У: У Фили есть апельсин. Какие мысли у вас возникают, когда вы смотрите на него?
О: Вкусный, сладкий, спелый, и др.
У: У Фили есть друзья, с которыми он хочет поделиться апельсином, но не знает как. Поможем ему?
О: Да.
У: Как можно разделить апельсин между всеми друзьями Фили?
О: Поровну.
У: Если почистить апельсин, то он уже разделен на некоторые части. Как называется каждая такая часть?
О: Долька.
У: Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
О: Доли.
У: Доли – это равные части.
(На доске записаны числа: 5, 28, 1/3, 34, 1/8, 4).
У: Прочитайте числа, которые записаны на доске.
У: Есть ли трудности при прочтении данных чисел?
О: Да.
У: Какие?
О: Мы не можем прочитать некоторые числа.
У: Почему мы не можем прочитать некоторые числа?
О: Мы не знаем, как они читаются.
У: Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются?
О: Да.
У: Людям часто приходится делить целое на доли, и самая известная доля – это половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать каждый день (пол-яблока, пол-лимона, полметра, полкомнаты).
У: Перед вами лежат 2 апельсина.
У: Сложите один апельсин пополам, а затем разрежьте. Сколько равных частей получилось?
О: 2 равные части.
У: Мы разделили апельсин пополам, т.е. на 2 равные части.
У: Покажите 1 часть. Как она называется?
О: Половинка.
У: Можно сказать, что половина апельсина – это одна вторая доля апельсина.
У: Сколько частей мы взяли?
О: 1.
У: А на сколько частей разделили?
О: 2.
У: Мы разделили апельсин на две равные части и получили долю апельсина. У: В математике пишут короче: 1/2. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли.
У: Сделаем вывод: доля – это часть целого.
У: Теперь возьмите второй апельсин, сложите пополам. Сложите ещё раз пополам. Разверните.
У: Сколько равных частей получили?
О: 4.
У: Разрежьте и покажите 1/4 часть апельсина.
У: Сколько равных частей получили?
О: 4.
У: Какую часть показали?
О: Одну четвертую.
У: А записывают это так: 1/4.
- А теперь посмотрите на числа, которые мы читали в начале урока. Кто сможет прочитать?