СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разложение натурального числа на простые множители

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний направлен на создание условий для восприятия понятий разложение числа на простые множители, повторения признаков делимости, применения  признаков делимости чисел при разложении на простые множители

Просмотр содержимого документа
«ТК Разложение на простые множители»

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по математике в 5 классе.


ФИО учителя: Нечепурук Надежда Леонидовна

Должность: учитель математики

ОУ: МБОУ «Трудовская средняя школа» Сакского района Республики Крым

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Разложение натурального числа на простые множители.

Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе/ С.М.Никольский, М.К.Потапов и др. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Место в общей структуре курса: Глава 3. Делимость натуральных чисел. Урок № 2. П.3.4. Делители натурального числа.

Тип урок: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока: создать условия для восприятия понятий разложение числа на простые множители, повторения признаков делимости, помочь ребятам применять признаки делимости чисел при разложении на простые множители.

Задачи урока:

  1. Тренировать навыки устных вычислений натуральных чисел.

  2. Сформировать навыки разложения числа на простые множители.

  3. Продолжить формирование умений и навыков применения признаков делимости;

  4. Продолжить формирование познавательной активности деятельности, умения логически мыслить, активно рационально, работать

  5. Развивать мышление и грамотную математическую речь, внимание и память.

  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока



  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

Сформировать представление о разложении чисел на простые множители, способность к практическому использованию соответствующего алгоритма. Формировать умения и навыки использования признаков делимости при разложении чисел на простые множители.


Умения: применять признаки делимости при разложении на простые множители

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные: содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке; развивать умения извлекать необходимую информацию; развивать умения формулировать выводы, обосновывать суждения.

Познавательные: осуществлять анализ, делать выводы; выполнять учебные действия в письменной и устной форме; выполнять логические действия и операции.

Регулятивные: принимать учебную задачу; находить вариант решения этой задачи; уметь ставить цели и задачи.

Коммуникативные: выражать свои мысли, обосновывать суждения; расширять кругозор; содействовать воспитанию интереса к математике, умению общаться; работать самостоятельно; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.


Инструкции и пояснения



  • Вводное слово учителя

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Б.Акунина из книги «Весь мир театр»: «В сочетании цифр есть безусловная магия, не чувствуют ее лишь люди, начисто лишенные воображения».

И действительно из сочетаний цифр появляются числа, а число - одно из основных понятий в математике. Мы уже начали изучать с вами натуральные числа, их свойства и роль в мире математики.

Осуществляется настрой на продуктивную работу на уроке.

  • Распределение по группам

Работа в парах

На этапе

1) построения проекта выхода из затруднения;

2) первичного закрепления;

3) контроля при проведении взаимопроверки

  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Учитель напоминает в целом о работе на уроке.



  1. Мотивационный блок

Постановка проблемной ситуации

Что такое множитель? Что значит разложить на множители? Что значит разложить на простые множители?


  1. Информационный блок.

Устные источники

Устные упражнения

Презнтация (слайд № 1-7 )

Информация из учебника

Стр143-144(признаки делимости)

Письменные источники

Задания из учебника

№651, 657,658

Графические источники (схемы, диаграммы)



Электронные источники

Презентация




Видео источники



ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)



Источники информации для учащихся подбирает учитель



  1. Аналитический (практический) блок.

Тест

Индивидуальная работа с самопроверкой





  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Самооценка

Взаимооценка

  1. Рефлексивный.

Стикеры с +, - , ±.


Выявить степень изученности материала

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1

Организационный.

Актуализация опорных знаний.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Настроить учащихся на восприятие нового материала. Создание благоприятного психологического климата урока.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Пифагора Самосского: «Мир построен на силе чисел» «Самым хорошим человеком можно считать того, кто без постороннего совета может предвидеть, что ему полезно»

И действительно из сочетаний цифр появляются числа, а число- одно из основных понятий в математике. Мы уже начали изучать с вами натуральные числа, их свойства и роль в мире математики.


