Актуализация знаний (7 мин.) | Открываем тетради, записываем число. Цифровой диктант Ребята, чтобы узнать, какую тему мы будем изучать, давайте выполним цифровой диктант. Я буду называть слова, а вы записывать цифрой, какого они склоения. Если вы будете испытывать затруднение, то можете поставить прочерк. Парта, заяц, Оля, площадь, моряк, окно, ночь, вымя, пламя. 1, 2,1,3,2,2,3, -, - Скажите, пожалуйста, были ли затруднения при определении склонения? Давайте проверим, в каких словах вы смогли определить склонение. Да, конечно, слова ВЫМЯ и ПЛАМЯ не подходят ни к одному склонению. | Выполняют задание Обучающиеся вместе с учителем проверяют выполненное задание. Объясняют, в чём были затруднения. |
Открытие знаний. Поиск решения проблемы. ( 15 мин.) | -Прежде, чем вы поработаете с учебником, предлагаю выписать 10 разносклоняемых существительных на –МЯ из шуточного стихотворения. (на экран выводится текст стихотворения) Есть история про племя. Лишь весной наступит время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять – бремя. Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувает распри пламя: У коровы полно вымя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить И корову подоить. - Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать об их значении? -На каждые 2 парты я приготовила по словарю. Объединитесь в группы, пожалуйста, и найдите значение слов, которые могут вызвать затруднение. - Время истекло, надеюсь, все успели узнать значение незнакомых слов. Я предлагаю посмотреть на экран и прочитать значение слов ещё раз. Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Племя— в обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство . Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина. Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. Работа с учебником: - Откройте учебник на стр.136. Изучите, пожалуйста, материал параграфа, много ли теоретического материала, упражнений? Сколько из них повышенной сложности? - Дома вы сами выберете, какое упражнение выполнить. Давайте разберём задание упр. 255 и 258. -Прочтите теоретический материал п.45. -Расскажите, почему записанные нами существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, мы назвали? -Молодцы, ребята, запишите слово ПУТЬ к разносклоняемым существительным. | Обучающиеся выписывают слова: Племя, время, семя, бремя, стремя, темя, знамя, пламя, вымя, имя. Отвечают, что в толковых словарях. Обучающиеся работают с Толковыми словарями. Обучающиеся с хорошей техникой чтения читают вслух по очереди. Обучающиеся листают учебник, изучают материалы. Отвечают. Читают материал параграфа. Записывают в тетрадях |
Первичное закрепление знаний. ( 3 мин.) | -Кто сможет объяснить, почему 10 существительных на –МЯ и слово ПУТЬ относятся к разноспрягаемым? - Что нужно знать, чтобы правильно употребить слова на –МЯ в косвенных падежах? | Обучающиеся отвечают, рассказывают, что в Р.Д.П. падежах у них окончание –и 3-го склонения, в в Т.п. окончание –ем, ём 2-го склонения. Нужно к корню прибавить суффикс (-ЕН-), (-ЁН-), (-ЯН-) |
Самостоятельное применение знаний. (5 мин.) | - А теперь попробуем разобраться, поняли ли вы сегодняшнюю тему? У вас на парте именные карточки, в которых одни и те же предложения. Только внимательно читайте задания, они у вас отличаются. Задания выполняете в карточках! Задание для «слабоуспевающих» обучающихся: Прочитайте предложения. Слова, находящиеся в скобках, поставьте в нужном падеже. Запишите их. 1.Он освободил ногу из (стремя)___________ и слез с лошади. 2.Мальчик потерял всякое представление о (время) ___________. 3.Татьяна трепетала при одном (имя)________ барыни. 4.И пусть под (знамя)__________ науки союз наш крепнет и растёт. Задание для «сильных» обучающихся: Прочитайте предложения. Слова, находящиеся в скобках, поставьте в нужном падеже. Запишите их. Объясните орфограммы. 1.Он освободил ногу из (стремя) __________и слез с лошад... 2.Мальчик потерял всякое предст..вление о (время) _____________. 3.Татьяна тр..п..тала при одном (имя) ____________ барыни. 4.И пусть под (знамя)____________ науки союз наш крепн..т и р..стёт. Задания для обучающихся с ОВЗ: Прочитайте предложения. Выберете одно слово, которое правильно употреблено. Подчеркните его. 1.Он освободил ногу из (стремя, стремени) и слез с лошади. 2.Мальчик потерял всякое представление о (время, времени). 3.Татьяна трепетала при одном (имя, имени, имини) барыни. 4.И пусть под ( знамя, знаменем) науки союз наш крепнет и растёт. -Кому непонятно задание, поднимите руку. - Ребята, обменяйтесь, пожалуйста, карточками с соседом по парте. Выполним взаимопроверку. Вооружитесь ручками с зелёной пастой. На экране знакомые вам предложения, записанные правильно. Внимательно проверьте, как выполнено задание. Как обычно, найденные ошибки подчёркиваем. (Учитель комментирует, объясняет правильные ответы) | Обучающиеся выполняют задание в тетради. Учитель объясняет задание в индивидуальном порядке. Обмениваются тетрадями. Проверяют работы друг друга. |
Рефлексия (2 мин.) | - Время взаимопроверки истекло. Верните, пожалуйста, тетради. Ребята, посмотрите внимательно на свои проверенные работы. Сделайте вывод, как вы усвоили тему. - Поднимите руку, кто доволен своей работой. - Значит, остальным нужно поработать дома с учебником очень внимательно. | Обучающиеся анализируют работы, делают выводы. |