СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Доклад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Доклад"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалёво











Доклад на тему:

«Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей раннего возраста с природой»













Выполнила: воспитатель второй

квалификационной категории

Любовь Анатольевна Синельщикова











Февраль 2014





Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя. Человек, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними. 
Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
Сюжетно-ролевая игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. 

Игра в воспитательном процессе - это образная модель жизнен­ных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей пред­метно - развивающей среды детского сада.

Известно также, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличаю­щихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.

Использование сюжетно-ролевой игры в ознакомлении де­тей раннего возраста с природой важно по целому ряду причин:

  • она дает возможность развивать по­знавательные способности и речь ре­бенка, способствует становлению лич­ности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, по­этому она должна быть так же широко использована в экологическом воспита­нии, как и в других его направлениях;

  • игра доставляет радость ребенку, по­этому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оп­тимальные условия для воспитания и обучения;

  • игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

  • все игровые действия предусматри­вают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;

  • в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анали­заторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

  • экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмо­циональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоя­тельную игровую деятельность, чем знания, воздействие ко­торых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются од­ним из средств формирования самостоятельной игровой деятель­ности.

В работе по ознакомлению детей раннего возраста с природой важным яв­ляется использование разных видов сюжетно-ролевых игр, в которых присутст­вовала бы активная, экологически направленная или разви­вающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.

На таких занятиях прежде всего необходимо уделять вни­мание следующим вопросам:

  • формированию понимания самоценности природы;

  • осознанию ребенком себя как части природы;

  • воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпа­тий и антипатий;

  • формированию эмоционально-положительного отношения к ок­ружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;

  • пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

  • усвоению основ экологической безопасности;

  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использо­вании воды, энергии в быту;

  • формированию навыков экологически грамотного и безопасно­го поведения в повседневной жизни.


Виды игровых обучающих ситуаций:

Рассмотрим примеры некоторых сюжетно-ролевых игр.

Характер сюжетно-ролевых игр должен определяться логикой построения занятия, которое направлено на достижение дидактиче­ской цели. Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет его воспитатель, который заранее продумыва­ет, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в про­цесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игро­вые обучающие ситуации, создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании иг­ровых обучающих ситуаций у детей возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрос­лый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки ум­ственных и практических навыков. Проведение таких занятий тре­бует больших моральных усилий воспитателя, но компенсируется высокой обучаемостью детей.

При проведении занятий по ознакомлению де­тей раннего возраста с природой можно применять такие виды игровых обучаю­щих ситуаций:

Построение обучающих ситуаций с игрушками – аналогами:

Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов, изображающих различные объ­екты природы - растений и животных. Такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки), о специфике живого и не­живого мира и возможных действий с ним. Построение игровых обу­чающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным кри­териям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним. Также это различные игровые ситуации, на­пример, игрушечный заяц (медведь и т. д.) хочет узнать у детей, как звери в лесу готовятся к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных (лисы, волка, медведя и т. д.), от лица которых они расска­зывают, как те готовятся к зиме.

На занятии, цель которого - закрепление представления детей о том, что лес - это сообщество разных растений и животных, о при­способленности жизни зверей в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рас­сказать про лес и условия жизни в нем.

С целью расширить представления детей о лесе, о том, как ди­кие животные проводят зиму в лесу, используется игровая си­туация "Школа мудрой совы". Для расширения представлений детей о водном мире на занятии применяются игровые ситуации "Школа морского царя", "Поможем дельфиненку вернуться до­мой" и др.


Использование литературных персонажей в игровых ситуациях:

Интересны игро­вые обучающие ситуа­ции с использованием литературных персона­жей и вымышленных ге­роев. В данном случае используются персона­жи хорошо известных детям сказок и расска­зов (Буратино, Незнай­ка, Карлсон, Винни-Пух и др.). При создании иг­ровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных ус­ловиях: «Красная Шапочка идет через лес к ба­бушке, по дороге она встречает разных зверей собирает ле­карственные расте­ния, находит неиз­вестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах.»

  • Айболит - доктор, который лечит зверей, но может лечить и рас­тения, проводит их профилактические осмотры.