Ф

Приветствуют учителя. Показывают наличие письменных принадлежностей. Слушают учителя. Включаются в работу на уроке:

Решают устно примеры.

1. Устный счет (слайд 1):

а)29+51 б) 26+4

: 5 : 37

∙ 4 ∙ 29

+36 - 49

: 25 ∙ 6

? ?

2. Математический диктант (слайд 2,3):

1. Число делится на 2, если оно заканчивается на 0 и четное число.

2. Кратное – это число, которое делится без остатка.

3. Число делится на 5, если оно заканчивается на 0 и 5.

4.Число делится на 3, если сумма его цифр делится на 3.

5. Число делится на 9, если сумма его цифр делится на 9.

6. Все числа, которые делятся на 9, делятся и на 3.

7. Делитель-это число, которое делит.

8. Простое число – это число, которое делится на 1 и само на себя.

9.Числа, которые заканчиваются на 0, делятся на 2, 5, 10.

10. Числа, которые умножаются, называются множителями.

3 мин

Личностные: выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика, контролировать свои действия.

Коммутативные: планировать совместную деятельность, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

Ставить познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий.

2

Этап мотивации к учебной деятельности.


Мотивировать учащихся на изучение нового материала.

Итак, на предыдущем уроке вы изучили свойства делимости, сформулируйте пожалуйста их.

Трудно определить, а как это сделать быстро? Не выполняя деления в столбик? Затрудняетесь?

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу с понятиями разложение на простые множители, связанными с делимостью чисел; рассмотрим новый вопрос: «Разложение на простые множители». Как вы думаете, какая сегодня перед нами стоит цель?

Ф

Формулируют правила: что такое множитель, делитель.

Записывают тему; формулируют цель: получить в ходе работы признаки делимости

Что такое множитель

Слайд 4



Слайд 5,6

3 мин

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

3

Открытие новых знаний.

Формирование целостной системы знаний по теме


1) историческая справка






2) Правило: разложение на простые множители

3) Таблица простых чисел.









Ф

1. Повторение признаков делимости:

Знакомятся с П. Чебышевым, Пифагором

2.Учатся раскладывать на простые множители.

3.Делают вывод.


  1. Слайд 8,9, 10, 11





2)слайд 12, 13, 14


















15

Регулятивные:

целепологание

Предметные: умение точно и грамотно выражать свои мысли, применяя математическую терминологию, развитие способностей обосновывать рассуждения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные:

планирование учебной деятельности.

4

Физминутка

Снять физическое переутомление с помощью физической нагрузки.

Организует учащихся на выполнение физических упражнений, называет числа

И

Если число делиться на 2, дети хлопают в ладоши, на 3- выполняют ходьбу на месте, на 5 - приседают, на 10 - садятся на свое место.

117, 305, 266, 148,111111111, 4000.

3 мин


5

Первичная проверка понимания

Отработка нового способа действия


Организует учащихся на выполнение упражнений

И

1.Работают с учебником, выполняют упражнения № 651 – коллективно у доски.

2. Работают в парах № 657

3. Работают самостоятельно № 658

Слайд № 15

5

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: создание способов решения


6

Первичное закрепление

Обеспечение условий для закрепления материала


Найди соответствие

Ф, И

Работают в тетрадях,

Слайд № 16

10

Предметные: применять признаки делимости при решении упражнений Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: создание способов решения

7

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

Обращает внимание на правильные ответы на интерактивной доске.

П

1. Выполняют тест 2.Обмениваются с соседом по парте тетрадями, проверяют 3.Кроссворд:


1.Слайд № 17.

2. Слайд №18




3. Слайд №19-20


1. Продолжите предложение: натуральное число, имеющее только два делителя  называется …
2. Как называется натуральное число, на которое число а делится без остатка?
3. Какое число является делителем любого натурального числа?
4. Назовите автора первого учебника по математике. 
5. Продолжите предложение: натуральное число, имеющее более двух делителей, называется …
6. Как называются числа, используемые при счете?


