СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа "Здоровое питание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час по ЗОЖ

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа "Здоровое питание"»

Класс: 7 класс

Классный руководитель: Лапина Лариса Александровна.

Тема: "Здоровое питание "

Цель:  Формировать у учащихся представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей и о правильном питании как важной составляющей ЗОЖ

Задачи:

1. Воспитательные:

- Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

- Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания

- Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения

2. Развивающие:

- Сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания

- Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона

3. Образовательные:

- познакомить детей с принципами здорового питания на материалах современных исследований

- Повышать активность учащихся на уроке

- Работать над сознательным усвоением материала

Оборудование: - компьютер, проектор, электронная презентация; раздаточный материал; сообщения и презентации учащихся

Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся смогут сделать выбор – правильное питание.

2. Полученные знания помогут подросткам ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.

3. Учащиеся смогут оценивать и составлять свой режим питания.

Межпредметные связи: медицина, биология, экология


Технологии: здоровьесберегающая технология, ИКТ


Форма организации: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! На пришлом занятии мы с вами говорили о правилах здорового образа жизни, которые помогут нам долго сохранять своё здоровье.

А что такое здоровье? Ответы детей.

Давайте вспомним о том, какие правила мы сформулировали. Ответы детей.

Молодцы. Одним из важных пунктов мы назвали правильное питание. Сегодня мы с вами разберём, почему это важно для нашего здоровья и как это- питаться правильно.

Еще древнегреческий философ Сократ ( 470 - 399 лет до н. э.) сказал: « Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего организма.

Ваше здоровье - самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь, человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими – то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни - всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому образу жизни.

Зачем человеку еда?

Человек даже в состоянии покоя расходует энергию. Поэтому питательные вещества человеку нужны для нормального функционирования систем органов и всего организма в целом. Детям крайне необходимо правильно питаться, ведь им нужно расти и развиваться. Школьный возраст является очень ответственным периодом жизни, когда осуществляется сложная перестройка организма и обмена веществ. Процесс обучения в школе значительно усиливает физическую и эмоциональную нагрузку на организм ребенка, которому приходится тратить большое количество энергии. Стоит помнить, что единственным источником энергии для человека является еда. Поэтому от того, как питается человек, следует ли он режиму питания, во многом зависит его здоровье. Какой вывод в данном случае мы можем сделать?

Учитель. А что же значит питаться правильно? По какому принципу вы выбираете, что вам есть? Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны? Что нужно есть на завтрак, на обед и на ужин? Сколько раз нужно питаться в день? Именно об этом мы и будем с вами сегодня говорить.

Из чего состоит наша еда?

Организм человека – это уникальный «химический комбинат», в котором протекает множество разнообразных химических реакций. Согласно закону сохранения энергии, человеку необходимо поддерживать некоторый запас энергии. Расход энергии, как известно, восполняется посредством питания. Главные компоненты пищи – углеводы, белки, жиры (слайд 50). В результате пищеварения эти вещества превращаются в более простые и разносятся кровью во все клетки организма, где окисляются кислородом, доставляемым кровью из легких.

Молекулы пищевых веществ служат материалом для построения всех клеток нашего организма. В то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности.

Сколько и каких продуктов нужно потреблять в день?

Перед вами ПИРАМИДА ПИТАНИЯ, рекомендованная Всемирной Организацией здравоохранения. Это пирамида показывает, каким должно быть здоровое и правильное питание. Давайте посмотрим, из чего она состоит

Теперь посмотрим внимательнее на цветные секторы разной ширины. Их соотношение показывает пропорции разных групп продуктов, которые нужно учитывать при составлении меню: чем шире сектор, тем больше продуктов этой группы нужно человеку, а чем уже, тем меньше. Правильное соотношение белков, жиров и углеводов обеспечит организму правильный энергетический баланс. В среднем взрослому человеку в сутки необходимо:

  • белков – от 58 до 117 г в сутки

  • жиров – от 60 до 154 грамм в сутки

  • углеводов – от 257 до 586 грамм в сутки.

Энергию дает практически любая пища, но углеводы усваиваются быстрее других продуктов. Основной строительный материал – белки и жиры. Также абсолютно необходимы витамины и минеральные соли, хотя и в весьма небольших количествах.

Белки – это важнейшие для жизни вещества. Белки основной структурный компонент живых тканей. Посмотрите на своего соседа. Все, что вы видите: кожа, волосы, глаза, ногти – это белки. Костные ткани, кровь, мозг – все содержит белки. Кроме того, все ферменты, контролирующие химические процессы в организме, представляют собой  белки.