Лучше, если в роли доктора выступает взроcлый. Тогда дети охот­нее вступают в диалог с доктором Айболитом, приехавшим, чтобы сделать профилактический осмотр обитателей уголка природы. Ай­болит учит детей внимательно осматривать paстения, находить при­знаки их нездорового состояния, делать вывод о недостатке каких-­либо условий, находить способ оздоровления; воспитывать бережное отношение к растениям, понимать, что они - живые оргaнизмы, ко­торым необходимы хорошие условия жизни. Доктор осматривает каж­дое растение по очереди, оценивает почву, степень защищенности, указывает на признаки нездоровья. Выясняет, как часто и какой во­дой цветы поливают, делается ли опрыскивание, рыхление. Доктор выписывает рецепты для ослабленных растений, угощает детей вита­минным напитком, осматривает грядку лука в ящике на окне и хвалит ребят за то, что они его выращивают и едят.

Таким образом, в рамках игровых действий «врача – специалиста» Ай­болит выполняет очень важную для экологического воспитания функ­цию - дает образец правильного осмотра своих пациентов (обитателей природного уголка), постановки диагноза (т.е, лечение состоя­ния живых существ на основе различных внешних признаков) и спосо­бов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями. Важ­ную роль в развертывании игры с Айболитом вьполняет атрибутика: костюм доктора, чемоданчик Айболита, который кроме традиционного набора содержит рецепты, ручку, палочку для рыхления почвы и т. п.

  • Карлсон - шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия, на ко­тором используется этот персонаж, является уточнение и расши­peниe представления детей о луге как сообщecтве светолюбивых травянистых растений, цветах в пищу для много­численных насекомых, в т. ч. пчел, собирающих нектар ( цве­точный сок ) и перерабатывающих его в мед.

В данном случае используется игровая ситуация "Карлсон идет на луг за медом". При изучении комнатных растений, воспитания бе­режного отношения к ним используется игровая обучающая ситуа­ция "Карслон устраивает беспорядок среди комнатных растений".

Данные герои являются средством, обеспечивающим решение ди­дактических задач, способствуют активизации познавательной дея­тельности детей. Например, герои попадают в ходе занятий в такие ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые предположения, задают глупые вопросы, проявляя полную неосведомленность в событиях. Такие приемы особенно хороши тем, что дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучае­мых в обучающих, становясь "над" этими героями. Такое соотношение заметно придает детям уверенности в ответах. Они приобретают авто­ритет в своих собственных глазах.

Вымышленные герои в обучающих ситуациях:

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происхо­дят встречи с Лесовичком (переодетый воспитатель), хорошо знаю­щим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветax (садовых и полевых); взаи­мосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце); зависи­мости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии на­секомых, роли окраски в их жизни; фор­мированию эмоционально-положитель­ного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.

Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций пока­зывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления, развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Игры в путешествие:

Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким об­разом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явления­ми и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. В рамках ролевого поведения дети слушают поясне­ния, "фотографируют", рассуждают. Важным является то, что игры ­путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу оби­тания, воспитывать у детей умение правильно вести себя в лесу и береж­но относиться к природе можно провести игру-путешествие "Прогул­ка в лес". В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цве­ты, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пе­ние птиц, жужжание пчелы). Аналогично этому путешествию можно провести игру-путешествие "Посещение музея", в процессе которой дети учатся воспринимать произведения искусства, видеть красоту от­раженной природы, понимать, что это впечатления художника о приро­де, полученные через наблюдения и общение с ней. Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-путешест­вия "Посещение зоопарка". В данном случае дети могут принести в груп­пу игрушки, изображающие различных животных, построить из конст­рукторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подгото­вить небольшие рассказы - каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о живот­ных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др.; о том, где в при­роде живут эти животные, почему их стало мало и как их охраняют.

­ Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит занятие с детьми. Использование игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т.к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игро­выми мотивами, дети получают новые знания о природе и происхо­дит формирование осознанно-положительного отношения к ней. «Для ребенка на этой ступени психического развития,- отмеча ет А. Н. Леонтьев,- еще не существует отвлеченной теорети ческой деятельности, отвлеченного созерцательного познания, поэтому осознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий мир,- это ребенок, стремящийся действовать в этом мире».























Список используемой литературы.

1.     Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение,2007.

2.     Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:  Гном и Д., 2005. – 128 с. 

Источник: При подготовке материала использовались интернет ресурсы:

1. nsportal.ru›…syuzhetno-rolevye-igry…detei…prirodoi

2.     http://www.kidiy.ru 

3.     http://vospitotei.com.ua 

4.     http://vsemroditeiyam.ru