3

Оценивать успешность усвоения материала по данной теме

8

Домашнее задание



И

П.3.4(выучить правила), №656, №658(к,л)- обязательные; № 657 (л,м)*- по выбору.

Слайд № 21

2


9

Рефлексия


Оставьте, пожалуйста, на доске стикер, на котором вы отметите +, если тема вам понятна, +/- если тему вы поняли не до конца и - если пока эта тема вам не дается. Всего доброго.


Клеят стикеры

Слайд № 22

1

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.



Литература:

1. https://www.metod-kopilka.ru/urok_po_matematike_dlya_5_klassa_razlozhenie_na_prostye_mnozhiteli-4057.htm

2. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе/ С.М.Никольский, М.К.Потапов и др. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

3. http://videouroki.net.justclick.ru/ (видеоурок и презентация).

Просмотр содержимого презентации
«приложение к уроку»

Пифагор Самосский  (ок. 580 - ок. 500 до н. э.) древнегреческий математик и философ-идеалист.  «Мир построен на силе чисел»  «Самым хорошим  человеком можно считать  того, кто без постороннего  совета может предвидеть,  что ему полезно»

Пифагор Самосский (ок. 580 - ок. 500 до н. э.) древнегреческий математик и философ-идеалист.

«Мир построен на силе чисел» «Самым хорошим

человеком можно считать

того, кто без постороннего

совета может предвидеть,

что ему полезно»

Устный счет б) 26+4  : 3 ∙ 29  - 90 ∙ 6  ?  29+51   : 5   ∙ 4  +36   : 25  ?    4 1200

Устный счет

  • б) 26+4
  • : 3
  • ∙ 29
  • - 90
  • 6
  • ?
  • 29+51
  • : 5
  • ∙ 4
  • +36
  • : 25
  • ?  

4

1200

Да. 6. Да. Да. 7. Да. Да. 8. Да. Да. 9. Да. Да. 10. Да.
  • Да. 6. Да.
  • Да. 7. Да.
  • Да. 8. Да.
  • Да. 9. Да.
  • Да. 10. Да.
* 9 = 81
  • * 9 = 81

множитель множитель произведение

81 = 9 * 9

произведение множитель множитель

Тема: Разложение натурального числа на простые множители.  ●

Тема: Разложение натурального числа на простые множители.

Цель урока:  Выработать навык разложения чисел на простые множители, повторить признаки делимости чисел и использовать их при разложении чисел на простые множители, продолжать расширять представления учащихся об окружающем их мире

Цель урока: Выработать навык разложения чисел на простые множители, повторить признаки делимости чисел и использовать их при разложении чисел на простые множители, продолжать расширять представления учащихся об окружающем их мире

Простые числа – это натуральные числа, которое больше единицы и делится на 1 и само на себя

Простые числа – это натуральные числа, которое больше единицы и делится на 1 и само на себя

Расставить данные числа и соответственные буквы в клетки.  «ш» -  312,     «ч» - 310 , «е»  -  567,      «в» -  585, «ы» -  555,       «б» -  771.   Кратно10 Число Кратно 9 Буква Кратно 3 Кратно 3 и 5 Кратно 2 и 3 Кратно 9 Кратно 5 и 9

Расставить данные числа и соответственные буквы в клетки.

«ш» -  312,     «ч» - 310 , «е»  -  567,      «в» -  585, «ы» -  555,       «б» -  771.

