Урок русского языка в 6 классе РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ
1.Повторить все, что мы знаем о спряжении глаголов.
2.Закрепить навыки правописания безударных личных окончаний глаголов.
3. Познакомиться с разноспрягаемыми глаголами.
Разминка – повторение Задание: выделите окончание глаголов, определите спряжение.
1)Воет , свистит ,
Ветки ломает ,
Пыль поднимает
С ног сбивает ,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер) 2)У нашей Анютки
Зверь в атласной шкурке,
Возле печки греется ,
Без водички моется .
(Кот)
3)Меня режут ,трут ,
Колотят, бьют,
А я всё терплю,
Людям добром плачу. (Хлеб)
Вспомним! Алгоритм определения спряжения у глаголов с безударным окончанием
Это глагол-исключение ?
НЕТ
ДА
Глагол оканчивается на- ИТЬ ?
Брить, стелить– I спр.
Брить, стелить – I спряжение
4 глаг. на – а ть: слышать, дышать, держать, гнать;,
7 глаг. на – е ть:
смотреть, видеть, ненавидеть,
и обидеть, и терпеть,
и зависеть, и вертеть-
II спряжение
ДА
НЕТ
Это глагол
Это глагол
II спр
I спр
Задание: выпишите из текста глаголы, распределив их в 2 столбика в зависимости от спряжения (глаголы выписывайте в неопределённой форме)
Бегут, бегут ручьи. Каждый день солнце откусывает от снежного пирога. Ест жадно, будто хочет управиться поскорее. Сугробы проседают, уменьшаются. Смотришь, как бежит талая вода, и понимаешь: скоро уйдёт зима, даст дорогу весне.
Проверьте себя! «КОНЬКИ»
I спряжение
II спряжение
откусывать
управиться
? спряжение
проседать
смотреть (искл.)
уменьшаться
бежать
есть
понимать
уйти
хотеть
дать
Почему у глаголов в 3 столбике нельзя однозначно определить спряжение?
Встречались ли мы раньше с подобным явлением?
Встречались ли мы раньше с подобным явлением?
Сформулируем тему урока и его цели
РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ
Цели:
- научиться узнавать разноспрягаемые глаголы,
- правильно писать их окончания,
- грамотно использовать разноспрягаемые глаголы в устной и письменной речи.
«ФРИСТАЙЛ»
«БИАТЛОН»
Познакомьтесь с теорией на стр. 197-198.
Составьте вопросы по теме (3-4 вопроса).
Задайте свой вопрос соседу по парте. Вы попали в цель, если на ваш вопрос ответили правильно(значит, вопрос составлен грамотно). По правилам олимпийского этикета право выстрела - вопроса переходит к сопернику. Проигравшему, не ответившему на вопрос , назначается дополнительный круг – повторно изучить материал параграфа.
Вопросы составить письменно.
Работайте в паре.
Затем переходите к соревнованиям по «биатлону»
«ШОРТ-ТРЕК» (эталон)
1)есть, носить
2)думать, ехать
3)хотеть, бежать
4)хотеть, ездить
5)есть, писать
6)дать, читать
7)бежать, дать
«ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ»
- Сообщить (что?)…, уведомить (о чём?)… .
- Хвалить (кого?)…, восхищаться (кем?)… .
- Обвинять (в чём?)…, осуждать (за что?)… .
- Понять (что?)…, вникнуть (во что?)…, додуматься (до чего?)… .
- Хотеть (чего?)…, стремиться (к чему?)…, добиваться (чего?)… .
- Какое лексическое явление представляют глаголы из каждого ряда?
«КЁРЛИНГ»
Поставьте глаголы в нужную форму, чтобы получились русские народные пословицы и поговорки.
1. (Быть), (стараться) - всё ( мочь) (удаться). 2. Язык мягок, что (хотеть), то и (лопотать). 3. Худая снасть и (отдохнуть) не (дать) . 4. Что себе не (хотеть) , то и другому не ( делать) . 5. Добрая слава (лежать) , а худая - (бежать). 6. (Пахать) не лениво, если ( хотеть) ( жить) счастливо.
«КЁРЛИНГ» КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ
1. Будешь, стараться, может, удастся. 2. Хочет, лопочет. 3. Отдохнуть, даст. 4. Хочешь, делай. 5. Лежит, бежит. 6. Паши, хочешь, жить.
РЕФЛЕКСИЯ
- С каким настроением вы подошли к концу урока? Оцените его смайликом
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Подобрать к данным существительным ещё несколько глаголов, которыми можно выразить действие этих существительных. Определить спряжение глаголов.
Солнце закатывается, … . Луна сияет, … . пламя трепещет, … .
2. Списать предложения. Какие значения слова ИДТИ представлены в данных примерах? Подобрать к каждому значению по три синонима или словосочетания, определить спряжение каждого из глаголов.
1.Идут солдаты бодрым маршем. 2. Старик медленно идёт. 3. Снег идёт целый день. 4.Дождь идёт целый день. 5. Я иду на риск. 6. Ей очень идёт это платье. 7. В этом году Сергей идёт в университет.