СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноспрягаемые глаголы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разноспрягаемые глаголы»

Урок русского языка в 6 классе    РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ 1.Повторить все, что мы знаем о спряжении глаголов. 2.Закрепить навыки правописания безударных личных окончаний глаголов. 3. Познакомиться с разноспрягаемыми глаголами.

Урок русского языка в 6 классе РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ

1.Повторить все, что мы знаем о спряжении глаголов.

2.Закрепить навыки правописания безударных личных окончаний глаголов.

3. Познакомиться с разноспрягаемыми глаголами.

Разминка – повторение  Задание: выделите окончание глаголов, определите спряжение. 1)Воет , свистит , Ветки ломает , Пыль поднимает С ног сбивает , Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер) 2)У нашей Анютки Зверь в атласной шкурке, Возле печки греется , Без водички моется . (Кот) 3)Меня режут ,трут , Колотят, бьют, А я всё терплю, Людям добром плачу. (Хлеб)

Разминка – повторение Задание: выделите окончание глаголов, определите спряжение.

1)Воет , свистит ,

Ветки ломает ,

Пыль поднимает

С ног сбивает ,

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер) 2)У нашей Анютки

Зверь в атласной шкурке,

Возле печки греется ,

Без водички моется .

(Кот)

3)Меня режут ,трут ,

Колотят, бьют,

А я всё терплю,

Людям добром плачу. (Хлеб)

Вспомним!  Алгоритм определения спряжения  у глаголов с безударным окончанием Это глагол-исключение ? НЕТ ДА Глагол оканчивается на- ИТЬ ? Брить, стелить– I  спр. Брить, стелить – I спряжение 4 глаг. на – а ть: слышать, дышать, держать, гнать;,  7 глаг. на – е ть:  смотреть, видеть, ненавидеть,  и обидеть, и терпеть,  и зависеть, и вертеть-  II спряжение ДА НЕТ Это глагол Это глагол II спр  I спр

Вспомним! Алгоритм определения спряжения у глаголов с безударным окончанием

Это глагол-исключение ?

НЕТ

ДА

Глагол оканчивается на- ИТЬ ?

Брить, стелить– I спр.

Брить, стелить – I спряжение

4 глаг. на – а ть: слышать, дышать, держать, гнать;,

7 глаг. на – е ть:

смотреть, видеть, ненавидеть,

и обидеть, и терпеть,

и зависеть, и вертеть-

II спряжение

ДА

НЕТ

Это глагол

Это глагол

II спр

I спр

Задание: выпишите из текста глаголы, распределив их в 2 столбика в зависимости от спряжения (глаголы выписывайте в неопределённой форме)  Бегут, бегут ручьи. Каждый день солнце откусывает от снежного пирога. Ест жадно, будто хочет управиться поскорее. Сугробы проседают, уменьшаются. Смотришь, как бежит талая вода, и понимаешь: скоро уйдёт зима, даст дорогу весне.

Задание: выпишите из текста глаголы, распределив их в 2 столбика в зависимости от спряжения (глаголы выписывайте в неопределённой форме)

Бегут, бегут ручьи. Каждый день солнце откусывает от снежного пирога. Ест жадно, будто хочет управиться поскорее. Сугробы проседают, уменьшаются. Смотришь, как бежит талая вода, и понимаешь: скоро уйдёт зима, даст дорогу весне.

Проверьте себя! «КОНЬКИ» I спряжение  II спряжение откусывать  управиться ? спряжение проседать смотреть (искл.)  уменьшаться бежать  есть понимать уйти хотеть  дать  Почему у глаголов в 3 столбике нельзя однозначно определить спряжение?  Встречались ли мы раньше с подобным явлением?   Встречались ли мы раньше с подобным явлением?

Проверьте себя! «КОНЬКИ»

I спряжение

II спряжение

откусывать

управиться

? спряжение

проседать

смотреть (искл.)

уменьшаться

бежать

есть

понимать

уйти

хотеть

дать

Почему у глаголов в 3 столбике нельзя однозначно определить спряжение?

Встречались ли мы раньше с подобным явлением?

Встречались ли мы раньше с подобным явлением?

Сформулируем тему урока и его цели РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ Цели:  научиться узнавать разноспрягаемые глаголы,  правильно писать их окончания,  грамотно использовать разноспрягаемые глаголы в устной и письменной речи.

Сформулируем тему урока и его цели

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ

Цели:

  • научиться узнавать разноспрягаемые глаголы,
  • правильно писать их окончания,
  • грамотно использовать разноспрягаемые глаголы в устной и письменной речи.
«ФРИСТАЙЛ» «БИАТЛОН» Познакомьтесь с теорией на стр. 197-198. Составьте вопросы по теме (3-4 вопроса). Задайте свой вопрос соседу по парте. Вы попали в цель, если на ваш вопрос ответили правильно(значит, вопрос составлен грамотно). По правилам олимпийского этикета право выстрела - вопроса переходит к сопернику. Проигравшему, не ответившему на вопрос , назначается дополнительный круг – повторно изучить материал параграфа. Вопросы составить письменно. Работайте в паре. Затем переходите к соревнованиям по «биатлону»

«ФРИСТАЙЛ»

«БИАТЛОН»

Познакомьтесь с теорией на стр. 197-198.