Белки – это полимеры, построенные из фрагментов небольших молекул, называемых аминокислотами. Каждая аминокислота содержит углевод, азот, водород, кислород, в некоторых имеется также сера. Как и сахар, белки – это строительные блоки для построения тканей и органов.

Жиры – один из основных видов биомолекул, имеющих свои специфические свойства и функции. Жиры составляют существенную часть пищи человека. Они содержатся в рыбе, мясе, молочных продуктах, зерне.

Молекулы жиров состоят из углевода, водорода и кислорода. Если поступление энергии в организм превращается в расход, то «лишнее» ее количество превращается в жир и откладывается в тканях организма. Если энергии поступает меньше, чем нужно, то этот жир расходуется. Жиры обладают низкой теплопроводностью, поэтому они играют важную роль в теплорегуляции  животных организмов. Вследствие эластичности жиры выполняют защитную функцию в подкожных тканях и тканях, окружающих внутренние органы.

Растительные масла являются источником витаминов и ненасыщенных незаменимых жирных кислот – линолевой, линоленовой и арахидоновой. Поэтому употребление растительных масел в пищу способствует перевариванию пищи и правильному обмену веществ в организме. Суточная норма потребления жиров взрослым человеком составляет 80-100 г.

Углеводы являются главной составной частью пищи человека. Суточная потребность человека в углеводах составляет 400-500 г, это в пять раз больше, чем потребность в белках и жирах. Углеводы являются основным источником энергии для организма, обеспечивая до 70% общей калорийности пищи.

Полисахариды медленнее расщепляются в кишечнике. Поэтому употребление продуктов, богатых крахмалом, более полезно для организма. Кроме того, эти продукты содержат неперевариваемые полисахариды: клетчатку, нектиновые вещества. Клетчатка оказывает благоприятное регулирующее действие на работу кишечника, нормализует функции желчевыводящих путей, препятствует развитию застойных явлений в желудочно – кишечном тракте. Пищевые волокна способствуют выведению холестерина.

Таким образом белки, жиры и углеводы – основные компоненты пищи и источники энергии для всего живого.

Почему нужно потреблять много овощей и фруктов? Правильно, это источник витаминов. Какие витамины вы уже знаете и для чего они нужны?

Более подробно нам расскажут об этом Даша и Арина, они подготовили сообщение и презентацию о витаминах.

Выступление учащихся с презентацией.

Все ли продукты питания полезны? Знаете ли вы, какие продукты вредны для здоровья?

Ответы учащихся и рассказ учителя.

Врачи-диетологи всего мира выявили пятерку самых вредных продуктов для человека

В эту пятерку вошли:

1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержани­ем сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек. 

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.

Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет.

Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

Для перевозки концентрата кока колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов. Дистрибьюторы кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

А существуют ли полезные компоненты в газировках? Да, это вода!

Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.

Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi, необходимо следовать простым правилам:

1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.

2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.

4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

5. Не давайте газировку детям до 3 лет.

 2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.

Чаще всего современная молодежь употребляет в пищу продукты, которые полезными назвать трудно. Это, прежде всего, чипсы, сухарики. А насколько полезны эти виды продуктов нам необходимо разобраться!

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда, фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя». Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Вы еще хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

 3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.

 4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие про­дукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.

5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Они способствуют длительному сохранению, улучшению цвета, вкуса и консистенции продукта. В странах Европейского Союза (ЕС) принята система циф¬ровой кодификации пищевых добавок: каждая из них обозна¬чается буквой «Е», что значит «европейская» и соответствую¬щим цифровым индексом. Красители (Е-100 – Е-199) добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты. Консерванты (Е-200 –Е-299) увеличивают срок хранения продукта. Антиоксиданты (Е-300 – Е-399) защищают продукт от повреждающего действия кислорода, их добавляют в бульонные кубики, жевательные резинки, мороженое. Стабилизаторы (Е-400 –Е-490) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Эмульгаторы (Е-500 – Е-599) используют для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов. Усилители вкуса и ароматизаторы (Е-600 –Е-699) часто добавляют в соусы, приправы, колбасы.

Значительное количество добавок не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или в других странах продуктах питания. В развитых странах проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно. Публикуются списки наиболее вредных из них с указанием характера воздействия.

Немногие знают, что большое количество таких добавок не разрешены к применению в пищевой промышленности Российской Федерации, а некоторые из них и вовсе запрещены к применению в производимых в нашей стране продуктах питания. К сожалению, проверка безопасности пищевых добавок проводится не во всех странах постоянно. Поэтому важно знать, какие пищевые добавки особо вредны.

