СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разные приемы записи решения задачи. (+ повторение темы «Деление суммы на число»)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока составлена согласно ФГОС НОО. Основная цель данной разработки научить решать задачи, пользуясь приёмом деления суммы на число; учить рассуждать и делать выводы; закреплять знания о приёме деления суммы на число; формирование математической грамотности

Просмотр содержимого документа
«Разные приемы записи решения задачи. (+ повторение темы «Деление суммы на число»)»

Предмет: Математика

Класс: 3

Учитель: Тихонова Татьяна Петровна

Тип урока: урок «открытия нового знания»

УМК: «Школа России»

Тема

Разные приемы записи решения задачи.


(+ повторение темы «Деление суммы на число»)

Цель

учить решать задачи, пользуясь приемом деления суммы на число; учить рассуждать и делать выводы; закреплять знания о приеме деления суммы на число; формирование математической грамотности

Задачи

научить применять изученное свойство (деление суммы на число) при решении задач разными способами; научиться составлять выражения к задачам;

показать, какие задачи можно решать двумя способами нахождения деления суммы на число, а какие только одним из способов

Формируемые УУД

Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий.

Познавательные: умение структурировать знания (анализ, синтез, выбор оснований для сравнения). Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; использование символической записи правила.

Коммуникативные: умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; сотрудничать друг с другом.

Оборудование

Рабочие тетради, карточки для работы, смайлики для рефлексии

ИКТ

Презентация, видео - физкультминутка, ноутбук


Ход урока

1. Организационный момент СЛАЙД 1

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе

На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно, спинку выпрямили. СЛАЙД 2


- Настроимся на урок. Читаем чётко, спокойно предложения на слайде: СЛАЙД 3
Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.


Работать будем под девизом: СЛАЙД 4

«Думать — коллективно! Решать — оперативно! Отвечать — доказательно! И всё у нас будет замечательно» 


Для оценки будем использовать наши «Сфетофорчики».


2. Актуализация знаний.

(Запись числа, вида работы)

Минутка чистописания (на обычной доске):

- Найдите закономерность и допишите ещё три числа:

12,16,21,27…(34, 42, 51)

- Что общего у чисел?

- Назовите числа, которые можно заменить умножением однозначных чисел. - Оцените свою работу: нашли закономерность и верно записали числа – ЗЕЛЁНЫЙ, нашли закономерность, но допустили одну ошибку – ЖЁЛТЫЙ, допустили 2 и более ошибки – КРАСНЫЙ..


Устный счет: СЛАЙД 5

- Что мы делаем в начале каждого урока математики? Для чего?

- Сегодня устно считать будете в парах и если все вычисления выполните верно, то расшифруете ключевое слово нашего урока.

Напоминаю, что по завершению работы вы образуете совместный кулачок.


-Какое слово у вас получилось? ЗАДАЧА СЛАЙД 6

( оценивают работу в паре: не допустили ошибок при устных вычислениях – ЗЕЛ. допустили 1 ошибку – ЖЁЛ. , допустили 2 и более ошибки – КРАСН.)

- Кого мы можем назвать защитником?

- Какой праздник, посвященный защитникам, совсем скоро будет отмечать наша страна?

- Посмотрите на экран. Кого вы видите? СЛАЙД 7

- Всё верно. На фото – Защитники Отечества. Они не побоялись ничего и встали на защиту нашей Родины. Значит и на защиту нас с вами. Нам хорошо знакомы наши герои – односельчане, наши выпускники, которые защищали и продолжают защищать границы нашей Родины. Мы очень гордимся нашими ребятами.

- Что мы с Вами можем сделать, чтобы поддержать участников СВО? (написать письма, нарисовать рисунки, сделать открытки, собрать подарки)

- Нашему классу было дали математическое задание собрать подарки участникам СВО. Поднимите руки, кто согласен?

- Тогда за дело!


3. Самоопределение к деятельности

- Внимание на доску. СЛАЙД 8

- Кто догадался, какое математическое свойство записано на доске? (30 + 15) : 3 - деление суммы на число

– Посмотрите на числа. СЛАЙД 9

12, 18, 30, 15.

- Что общего у данных чисел (делятся на 3)

– Используя данные числа, составьте выражения, которые будут подходить к схеме.

(_+_) : 3

– Прочитайте выражения.

– Что это за выражение? (деление суммы на число)

– Как можно найти значение данных выражений?

(Есть 2 способа:

1)Найти результат суммы и разделить на это число.

2)Каждое слагаемое суммы разделить на это число, затем результаты сложить.)

– Как вы думаете, где могут пригодиться знания приемов деления суммы на число? (В решении задач, в решении примеров, в нашей жизни)

– Сегодня мы будем решать задачи, используя свойство деления суммы на число.

– Какие цели ставите перед собой? СЛАЙД 10

- Я начинаю фразу, а вы попробуйте завершить её:

Научиться решать….. задачи, используя данное свойство

Научиться составлять……. выражения к задаче

Узнать…… какие задачи можно решать двумя способами нахождения деления суммы на число, а какие только одним из способов


4. Работа по теме урока.

- Теперь мы готовы к сбору подарков. Открою вам секрет, что все военные очень любят сладкое.

Предлагаю порадовать ребят шоколадом и печеньем.

Работа в парах: СЛАЙД 11

Задача: Родители нашего класса купили 6 шоколадок «Алёнка» и 9 шоколадок «Россия - щедрая душа». Сколько шоколадок получит каждый военный?

- Сможем ли решить задачу? (нет)

- Почему? (не сказано количество военных)

- Можем дополнить? (да, нам надо собрать три подарка)

- Предлагаю поработать в парах и решить данную задачу.