 

Кратно10

Число

Кратно 9

Буква

Кратно 3

Кратно 3 и 5

Кратно 2 и 3

Кратно 9

Кратно 5 и 9

  Кратно10 Число Кратно 9 310 Буква Кратно 3 567 ч Кратно 3 и 5 771 е 555 Кратно 2 и 3 б 312 Кратно 9 ы 567 Кратно 5 и 9 ш 585 е в

 

Кратно10

Число

Кратно 9

310

Буква

Кратно 3

567

ч

Кратно 3 и 5

771

е

555

Кратно 2 и 3

б

312

Кратно 9

ы

567

Кратно 5 и 9

ш

585

е

в

Чебышев, Пафнутий Львович (родился 14 мая 1821 года — умер 26 ноября 1894 года в Петербурге) — ординарный академик Императорской Академии Наук, действительный тайный советник. Тайный советник, доктор математики и астрономии, член Петербургской и Парижской Академии Наук .Пафнутий Львович Чебышев стяжал себе европейскую известность и почетное место в ряду первостепенных геометров. Известный математик занимался свойством простых чисел. Он доказал, что между любым натуральным числом большим 1, и числом, вдвое большим, всегда имеется не менее одного числа.

Чебышев, Пафнутий Львович

(родился 14 мая 1821 года — умер 26 ноября 1894 года в Петербурге) — ординарный академик Императорской Академии Наук, действительный тайный советник.

Тайный советник, доктор математики и астрономии, член Петербургской и Парижской Академии Наук .Пафнутий Львович Чебышев стяжал себе европейскую известность и почетное место в ряду первостепенных геометров.

Известный математик занимался свойством простых чисел. Он доказал, что между любым натуральным числом большим 1, и числом, вдвое большим, всегда имеется не менее одного числа.

ПИФАГОР — один из первых др.-греч. философов (6 в. до н.э.), основатель легендарного Пифагорейского товарищества. По совету Фалеса учился мудрости в Египте (22 года), затем в Вавилонии (12 лет), куда попал в числе плененных персами египтян, и, возможно, в Индии.  Пифагор и его ученики изучали вопросы делимости чисел. Число, равное сумме всех его делителей (без самого числа), они называли совершенным числом

ПИФАГОР

— один из первых др.-греч. философов (6 в. до н.э.), основатель легендарного Пифагорейского товарищества. По совету Фалеса учился мудрости в Египте (22 года), затем в Вавилонии (12 лет), куда попал в числе плененных персами египтян, и, возможно, в Индии. 

Пифагор и его ученики изучали вопросы делимости чисел. Число, равное сумме всех его делителей (без самого числа), они называли совершенным числом

Правило: Разложить ( натуральное) число на простые множители — значит , представить это число в виде произведения 3276 = 2 * 2 * 3*3 * 7* 13 3276 1638 819 273 91 13 1 2 2 3 3 7 13 При разложении числа на простые множители произведение  одинаковых множителей представляют в виде степени :

Правило:

Разложить ( натуральное) число на простые множители — значит , представить это число в виде произведения

3276 = 2 * 2 * 3*3 * 7* 13

3276

1638

819

273

91

13

1

2

2

3

3

7

13

При разложении числа на простые множители произведение

одинаковых множителей представляют в виде степени :

Разложение на простые множители   Всякое составное число может быть единственным образом представлено в виде произведения простых множителей. Например,  48 = 2 · 2 · 2 · 2 · 3,    225 = 3 · 3 · 5 · 5,   1050 = 2 · 3 · 5 · 5 · 7 .  Для небольших чисел это разложение легко делается на основе таблицы умножения. Для больших чисел рекомендуем пользоваться следующим способом, который рассмотрим на конкретном примере. Разложим на простые множители число 1460. Для этого воспользуемся таблицей простых чисел: 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29, 31, 37,  41, 43, 47, 53, 59, 61, 67, 71, 73, 79, 83, 89, 97, 101, 103, 107, 109, 113, 127, 131, 137, 139, 149, 151, 157, 163, 167, 173, 179, 181, 191, 193, 197, 199.

Разложение на простые множители

Всякое составное число может быть единственным образом представлено в виде произведения простых множителей. Например, 

48 = 2 · 2 · 2 · 2 · 3,    225 = 3 · 3 · 5 · 5,   1050 = 2 · 3 · 5 · 5 · 7 .

