Классный час по теме «Такие разные профессии». (5 класс)
Цели:
Образовательные:
Расширить представления учащихся о профессиях.
Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
Учить видеть необходимость в определении профессии.
Учить ориентироваться в мире профессий.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков школьников.
Развивать умение объективно оценивать свои знания.
Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
Воспитывающие:
Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.
Задачи:
Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Ход классного часа:
1.Организационный момент. Слайд 1, 2
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе.
Приятного вам дня!
2.Формулирование темы мероприятия
Ученик.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Предлагаю вам я тему.
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим
Классный час свой посвятим.
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.
Учитель.
Итак, сегодня на классном часе мы будем говорить о профессиях, об их значимости в нашей жизни, о том, как важно выбрать свой единственно верный путь в жизни.
Учитель.
Еще в древности люди поняли, что одному человеку трудно жить в этом мире, ему не справиться со всеми опасностями и трудностями. Поэтому уже с древних времён появился многообразный мир профессий. Но мы затронем лишь некоторые.
Учитель. Что же такое профессия? (Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений). Прочтите определение. Слайд 3
Учитель. А задумывался ли кто-то, откуда вообще произошло слово «профессия»? (Как оказалось, в переводе с латинского «professio» означает «объявляю своим делом»). Слайд 4
Учитель.
Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? Почему вы так решили? (Нет. Чтобы хорошо работать, чтобы тебя уважали, ценили, ты должен быть профессионалом. Чтобы стать профессионалом своего дела, необходимо хорошо учиться, получить прочные знания, приобрести нужную профессию).
- Где же школьник может получить профессию? (В колледжах, техникумах, институтах)
- Какие профессии вы знаете? (врач, пожарный, повар, учитель, полицейский, слесарь, токарь)
- А знаете ли вы, какие профессии у ваших родителей? (Рассказы учащихся о профессиях родителей).
Учитель.
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением. Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждая профессия важна и нужна.
В ходе классного часа, ребята, мы и посмотрим, какие профессии вы знаете, и какие профессии вы считаете важными.
Исторический материал
Учитель. В 17 веке на Руси было всего лишь 200 профессий, а сейчас существует больше 40 тысяч профессии! Существовали такие профессии, которые сейчас вызывают смех или удивление. Ведь таких специальностей в наше время нет. Давайте познакомимся с некоторыми историческими сведениями, дошедшими до нашего времени. Слайд 5
Учитель. Предлагаю прочитать задание на слайде и выбрать правильный ответ.
Слайд 6.
Одной из почетных профессий на Руси считалась профессия – плевальщика.
Чем занимался этот человек?
1. Договаривался о свадьбах
2. Сеял репу
2. Строил печи
3. Собирал налоги
Учитель. Проверим ваш ответ.
Слайд 7
У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Сеять их руками невозможно. Семена выплевывали, а хорошие плевальщики очень ценились.
Слайд 8.
Древние греки изображали богиню Гигею в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Сегодня «сосуд Гигеи» является символом одной из областей научно и практической деятельности человека. Какой именно?
1. Зоологии
2. Гигиены
3. Медицины
4. Гербологии
Учитель. Проверим ваш ответ.
Слайд 9.
Сосуд Гигеи является символом медицины. Он изображается в виде чаши на длинной тонкой ножке, вокруг которой обвилась змея.
Слайд 10
До начала 18 века в Московском государстве существовала должность целовальника, которые избирались жителями городов и уездов для губного дела. Как мы бы назвали губных целовальников сегодня?
1. Сыщики
2. Свахи
3. Косметологи
4. Хирурги
Учитель. Проверим ваш ответ.
Слайд 11.
Губные целовальники по сути выполняли работу сыщиков. Они назначались для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей, то есть губных дел - ведомственных. Целовальниками этих людей называли потому, что при вступлении в должность они давали клятву честно исполнять свои обязанности и в подтверждение целовали крест.
Задание «Узнай профессию» Слайд 12
Попытайтесь угадать, о каких профессиях идет речь?
•• Московское время 12 часов 30 минут. (диктор)
•• Открой рот и скажи «ААааа». (врач)
•• Ваша сдача 5 рублей. (продавец)
•• Тема сегодняшнего урока «Морфологические признаки имени существительного». (учитель)
•• Кому добавки? (повар)
•• Ловись рыбка и большая, и маленькая.(рыбак)
•• Несите кирпичи и раствор. (Строитель)
•• Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портниха)
Молодцы! Вы верно угадали все профессии.
Задание «Доскажи словечко»
1. Пишут сказку и рассказ.
Но одних рассказов мало.
Без картинок нет журнала!
Муравьишек и слонов,
Зимний лес и летний дождик
Нам нарисовать готов
Замечательный … (художник)
2. Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
3. Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
4. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
5. Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
6. С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (юрист)
7. На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется... (военный)
Задание на внимание Слайд 13
Веселая компания,
Удвой свое внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Чёрный весь, как будто грач, Слайд 14
С нашей крыши лезет... (трубочист).
Булки нам и калачи
Каждый день пекут... (пекари).
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый... (повар).
Арий, опер сочинитель
Называется... (композитор).
На заводах по три смены
У станков стоят... (рабочие).
Посадил уж сотни роз
В городском саду... (садовник).
Кто пасет коров, овец? Слайд 15
Ну, конечно,... (пастух).
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный,... (учитель).
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно,... (дворник).
Ходят по клеточкам конь и ладья —
Ход свой победный готовит... (шахматист).
Под куполом цирка в опасный полет
Отправился смелый и сильный... (гимнаст).
Учитель:
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос: Почему? (Отвечают ребята).
Учитель:
В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос:
Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд.
Вопрос: Какой? (Отвечают ребята).
- Звучит песня «Антошка»
Ученик
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё-таки надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять!
Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись мастерить,
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всём и везде помогает она.
Умей, если нужно, заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье, будь первым в труде,
Белоручек, лентяев не любят нигде.
Итог.
Очень важно, чтобы человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него “золотые руки”. Но помните! Если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесёте радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.
- Звучит песня “Дорогами добра”:
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой.
Куда по свету белому отправиться с утра.
Как путь не был бы долог,
Иди прямой дорогой,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Литература
1. Агеева И. Д. «Весёлые загадки – складки и загадки – обманки для всех школьных праздников» -М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.
2. Думанская С.Н. Классные часы. – Х.: Изд. группа «Основа», 2008 г.
2. Мазнин И. 500 загадок для детей. – М.:ТЦ «Сфера», 2002 г.
3. Шорыгина Т.А. “Профессии. Какие они?”. Москва 2004 г.