https://урок.рф/library/primeri_listov_samootcenki_uchashihsya_na_uroke_192802.html примеры листов самооценки на уроке
https://multiurok.ru/files/niekotoryie-priiemy-orghanizatsionnogho-momienta-uroka.html
Некоторые приемы организационного момента урока
http://ferzikovo.eduru.ru/img/upload/111/documents/Emocionalnyj_nastroj.pdf
Роль эмоционального настроя в мотивации обучения на уроках в начальной школе
Приемы целеполагания
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения.
1. Визуальные:
· Тема-вопрос
· Работа над понятием
· Ситуация яркого пятна
· Исключение
· Домысливание
· Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
· Подводящий диалог
· Собери слово
· Исключение
· Проблема предыдущего урока.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
«Как изменяются имена прилагательные?»
План действий.
1.Повторить знания об имени прилагательном.
2.Определить, с какими частями речи сочетается.
3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4.Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".
Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "«Спряжение глаголов». От значения слова определяем цель урока.
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
«На запоминание и воспроизведение»:
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников , композиторов.
«На понимание и синтез»:
-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо персонажу любого произведения, сочинить письмо одного литературного героя к другому и т. д.
«На понимание и применение»:
- Лови ошибку!
Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей произведения и терминов, а ребенку осознать важность внимания.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия . Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Приемы создания проблемной ситуации
У педагогов, занимающихся познавательной деятельностью с детьми, в том числе и у меня, довольно часто возникают трудности именно с правильным формулированием проблемы.
Моя задача сегодня: поделиться с Вами опытом, как я учу детей строить предположения, формулировать проблему через приемы создания проблемной ситуации.
При построении предположений, проблемных вопросов я предлагаю использовать следующие словесные конструкции:
-может быть;
- предположим, что…;
-допустим;
- возможно;
-что, если….;
- если…., то….;
-так, как….;
-использование…. позволит обеспечить…
1. Предъявить противоречивые факты( по роману А.С.Пушкина «Дубровский.») (Дефорж был трусливым, бедным учителем, который собирал деньги на покупку имения)
-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какой вопрос возникает?( Дубровский –разбойник или жертва?
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.(по повести Н.В.Гоголя ночь перед Рождеством) (Как рассказчик относится к своим героям? Каким образом показано это отношение)
-Сколько мнений? Какова будет задача урока?Смешным или страшным можно считать это произведение? Каков характер фантастики в повести?
3. Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием? (по рассказу А.П. Чехова «Страшная ночь») (Какое впечатление у вас возникло после чтения первого абзаца?)
-Что вы предполагали сначала? Что получилось? Сформулируйте проблему.Это произведение –шутка автора или трагедия?
4. Дать практическое задание не выполнимое вообще.
- Можете ли вы выполнить это задание? В чем затруднение? Почему нельзя выполнить это задание?. Что неизвестно? (Вставьте пропущенные буквы: прим…рить, пос…деть, пол…скать, отв…рить. посв…тить)
Необходимо словосочетание или предложение для определения значения слова.От чего может зависеть правописание безударных гласных в корнях?
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
1) Тв…рение, пол…гать, выр…сли.
2) П…лог, утв..рь, отр…сль
- Почему не получается выполнить? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какова цель урока?
В заключение сегодняшнего мастер- класса мне хотелось быозвучить мою педагогическую формулу: «Старайся не давать знания в готовом виде. Работай так, чтоб дети сами открывали новые знания».
Подтверждением моих слов является также китайская мудрость
Скажи мне-и я забуду,
Покажи мне-и я запомню,
Вовлеки меня-и я научусь