Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалёво
Доклад на тему:
«Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей раннего возраста с природой»
Выполнила: воспитатель второй
квалификационной категории
Любовь Анатольевна Синельщикова
Февраль 2014
Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя. Человек, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.
Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
Сюжетно-ролевая игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками.
Игра в воспитательном процессе - это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно - развивающей среды детского сада.
Известно также, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.
Использование сюжетно-ролевой игры в ознакомлении детей раннего возраста с природой важно по целому ряду причин:
она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;
игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;
в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности.
В работе по ознакомлению детей раннего возраста с природой важным является использование разных видов сюжетно-ролевых игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.
На таких занятиях прежде всего необходимо уделять внимание следующим вопросам:
формированию понимания самоценности природы;
осознанию ребенком себя как части природы;
воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;
пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;
формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
усвоению основ экологической безопасности;
усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;
формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Виды игровых обучающих ситуаций:
Рассмотрим примеры некоторых сюжетно-ролевых игр.
Характер сюжетно-ролевых игр должен определяться логикой построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели. Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Проведение таких занятий требует больших моральных усилий воспитателя, но компенсируется высокой обучаемостью детей.
При проведении занятий по ознакомлению детей раннего возраста с природой можно применять такие виды игровых обучающих ситуаций:
Построение обучающих ситуаций с игрушками – аналогами: Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы - растений и животных. Такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки), о специфике живого и неживого мира и возможных действий с ним. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним. Также это различные игровые ситуации, например, игрушечный заяц (медведь и т. д.) хочет узнать у детей, как звери в лесу готовятся к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных (лисы, волка, медведя и т. д.), от лица которых они рассказывают, как те готовятся к зиме.
На занятии, цель которого - закрепление представления детей о том, что лес - это сообщество разных растений и животных, о приспособленности жизни зверей в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рассказать про лес и условия жизни в нем.
С целью расширить представления детей о лесе, о том, как дикие животные проводят зиму в лесу, используется игровая ситуация "Школа мудрой совы". Для расширения представлений детей о водном мире на занятии применяются игровые ситуации "Школа морского царя", "Поможем дельфиненку вернуться домой" и др.
Использование литературных персонажей в игровых ситуациях: Интересны игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух и др.). При создании игровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях: «Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах.»
Айболит - доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры.
Лучше, если в роли доктора выступает взроcлый. Тогда дети охотнее вступают в диалог с доктором Айболитом, приехавшим, чтобы сделать профилактический осмотр обитателей уголка природы. Айболит учит детей внимательно осматривать paстения, находить признаки их нездорового состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления; воспитывать бережное отношение к растениям, понимать, что они - живые оргaнизмы, которым необходимы хорошие условия жизни. Доктор осматривает каждое растение по очереди, оценивает почву, степень защищенности, указывает на признаки нездоровья. Выясняет, как часто и какой водой цветы поливают, делается ли опрыскивание, рыхление. Доктор выписывает рецепты для ослабленных растений, угощает детей витаминным напитком, осматривает грядку лука в ящике на окне и хвалит ребят за то, что они его выращивают и едят.
Таким образом, в рамках игровых действий «врача – специалиста» Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию - дает образец правильного осмотра своих пациентов (обитателей природного уголка), постановки диагноза (т.е, лечение состояния живых существ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями. Важную роль в развертывании игры с Айболитом вьполняет атрибутика: костюм доктора, чемоданчик Айболита, который кроме традиционного набора содержит рецепты, ручку, палочку для рыхления почвы и т. п.
Карлсон - шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия, на котором используется этот персонаж, является уточнение и расшиpeниe представления детей о луге как сообщecтве светолюбивых травянистых растений, цветах в пищу для многочисленных насекомых, в т. ч. пчел, собирающих нектар ( цветочный сок ) и перерабатывающих его в мед.
В данном случае используется игровая ситуация "Карлсон идет на луг за медом". При изучении комнатных растений, воспитания бережного отношения к ним используется игровая обучающая ситуация "Карслон устраивает беспорядок среди комнатных растений".
Данные герои являются средством, обеспечивающим решение дидактических задач, способствуют активизации познавательной деятельности детей. Например, герои попадают в ходе занятий в такие ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые предположения, задают глупые вопросы, проявляя полную неосведомленность в событиях. Такие приемы особенно хороши тем, что дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучаемых в обучающих, становясь "над" этими героями. Такое соотношение заметно придает детям уверенности в ответах. Они приобретают авторитет в своих собственных глазах.
Вымышленные герои в обучающих ситуациях: Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком (переодетый воспитатель), хорошо знающим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветax (садовых и полевых); взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце); зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.
Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления, развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.
Игры в путешествие: Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, "фотографируют", рассуждают. Важным является то, что игры путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.
С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания, воспитывать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе можно провести игру-путешествие "Прогулка в лес". В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы). Аналогично этому путешествию можно провести игру-путешествие "Посещение музея", в процессе которой дети учатся воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной природы, понимать, что это впечатления художника о природе, полученные через наблюдения и общение с ней. Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-путешествия "Посещение зоопарка". В данном случае дети могут принести в группу игрушки, изображающие различных животных, построить из конструкторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подготовить небольшие рассказы - каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о животных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др.; о том, где в природе живут эти животные, почему их стало мало и как их охраняют.
Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит занятие с детьми. Использование игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т.к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе и происходит формирование осознанно-положительного отношения к ней. «Для ребенка на этой ступени психического развития,- отмеча ет А. Н. Леонтьев,- еще не существует отвлеченной теорети ческой деятельности, отвлеченного созерцательного познания, поэтому осознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий мир,- это ребенок, стремящийся действовать в этом мире».
Список используемой литературы.
1. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение,2007.
2. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д., 2005. – 128 с.
Источник: При подготовке материала использовались интернет ресурсы:
1. nsportal.ru›…syuzhetno-rolevye-igry…detei…prirodoi
2. http://www.kidiy.ru
3. http://vospitotei.com.ua
4. http://vsemroditeiyam.ru