Викторина «История и трансформация русского языка». Вопросы связаны с происхождением слов, влиянием технологий, а также с литературой и культурой.
Дебаты «Цифровой сленг — угроза или развитие русского языка?»
Приложение 1
Задание «Угадай пословицу»
Задача: расшифровать по набору смайлов пословицу.
Одна голова, хорошо, а две – лучше |
|
Семь раз отмерь, один раз отрежь |
|
У страха глаза велики |
|
Делу время, потехе – час |
|
Без труда не выловишь и рыбку из пруда |
|