Форма 4
Определение целей и задач, планирование внеклассной работы. Проведение внеклассных мероприятий.
Задание 1. Согласовать с классным руководителем закрепленного за студентом класса тему и время проведения тематического классного часа. Составить сценарий для проведения тематического классного часа (см. методические материалы) Провести 2 тематических классных часа
Сценарий тематического классного часа №1, 2
Студента Бехтгольд Полины Александровны Дата проведения 26.10.23
Возраст участников , класс 4-1 Тема «Что такое совесть?»
Продолжительность кл часа _______________ Место проведения БОУ г. Омска «Гимназия №62»
Форма проведения беседа
Цель формирование представления у учащихся понятия «совесть».
Формирующиеся ценности морально-нравственные и духовные.
Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные |
ориентация в нравственном содержании и смысле как поступков собственных и поступков окружающих людей, знание основных моральных норм ,справедливое распределение ,взаимопомощь, честность, ответственность , правдивость и проявление этих качеств в конкретных ситуациях. | П: с помощью педагогического работника формулирует цель классного часа. К: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. Р: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. |
Комплекс материалов карточки.
Оформление доски
Ход классного часа
Содержание классного часа
1. Вступление. Мотивационная часть.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня классный час проведу у вас я. Давайте настроимся на урок, пожелаем друг другу плодотворной работы. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь ему.
Посмотрите на слайд, я очень к вам торопилась и пока бежала все буквы в теме нашего занятия перепутались. Попробуйте разгадать тему классного часа. (Совесть).
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на классном часу? (Мы будем говорить о том, что такое совесть, зачем она нужна человеку).
Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам высказывание Александра Сергеевича Пушкина? («Да жалок тот, в ком совесть нечиста»)
Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей).
Я предлагаю сегодня рассмотреть несколько вопросов, чтобы узнать больше о совести (на слайде).
2. Основная часть
1. Начнем с первого вопроса, что же такое совесть? Как вы думаете? (Ответы детей).
Обратимся к словарю Владимира Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
2. А как вы думаете, нужна ли вообще совесть человеку? (Ответы детей)
Поработаем в группах. У вас есть карточки, на которых написана притча. А что такое притча? (Краткий рассказ, который несет в себе поучительный урок). Вам нужно прочесть эту притчу, в группе обсудить в чем же заключается смысл притчи.
Ребята, почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение? (Потому что учитель хотел донести до своих учеников, что не каждую просьбу нужно выполнять, стоит сначала подумать, не принесет ли вреда эту просьба кому-либо).
А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).
Подведем итог, нужна ли совесть человеку? (Да). А зачем? (Ответы детей).
Сыграем в игру. Я буду зачитывать вам предложения, а вам нужно будет подумать и выбрать, как можно перефразировать это предложение. (На слайде).
-Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
- Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
- Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
- Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.)
- Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
Скажите, а бывали ли в вашей жизни ситуации, за которые вас мучала совесть? (Ответы детей).
Если ты чувствуешь, что поступил плохо, исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.
Украл? – Верни.
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари.
Сказал злое слово? – Попроси прощения.
К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло. Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.
Знаете ли вы пословицы о совести? (Ответы детей)
Давайте узнаем больше пословиц о совести. Снова разделимся на группы. У вас есть рассыпанные пословицы, вам нужно восстановить их и обсудить в группах смысл этих пословиц.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
От человека утаишь, от совести не утаишь.
Добрая совесть не боится клеветы.
Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.
Нечистая совесть спать не даёт.
Совесть — как сосед: чем с ней дружней, тем лучше. ОБСУЖДАЕМ КАЖДУЮ ПОСЛОВИЦУ, ЕЁ СМЫСЛ (проверяем на слайде).
3. А что же значит поступать по совести? (Перед тем, как совершить какой-либо поступок, нужно подумать, хороший он или плохой, послушать свою совесть).
Попробуем создать устный портрет совестливого человека. Я буду зачитывать вам предложение, а вы отвечаете, если так поступает совестливый человек вы отвечаете «ДА», если это поступок человека, у которого нет совести, вы отвечаете «НЕТ»:
Он работает с душой - да.
Не пройдёт мимо чужой беды - да.
Всё делает по совести - да.
Он добр, честен, правдив - да .
Ищет оправдание своим поступкам - нет.
Ищет снисхождение к себе - нет.
А соответствуете ли вы этому портрету? (Ответы детей).
Скажите, а бывало ли такое, что вас мучала совесть? За какие поступки? (Ответы детей).
_________________________________________________________________________________________________________
3. Заключение
На каждом шагу мы делаем выбор между злом и добром. Но люди иногда ошибаются. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Итак, о каком же нравственном качестве мы сегодня говорили? (О совести)
Как вы поняли, что такое совесть? (Ответы детей)
В заключение, давайте обратимся к высказыванию А.С.Пушкина: «Да жалок тот, в ком совесть нечиста». Почему поэт так написал? (Ответы детей)
Запомните, именно на совестливых людях держится порядок и мир в нашем доме, нашей стране.
Я думаю, что каждый сегодня из нашего занятия сделал правильный вывод для себя. Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках. Прислушайтесь к своей совести, подумайте и решите. Выбор за вами. Всем спасибо за урок!
Поделитесь своими впечатлениями от классного час. Что интересного/ценного вы для себя вынесли?
Спасибо! До свидания.
Притча
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды.
Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочём страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
Притча
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды.
Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочём страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
От человека утаишь, от совести не утаишь.
Добрая совесть не боится клеветы.
Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.
Нечистая совесть спать не даёт.
Совесть — как сосед: чем с ней дружней, тем лучше.