Для небольших чисел это разложение легко делается на основе таблицы умножения. Для больших чисел рекомендуем пользоваться следующим способом, который рассмотрим на конкретном примере. Разложим на простые множители число 1460. Для этого воспользуемся таблицей простых чисел:

2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29, 31, 37,  41, 43,

47, 53, 59, 61, 67, 71, 73, 79, 83, 89, 97, 101,

103, 107, 109, 113, 127, 131, 137, 139, 149, 151,

157, 163, 167, 173, 179, 181, 191, 193, 197, 199.

Разложение на простые множители  Перебираем числа по этой таблице и останавливаемся на том числе, которое является делителем данного числа. В нашем примере это 2. Делим 1460 на 2 и получаем 730. Теперь повторяем процесс перебора простых чисел для 730 и снова останавливаемся на числе 2, которое является его делителем. Делим 730 на 2 и получаем 365, которое в соответствии с этой же таблицей делится на простое число 5. 365 делим на 5 и получаем 73. 73-это простое число. Таким образом, имеем: 1460 = 2 ∙ 2 ∙ 5 ∙73, т.е. простыми делителями числа 1460 являются 2, 2, 5 и 73.

Разложение на простые множители

Перебираем числа по этой таблице и останавливаемся на том числе, которое является делителем данного числа. В нашем примере это 2. Делим 1460 на 2 и получаем 730. Теперь повторяем процесс перебора простых чисел для 730 и снова останавливаемся на числе 2, которое является его делителем. Делим 730 на 2 и получаем 365, которое в соответствии с этой же таблицей делится на простое число 5. 365 делим на 5 и получаем 73. 73-это простое число. Таким образом, имеем: 1460 = 2 ∙ 2 ∙ 5 ∙73, т.е. простыми делителями числа 1460 являются 2, 2, 5 и 73.

Коллективная работа Коллективная работа № 651(ж-и), 657 (е)  Работа в парах № 657: 1 вариант – г  2 вариант- в Самостоятельная работа № 658: 1 вариант – г, д, е  2 вариант – в, ж, з

Коллективная работа

Коллективная работа

№ 651(ж-и), 657 (е)

Работа в парах

№ 657: 1 вариант – г

2 вариант- в

Самостоятельная работа

№ 658: 1 вариант – г, д, е

2 вариант – в, ж, з

125                                                                            2  .  2  .  2  .  2  .  7 315                                                                            5  .  5  .  5 444                                                                             2  .  2  .  3  .  13 112                                                                            2  .  2  .  3  .  37 156                                                                            3  .  3  .  5  .  7

125                                                                            2  .  2  .  2  .  2  .  7

315                                                                            5  .  5  .  5

444                                                                             2  .  2  .  3  .  13

112                                                                            2  .  2  .  3  .  37

156                                                                            3  .  3  .  5  .  7

Тест  1. Какое число является простым числом? а) 13 б) 24 в) 1 2. Какое число не является ни простым, ни составным?  а) 25 б) 17 в) 1 3. Какое число является составным?  а) 21 б) 23 в) 1 4. При умножении простых чисел всегда получается  а) простое число; б) составное число; в) 1.

Тест

  • 1. Какое число является простым числом? а) 13 б) 24 в) 1
  • 2. Какое число не является ни простым, ни составным?

а) 25 б) 17 в) 1

  • 3. Какое число является составным?

а) 21 б) 23 в) 1

  • 4. При умножении простых чисел всегда получается

а) простое число; б) составное число; в) 1.

  • 5. Разложение числа 18 на простые множители а) 2∙2∙3 б) 2∙3∙3 в) 2∙2∙3∙1
Ключ

Ключ

  • 1) а
  • 2) в
  • 3) а
  • 4) б
  • 5) б
Реши кроссворд:
  • Реши кроссворд: