Разработка и реализация плана воспитательной работы
| Романова Ольга Леонидовна, учитель технологии МБОУ СОШ с УИОП №7, http://sh7.ru https://multiurok.ru/igolka/ [email protected] |
Аннотация
В предлагаемой статье поднимается вопрос об организации классным руководителем воспитательной работы и важности разработки плана, координирующего его деятельность; рассматривается значение планирования с точки зрения организационной, методической и контролирующей функции в ходе воспитательного процесса. План воспитательной работы позволяет классному руководителю спроектировать и систематизировать свою деятельность, направить её на достижение воспитательных результатов.
Статья адресована, в первую очередь, классным руководителям, педагогам-организаторам, а также может быть полезна широкому кругу читателей, заинтересованному в воспитании подрастающего поколения.
Ключевые слова: воспитательная работа, ноосферное образование, функции планирования, требования к планированию, алгоритм успешного планирования, этапы планирования, затруднения в ходе планирования.
Содержание
Введение.
Функции планирования воспитательной работы.
Требования к планированию.
Разделы плана воспитательной работы.
Определение качества плана воспитательной работы с классным коллективом.
Классный руководитель - ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения. Воспитательная работа классного руководителя в приоритете и является одним из основных направлений образовательного процесса. Становится все более очевидным, что кризис образования в большей мере связан со все увеличивающимся разрывом между образованностью и обученностью. Доминирование технического сознания над ноосферным приводит к необратимым последствиям, поэтому вновь остро встают вопросы утверждения гуманитарных основ в образовательной среде. Мы с вами прекрасно осознаём, что современная школа готовит человека, который через 20-30 лет будет управлять экономикой, наукой, образованием и политикой. По сути мы с вами отвечаем за формирование стратегического ресурса будущего. Поэтому основной задачей образования можно считать
| организацию многогранного становления человека, его гармоническое развитие, с целью формирования будущих кадров в глобальной системе «Природа - общество - человек». Именно поэтому педагогической системе очень близки принципы возрождающейся ноосферной методики: природосообразность (соответствие природным законам, нормам и ритмам) и биоадекватность (соответствие биологической природе ребёнка). Базовые понятия «ноосферы» (с греческого: «сфера разума») были внесены в науку |
В.И.Вернадским ещё в 30-е годы XX века, когда стало очевидным, что разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития Мира.
Ноосферное образование – это социокультурный процесс передачи знаний, умений, навыков достижения ранее небывалых возможностей человека и общества путём мотивирования индивидуальных учебных мыслеобразов и реализации заключённой в них энергии на фундаменте хорошо структурированных систем естественных законов Мира, планеты Земля, человеческого общества, познания, образования. Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в нём природой потенциальных возможностей. [1].
Планирование социокультурного процесса передачи знаний, умений, навыков - это наиважнейшая образовательная задача, стоящая перед системой образования в целом и в частности перед администрацией школы, педагогами, классными руководителями. План воспитательной работы выполняет следующие функции:
Направляющую, определяющую, т. е. конкретизируются направления и виды деятельности;
прогнозирующую, т.е. косвенно отражается замысел, представляется результаты через планируемые результаты конкретных действий;
координирующую, организаторскую;
контрольную, т.е. контролируется реализация поставленных целей, по плану легко проверяется, насколько он соответствует действительности;
репродуктивную, воспроизводящую, т.е. через любой промежуток времени по плану восстанавливается содержание и отслеживается объем выполненной работы. [2].
Классный руководитель планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана воспитательной работы школы на учебный год, учитывая гуманитарные основы образовательной среды в целом. Исходя из задач могут разрабатываться комплексно-целевые программы, проекты, планы (ежемесячные, еженедельные) по различным направлениям воспитания обучающихся. Любая работа, чтобы быть успешной должна обдумано планироваться с учётом специфики класса, поэтому составление плана воспитательной работы для каждого отдельно взятого класса не может быть формальным и выполняться «под копирку».
Существуют общие правила и требования по разработке плана воспитательной работы.
При написании плана воспитательной работы необходимо:
Ознакомиться с государственными документами, определяющими задачи воспитательной работы на современном этапе;
изучить документы школы, регламентирующие организацию воспитательной работы в классе;
изучить особенности развития воспитательной ситуации в классе;
изучить особенности возраста учащихся класса и определить, исходя из них цели и задачи воспитательной работы;
изучить уровень развития коллектива класса;
получить консультацию заместителя по воспитательной работе и педагога-психолога (если требуется), при наличии в классе детей из группы риска – консультацию социального педагога;
изучить анализ развития классного коллектива за предыдущий год, проблемы и перспективы развития;
изучить материалы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» и материалы курса профориентационных занятий «Россия – мои горизонты»;
изучить календарь памятных дат предстоящего года и определить даты, необходимые для воспитания идейно-нравственной культуры учащихся;
проанализировать перспективные возможности коллектива класса с целью участия в традиционных воспитательно-образовательных мероприятиях школы, ознакомиться с планом мероприятий на предстоящий учебный год и согласовать со своим планированием;
привлечь учащихся и родителей к планированию.
Для успешного планирования необходимо последовательно использовать следующий алгоритм:
Педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в классе за прошедший учебный год: определение сильных и слабых сторон.
Определение модели плана воспитательной работы на следующий учебный год.
Моделирование образа учащегося, жизнедеятельности класса.
Коллективное планирование жизнедеятельности класса.
Уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организационного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельности; оформление плана воспитательной работы.
Этапы планирования:
При планировании важно использовать следующие подходы:
Целенаправленность плана;
учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;
преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;
реальность;
разнообразие форм и методов;
творческий характер планирования.
В процессе планирования классный руководитель может испытывать затруднения различного характера:
Недооценка изучения новых нормативных правовых документов, пропуск некоторых этапов планирования;
формальное отношение классного руководителя к планированию и последующему выполнению планов, отсутствие у него представлений о планируемых результатах воспитательной работы;
игнорирование мнения родителей, учащихся класса, учителей-предметников, социальных партнеров;
низкое качество разработанных в процессе планирования документов – планов (необоснованность актуальности для каждого конкретного класса выдвигаемых целей и задач, а также сроков их достижения, неадекватность педагогических задач и средств их достижения, несогласованность планов класса и школы). [3].
Как мы видим: важно уметь планировать воспитательную деятельность в классе и работать по плану, т.е. осуществлять научную организацию труда классного коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов, точных календарных сроков.
План воспитательной работы классного руководителя может включать различное количество разделов, что зависит от требований образовательной организации, особенностей ученического коллектива и напрямую связано с личностными организационно-воспитательными качествами конкретного классного руководителя. Примерный перечень разделов плана воспитательной работы может состоять из следующих разделов:
Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год.
Характеристика класса.
Цели и задачи воспитательной деятельности.
Основные направления и дела классного коллектива.
Внеурочная занятость обучающихся.
Индивидуальная работа с учащимися, в том числе с детьми, состоящими на различных видах учёта (СОП, ПДН).
Работа с родителями.
Планируемые итоги воспитательной работы (ожидаемый результат).
Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.
Дневник классного руководителя (список учащихся, подробные данные об учащихся и членах семьи, занятость в кружках и секциях, поручения, список актива, график дежурства, дневник педагогических наблюдений и т.п.).
Для примера приведу разделы своего плана воспитательной работы:
Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год.
Характеристика класса с учётом возрастных особенностей (возрастные и психологические особенности классного коллектива; основные психологические новообразования; основные формы деятельности, общение; основные возрастные задачи; основные образовательные процессы и формы).
Цели и задачи воспитательной деятельности (цель, задачи ВР; ожидаемый результат на конец учебного года; способы реализации воспитательных задач).
Функции классного руководителя и циклограмма деятельности (функции: организационно-координирующие, коммуникативные; аналитико-прогностические; проектно-организаторская; контрольные. Циклограмма: ежедневные, еженедельные, ежемесячные, триместровые и годовые обязанности).
Характеристика, основные направления и дела классного коллектива (общие сведения о классе, информация к социальному паспорту; работа с учащимися, требующими особого внимания; внеурочная занятость обучающихся; ученическое самоуправление по секторам).
Индивидуальная работа с учащимися, в том числе с детьми, состоящими на различных видах учёта (СОП, ПДН).
Работа с родителями (родительский комитет, тематика родительских собраний, конспекты родительских собраний в Приложении).
План работы класса на учебный год (направления деятельности, мероприятия, формы проведения).
Дневник классного руководителя (список учащихся, подробные данные об учащихся и членах семьи, занятость в кружках и секциях, поручения, список актива, график дежурства, дневник педагогических наблюдений).
Приложения (Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»; Профилактическая программа «Все цвета, кроме чёрного», направленная на предупреждение возникновения алкогольной, никотиновой, наркотической, игровой зависимости и пропаганду здорового образа жизни с использованием материалов Общероссийской общественной организации «Общее дело»; Тематические разработки по содержанию родительских собраний).
Для определения качества плана воспитательной работы удобно использовать Лист контроля, где за показатели можно взять пункты собственного индивидуального плана воспитательной работы. Например, основываясь на вышеперечисленных разделах планирования, можно составить следующий лист контроля:
Лист контроля
«Качество плана воспитательной работы с классным коллективом»
| Показатели/критерии | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год |
а | ориентированность на выявление динамики педагогических процессов | | | | | | |
б | охват всех сторон деятельности классного коллектива | | | | | | |
в | системность и выявление причинно-следственных связей | | | | | | |
г | наличие данных изучения уровня воспитанности | | | | | | |
д | обеспечение постановки четких целей и конкретных задач на учебный год | | | | | | |
2 | Характеристика класса с учётом возрастных особенностей | |
а | учёт возрастных, психологических особенностей классного коллектива и психологических возрастных новообразований | | | | | | |
б | планирование основных форм деятельности и общения | | | | | | |
в | наличие основных возрастных задач и образовательных процессов и форм | | | | | | |
3 | Цели и задачи воспитательной деятельности |
а | формулировка ведущих ценностей, направлений работы | | | | | | |
б | определение перспективных целей | | | | | | |
в | постановка конкретных, реальных, достижимых задач | | | | | | |
г | предвидение результатов намеченных дел | | | | | | |
4 | Функции классного руководителя и циклограмма деятельности |
а | отражение в планировании функций: организационно-координирующих, коммуникативных; аналитико-прогностических; проектно-организаторских; контрольных | | | | | | |
б | наличие циклограммы: ежедневных, еженедельных, ежемесячных, триместровых и годовых обязанностей | | | | | | |
5 | Характеристика детского коллектива |
а | полнота общих сведения о классе, информации к социальному паспорту (мальчики/девочки, год рождения, полные/неполные семьи, многодетные, малообеспеченные; лидер класса, изолированные дети, дети, избегающие вхождения в коллектив; сведения о родителях, даты рождения, адреса и телефоны, состояние здоровья, особенности семейной ситуации, документальные данные) | | | | | | |
б | работа с учащимися, требующими особого внимания (содержание работы, ответственные) | | | | | | |
в | внеурочная занятость обучающихся | | | | | | |
г | ученическое самоуправление по секторам (староста, учебный сектор, творческий сектор, трудовой сектор, спортивный сектор, информационный сектор, служба временных поручений) | | | | | | |
д | сформированность (развитость) основных компонентов индивидуальности (авторское отношение человека к себе и окружающей действительности, задатки и способности, нравственная направленность, творческая активность, социокультурный опыт познания и преобразования себя и окружающего мира) | | | | | | |
е | оценка воспитанности учащихся во внешне - поведенческом аспекте (внешний вид, общение и речь, отношения с ребятами, дисциплина) | | | | | | |
ж | уровень развития нравственных качеств учащихся (ответственность, отношение к учёбе, трудолюбие, честность и скромность) | | | | | | |
6 | Индивидуальная работа с учащимися и состоящими на различных видах учёта |
а | индивидуальная работа с учениками по организации учебной деятельности | | | | | | |
б | содержание индивидуальной воспитательной деятельности в рамках жизни класса по направлениям | | | | | | |
в | ситуативная работа (лист ЧП: дата, причина проблемной ситуации, содержание коррекционной и профилактической работы, результативность) | | | | | | |
г | участие воспитанника в делах класса и школы | | | | | | |
д | работа по самоорганизации воспитанника (участие в детских организациях и объединениях) | | | | | | |
е | результативность проведённых мероприятий | | | | | | |
ж | эффективность педагогического содействия развитию индивидуальности ребёнка (взаимодействие педагогов, социального педагога, педагога-психолога) | | | | | | |
з | прогнозирование уровня индивидуального развития воспитанника | | | | | | |
7 | Работа с родителями |
а | соответствие тематического планирования работы с родителями возрастным и психологическим особенностям классного коллектива | | | | | | |
б | разнообразие форм работы с родителями, активность и заинтересованность, отклик со стороны родителей | | | | | | |
в | результативность проведённых мероприятий с участием родителей, родительского актива класса | | | | | | |
8 | План работы класса на учебный год |
а | содержание воспитательной деятельности класса по направлениям в соответствии с целями и задачами | | | | | | |
б | разнообразие форм индивидуальной работы с учениками | | | | | | |
в | работа по активации процесса ученического саморазвития (участие в олимпиадном движении, конкурсах) | | | | | | |
г | работа по самоорганизации воспитанников, привлечение воспитанников, занятых в получении дополнительного образования, к воспитательным мероприятиям школы | | | | | | |
ИТОГО: | | | | | | |
Показатели отмечаются знаком «+» в соответствующей бальной колонке.
Оценивание:
5 баллов - показатель раздела плана представлен всегда в полном объёме;
4 балла - показатель раздела плана представлен или отражен в полном объеме;
3 балла - показатель раздела плана представлен частично;
2 балла - показатель раздела плана используется редко;
1 балл - показатель раздела плана используется иногда;
0 баллов - показатель раздела плана не используется.
Таким образом, в ходе разработки и реализации плана воспитательной работы классный руководитель проводит большую подготовительную работу по изучению особенностей классного коллектива, осуществляет серьёзную работу по сбору индивидуальной информации о каждом воспитаннике, учитывает большое количество разнообразных факторов, способных по-разному повлиять на ход всего воспитательного процесса. Большую помощь как в ходе планирования, так и при реализации разработанного плана, могут оказать заранее разработанные критерии по оценке качества плана воспитательной работы с классным коллективом. Они способствуют конкретизации работы и помогают проанализировать допущенные пробелы/слабые места плана и подвести итог собственной работы, оценив её успешность по итогам учебного года.
Используемая литература и ресурсы:
Веденеева, О.А., Савва, Л.И., Сайгушев, Н.Я. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие (стр.25) https://izd-mn.com/PDF/03MNNPU16.pdf (дата обращения: 02.01.2024).
Маслова, Н.В. Природосообразное ноосферное образование – стратегический ресурс России. том 16 № 4 (49), 2020, ст. 1. Электронное научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление». http://www.rypravlenie.ru/wp-content/uploads/2021/01/01-Maslova.pdf#:~:text=Ноосферное%20образование%20–%20это%20социокультурный,Земля%2C%20человеческого%20общества%2C%20познания%2C%20образования (дата обращения: 02.01.2024).
Планирование воспитательной работы с классом. Планирование деятельности классного руководителя. http://sc0018.celinograd.aqmoedu.kz/public/files/2020/4/23/230420_100146_2.pdf (дата обращения: 02.01.2024).
Симоненко, В.И. Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе / В.И. Симоненко, Е.В. Анкудинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85677/ (дата обращения: 02.01.2024).
Степанов, Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. https://mooc.do.altspu.ru/pluginfile.php/41679/mod_resource/content/1/Степанов%20Е.Н.%20Классное%20руководство%20Воспитательная%20система.pdf (дата обращения: 13.01.2024).
Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы классного руководителя. Методическое пособие. - 2000. https://works.doklad.ru/view/L4rylADfT4A.html (дата обращения: 02.01.2024).