Какие продукты и в каких количествах нужно потреблять, мы узнали. Какие ещё существуют правила здорового питания? Если вы подумаете, то многие из них наверняка назовёте сами.

Работа в группах. Ребята, обсудите то, что вам уже известно о питании и запишите это на листах, озаглавив «Правила здорового питания»

Теперь посмотрим, что вы написали.

Выступление групп.

Молодцы, а теперь поговорим об этих правилах и пополним свою копилку знаний.

«Правила здорового питания»

1.Нужно соблюдать режим питания. Режим – это регулярность чередования приемов пищи. Правильнее кушать понемногу, но 5–6 раз в сутки.

2.Нельзя переедать

3.Нужно есть в одно и то же время пищу, которая является простой и свежеприготовленной!

4.Во время еды пищу нужно тщательно пережевывать!

5Энергетическая ценность продуктов должна соответствовать энергетическим затратам организма. (калорийность пищи должна соотноситься с физической активностью)

6 Пропорциональность-Химический состав пищи должен удовлетворять физиологическим потребностям организма.

7.Пища должна быть максимально разнообразной. Некоторые считают, что витамины содержатся только во фруктах, соках, овощах, но это заблуждение. Каждый продукт (мясо, рыба, хлеб, крупы, орехи, молочные изделия и др.) богаты витаминами и микроэлементами, необходимыми для нормального функционирования организма.

8.Перед едой нужно всегда мыть руки

9.Пища должна быть свежей.

10.Нужно избегать употребления тех продуктов питания, состав которых неизвестен или сомнителен.

11.Не есть перед сном (не позже, чем за 2 часа до сна)

12.Сладкого нужно потреблять как можно меньше

13.Исключить из рациона фастфуд и сладкие газировки.

Пояснения и обсуждение этих правил.



А теперь давайте проверим, правильно ли вы питаетесь. Пройдите тест и посчитайте свои баллы.

Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

(Айзман Р.И., Иашвили М.В., Лысова Н.Ф., Абаскалова Н.П., Рубанович В.Б. Основы ЗОЖ и профилактики вредных привычек: Мет,пособие.-Новосибирск:ГЦРО, 2001.-С.22-23)

1. Как часто в течение дня Вы питаетесь:

           а) три раза в день; б) два раза; в) один раз.

2. Всегда ли Вы завтракаете:

          а) всегда; б)не всегда; в) никогда.

3. Из чего состоит Ваш завтрак:

          а) каша и чай; б) мясное блюдо и чай; в) чай.

4. Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином:

          а) никогда; б) один-два раза в день; в) три раза и более.

5. Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты:

          а) три раза в день; б) один-два раза в день; в) два-три раза в неделю.

6. Как часто Вы едите жареную пищу:

          а) один раз в неделю; б) три-четыре раза в неделю; в) каждый день.

7. Как часто Вы едите выпечку:

          а) один раз в неделю; б) три-четыре раза в неделю; в) каждый день.

8. Что Вы намазываете на хлеб:

          а) маргарин; б) масло с маргарином; в) только масло.

9. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу:

          а) три-четыре раза ; б) один-два раза; в) один раз и реже.

10. Как часто Вы едите хлебобулочные изделия:

         а) менее трех раз в неделю; б) от 3 до 6 раз в неделю; в) за каждой едой.

11. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день:

         а) одну-две; б) от трех до пяти; в) шесть и более

12. Прежде чем приступит к приготовлению мясного блюда, нужно:

         а) убирать весь жир; б) убирать часть жира; в) оставлять весь жир.

«а»– 2 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:

0-13 баллов – будьте внимательны, есть опасность для здоровья;

14-17 баллов – надо улучшить питание;

18-24 балла – отличный режим и качество питания


Расскажите о своих результатах. Какие нарушения в своём питании вы обнаружили?

Какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не соблюдает правила здорового питания?

Выступление родительницы Бурлаковой Г.С., медработника. Она рассказала о заболеваниях, которые связаны с неправильным питанием.

Диагностика результативности мероприятия.

Давайте посмотрим, как вы усвоили материал сегодняшнего занятия.

У вас на столах листы, которые поделены пополам и на этих сторонах стоят отметки «+» и «-«, а также лежат карточки, на которых написаны особенности здорового и нездорового питания, названия вредных и полезных продуктов. Распределите эти карточки по группам и наклейте.

Давайте проверим, как вы выполнили задание.

Выступление групп с обоснованием своего выбора. Устная оценка и при необходимости коррекция.

Рефлексия.

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

было ли оно полезно для вас?

Какие выводы вы для себя сделали?

Спасибо всем участникам мероприятия!