(Сверяются с образцом на экране ).СЛАЙД 12

Оцените свою работу:

Нашли один из способов решения – ЗЕЛ., Решили верно, но нет пояснений – ЖЁЛ.., допустили ошибки – КРАСН.)


Коллективная работа СЛАЙД 13

– Как найти, сколько шоколадок “Аленушка” положить в один подарочный пакет?

- А сколько шоколадок «Россия щедрая душа» можно в положить в 1 подарочный пакет?

Как найти, сколько всего шоколада в одном пакете? (ДЕЛАЮ ЗАПИСЬ НА ОБЫЧНОЙ ДОСКЕ, ПОСЛЕ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ).

– Попробуйте все записанные действия записать одним выражением.

– С какого действия начинаем собирать?

(с третьего)

2 + 3

– Как в решении получили 2?

6 : 3

– Как получили 3?

9 : 3

– Замените этими частными числа в 3 действии?

– Что у вас получилось?

– Запишите выражение, расставьте порядок действий и объясните, что нашли каждым действием.

– Как мы записали решение этой задачи?

(По действиям и одним выражением.)

– Мы записали разные способы решения задачи? Почему?

(это разные записи одного решения)

– Обратите внимание на выражение, которое мы составили. Что заметили?

(это 2 способ нахождения деления суммы на число)

– Какой же будет 1 способ? Попробуйте найти.

(6 + 9) : 3

– Как вы думаете, подходит ли данный способ решения к этой задаче?

– Объясните, что означает каждое действие.

  1. 9 + 6 = 15 (ш.) – всего

  2. 15 : 3 = 5(ш.)

– Сколько действий во 2 способе решения?

– Подходит ли этот способ решения?

(да, но мы не можем ответить. какие именно шоколадки получит каждый солдат)

– Сколько способов решения задачи нашли?

– Рассмотрите и сделайте вывод: на основе какого свойства мы смогли найти 2 способа решения этой задачи?

– Какой из способов для вас более удобный?

– А какой способ рациональный по вашему мнению? Почему?

– Кто считает, что ему понятны оба способа поднимите зеленый сигнал, кто сомневается или не понял – красный

- Каких целей достигли?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыкальная) СЛАЙД 14


5. Продолжение работы по теме урока

Работа в группах:

- С шоколадом мы определились. Но наши родители решили, кроме шоколада положить в подарок фрукты.

Задача в учебнике. СЛАЙД 15

РАБОТА У ДОСКИ (2 человека решают задачу 2 способами)


- Возвращаемся к целям нашего урока. Какой цели достигли?

- Просигнализируйте, кто считает, что достиг поставленной цели и сам справиться с решением такого вида задач?

( зеленый – справлюсь, жёлтый – немного сомневаюсь, красный - сомневаюсь, что всё понял)


6. Закрепление пройденного материала. СЛАЙД 16.

СЛАЙД 17, 18, 19

- Ребята, я тоже решила пополнить нашу посылку сладостями и купить печенья для участников СВО.

На основе таблиц посоветуйте, где выгоднее купить? Если сумма моей покупки ограничена в размере 100 р.

Работа в группах (по рядам):


Магазин «Причал»

Наименование продуктов

Цена

Печенье «Крекер»

41 руб

Конфеты «Бон Пари»

80 руб

Печенье «Юбилейное»

70 руб

Печенье «Земляничное»

42 руб

Печенье «Сормовское»

35 руб

Шоколад «Сударушка»

75руб


Магазин «Ассорти»

Наименование продуктов

Цена

Печенье «Крекер»

45 руб

Конфеты «Бон Пари»

83 руб

Печенье «Юбилейное»

60 руб

Печенье «Земляничное»

42 руб

Печенье «Сормовское»

35 руб

Шоколад «Сударушка»

80 руб


Магазин «Центральный»

Наименование продуктов

Цена

Печенье «Крекер»

40 руб

Конфеты «Бон Пари»

81 руб

Печенье «Юбилейное»

50 руб

Печенье «Земляничное»

42 руб

Печенье «Сормовское»

30 руб

Шоколад «Сударушка»

72 руб


Самостоятельная работа: СЛАЙД 20

- Ручка необходима всем и всегда, поэтому родители купили ручки для наших героев.

Посчитайте самостоятельно, сколько ручек необходимо положить в один подарочный пакет.

Решите задачу, решение запишите выражением:

Родители купили 9 ручек с синими чернилами и 3 ручки с черными чернилами.

По сколько ручек необходимо положить в каждый подарочный пакет для 3 солдат?


Сверка с образцом на слайде. Оценка «Светофорчик».


-Посчитайте количество зеленых поднятых светофорчиков на протяжении урока.

Поднимают руку, кто работал на 5 баллов, на 4 балла, на 3 балла)


РЕЗЕРВ:

- Какими качествами должен обладать военный человек?

- Кроме этого у них должно быть хорошо развито логическое мышление. Предлагаю и я вам немного подумать и решить задачку.

СЛАЙД 21


6.Итог урока

– Вспомните цели, которые ставили перед собой в начале урока?

(Научиться решать задачи 2 способами, используя свойство деления суммы на число)

– Кто считает, что поставленной цели достиг?

– Какую жизненную задачу решали на уроке?

(рассчитывали, сколько шоколада, печенья и ручек необходимо разложить в каждый пакет для участников СВО)

- Ребята нашего класса написали письма, которые мы сможем положить в подарочные пакеты. В форме чего они у них сложены?


7. Домашнее задание СЛАЙД 22

С.14 № 3 + Проверь себя.


8. Рефлексия СЛАЙД 23

- «Смайлик»

– Доброе, важное дело вы сегодня ребята сделали! Пусть в ваших сердцах всегда горит огонек доброты в любой ситуации.