Составьте вопросы по теме (3-4 вопроса).

Задайте свой вопрос соседу по парте. Вы попали в цель, если на ваш вопрос ответили правильно(значит, вопрос составлен грамотно). По правилам олимпийского этикета право выстрела - вопроса переходит к сопернику. Проигравшему, не ответившему на вопрос , назначается дополнительный круг – повторно изучить материал параграфа.

Вопросы составить письменно.

Работайте в паре.

Затем переходите к соревнованиям по «биатлону»

«ШОРТ-ТРЕК» (эталон) 1)есть, носить 2)думать, ехать 3)хотеть, бежать 4)хотеть, ездить 5)есть, писать 6)дать, читать 7)бежать, дать

«ШОРТ-ТРЕК» (эталон)

1)есть, носить

2)думать, ехать

3)хотеть, бежать

4)хотеть, ездить

5)есть, писать

6)дать, читать

7)бежать, дать

«ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ» Сообщить (что?)…, уведомить (о чём?)… . Хвалить (кого?)…, восхищаться (кем?)… . Обвинять (в чём?)…, осуждать (за что?)… . Понять (что?)…, вникнуть (во что?)…, додуматься (до чего?)… . Хотеть (чего?)…, стремиться (к чему?)…, добиваться (чего?)… .  - Какое лексическое явление представляют глаголы из каждого ряда?

«ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ»

  • Сообщить (что?)…, уведомить (о чём?)… .
  • Хвалить (кого?)…, восхищаться (кем?)… .
  • Обвинять (в чём?)…, осуждать (за что?)… .
  • Понять (что?)…, вникнуть (во что?)…, додуматься (до чего?)… .
  • Хотеть (чего?)…, стремиться (к чему?)…, добиваться (чего?)… .

- Какое лексическое явление представляют глаголы из каждого ряда?

«КЁРЛИНГ» Поставьте глаголы в нужную форму, чтобы получились русские народные пословицы и поговорки. 1. (Быть), (стараться) - всё ( мочь) (удаться). 2. Язык мягок, что (хотеть), то и (лопотать). 3. Худая снасть и (отдохнуть) не (дать) . 4. Что себе не (хотеть) , то и другому не ( делать) . 5. Добрая слава (лежать) , а худая - (бежать). 6. (Пахать) не лениво, если ( хотеть) ( жить) счастливо.

«КЁРЛИНГ»

Поставьте глаголы в нужную форму, чтобы получились русские народные пословицы и поговорки.

1. (Быть), (стараться) - всё ( мочь) (удаться). 2. Язык мягок, что (хотеть), то и (лопотать). 3. Худая снасть и (отдохнуть) не (дать) . 4. Что себе не (хотеть) , то и другому не ( делать) . 5. Добрая слава (лежать) , а худая - (бежать). 6. (Пахать) не лениво, если ( хотеть) ( жить) счастливо.

«КЁРЛИНГ» КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ 1. Будешь, стараться, может, удастся. 2. Хочет, лопочет. 3. Отдохнуть, даст. 4. Хочешь, делай. 5. Лежит, бежит. 6. Паши, хочешь, жить.

«КЁРЛИНГ» КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ

1. Будешь, стараться, может, удастся. 2. Хочет, лопочет. 3. Отдохнуть, даст. 4. Хочешь, делай. 5. Лежит, бежит. 6. Паши, хочешь, жить.

РЕФЛЕКСИЯ - С каким настроением вы подошли к концу урока? Оцените его смайликом - Что нового вы узнали? - Чему научились?

РЕФЛЕКСИЯ

- С каким настроением вы подошли к концу урока? Оцените его смайликом

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Подобрать к данным существительным ещё несколько глаголов, которыми можно выразить действие этих существительных. Определить спряжение глаголов.  Солнце закатывается, … . Луна сияет, … . пламя трепещет, … . 2. Списать предложения. Какие значения слова ИДТИ представлены в данных примерах? Подобрать к каждому значению по три синонима или словосочетания, определить спряжение каждого из глаголов.  1.Идут солдаты бодрым маршем. 2. Старик медленно идёт. 3. Снег идёт целый день. 4.Дождь идёт целый день. 5. Я иду на риск. 6. Ей очень идёт это платье. 7. В этом году Сергей идёт в университет.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Подобрать к данным существительным ещё несколько глаголов, которыми можно выразить действие этих существительных. Определить спряжение глаголов.

Солнце закатывается, … . Луна сияет, … . пламя трепещет, … .

2. Списать предложения. Какие значения слова ИДТИ представлены в данных примерах? Подобрать к каждому значению по три синонима или словосочетания, определить спряжение каждого из глаголов.

1.Идут солдаты бодрым маршем. 2. Старик медленно идёт. 3. Снег идёт целый день. 4.Дождь идёт целый день. 5. Я иду на риск. 6. Ей очень идёт это платье. 7. В этом году Сергей идёт в университет.